Нашёл замечательную статью,ознакомьтесь.
После перестройки, когда начали открывать закрытые в советское время
храмы и обители, разговоры об этой сфере человеческой жизни стали все
более и более частыми. Кинематография тоже затронула тему монашества,
хотя достойных художественных о монашестве мало. В этом обзоре мы
поговорим о нескольких фильмах, посвященных монастырям и монашеской
жизни: «Валаам. Ступень к небу», «Монахи. Диалог с историей», фильм
«Монашество» из цикла «Земное и небесное» и «Остров».
Фильм о Валааме совсем новый. Он вышел в продажу только летом 2009
года, но, на мой взгляд, является лучшим фильмом о монашестве в целом.
Съемки проходили в то время, когда на острове нет большого потока
туристов, а значит, наступает тишина, остается только молитва и труд. В
фильм вошли кадры из пострижения в малую схиму, в монашество, сюжеты с
многих послушаний — трапезная, столярная мастерская, просфорная, кузница
и другие. В фильме поставлены вопросы, которыми задается каждый
человек, прикоснувшийся к монастырской жизни: кто такой монах? Почему
люди уходят из мира? Зачем нужны монастыри? Ответы на эти и другие
вопросы дает сама братия — послушники, монахи, схимники, настоятель
монастыря — епископ Троицкий Панкратий. Авторы фильма постарались
показать скрытую от всех в постоянном труде и непрестанной молитве
жизнь. Главная победа этого фильма заключается в том, что под
пристальным вниманием оказался не Валаам, но через него открылся сам
путь монашеский. Послушание как подвиг, молитва как щит и ограда, а вера
как радость. «Монах любит всех людей, но скучает с ними, потому что они
отлучают его от Бога. Монах должен жить один, а другой с ним —
Господь».
Цикл «Земное и небесное» — фильмы об истории Церкви. «Монашество» —
третий в цикле. В его названии указан главный объект внимания авторов,
но на самом деле весь фильм построен вокруг жития преп. Сергия
Радонежского. Его личность, несомненно, достойна внимания особого: и как
почитаемого на Руси подвижника, и как исторической фигуры. Но о самом
монашестве в фильме сказано совсем немного, и поэтому возникает
некоторое несоответствие названия и содержания. Рассказ в фильме очень
доступный, понятный любому человеку, даже далекому от церковной жизни, и
в этом его безусловное преимущество, например, даже перед фильмом о
Валааме, т.к. тот раскрывает большие глубины, а значит, требует и
большего знакомства с жизнью в Церкви. Весь цикл «Земное и небесное»
отличается прекрасной операторской работой и тем, что огромное
количество монастырей и храмов оказались в поле зрения авторов. В фильме
«Монашество» показана Троице-Сергиева лавра, Киржачский монастырь,
также основанный преподобным, Спасо-Андроникова обитель, устроенная его
учеником, а также Варницкий монастырь, где завершили свой земной путь
родители Сергия Радонежского. Это дивное ожерелье монашеских обителей
еще раз напоминает о важности монашеской жизни, непрестанной молитвы за
весь мир.
Фильм «Монахи. Диалог с историей» рассказывает еще об одной обители —
о Давидовой пустыни. В фильме прекрасно соединены история монастыря,
рассказ о монашестве и история России. Уход в монастырь, человеческие
судьбы, чудо — обо всем этом идет рассказ. Весь фильм комментирует
настоятель Давидовой пустыни игумен Герман, он с участием, просто и
доверительно рассказывает о своей жизни, о восстановлении разрушенной в
советское время обители, о людях, с которыми он встречался. Весь фильм
пытается донести до зрителя мысль о том, что монастырь — это «одна
жизнь, одна вера, одна любовь», постоянное стремление к общению с Богом
через молитву, труд. Монастырь и монашество в фильме показаны через
призму истории России: татары, ересь жидовствующих, изъятие мощей,
техникум в здании монастыря… Все это имело место в нашей истории. Как
возрождается монашество на Руси уже в наше время? Об этом рассказывает
одна из древних обителей — Давидова пустынь.
В художественных фильмах неоднократно среди персонажей присутствует
монах или монахиня. Вспомним, например «Гардемарины, вперед!». Анастасия
Ягужинская приезжает к своей тете — игумении монастыря, а сироту Софью
должны постричь в монашество против ее воли. Однако в этом фильме
монашество, кстати, показанное довольно неприятно, выступает в роли
скорее атрибута эпохи, создающего мизансцену для главного действия.
Подобного много в кинематографе, а вот найти фильм, где все действие
ведется вокруг православной обители непросто. «Остров», пожалуй,
является единственным продуктом современной киноиндустрии, отвечающий
этому требованию. Некоторая неправдоподобность в изображении монастыря
объясняется тем, что не это было главным. Необходимо было показать путь
покаяния человека, совершившего предательство, а в обители — «удобно
спасешися», т.е. именно в монастыре этот путь покаяния пройти разумнее
всего. Отец Анатолий даже не монах, наверное, послушник, и жизнь его
отличается от жизни всей остальной братии: живет в кочегарке,
обособленно, молиться ездит на отдельный островок, да и люди к нему едут
за советом. Монахи в этом фильме — отец Иов и отец Филарет, благочинный
и игумен. И все они втроем открывают зрителю три пути человека в жизни:
путь раскаяния и покаяния, как у отца Анатолия, путь доброты и ласки,
как у отца Филарета, и путь неустанного труда, как у отца Иова. Фильм не
раскрывает смысла монашества, не рассказывает о трудностях и радостях
монашеского пути, он ставит вопросы другие: вопросы покаяния, веры,
доверия, прощения и любви.
Список фильмов, где так или иначе затрагивается тема монашества,
невелик. Конечно, можно рассматривать и те, где рассказывается об
отдельных монастырях, но чаще всего основной акцент в них сделан на
подвижниках обители, ее историю и современность. А значит правду говорит
поговорка: «все видят монаха скачущим, никто не видит монаха плачущим».
Источник:
http://pravkniga.ru/reviews.html?id=1191