Православие и либерализм.
- 17.06.12, 12:30
Сострадание и смирение — вторая и третья определяющие черты православного мирочувствования. О естественном православии русского народа в повести "Мешок с золотом" (из цикла «Мечты и жизнь») пишет Николай Полевой: «Пойдем в церковь их, простую, благолепную, посмотрим на ряды крестьян, вглядимся, как тихо, внимательно слушают они слово божие, как усердно, в простоте сердца, кладут земные поклоны. Святость религии живо почувствуете вы только в сельской церкви, где ум покорен вере, где жизнь безвестная, начинаясь крещением в храме, кончится в нем же, и скромный крест дедовской могилы виден юному внуку из окон хижины его»
А вот фрагмент из повести "Живописец" — мастер-иконописец дает уроки главному герою: «Бог неизобразим... Лицо его... яко солнце, и ризы его белы, яко снег, — да где же я возьму красок, дитя мое? В мире их нет! И могу ли изобразить сияние бога, если один луч солнечный, упавший на сияние, мною изображенное, темнит его! (...) Видал я немецкие и итальянские картинки, которые католики называют образами, но это грубые портреты мужей и жен красивых — человеческие, а не божественные изображения. Сын мой! Будь прежде всего смиренномудр — не ищи того, что не дано человеку, или — горе тебе!»
Православие в силу своей «косности» и консервативности всегда считалось реакционным у "передовой", "прогрессивной", либеральной российско-советской общественности. А именно она всегда была законодателем мод, определителем мейнстрима. Православие в ее среде из-за своей нелиберальности, непрогрессивности всегда было немодным. И те из русских писателей, в ком православный взгляд на мир проявлялся особенно полно, как правило, задвигались во второй и третий ряд.
И вот, наконец, в определенных либеральных кругах — мода на православие! Но очень легко назваться православным, гораздо труднее им стать. Вот и получается, что многие «неофиты» норовят наложить на православие свой либеральный опыт. И как результат — необязательность, приблизительность, грубый схематизм.
Наши храмы полнятся неофитами только по великим праздникам, когда там можно незатруднительно взять — освятить свое питье, еду, дары земли, самому "почиститься". И, увы, крайне малолюдны в повседневье, когда нужно отдавать — часть своей души, сердца, времени, наконец материальных пожертвований на богоугодные промыслы. Воистину, обернись двуличие медицинским диагнозом — получим повальную эпидемию! Особенно в родимых "верхах", соорудивших для себя, любимых, эдакий райский междусобойчик, оставляя "любимому электорату"... соблазнительные картинки-фантики от собственного земного Эдема.
Вот кабы духовное очищение начали с себя украинские "гетманы". Скажем, отдали бы на народные нужды личную "хатынку" в Альпах, убедили бы дочь продать шикарный особняк в Лондоне для пополнения тощей украинской казны, перепрофилировали бы свое крутое поместье в Карпатах под детский санаторий, переселились бы в рядовые городские квартиры, оставив свои виллы ветеранам. Глядь, и подзависимая чиновная рать волей-неволей вынуждена была бы избегать скверны богопротивного стяжательства. Подхваченные же нарастающей лавиной реального доброчестия, всенародные "любимцы"-олигархи, мучимые совестью от излишества персональных «трудовых доходов», пустили бы их на модернизацию хиреющих предприятий, а не в офшорные заначки. Ну как тут и простому люду не внести свой посильный вклад в возрождение «неньки», закатав рукава и взявшись реализовывать разрекламированные реформы?!
Может, тогда и снизойдет на наши грешные души второе пришествие Христа. Пока же приходится напомнить многочисленным землякам-"водоносам" (это о приходящих в храм по большим праздникам - воду освятить, отметиться, так сказать, "для галочки" о проведенном мероприятии - посещении церкви. А потом с упоением рассказывающих своим знакомым какие они прилежные прихожане), как зачинатель сего сугубо церковного обряда Иоанн Предтеча дал от ворот поворот духовным наставникам нынешних псевдохристиан — фарисеям и саддукеям, пожелавшим за так очиститься от грехов: "Явите вначале плоды вашего покаяния: у кого две рубашки, пусть отдаст одну тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть пища, пусть сделает то же самое". Не правда ли, очень современно звучит двухтысячелетней давности условие приобщения к милости Носителя Высшей Справедливости, самым употребляемым определением Которого в адрес и коварных противников-книжников, и слабодухих друзей-учеников было жестко прямолинейное — "лицемеры!".
Как тут не вспомнить мудрую мысль видного ученого-религиеведа Павла Флоренского: "Духовная сфера — не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое. Нужны неустанный труд на ниве добрых дел и действенная молитва". По примеру, скажем, всеевропейски известного старца протоиерея Николая Гурьянова, около полувека прослужившего в скромной церкви острова Залит на Псковском озере. Вокруг его неприхотливой обители, осиротевшей после ухода батюшки в мир иной, вырос целый поселок из... духовно и физически исцеленных выходцев со всех уголков бывшего Союза! Силы же для подвижничества праведнику дало само Небо, уберегшее его — единственного из партии политических заключенных, строивших по пояс в ледяной воде железнодорожный мост возле Воркуты. А согревала в самый лютый мороз... искренняя Иисусова молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Помилуй же и нас, суетных, своекорыстных, лукавых...
Коментарі
БФ
117.06.12, 12:47
"Кто верит в Магомета
кто в Аллаха кто в Иисуса.
Кто ни во что не верит
Даже в черта назло всем (с)
Но в деньги свято верят многие.
eksi
217.06.12, 12:53Відповідь на 1 від БФ
Это тоже старо как мир - преклонение перед золотым тельцом. Как и то, чем обычно это заканчивается.
Гість: Georgj
317.06.12, 16:53
«Пойдем в церковь их, простую, благолепную, посмотрим на ряды крестьян, вглядимся, как тихо, внимательно слушают они слово божие, как усердно, в простоте сердца, кладут земные поклоны....
---------------------------------
Да мне пофиг как кто ложит земные поклоны и с каким усердием.....не на крестьян и крестьянок идти надо дывыться в церкви..
eksi
417.06.12, 21:36Відповідь на 3 від Гість: Georgj
Это верно. Просто речь о том, что в селах ещё сохранилось естественное отношение к Богу, непосредственность в восприятии богослужени - даже сейчас. В отличии от городов, где зачастую сам образ жизни священников не способствует укреплению веры - чревоугодие, винопитие, любовь к роскоши. http://blog.i.ua/community/2487/728501/
Гість: Georgj
517.06.12, 22:55Відповідь на 4 від eksi
Тоже пофиг...Каяться Мы пришли в Церковь ,и причащаться ..а Не за батюшками наблюдать..
Опал58
618.06.12, 05:40
..."Будь прежде всего смиренномудр — не ищи того, что не дано человеку, или — горе тебе!" как мудро и точно сказано. Возгордился человек, возомнил себя Богом, вот и потерял мудрость; потерял мудрость, стал искать то, что ему не дано-вот и гое настигает.
Очень хорошая заметка. Спасибо!
Опал58
718.06.12, 05:45
"Вот и получается, что многие «неофиты» норовят наложить на православие свой либеральный опыт", и это тоже... есть еще тенденция у язычников искажать представление о православии, а цель-оторвать, отделить церковь от самого православия. Это тоже либералистическая новизна..
eksi
818.06.12, 07:24Відповідь на 5 від Гість: Georgj
Но причащает-то именем Бога батюшка. Выходит без него Церковь не может быть.
eksi
918.06.12, 07:29Відповідь на 7 від Опал58
К сожалению те, кто нами правит только на словах, показушно православны. Как проще было бы, если бы они просто следовали православию в своей работе. Хотя чего пенять на них, если сами не всегда этому следуем. Правда управляющий судьбами миллионов несет бОльшую ответственность чем простой смертный. Стало быть и спрос с них бОльший.
Гість: Итить
1018.06.12, 08:18
Помилуй же и нас, суетных, своекорыстных, лукавых...