"Нефтегаз" и газ в цифрах. Поспорим?
- 08.09.10, 20:36
На протяжении длительного времени газ в Украине был самым дешевым видом топлива. Это привело к тому, что внедрение энергосберегающих технологий и новых экологически чистых видов топлива стало неконкурентоспособным. Одно из негативных последствий этого — изменение структуры энергопотребления в стране, т. к. уменьшалось использование угля, мазута и других видов альтернативного топлива, а, значит, снижалось их производство и развитие соответствующих отраслей энергетики.
Низкие цены на газ негативно сказались и на развитии самой газовой отрасли, для которой внутренний рынок стал убыточным. Существующие цены и тарифы на газ, а также покупка газа по европейским ценам не позволяют покрыть затраты на его добычу, транспортировку и реализацию, расходы на модернизацию ГТС; вкладывать средства в разработку новых месторождений, прокладку новых газопроводов, реконструкцию действующих мощностей, а без этого немыслимо развитие отрасли.
Высокие цены на российский газ в 2005—2009 гг., а также мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., существенно снизили газопотребление в стране, но главным образом среди промышленных предприятий, плативших более высокую стоимость, чем рядовые потребители и предприятия коммунальной сферы.
По данным Минтопэнерго, в 1-ом полугодии объем добычи газа предприятиями НАК «Нафтогаз Украины» составил около 9,2 млрд. куб. м, а объем потребления газа населением, бюджетными организациями и предприятиями коммунальной теплоэнергетики — около 18,2 млрд. куб. м, т. е. около 9 млрд. куб. м газа указанным категориям потребителей реализован по ценам в несколько раз ниже себестоимости. По сравнению с предкризисным 2007 г., когда экономика была на подъеме, за 1-ое полугодие этого года объем потребления газа льготными категориями потребителей вырос в 1,7 раза — до 69,15% потребления газа в стране.
НАК «Нафтогаз Украины» использовал доходы от поставок газа промышленным предприятиям и государственные субсидии для покрытия убытков, вызванных неплатежами, а стоимость газа для коммунальной сферы и населения была существенно ниже обеспечивающей рентабельность. Поэтому схема перекрестного субсидирования, действующая на украинском газовом рынке, стала убыточной.
Согласно финансовой отчетности НАК «Нафтогаз Украины», в 2007 г. компания получила из бюджета 1,295 млрд. грн. ($253 млн.) бюджетных субсидий, а в 2008 г. уже 7,384 млрд. грн. ($1,393 млрд.). В 2009 г. правительство потратило на рекапитализацию НАК «Нафтогаз Украины» 24,4 млрд. грн. (около $3 млрд.), помимо выделения 4,13 млрд. грн. ($512 млн.) тарифных субсидий.
НАК за 6 мес. 2010 г. реализовала потребителям 26,3 млрд. куб. м природного газа общей стоимостью 34,2 млрд. грн., за который оплачено 27,6 млрд. грн. Уровень оплаты за природный газ всеми категориями потребителей составляет 80,7%.
Задолженность их по состоянию на 01.07.2010 г. с учетом долгов 1999—2010 гг. — 15,1 млрд. грн., а прирост задолженности на протяжении 6 мес. 2010 г. составил 6,6 млрд. грн.
На сегодняшний день эксплуатационные затраты на поставку газа промышленным предприятиям значительно ниже, чем на поставку населению, ведь они покупают газ оптом, а население — в розницу. При этом сравнительно низкие цены для промышленности стимулируют ее развитие, создание дополнительных рабочих мест и увеличение доходов в бюджет страны. Поэтому в странах ЕС цена газа для населения в среднем на 20% выше, чем для промышленности. Например, в Германии цена, по которой газ импортируется, может составлять около 30% той, которую платят бытовые потребители, а в США стоимость газа на входе в ГТС составляет около 35% общей цены.
Факторы, влияющие на цену газа:
В Украине и ЕС
Политика, себестоимость газа, транспортировка по газораспределительным сетям, транспортировка по МГ, поставка газа, цена нефти, затраты на ремонт и аварии ГТС, затраты на увеличение добычи.
В ЕС
Уровень предложения и потребления газа, тарифы на подземное хранение газа, погодные условия, сезоны года, развитие промышленности, стоимость сжиженого газа, рациональное использование газа, цена угля, длительность контракта на поставку газа, спотовый рынок.
Таким образом в условиях Украины при формировании цены на газ не учитывается до 10 факторов, существенно влияющих на цену газа в ЕС. Эти обстоятельства, а также социально ориентированная политика правительства Украины, направленная на сдерживание тарифов на газ для населения и льготных категорий потребителей, приводит к тому, что цены на газ для населения в Украине в несколько раз ниже, чем в ЕС.
Сохранение в Украине существующей системы по установлению цен и тарифов на газ приводит к торможению модернизации и развития отдельных отраслей промышленности, а внутренний рынок газа для газового комплекса становится убыточным, что в свою очередь затрудняет получение необходимых инвестиций для развития отрасли.
Низкие цены на газ негативно сказались и на развитии самой газовой отрасли, для которой внутренний рынок стал убыточным. Существующие цены и тарифы на газ, а также покупка газа по европейским ценам не позволяют покрыть затраты на его добычу, транспортировку и реализацию, расходы на модернизацию ГТС; вкладывать средства в разработку новых месторождений, прокладку новых газопроводов, реконструкцию действующих мощностей, а без этого немыслимо развитие отрасли.
Высокие цены на российский газ в 2005—2009 гг., а также мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., существенно снизили газопотребление в стране, но главным образом среди промышленных предприятий, плативших более высокую стоимость, чем рядовые потребители и предприятия коммунальной сферы.
По данным Минтопэнерго, в 1-ом полугодии объем добычи газа предприятиями НАК «Нафтогаз Украины» составил около 9,2 млрд. куб. м, а объем потребления газа населением, бюджетными организациями и предприятиями коммунальной теплоэнергетики — около 18,2 млрд. куб. м, т. е. около 9 млрд. куб. м газа указанным категориям потребителей реализован по ценам в несколько раз ниже себестоимости. По сравнению с предкризисным 2007 г., когда экономика была на подъеме, за 1-ое полугодие этого года объем потребления газа льготными категориями потребителей вырос в 1,7 раза — до 69,15% потребления газа в стране.
НАК «Нафтогаз Украины» использовал доходы от поставок газа промышленным предприятиям и государственные субсидии для покрытия убытков, вызванных неплатежами, а стоимость газа для коммунальной сферы и населения была существенно ниже обеспечивающей рентабельность. Поэтому схема перекрестного субсидирования, действующая на украинском газовом рынке, стала убыточной.
Согласно финансовой отчетности НАК «Нафтогаз Украины», в 2007 г. компания получила из бюджета 1,295 млрд. грн. ($253 млн.) бюджетных субсидий, а в 2008 г. уже 7,384 млрд. грн. ($1,393 млрд.). В 2009 г. правительство потратило на рекапитализацию НАК «Нафтогаз Украины» 24,4 млрд. грн. (около $3 млрд.), помимо выделения 4,13 млрд. грн. ($512 млн.) тарифных субсидий.
НАК за 6 мес. 2010 г. реализовала потребителям 26,3 млрд. куб. м природного газа общей стоимостью 34,2 млрд. грн., за который оплачено 27,6 млрд. грн. Уровень оплаты за природный газ всеми категориями потребителей составляет 80,7%.
Задолженность их по состоянию на 01.07.2010 г. с учетом долгов 1999—2010 гг. — 15,1 млрд. грн., а прирост задолженности на протяжении 6 мес. 2010 г. составил 6,6 млрд. грн.
На сегодняшний день эксплуатационные затраты на поставку газа промышленным предприятиям значительно ниже, чем на поставку населению, ведь они покупают газ оптом, а население — в розницу. При этом сравнительно низкие цены для промышленности стимулируют ее развитие, создание дополнительных рабочих мест и увеличение доходов в бюджет страны. Поэтому в странах ЕС цена газа для населения в среднем на 20% выше, чем для промышленности. Например, в Германии цена, по которой газ импортируется, может составлять около 30% той, которую платят бытовые потребители, а в США стоимость газа на входе в ГТС составляет около 35% общей цены.
Факторы, влияющие на цену газа:
В Украине и ЕС
Политика, себестоимость газа, транспортировка по газораспределительным сетям, транспортировка по МГ, поставка газа, цена нефти, затраты на ремонт и аварии ГТС, затраты на увеличение добычи.
В ЕС
Уровень предложения и потребления газа, тарифы на подземное хранение газа, погодные условия, сезоны года, развитие промышленности, стоимость сжиженого газа, рациональное использование газа, цена угля, длительность контракта на поставку газа, спотовый рынок.
Таким образом в условиях Украины при формировании цены на газ не учитывается до 10 факторов, существенно влияющих на цену газа в ЕС. Эти обстоятельства, а также социально ориентированная политика правительства Украины, направленная на сдерживание тарифов на газ для населения и льготных категорий потребителей, приводит к тому, что цены на газ для населения в Украине в несколько раз ниже, чем в ЕС.
Сохранение в Украине существующей системы по установлению цен и тарифов на газ приводит к торможению модернизации и развития отдельных отраслей промышленности, а внутренний рынок газа для газового комплекса становится убыточным, что в свою очередь затрудняет получение необходимых инвестиций для развития отрасли.