В холдинге «Вертолеты России» «Ленте.ру» рассказали, что украинская компания «Мотор-Сич» является давним, но не единственным партнером российского предприятия. Так, сегодня уже многие модели российских вертолетов оснащаются двигателями российского производства, в частности, собранными на петербургском предприятии «Климов». Например, ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52 оснащаются только российскими двигателями ВК-2500. Украинские же силовые установки используются преимущественно в вертолетах для гражданского рынка.
На Украине также выпускаются двигатели для пассажирских самолетов Ан-140 и Ан-148, закупку которых осуществляют, в том числе, и российские силовые структуры. Запорожские двигатели и запчасти необходимы для ремонта парка самолетов Ан-72, Ан-74 и Ан-124 «Руслан». По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, прекращение поставок продукции военного и двойного назначения из Украины «приведет к серьезным проблемам». В частности, может произойти замедление производства некоторых видов техники на срок, необходимый для освоения выпуска необходимых узлов и агрегатов в России.
Впрочем, по мнению другого источника «Ленты.ру» в оборонно-промышленном комплексе России, прекращение военно-технического сотрудничества Киева с Москвой хотя и скажется негативно на производстве, катастрофических последствий иметь не будет. Дело в том, что в России уже несколько летдействует программа импортозамещения в наиболее важных технологических отраслях. Так, собеседник в «Вертолетах России» отметил, что в перспективе подавляющее большинство российских вертолетов будут оснащаться двигателями российского производства.
Что же касается самолетов, то вряд ли Киев решится своими руками задушить единственную действующую сегодня программу украинского авиастроения производство пассажирского самолета Ан-148. Альтернативой же Ан-140 и его грузовых модификаций для Вооруженных сил России должна стать отечественная программа легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Его разработка в интересах Министерства обороны России возобновилась в середине 2013 года. Летные испытания самолета планируется начать в 2015 году.
Возможно, придется искать и российскую альтернативу транспортникам типа Ан-72/74. В случае же с Ан-124 такой замены пока нет, но в настоящее время рассматриваются варианты возобновления производства самолетов этого типа на территории России. Впрочем, Министерство обороны пока не располагает более или менее внятными планами относительно применения транспортников типа Ан-124, поэтому варианты возобновления производства таких самолетов рассматриваются с точки зрения гражданских эксплуатантов.
Ан-124
Фото: Министерство обороны России
Для оборонно-промышленного комплекса Украины, чье двигателестроение и авиастроение в значительной степени зависит от сотрудничества с Россией, прекращение военно-технического сотрудничества будет означать начало серьезного кризиса. В определенной мере это касается и производимых на Украине силовых установок для российских кораблей; их выпуском занимается государственное предприятие «Зоря-Машпроект» в Николаеве. При этом в самой России альтернативу украинскому предприятию может составить сразу несколько производителей во главе с рыбинским «Сатурном».
Похожая кризисная ситуация будет наблюдаться и в днепропетровском конструкторском бюро «Южное», и на предприятии «Южмаш». Они пока еще сохраняют большое значение для России, поскольку являются разработчиками межконтинентальных ракет Р-36М2 «Воевода» и производителями ракет-носителей «Зенит». Однако и здесь Россия сможет в относительно короткие сроки найти им альтернативу. Так, по плану обновления Ракетных войск стратегического назначения России, последние «Воеводы» будут сняты с вооружения к 2022 году.
На смену Р-36М2 придет разрабатываемая Конструкторским бюро имени Макеева межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», испытания которой начнутся в 2015-2016 году. Ее принятие на вооружение ожидается в 2018-2020 годах. При этом, учитывая, что большая часть комплектующих для «Воевод» производится в России, поддержание готовности сокращающейся группировки этого комплекса не станет неразрешимой проблемой для российской промышленности.
Не менее показательна ситуация с «Зенитом». Этот носитель среднего класса, используемый, в том числе, и для вывода российских космических аппаратов военного назначения, составляет сегодня основу производственной программы «Южмаша». Прекращение его производства приведет фактически к ликвидации завода как ракетостроительного предприятия. Теоретически производство «Зенита» может быть продолжено в рамках международной программы «Морской старт», однако эмбарго Киева на поставку ракет-носителей этого типа России, скорее всего, повлечет симметричные меры Москвы в виде запрета на поставки комплектующих для «Зенитов».
В рамках же российской орбитальной программы «Зенит» при необходимости уже сейчас может быть заменен «Протоном», имеющим большую полезную нагрузку, а в перспективе «Ангарой», вариант которой «Ангара-А3» примерно соответствует «Зениту» по его характеристикам.
Т-80У
Фото: Виталий Кузьмин / vitalykuzmin.net
Что же касается техники и вооружения сухопутных войск, то в этой сфере пути РФ и Украины разошлись уже давно. После снятия с вооружения танков Т-64 и запланированного на 2015 год полного списания Т-80У Россия фактически не зависит от украинских поставок запчастей для этой техники. На Украине, в свою очередь, сумели создать относительно самостоятельную отрасль, выпуская как танки «Оплот», так и легкую бронетехнику типа БТР-3 и БТР-4. Украина, кроме того, занимается модернизацией машин советского производства.
Однако, учитывая недавний срыв иракского контракта на поставку бронетранспортеров типа БТР-4 в связи с отказом покупателя от приемки некачественной техники, а также политическую обстановку в Харькове, являющемся центром украинской бронетанковой промышленности, можно предположить, что урон этой отрасли будет нанесен существенный. В целом же, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет, с 2008-го по 2013 год, Украина поставила России различной военной продукции на сумму 250 миллионов долларов.
Исторический опыт показывает, что эмбарго на поставки вооружений, военной техники и комплектующих, как правило, способствуют развитию военной промышленности в странах, подвергшихся такому эмбарго. В качестве примеров можно привести историю оборонки ЮАР или Израиля, бурное развитие которых началось именно после резкого сокращения импорта вооружения и оборудования военного назначения. Это означает, что для России возможный разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной может стать поводом для еще более быстрого развития промышленности.
Таким образом, можно говорить, что прекращение взаимоотношений в первую очередь негативно отразится на оборонно-промышленном комплексе Украины и наполнении ее бюджета за счет экспортных поставок продукции военного назначения. Фактически украинские оборонные производство и экспорт сожмутся до отдельных контрактов со странами третьего мира, использующими технику преимущественно советского производства. В военной сфере эта статья доходов для Украины занимает второе место после России.
Для России подобное развитие событий также сулит мало хорошего, однако о сколько-нибудь масштабном кризисе говорить не приходится. По большей части номенклатуры поставляемых Украиной узлов и агрегатов Россия может обеспечить самодостаточность в течение ближайших двух, максимум трех, лет. Для наиболее сложных, но немногочисленных украинских изделий, срок составит пять-семь лет, но даже и в данном случае существенного урона обороноспособности России нанесено не будет. Возможно, понимая это, Киев и не спешит объявлять о прекращении сотрудничества с Москвой.
Коментарі
Гість: шестьшесть 6
19.04.14, 21:06
как в анекдоте - "назло теще отморожу себе уши"...идиотическая власть в действии
Гість: Киевская Русь
29.04.14, 21:06
Добить промышленность Юго-Востока - оставить Юго-Восток без работы. В Киеве совсем неадекваты?
Самбреро
39.04.14, 21:08
Последние 23 года и сейчас, (тем-более), к власти прорываются существа ( людьми их назвать не могу), у которых одна задача - украсть как можно больше, не обращая внимание на последствия для страны. А сейчас (хунта), ставит задачу на уничтожение экономического потенциала всей страны полностью и продажу остатков экономики и народа Гейропе. Россия свое производство наладит, а Украина умрет навсегда.
Кубанец
49.04.14, 21:20
Значит Россия заберет всё сама
Kremen-3
59.04.14, 21:22
колехтив мечтателей.
arpo
69.04.14, 21:25Відповідь на 3 від Самбреро
Европе лома не хватает.
arpo
79.04.14, 21:25Відповідь на 4 від Кубанец
Скорее производство загнется до такой степени, что будет годится только на слом.
Гість: Комендор
89.04.14, 21:45
Поэтому рабочие и поднимутся против этой Власти, когда их лишат заказов и работы.
arpo
99.04.14, 21:45Відповідь на 8 від Гість: Комендор
Это да, но не ранее.
Гість: Забанилигады
109.04.14, 21:50
Новое правительство Украины с головой не дружит, от этого и все проблемы в стране. И раньше, когда хунта была в оппозиции, от нее тоже были проблемы, потому что они все продажные западу шлюхи, исполняли то, что скажут америка и европа.