Великая ответственность и проект модерна
- 11.03.08, 08:10
Расскажу я вам, друзья, одну далекую от наших повседневных забот историю, а потом мы подумаем, имеет ли она к нам отношение…
Одним из видных деятелей Ренессанса был Франческо Гвиччардини, прославленный историк и политический деятель. Являясь главным советником Клемента VII, он порекомендовал этому нерешительному папе вступить в конфликт с германским императором Карлом V. Папа принял совет, но… „Не так сталося, як гадалося”. Последствия были катастрофические. Рим был взят в 1527 году войсками Карла V. Город, который Гвиччардини любил больше жизни, был разграблен, разрушен и сожжен. Гордый и высокомерный флорентиец, уверенный в своей глубочайшей политической мудрости, вынужден был признать, что он причинил Италии больший ущерб, чем многие ее открытые недруги. Это наполняло ему душу нестерпимой болью, раскаянием и глубоким переживанием исторической трагедии. Гвиччардини стал историком, пытаясь хотя бы таким образом найти примирение с прошлым. Его же трагедия состояла в понимании того, что прошлое не вернуть: ОН САМ его уничтожил…
Чуткость Гвиччардини к непреднамеренным последствиям своих действий контрастирует с совершенным равнодушием, с которым менее ста лет до этого герцог Бургундии Филипп Добрый смотрел на разорение, которое он принес Франции, заключив союз с Англией во время Столетней войны. Я не знаю, каким человеком был бургундский герцог. Вполне возможно, что это был действительно добрый правитель, раз он заслужил такое прозвище. Скорей всего, он просто иначе воспринимал реальность, считая, что его действия касаются лишь поверхности политических событий, но они не могут серьезно поколебать угодный Богу порядок. Представление, что он смог бы его изменить, могли бы показаться герцогу богохульством, как если бы муравей вообразил, что сможет разрушить вселенную.
Если Филипп Добрый и чувствовал какую-то ответственность, то эта ответственность касалась только его личности и того, как эта личность может выглядеть в глазах Бога. Гвиччардини же чувствовал ответственность скорее перед миром, чем перед Богом, и в этом смысле Ренессанс проводит четкую границу между средневековой и современной идентичностью. Последняя связана с уверенностью, что мы можем вносить изменения в реальность и даже полностью ее переделывать. Это один из аспектов проекта модерна – проекта, коренным образом изменившего мир, причем, не только мир Запада…
К чему я рассказал эту историю? Я взял для примера два исторических персонажа, но дело, конечно, не в них. Это, своего рода, символы. Для нас вполне понятна позиция Гвиччардини и кажется довольно страной и где-то даже дикой позиция Филиппа Доброго. Но парадокс в том, что хотя Гвиччардини нам понятней, Филипп Добрый нам гораздо ближе! Многие ли из нас обладают способностью критически оценивать собственные поступки? Если нам что-то удается, тогда: Я сделал, Я добился, Я, Я, Я… Если же что-то не так…
Среди читателей моего блога навряд ли найдется много людей, которые принесли своему народу столько страданий, сколько герои этого рассказа, но и в мелочах мы лицемерим даже с собой. Например, каждый день здесь, в блогах, неоднократно сталкиваешься с потоком слез и соплей по поводу несправедливости мира, непонимания со стороны окружающих, разрыва с любимыми. Виновны все: мир, общество, окружающие, Бог… Только мы не виновны. Как редко мы находим в себе мужество нести ответственность за свои поступки! Гвиччардини, конечно, виновен, но он нашел смелость осудить самого себя, и в этом он себя превзошел. Мой главный месседж заключается в том, что лишь посмотрев открыто в глаза прошлому, и тем самым примирившись с ним, можно ответственно созидать будущее.
Сорри, много букафф!
Коментарі
abraksas
111.03.08, 08:27
Я смотрю, исследования исторические - увлекательная вещь))
patricius
211.03.08, 08:31Відповідь на 1 від abraksas
Барышня, вы меня смущаете!
abraksas
311.03.08, 08:42Відповідь на 2 від patricius
ах, сударь...не кокетничайте, преуменьшая свои заслуги))
а НЕТу
411.03.08, 08:56
бывает и так что прошлое перекрывает все дороги в будущее...
но, чтобы потом не нести ответственнось, надо иметь смелость поступать РАЗУМНО на данный момент, как бы небыло больно ( суметь переступить через все свои многоликие "Я" Настоящее мужество, возможно, в этом.
patricius
511.03.08, 09:00Відповідь на 4 від а НЕТу
Сейчас тебе что-то кажется разумным (как и героям моего рассказа), а потом окажется, что это было не так. Понятно, что нужно стремиться к разумности, но если "хотели как лучше, а вышло как всегда", следует набраться мужетсва, чтобы признать свои ошибки. Тогда путь в будущее не будет закрыт
а НЕТу
611.03.08, 09:05Відповідь на 5 від patricius
ну, если речь конкрето на меня переведена, то: я уже давно стараюсь поступать так, чтобы потом не пришлось жалеть и признавать, т. к. это на самом деле тяжело. ( лет так с 25-ти осечек не давала)
а НЕТу
711.03.08, 09:07Відповідь на 6 від а НЕТу
и приняв решение уже точно не пожалею о содеянном
patricius
811.03.08, 09:09Відповідь на 6 від а НЕТу
Я не переводил разговор на тебя, в моем комменте и в данном контексте "ты" - это литературный оборот. А если ты (уже как ты) живешь без осечек - респект тебе и уважуха. Хотя без осечек - эт, наверное, скушно!
а НЕТу
911.03.08, 09:15Відповідь на 8 від patricius
спокойно, но не скучно!
patricius
1011.03.08, 09:16Відповідь на 3 від abraksas
Да вы, верно, шутите! Какие там у меня заслуги?.. Появляюсь на сайте редко, пишу мало, и даже редко комментирую чужие заметки. Вот ты - другое дело! Я просто поражаюсь, как можно все успевать?! Судя по твоим заметкам, ты человек оч. занятой, но при этом по несколько заметок на день выдаешь! И какие! Вот уж у кого заслуги.