"Я мзду не беру. Мне за державу обидно."
- 20.04.12, 22:19
На стене Луганского академического русского театра появилась мемориальная доска в честь знаменитого актера Павла Луспекаева
В пятницу, 20 апреля, в день 85-летия актера Павла Луспекаева на стене Луганского академического русского театра появилась мемориальная доска в честь знаменитого актера. В торжественном открытии приняли участие руководители Луганщины, друзья и коллеги Павла Луспекаева, театральные любители.
Те, кому довелось увидеть его лишь на экране, и те, кто помнит его сценическое творчество в питерском БДТ под руководством Георгия Товстоногова, отмечают, что это был гениальный актер с большим потенциалом. А начинал Луспекаев после Великой Отечественной войны в Ворошиловградском театре. Народный артист Украины Павел Кленов предлагает также переименовать луганский театр в честь Луспекаева.
На открытие мемориальной доски приехал гость из Санкт-Петербурга, друг и коллега Луспекаева по БДТ, народный артист РФ Георгий Штиль. Он очень тепло вспоминал о нашем земляке.
- Мы с ним познакомились в 1961 году и сразу сдружились. Павел Луспекаев – настоящий гений, такие люди рождаются редко, – подчеркнул Георгий Штиль. – Вам повезло, что на вашей земле работал этот выдающийся актер. Хотя он никогда не называл себя артистом, говорил, что просто у него профессия такая. В театре Товстоногова он сыграл в 6 или 7 спектаклях, в 4 мы играли вместе, также очень много работали на радио, на телевидении.
- В России есть три выдающиеся роли: Чапаев Бориса Бабочкина, Петр Первый Симонова и Верещагин Павла Луспекаева. Они запомнятся на долгие годы, потому что смотрятся очень живо, ведь сыграны они были очень по-современному. Луспекаев был действительно современным актером. Мы всем театром за кулисами смотрели, как он играл диалог с Владиславом Стржельчиком в одном из спектаклей – каждый раз это было необычно, живо, каждый раз появлялось что-то новое, завораживающее, – поделился воспоминаниями Георгий Штиль.
Честь открыть мемориальную доску Павла Луспекаева досталась народным артистам Георгию Штилю и Павлу Кленову. Весь коллектив Луганского русского театра возложил цветы в память об актере.
Родился Павел Луспекаев 20 апреля 1927 года в Луганске, рабочем городе, жившем своей жизнью. Отец его родом из нахичеванских армян, работал мясником, а мать донская казачка. В Каменном Броде до сих пор сохранились дороги, из которых «растет камень», по которым в детстве бегал Пашка Луспекаев.
В начале 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.
В 1943 году пятнадцатилетним подростком он ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы.
В 1944-ом, едва оправившийся от ранения, Луспекаев возвращается в Ворошиловград. К неописуемой его радости, он замечен в числе хористов и зачислен в труппу Луганского драматического театра. На этой сцене он сделал свои первые шаги в искусстве, здесь он сыграл Алешку в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги». Очень скоро каменнобродские театралы стали ходить на «своего Пашку» и, быть может, ходили бы и дальше, если бы не решение руководства театра отправить Луспекаева в Москву – учиться на артиста! у Луспекаева за четыре года пребывания в столице так и не пропал его южный акцент. И Луспекаеву не оставалось ничего иного, как уехать подальше от Москвы.
Так он попал в Тбилисский государственный русский драматический театр имени А. С. Грибоедова. Первый выход Луспекаева на сцену театра состоялся 3 ноября в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща». После этого роли последовали одна за другой: Жорж в «Битве за жизнь», Вожеватов в «Бесприданнице» (1951), Хлестаков в «Ревизоре» (1952), Тригорин в «Чайке», Алексей в «Оптимистической трагедии» (1953).
В Тбилисском театре имени А. Грибоедова Луспекаев по праву считался одним из самых заметных актеров. В конце концов слава о нем достигла ушей кинематографистов, и в 1954-1955 годах ему поступило сразу два предложения с киностудии «Грузия-фильм» сняться в кино.
В 1959 году популярный актер Кирилл Лавров, работавший в Ленинградском БДТ, приехал к родным в Киев. Кирилл Юрьевич посетил театр Леси Украинки и обратил внимание на Петра Луспекаева: «Он произвел на меня огромное впечатление. Такое проникновение в суть характера своего героя, такое поразительно органичное существование на сцене мне редко приходилось видеть, хотя я знал многих прекрасных актеров». Лавров рассказал о талантливом актере Товстоногову. Таким образом Луспекаев оказался в БДТ.
В 1965 году П. Луспекаеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В том же году он покинул труппу БДТ по целому ряду причин. Здесь была и возникшая внезапно напряженность в отношениях с Товстоноговым, и невозможность из-за хирургической операции отдавать все свои силы сцене.
Через год на творческом счету актера появилась еще удачная роль, причем она вновь была связана с именем режиссера Г. Полоки. Речь идет о фильме «Республика ШКИД», в котором Луспекаеву досталась роль учителя физкультуры Косталмеда. Первоначально фильм вмещал в себя две серии, и Луспекаеву в нем отводилась одна из главных ролей. Однако в самый разгар съемок у Луспекаева вновь обострилась болезнь, и его надолго уложили в больницу. В конце концов, врачи приняли решение ампутировать у него стопу. На съемки фильма Луспекаев уже не вернулся, а когда Полока предложил доснять несколько сцен с участием актера прямо у него на квартире, из этой затеи ничего не вышло – Луспекаев так и не смог встать с постели. Поэтому роль Косталмеда оказалась в фильме слишком короткой.
Главной работой Луспекаева за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссером Владимиром Мотылем в июле 1968 года, - таможенник Павел Верещагин в «Белом солнце пустыни». На момент съемок фильма Луспекаев пережил очередную тяжелую операцию - у него ампутировали вторую стопу. Однако, несмотря на это, он дал свое твердое согласие сниматься в фильме. Специально для этого ему были сконструированы специальные сапоги, которые помогли ему, хотя и не в полной мере, заглушить боль при хождении. Натурные съемки проходили в Дагестане (под Махачкалой) и в пустыне возле города Байрам-Али к Туркмении летом-осенью 1968 года и в начале 1969 года. Стоит отметить, что роль Луспекаева первоначально была несколько короче и гибель Верещагина в конце фильма имела совсем другой оттенок - он погибал, так и не вступив в схватку с врагом. Однако по ходу съемок, когда режиссеру стало ясно, в какую былинную фигуру превращается Верещагин в исполнении Луспекаева, было решено изменить финал. Луспекаев успел пережить триумф, который обрушился на него после выхода на экраны страны фильма «Белое солнце пустыни». Это было в марте 1970 года. Луспекаев жил в Москве и снимался в фильме «Вся королевская рать». К середине апреля он успел сняться в двух эпизодах и готовился к третьему, съемки которого были назначены на 18-е. Однако до них он не дожил. 17 апреля в час дня Луспекаев позвонил из гостиницы "Минск" артисту Михаилу Козакову. Пожаловался, что ему скучно, что он ждет, не дождется завтрашнего дня, когда возобновятся съемки. Сообщил также, что вчера к нему приезжали старые приятели из Еревана, и они хорошо отметили их приезд. На этом разговор закончился. А буквально через час после него Луспекаев скончался. Врачи констатировали разрыв сердечной аорты.
Памятник Павлу Луспекаеву в образе Верещагина у здания Луганской областной таможни.