Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

Элла

44 роки, стрілець, познайомиться з хлопцем у віці 40-54 років

ruslanmakarov

попередня
наступна

Соборность или всё-таки единство?

30 декабря 2011 г. в списке государственных праздников Украины появился новый повод для официального торжества – «День Соборности и Свободы Украины», который будет отмечаться 22 января, согласно Указу президента Украины № 1209/2011 [1]

Следует напомнить, что раннее в этот день в Украине отмечался «День Соборности» – праздник установленный указом президента Л. Кучмы в 1999 г. [2]  

Также в Украине до 2011 г. отмечался «День Свободы Украины» 22 ноября, согласно указу президента В. Ющенко № 1619/2005.

Указ 30 декабря 2011 г. президента В. Януковича отменил, указы своих предшественников и отныне таких праздников в официальном календаре государства больше нет.

Празднование в Украине «Дня Соборности и Свободы» восходит к событиям 1919 г., когда произошло объединение Украинской Народной Республики созданной на территории 9 губерний Поднепровской Украины (за исключением Крыма) с Западно-Украинской Народной Республикой, которая была провозглашена на территории украинских земель, входивших в состав Австро-Венгрии. Сперва, в Фастове был подписан договор 1 декабря 1918 г. «Про маючу наступити злуку обох українських держав в одну державну одиницю» [3], а затем 22 января 1919 г. в день первой годовщины провозглашения Четвёртого Универсала Украинской Центральной Рады, провозглашавшего независимость Украинской Народной Республики, в Киеве был торжественно объявлен Акт Воссоединения (Злуки) УНР и ЗУНР.

С одной стороны это событие имело большое историческое значение, ибо впервые земли населённые людьми, осознающими свою общность, объединились в одно государство на, казалось бы, добровольных началах. С другой стороны это событие не привело к фактическому объединению украинских земель, так как ни УНР, ни ЗУНР не выстояли под ударами своих противников, на момент провозглашения Акта о Воссоединении, значительная часть территории Украины контролировалась большевиками, польскими войсками и франко-британскими интервентами. Многие жители Поднепровской Украины не признавали власти Директории УНР.

Молодому украинскому государству, появившемуся в 1991 г. были необходимы свои символы и традиции, поэтому во многом они были позаимствованы у Украинской Народной Республики, как то гимн, флаг и герб. Собственно и сам праздник «День Соборности» был нужен для того, чтобы и у весьма разобщённого украинского общества, появился свой символ единения, который бы впоследствии стал прочно укоренившейся традицией.   

К сожалению, на данный момент этого не произошло, о чём свидетельствует не только отсутствие массовых и ярких торжественных мероприятий, особенно в регионах, но и высказывания видных политических деятелей современности. Так, 20 января 2012 г. во время своей пресс-конференции, глава Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин заявил: «Есть праздники, которые лежат глубоко в сердце каждого. Это религиозные праздники, праздники, связанные с историей народа. День Победы - это всенародный праздник. Я думаю, когда мы ближе подойдем к процессам объединения всех граждан, проживающих в этом государстве, когда мы искренне будем уважать традиции людей, которые проживают за тысячу километров от нас, когда мы не будем навязывать свою точку зрения на какие-то процессы, когда мы будем толерантнее, тогда этот праздник станет действительно всенародным» [4].

Слова харьковского губернатора вызвали бурную полемику в интернет-сообществе. Тем не менее, необходимо признать, что Михаил Добкин прав. Праздник так и остался непонятной для большинства жителей страны формальностью, не имеющей своих самобытных черт, каких не лишены другие праздники.

Почему же так случилось?

Ответ на этот вопрос, как, на мой взгляд, вполне очевиден.

Прежде всего, стоит отметить, что понятие соборность восходит к православному христианскому вероучению, как характеризующее церковное единство, кафоличность правосланой церкви, единство христиан в вере.

В ХIX в. это понятие получило несколько иное значение, так славянофилы с подачи философа Алексея Хомякова, развили идею соборности, как идею о едином укладе жизни и комплексе морально-этических норм внутри славянского (русского) сообщества. При этом индивидуальная обособленность противоречила идеи соборности и потому осуждалась, как противопоставление себя общности единоверцев и стремление к самоотчуждению, что само по себе противоречило природе русского человека, как полагали славянофилы.

Что же касается присутствия слова соборность в определении украинской государственности, согласно Акту Воссоединения и в названии праздника, то оно должно было указывать на то, что украинец сам по себе ничто, если он не часть единой украинской общности, он не способен добиться ни прав, ни свобод, ни благополучия, если он не откажется от своего индивидуального жизненного пути во имя общего.

Таким образом, понятие «соборность» предполагает строгое следование императиву и отрицание индивидуализма.

Однако в противостоянии коллективизма и индивидуализма, которое было одной из отличительных черт ХХ в. последний одержал убедительную победу и сегодня всякое его отрицание не может найти поддержку у масс.

При этом следует отметить, что в концепции праздника, понятие соборность отождествляется с понятием единство, но в действительности эти понятия не тождественны.

Единство – понятие более широкое, оно может быть обеспечено общими целями или идеями, но не обязательно отрицать право на самоопределение, тех, кто в этом единстве состоит, в отличие от  соборности.

Поэтому именно понятие национальное единство, а не соборность должно лечь в основу праздника, и должно указывать на стремление к достижению общей цели – построению сильного и процветающего украинского государства общими усилиями. Но, при этом, в котором каждый человек имел бы право быть самим собой и идти по собственному жизненному пути, даже если он не вписывается в общий фон, при условии, что его жизненный путь не будет противоречить общей цели.

Так же непопулярность праздника связана с не совсем удачным выбором даты и исторического события, которое, как уже было сказано, не оказало столь существенного влияния на дальнейший ход истории Украины и не имеет прямой связи с современной действительностью, а имеет лишь символическое значение. Поэтому, не исключено, что праздничный абгрейд украинского календаря ещё не раз повторится.

Наконец, как уже было также отмечено, праздник не получил своих отличительных, оказывающих сильное впечатление черт, как то другие праздники, пользующиеся всенародным признанием и любовью.

1. http://www.president.gov.ua/documents/14356.html
4. http://www.ukrinform.ua/rus/order/?id=1122628

 

   

            

 

 

   

0

Коментарі

Гість: burtka

123.01.12, 23:00

и шо?