Наталья Шляпникова
Об особенностях пейзажной фотосъемки читателям нашего журнала рассказывает Валентин Гуков — фотограф со стажем, часть жизни которого прошла в путешествиях по просторам бывшего Советского Союза. Валентин Иванович начал снимать для журнала «Смена» в 1957 году, а в 1960 году для «Огонька» делал фоторепортажи с мыса Челюскин, снимал на Северной Земле, на Земле Франца-Иосифа, на Байкале... Валентин Гуков — создатель целого ряда фотобуклетов с видами государственных заповедников, античных городов Крыма, снимков живой природы, автор многочисленных диафильмов, основатель и преподаватель Международной школы фотоискусства «PhotoArt-School», автор учебников и профессиональных словарей по фотоделу.
— Каковы ключевые особенности пейзажной фотосъемки?
— Самая главная особенность — это отсутствие науки о художественной съемке пейзажа. В мире фотолитературы нет книги с названием «Искусство пейзажной фотографии». Причина простая: искусство фотопейзажа настолько многогранно и сложно, что данная наука оказывается метанаукой. В пейзажной съемке фотографу встречается множество необычных и трудно решаемых проблем. В первую очередь его ожидает следующий парадокс: оказавшись непосредственно в той точке пространства, откуда открывается ошеломляющий пейзаж, человек с фотокамерой испытывает на себе мощное, разностороннее воздействие окружающей природы. Его взгляд охватывает одновременно 180 градусов перспективы, а если он оглянется по сторонам, то и все 360. На фотографии же перспектива, как правило, ограничена 60 градусами при фокусном расстоянии типового объектива в 28 мм.
Во-вторых, на фотографа воздействуют визуальные, звуковые и обонятельные образы. Вокруг постоянно что-то происходит: поют птицы, пахнут цветы, журчит ручей, дует ветер… Тактильные ощущения тоже играют не последнюю роль в общем восприятии: под ногами мы ощущаем острые камни, корни деревьев и прочие неровности ландшафта, можем потрогать шершавую (или гладкую) кору деревьев, скатать в ладонях снежок из снега... Материальность пейзажа хорошо заметна на переднем плане, в метре-двух от фотографа четко различима фактура: прорисованы в деталях травинки, камни, листочки деревьев. Парадокс заключается в том, что фотографическим результатом вместо этого множества восхитительных восприятий и ощущений явится какая-то банальная фотокарточка или плоская картинка на мониторе, передающая лишь малую часть от всего, что удалось почувствовать в момент съемки.
— Каким должен быть объектив для съемки пейзажа?
— В пейзаже принято максимально детализировать снимаемые объекты. Это означает, что объектив должен быть высочайшего качества, т.е. давать по углам разрешение не тридцать линий на миллиметр, а 50—60 линий на мм, а в центре — до 80 линий. Именно такое качество обеспечивают профессиональные объективы. Детализацию хорошо передают камеры среднего и крупного формата. Я лично использую «Лингофф-технику» с кассетами 4х5 дюймов и широкоугольным объективом. У меня 75 мм широкоугольник, который кроет примерно 90 градусов по горизонтали. И обязательно беру штатив.
— Пейзажи различаются по степени общественной значимости?
— Несомненно! Фотографии сложно доступного для большинства людей горного пейзажа, далекого от цивилизации водопада, первозданной, дикой таежной природы будут иметь более высокую ценность в глазах зрительской аудитории. То есть в человеческом представлении есть пейзажи обыденные, средненькие и есть величественные, уникальные. Наиболее востребованы, конечно же, последние, поэтому настоящий фотопейзажист охотится именно за ними. Он ездит, к примеру, по заданию журнала GEO в разные уголки земного шара, сплавляется по бурным рекам, поднимается на вершины и находит интересные сюжеты, которые впоследствии становятся глянцевыми постерами, календарями, иллюстрациями в книгах. Роскошные пейзажи, как правило, труднодоступны. Это почти аксиома.
— Таким образом, фотопейзажист фактически превращается в путешественника?
— Да, мобильный образ жизни диктует фотографам-пейзажистам свои правила: как фототурист он обязан обладать отличной спортивной формой, удобным обмундированием и снаряжением, а еще — рассчитывать только на себя, ведь такие путешествия происходят, как правило, в одиночку. Так что фотопейзажисты — это, как правило, крепкие, тренированные мужчины, опытные путешественники, да еще вдобавок рыбаки и охотники, ведь в процессе путешествий нужно заботиться о добывании пищи.
— Какие же требования по технике съемки нужно выполнить фотографу для сохранения перспективы и воссоздания многогранной картинки?
— Одна из серьезных трудностей, с которыми сталкивается фотограф-пейзажист, — исчезновение третьей координаты. В пейзаже глубина пространства, как правило, многокилометровая! А на снимке изображение сплющивается, становится двухмерным. Помню свое юношеское разочарование в связи с этим открытием, когда я сделал несколько снимков в удивительно красивом месте на Домбайской Поляне, а дома, в процессе печати, обнаружил, что все горные просторы исчезли: передний и дальние планы наслоились друг на друга. Горный пейзаж превратился в жалкий фотодокумент.
— Существуют ли средства и методы преодоления этой проблемы?
— Я знаю пять методов, позволяющих иллюзорно восстановить трехмерную картину природы. Первый — использование линейной перспективы. Смысл этого метода заключается в следующем. По мере удаления предметов от глаза наблюдателя их размеры уменьшаются в изображении. Особенно хорошо это заметно на примере железнодорожного полотна: шпалы по мере удаления от человека кажутся все меньше и меньше, рельсы на горизонте сходятся в точку, ширина улицы так же сужается в отдаленной перспективе. Люди, деревья и прочие объекты кажутся тем меньше, чем более они удалены от наблюдателя. Исходя из сказанного, требуется подбирать композицию планов при съемке таким образом, чтобы в кадре было заметно уменьшение этих размеров. Хороший способ подчеркнуть выразительность глубины пространства — использовать широкоугольный объектив, при этом степень уменьшения предметов в кадре резко возрастает: дерево на втором плане уже резко уменьшается в размерах, а на третьем плане объект и вовсе превращается в точку. Это явление я бы обозначил как «эффект отскакивания планов», создающий иллюзию удаленности и глубины пространства.
Второй метод подчеркивания выразительности глубины пейзажа — использование светотональной перспективы. Она создается в присутствии различных погодных явлений — тумана, дождя, падающего снега. При встречном свете воздух начинает «светиться», что и создает эффект светотональной перспективы. При этом в воздухе возникает визуальное подобие кисеи, которая зрительно акцентирует предметы на первом плане, понижая при этом контрастности второго и третьего планов, «разбеливая» их. Именно этот прием используют декораторы в театре, опуская на сцену сетки, выделяющие передние и дальние планы. Этим методом пользовался знаменитый русский живописец Куинджи, поэтому все его картины удивительно объемны и замечательно передают перспективу пространства.
Третий прием — использование возможностей цветотональной перспективы. Красные, оранжевые и желтые цвета действуют как оптически приближающие, зеленые — как нейтральные, а голубые — как отдаляющие. Поэтому голубое небо или сизые дали всегда воспринимаются как отдаленные объекты, зелень устойчиво оккупирует средний план, а вот что разместить на переднем плане — нужно продумать самому фотографу. Это могут быть рыжие и коричневые камни, красные или желтые цветы или прочие объекты в названной цветовой гамме.
Четвертый метод — наложение планов. Когда предметы переднего плана накладываются на предметы второго плана, а предметы второго — на третий. На практике это может выглядеть следующим образом: на переднем плане кадра выразительные, красивые ветки или цветок, за ними скала, расположенная в свою очередь на фоне моря.
Светотеневое освещение подчеркивает трехмерность форм природных объектов, чему способствует боковой свет, используемый в пейзажной съемке (вот и пятый метод). Деревья, освещенные сбоку, выглядят округлыми, скала, роща, даже одиночный куст благодаря этому приему выглядят объемно.
— Есть ли еще недостатки у фотоотпечатка?
— Пейзаж всегда характеризуется определенной активностью, а в «замороженном» кадре она исчезает! Поэтому все средства нужно бросить на восстановление динамики.
— В таком жанре, как портрет, можно придумать для модели динамичную позу. В натюрморте динамику может передать пар, струящийся от блюда с горячей едой. А как восстановить движение в пейзаже?
— Заметим, между прочим, что абсолютно мертвого пейзажа практически не бывает: облака передвигаются и меняют формы, вода в реке течет, в озере волны набегают на берег, травы и кроны деревьев колышутся, ветви гнутся под напором налетевшего ветра. Летающие насекомые и птицы дополняют картину живого пейзажа. Бывает, впрочем, что природа находится в абсолютном затишье. Полуденное марево зноя, когда жизнь замирает и нет даже слабого ветерка, полный штиль на водоеме, унылая статичность зимней равнины — создают дополнительные трудности для фотографа. Тогда все его усилия направлены на оживление пейзажа. Если (на счастье фотографа) по небу ползут облака, то они намекают на какое-то движение на небосводе. Если же небо абсолютно «голое», «неаполитанское», то мастеру фотосъемки приходится в таких случаях опускать камеру, оставляя небосвода в кадре совсем чуть-чуть. Однако при этом нужно будет поискать в нижней части картинки что-либо достойное взгляда объектива.
— Какие еще секреты можно применить для «оживления» картинки?
— Например, при полном штиле на водном пространстве можно бросить в центр водоема какой-нибудь камень и нажать на спуск фотоаппарата в момент, когда от брошенного предмета пойдут круги.
— Хорошая освещенность пейзажа имеет значение для красоты кадра?
— Конечно. При этом перед фотографом встает проблема экспонометрии, поэтому для подстраховки сложные пейзажи, обладающие огромной яркостной широтой, нужно снимать с коррекцией: сперва с правильной экспозицией, а потом, на всякий случай, с двумя передержками и с двумя недодержками. Фотолюбители любят почему-то снимать пейзажи с 11 до 15 часов при полуденном освещении. Солнце при этом находится почти вертикально над головой фотографа и дает самое невыгодное освещение ландшафта. Профессионалы снимают только при утреннем освещении — с 7 до 11 утра или при вечернем — с 15 до 19 часов (в эти часы солнце дает красивое боковое освещение). Впечатляюще эффектно контровое освещение, возникающее при встречных лучах закатного солнца. Чтобы при этом правильно поставить выдержку диафрагмы, экспонометр закрывают каким-нибудь предметом — пусть он захватит все остальное пространство, кроме солнечного луча.
— С какой точки лучше всего снимать большие пейзажные пространства?
— Ландшафт лучше всего раскрывается с самой высокой точки. При его съемке желательно выбрать участок пространства, демонстрирующий характерные особенности данной географической местности. При этом не стоит забывать о заполнении переднего плана. Ветки деревьев, камни, сучья, цветы, гроздь рябины или красивый куст могут внести желаемый акцент в фотографию. Причем передний план может быть как естественным, так и постановочным, рукотворным. Можно «посадить» на передний план цветок, выкопав его неподалеку и воткнув на фоне интересного ракурса, или сделать обрамление кадра с помощью красивых веток. Именно от переднего плана начинается отсчет глубины пространства. Если снимок начинается с предметов второго плана, то пейзаж в известной степени будет плоским. — Выходит, из-за обилия проблем пейзажная съемка непосильна начинающему фотолюбителю? — Увы, без знания всех этих и множества других средств и методов пейзажная фотосъемка превращается в скучную документальную фотографию. Создавая на природе кадр, человек испытывает волнующие эмоциональные переживания, но даже самая замечательная фотография не в состоянии передать и малую часть увиденного и прочувствованного фотографом в момент съемки! Это маленькая трагедия фотопейзажиста — быть постоянно недовольным своими работами. Уже не говоря о том, что он привыкает к собственным произведениям. Чужие пейзажные фотографии часто кажутся фотографу почему-то более удачными, необычными, интересными, чем свои. Фотохудожнику, как творцу, не дано познать истинную ценность своих собственных фоторабот, но именно этот факт и стимулирует его к бесконечному поиску совершенства!