Весенний марш-бросок или плюсы "покращень"
- 10.04.13, 21:19
Поразила конструкция подъёмника!
Кроме непривычной конструкции, станция "Днепр" уникальна еще и тем, что первые 5 лет своей работы выполняла роль связующего звена между метро, мастерскими, в которых выполнялся текущий ремонт, и железной дорогой, через которую вагоны поступали в киевский метрополитен. Изначально предполагалось, что депо, обслуживающее линию, будет располагаться возле станции "Шулявская". Однако, станция вошла во второй пусковой участок и была построена на гораздо бОльшей глубине, нежели планировалось изначально, поэтому депо в последствии было построено возле ст. "Дарница". Сделать соединительную ветку с железной дорогой со стороны ст. "Вокзальная" было также проблематично, поэтому было принято самое нестандартное решение: связать метро с внешним миром с помощью станции "Днепр".
Чтобы доставить вагоны метро от железной дороги к станции, решили использовать проходящую рядом трамвайную линию. Мелкий ремонт вагонов выполнялся рядом со станцией в мастерских. Для перемещения вагонов с трамвайной линии и из мастерских на эстакаду был построен специальный подъемник с поворотным кругом.
Как это выглядело и работало можно наглядно представить по макету, который был построен машинистом Сергеем Хоменко специально для музея киевского метро. К трамвайной линии примыкал съезд, через который вагон можно было оттолкать либо в мастерские, либо сразу на поворотный круг. Рядом с вестибюлем станции было построено здание мастерских, которое стоит там и по сей день. И, наконец, под эстакадой станции располагался поворотный круг с подъемником, а по 2-му пути на эстакаде был оставлен проем для подъема вагонов. Стоит заметить, что до появления подъемника обсуждалось множество вариантов подъема вагонов, вплоть до однопутной деревянной эстакады уходящей от станции вниз.
Вагоны, прибывавшие на ж-д станцию Дарница, переставляли на временные тележки и через специально построенный съезд отталкивали на трамвайные пути. Временные тележки пришлось ставить из-за того, что родные не могли преодолеть так называемые "трамвайные" рельсы и кривые малого радиуса и вагон постоянно норовил сойти с рельс. От Дарницы вагон доставляли через мост Патона к ст. "Днепр", ставили обратно родные тележки и мотовозом заталкивали на поворотный круг под эстакадой:
Вагон разворачивали на круге и, когда он оказывался под проемом, его поднимали на подъемнике вверх. После подъема вагон оттягивали мотовозом на ст. "Арсенальная", где в тупике проводилось формирование поезда. Аналогичным образом проводился и спуск вагона вниз для выполнения осмотра и ремонта в мастерских.
Так проводился монтаж подъемника. Снизу по центру ось поворотного круга, справа ферма, на которой разворачивали и поднимали вагоны, сверху виден проем в эстакаде, в который поднимались вагоны, и из проема вниз спускается, по-видимому, часть системы подъема:
Подъем первого вагона 20 октября 1960 г:
Поворотный круг во всей красе. Пока круг не использовался, ферма находилась в верхнем положении, поэтому на фото ее не видно, однако видно дополнительное ограждение на платформе станции вдоль проема. Изначально предполагалось, что подъемник будет использоваться для 20-30 спусков/подъемов в год, но в реальной жизни потребность в подъемнике оказалась куда выше и по состоянию на март 1962 г. он выполнил уже 630 (!) полных циклов спуска/подъема.
В мастерских, построенных рядом со станцией, была всего одна канава на два вагона. Основной ремонт выполнялся здесь, а для ночного отстоя поездов использовались тоннели и тупики за станциями. Так выглядели мастерские изнутри:
При продлении линии до ст. "Дарница" и открытии одноименного депо поворотный круг с подъемником были демонтированы, а проем в эстакаде закрыт. Тогда на месте подъемника обосновался газон, а при реконструкции развязки в прошлом году из под земли были извлечены последние артефакты этого уникального механизма. Некоторые части круга переехали в депо "Дарница", где существуют по сей день в виде обычного поворотного круга.
Кстати, ранее на станции была еще одна интересная деталь: название станции над входами было выполнено в виде неоновой вывески:
В месте примыкания станции к мосту Метро расположены небольшие мостики, ведущие к двум вертикальным объемам из стекла и бетона, в которых размещены лестничными марши и дополнительные входы/выходы на станцию. Над ними установлены две монументальные статуи "Мир" и "Труд". Выходы достаточно давно не используются и в настоящее время закрыты.