Они вошли в хорошую, просторную избу, и, только войдя сюда,
Макар заметил, что на дворе был сильный мороз. Посредине избы стоял
камелек чудной резной работы, из чистого серебра, и в нем пылали золотые
поленья, давая ровное тепло, сразу проникавшее все тело. Огонь этого
чудного камелька не резал глаз, не жег, а только грел, и Макару опять
захотелось вечно стоять здесь и греться. Поп Иван также подошел к
камельку и протянул к нему иззябшие руки.
В избе было четверо дверей, из которых только одна вела
наружу, а в другие то и дело входили и выходили какие-то молодые люди в
длинных белых рубахах. Макар подумал, что это, должно быть, работники
здешнего Тойона. Ему казалось, что он где-то их уже видел, но не мог
вспомнить, где именно. Немало удивляло его то обстоятельство, что у
каждого работника на спине болтались большие белые крылья, и он подумал,
что, вероятно, у Тойона есть еще другие работники, так как эти,
наверное, не могли бы с своими крыльями пробираться сквозь чащу тайги
для рубки дров или жердей.
Один из работников подошел к камельку и, повернувшись к нему спиною, заговорил с попом Иваном:
- Говори!
- Нечего, - отвечал попик.
- Что ты слышал на свете?
- Ничего не слыхал.
- Что видел?
- Ничего не видал.
Оба помолчали, и тогда поп сказал:
- Привел вот одного.
- Это чалганец? - спросил работник.
- Да, чалганец.
- Ну, значит, надо приготовить большие весы.
И он ушел в одну из дверей, чтобы распорядиться, а Макар спросил у попа, зачем нужны весы и почему именно большие?
- Видишь, - ответил поп несколько смущенно, - весы нужны,
чтобы взвесить добро и зло, какое ты сделал при жизни. У всех остальных
людей зло и добро приблизительно уравновешивают чашки; у одних чалганцев
грехов так много, что для них Тойон велел сделать особые весы с
громадной чашкой для грехов.
От этих слов у Макара как будто скребнуло по сердцу. Он стал робеть.
Работники внесли и поставили большие весы. Одна чашка была
золотая и маленькая, другая - деревянная, громадных размеров. Под
последней вдруг открылось глубокое черное отверстие.
Макар подошел и тщательно осмотрел весы, чтобы не было фальши. Но фальши не было. Чашки стояли ровно, не колеблясь.
Впрочем, он не вполне понимал их устройство и предпочел бы
иметь дело с безменом, на котором в течение долгой жизни он отлично
выучился и продавать, и покупать с некоторой выгодой для себя.
- Тойон идет, - сказал вдруг поп Иван и стал быстро обдергивать ряску.
Средняя дверь отворилась, и вошел старый-престарый Тойон, с
большою серебристою бородой, спускавшеюся ниже пояса. Он был одет в
богатые, неизвестные Макару меха и ткани, а на ногах у него были теплые
сапоги, обшитые плисом, какие Макар видел на старом иконописце.
И при первом же взгляде на старого Тойона Макар узнал, что
это тот самый старик, которого он видел нарисованным в церкви. Только
тут с ним не было сына; Макар подумал, что, вероятно, последний ушел по
хозяйству. Зато голубь влетел в комнату и, покружившись у старика над
головою, сел к нему на колени. И старый Тойон гладил голубя рукою, сидя
на особо приготовленном для него стуле.
Лицо старого Тойона было доброе, и, когда у Макара
становилось слишком уж тяжело на сердце, он смотрел на это лицо, и ему
становилось легче.
А на сердце у него становилось тяжело потому, что он
вспомнил вдруг всю свою жизнь до последних подробностей, вспомнил каждый
свой шаг, и каждый удар топора, и каждое срубленное дерево, и каждый
обман, и каждую рюмку выпитой водки.
И ему стало стыдно и страшно. Но, взглянув в лицо старого Тойона, он ободрился.
А ободрившись, подумал, что, быть может, кое-что удастся и скрыть.
Старый Тойон посмотрел на него и спросил, кто он, и откуда, и как зовут, и сколько ему лет от роду.
Когда Макар ответил, старый Тойон спросил:
- Что сделал ты в своей жизни?
- Сам знаешь, - ответил Макар. - У тебя должно быть записано.
Макар испытывал старого Тойона, желая узнать, действительно ли у него записано все.
- Говори сам, не молчи! - сказал старый Тойон.
И Макар опять ободрился.
Он стал перечислять свои работы, и хотя он помнил каждый
удар топора, и каждую срубленную жердь, и каждую борозду, проведенную
сохою, но он прибавлял целые тысячи жердей, и сотни возов дров, и сотни
бревен, и сотни пудов посева.
Когда он все перечислил, старый Тойон обратился к попу Ивану:
- Принеси-ка сюда книгу.
Тогда Макар увидел, что поп Иван служит у Тойона суруксутом
(писарем), и очень осердился, что тот по-приятельски не сказал ему об
этом раньше.
Поп Иван принес большую книгу, развернул ее - и стал читать.
- Загляни-ка, - сказал старый Тойон, - сколько жердей?
Поп Иван посмотрел и сказал с прискорбием:
- Он прибавил целых тринадцать тысяч.
- Врет он! - крикнул Макар запальчиво. - Он, верно, ошибся, потому что он пьяница и умер нехорошею смертью!
- Замолчи ты! - сказал старый Тойон. - Брал ли он с тебя лишнее за крестины или за свадьбы? Вымогал ли он ругу?
- Что говорить напрасно! - ответил Макар.
- Вот видишь, - сказал Тойон, - я знаю и сам, что он любил выпить...
И старый Тойон осердился.
- Читай теперь его грехи по книге, потому что он обманщик, и я ему не верю, - сказал он попу Ивану.
А между тем работники кинули на золотую чашку Макаровы
жерди, и его дрова, и его пахоту, и всю его работу. И всего оказалось
так много, что золотая чашка весов опустилась, а деревянная поднялась
высоко-высоко, и ее нельзя было достать руками, и молодые божьи
работники взлетели на своих крыльях, и целая сотня тянула ее веревками
вниз.
Тяжела была работа чалганца!
А поп Иван стал вычитывать обманы, и оказалось, что обманов
было - двадцать одна тысяча девятьсот тридцать три обмана; и поп стал
высчитывать, сколько Макар выпил бутылок водки, и оказалось - четыреста
бутылок; и поп читал далее, а Макар видел, что деревянная чашка весов
перетягивает золотую и что она опускается уже в яму, и пока поп читал,
она все опускалась.
Тогда Макар подумал про себя, что дело его плохо, и, подойдя
к весам, попытался незаметно поддержать чашку ногою. По один из
работников увидел это, и у них вышел шум.
- Что там такое? - спросил старый Тойон.
- Да вот он хотел поддержать весы ногою, - ответил работник.
Тогда Тойон гневно обратился к Макару и сказал:
- Вижу, что ты обманщик, ленивец и пьяница... И за тобой
осталась недоимка, и поп за тобою считает ругу, и исправник грешит из-за
тебя, ругая тебя каждый раз скверными словами!..
И, обратясь к попу Ивану, старый Тойон спросил:
- Кто в Чалгане кладет на лошадей более всех клади и кто гоняет их всех больше?
Поп Иван ответил:
- Церковный трапезник. Он гоняет почту и возит исправника.
Тогда старый Тойон сказал:
- Отдать этого ленивца трапезнику в мерины, и пусть он возит на нем исправника, пока не заездит... А там мы посмотрим.
И только что старый Тойон сказал это слово, как дверь
отворилась и в избу вошел сын старого Тойона и сел от него по правую
руку.
И сын сказал:
- Я слышал твой приговор... Я долго жил на свете и знаю
тамошние дела: тяжело будет бедному человеку возить исправника! Но... да
будет!.. Только, может быть, он еще что-нибудь скажет. Говори, барахсан
(бедняга)!
Тогда случилось что-то странное. Макар, тот самый Макар,
который никогда в жизни не произносил более десяти слов кряду, вдруг
ощутил в себе дар слова. Он заговорил и сам изумился. Стало как бы два
Макара: один говорил, другой слушал и удивлялся. Он не верил своим ушам.
Речь у него лилась плавно и страстно, слова гнались одно за другим
вперегонку и потом становились длинными, стройными рядами. Он не робел.
Если ему и случалось запнуться, то тотчас же он оправлялся и кричал
вдвое громче. А главное - чувствовал сам, что говорил убедительно.
Старый Тойон, немного осердившийся сначала за его дерзость,
стал потом слушать с большим вниманием, как бы убедившись, что Макар не
такой уж дурак, каким казался сначала. Поп Иван в первую минуту даже
испугался и стал дергать Макара за полу соны, но Макар отмахнулся и
продолжал по-прежнему. Потом и попик перестал пугаться и даже расцвел
улыбкой, видя, что его прихожанин режет правду и что эта правда
приходится по сердцу старому Тойону. Даже молодые люди в длинных рубахах
и с белыми крыльями, жившие у старого Тойона в работниках, приходили из
своей половины к дверям и с удивлением слушали речь Макара, поталкивая
друг друга локтями.
Он начал с того, что не желает идти к трапезнику в мерины. И
не потому не желает, что боится тяжелой работы, а потому, что это
решение неправильно. А так как это решение неправильно, то он ему не
подчинится и не поведет даже ухом, не двинет ногою. Пусть с ним делают,
что хотят! Пусть даже отдадут чертям в вечные комночиты, - он не будет
возить исправника, потому что это неправильно. И пусть не думают, что
ему страшно положение мерина: трапезник гоняет мерина, но кормит его
овсом, а его гоняли всю жизнь, но овсом никогда не кормили.
- Кто тебя гонял? - спросил старый Тойон с сердцем.
Да, его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины,
заседатели и исправники, требуя подати; гоняли попы, требуя ругу; гоняли
нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая
земля и злая тайга!.. Скотина идет вперед и смотрит в землю, не зная,
куда ее гонят... И он также... Разве он знал, что поп читает в церкви и
за что идет ему руга? Разве он знал, зачем и куда увели его старшего
сына, которого взяли в солдаты, и где он умер, и где теперь лежат его
бедные кости?
Говорят, он пил много водки? Конечно, это правда: его сердце просило водки...
- Сколько, говоришь ты, бутылок?
- Четыреста, - ответил поп Иван, заглянув в книгу.
Хорошо! Но разве это была водка? Три четверти было воды и
только одна четверть настоящей водки, да еще настой табаку. Стало быть,
триста бутылок надо скинуть со счета.
- Правду ли он говорит все это? - спросил старый Тойон у попа Ивана, и видно было, что он еще сердится.
- Чистую правду, - торопливо ответил поп, а Макар продолжал.
Он прибавил тринадцать тысяч жердей? Пусть так! Пусть он
нарубил только шестнадцать тысяч. А разве этого мало? И, притом, две
тысячи он рубил, когда у него была больна первая его жена... И у него
было тяжело на сердце, и он хотел сидеть у своей старухи, а нужда его
гнала в тайгу... И в тайге он плакал, и слезы мерзли у него на ресницах,
и от горя холод проникал до самого сердца... А он рубил!
А после баба умерла. Ее надо было хоронить, а у него не было
денег. И он нанялся рубить дрова, чтобы заплатить за женин дом на том
свете... А купец увидел, что ему нужда, и дал только по десяти копеек...
И старуха лежала одна в нетопленой мерзлой избе, а он опять рубил и
плакал. Он полагал, что эти возы надо считать впятеро и даже более.
У старого Тойона показались на глазах слезы, и Макар увидел,
что чашки весов колыхнулись, и деревянная приподнялась, а золотая
опустилась.
А Макар продолжал: у них все записано в книге... Пусть же
они поищут: когда он испытал от кого-нибудь ласку, привет или радость?
Где его дети? Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда
вырастали, то уходили от него, чтобы в одиночку биться с тяжелою нуждой.
И он состарился один со своей второю старухой и видел, как его
оставляют силы и подходит злая, бесприютная дряхлость. Они стояли
одинокие, как стоят в степи две сиротливые елки, которых бьют отовсюду
жестокие метели.
- Правда ли? - спросил опять старый Тойон.
И поп поспешил ответить:
- Чистая правда!
И тогда весы опять дрогнули... Но старый Тойон задумался.
- Что же это, - сказал он, - ведь есть же у меня на земле
настоящие праведники... Глаза их ясны, и лица светлы, и одежды без
пятен... Сердца их мягки, как добрая почва; принимают доброе семя и
возвращают крин сельный и благовонные всходы, запах которых угоден
передо мною. А ты посмотри на себя...
И все взгляды устремились на Макара, и он устыдился. Он
почувствовал, что глаза его мутны и лицо темно, волосы и борода
всклокочены, одежда изорвана. И хотя задолго до смерти он все собирался
купить сапоги, чтобы явиться на суд, как подобает настоящему
крестьянину, но все пропивал деньги, и теперь стоял перед Тойоном, как
последний якут, в дрянных торбасишках... И он пожелал провалиться сквозь
землю.
- Лицо твое темное, - продолжал старый Тойон, - глаза мутные
и одежда разорвана. А сердце твое поросло бурьяном, и тернием, и
горькою полынью. Вот почему я люблю моих праведных и отвращаю лицо от
подобных тебе нечестивцев.
Сердце Макара сжалось. Он чувствовал стыд собственного
существования. Он было понурил голову, но вдруг поднял ее и заговорил
опять.
О каких это праведниках говорит Тойон? Если о тех, что жили
на земле в одно время с Макаром в богатых хоромах, то Макар их знает...
Глаза их ясны, потому что не проливали слез столько, сколько их пролил
Макар, и лица их светлы, потому что обмыты духами, а чистые одежды
сотканы чужими руками.
Макар опять понурил голову, но тотчас же опять поднял ее.
А между тем разве он не видит, что и он родился, как другие,
- с ясными, открытыми очами, в которых отражались земля и небо, и с
чистым сердцем, готовым раскрыться на все прекрасное в мире? И если
теперь он желает скрыть под землею свою мрачную и позорную фигуру, то в
этом вина не его... А чья же? - Этого он не знает... Но он знает одно,
что в сердце его истощилось терпение.
Владимир Галактионович Короленко