Я пуст, как лист...

Я пуст, как лист,
Как пустота листа.
Не бойся, не боись,—
Печаль моя проста.

Однажды, наровне,
Заговорила осень,—
И это все во мне,
А остальное сбросим.

Пускай оно плывет
Все это,— даже в лето,
Безумный перелет —
Но в это, это, это...

(Геннадий Шпаликов)



Кинозарисовка

Лениво течет
Каплей мороженного
Женщина в белом
Почти непрозрачном
Мимо
Моей чашки кофе
Воин
Десантник
С татуировкой
Змеи на руке
Ищет в кармане
Двадцатку
Виден лишь хвост
Ползучего гада
Официантка
Переминается
С божественной правой
На волшебную левую
Говорит
Не волнуйтесь
Найдете
Человек
С глазами
Цвета запекшейся крови
Вынимает
Свой лик
Из холодного пива
Говорит
Запишите
Беги
Беги
Мальчик
Сражайся
Десантник
Благодарит
Официантка
Уходит
Женщина в белом
Становится точкой
На смешном горизонте
Провинциальной застройки
Остается
Одна сигарета
Один месяц лета
В миллиарде минут
До конца света
Я дышу
Этой страшной любовью
К жизни
Небо
Оттенка нездешней вишни
Жмурится
В ожидании града
Мирный город
В воронке войны
Херовогаддо

(begle)

Пейзаж с ветром

  • 31.12.13, 02:14
Кто скажет о ветре, что он дует не в ту сторону?
"Слова Ванталы"

Шел недавно рано утром мимо большого маркета. Между магазином и проезжей частью широкий газон усеян разными обертками. Стоит дворник с метлой посреди газона и неспешно метет мусор в направлении к тротуару. А поскольку трава сухая и высокая, то ему приходится выгребать все это из травы снизу вверх. Но дул сильный ветер, и все что вылетало из травы тут же ветром относилось назад, еще дальше чем лежало до того. Наверное его в детстве не научили, что некоторые действия против ветра делать не рекомендуется. Мне стало интересно, что же будет дальше, даже вспомнилась известная фраза о том что можно бесконечно стоять и смотреть как работает другой человек. До дворника достаточно быстро дошло, что он как бы работает, а особого результата нет и он начал махать метлой быстрее. Потом тактика поменялась - метла стала двигаться медленнее, но захватывала намного большее пространство и подбрасывала бумажки повыше. Чуда не случилось - все отбрасывалось ветром еще дальше к проезжей части. Последнее что я увидел - он расстегнул куртку и начал махать метлой с таким размахом, как обычно косят траву косой. Но направление в каком перемещалась метла осталалось то же. Стало смешно и грустно...
И пришла в голову интересная мысль - вот так наверное кто-то сверху смотрит и на меня, и на всех нас, на все наши дела и старания, качает головой... и улыбается )

Переписывая осень

Каждый год 
первого сентября 
Бог садится и переписывает осень.
То с красным  в прошлом году перебрал,
то морозы пустил не вовремя,
а то спешил и всё дождями перечёркал.

К нему в комнату зашёл его сосед по коммуналке:
- Опять с осенью маешься?
- Да.  Есть несколько идей. 
Сейчас перепишу и поставлю чайник. 
Обожди, 
попьём чайка.

Гость терпеливо ждёт
и вот они уже пьют чай
под необычно холодный сентябрь.

- Давай ещё по ложке сахара добавим, - 
говорит Бог и открывает сахарницу, -
сегодня хочется сладкого.
- Скажи, -
спрашивает сосед, -
а ты не думал 
переписать ещё что-нибудь.
- Хм. А что, например?
- Ну, то, что ты считаешь 
своим лучшим творением.
Может быть, пришла пора его обновить?
- Точно, -
Бог вскакивает и бросается к письменному столу, -
я перепишу любовь.

Он ставит чашку с горячим чаем
рядом с тетрадью,
берёт карандаш и начинает писать.

- Не спеши, -
просит его сосед, -
не наделай ошибок.
- В этом деле  лучше экспромта ничего нет! –
с энтузиазмом восклицает Бог 
и цепляет локтём чашку с чаем.
Горячий и сладкий напиток
разливается по тетради.
_____________________

Я сижу в парке,
кутаюсь в пальто 
и пытаюсь надышаться осенью.
В этом году у неё привкус ранней зимы.

Холодно.
Все мои попытки согреться 
проваливаются 
и сопровождаются
 мелкой дрожью озноба.
Я уже собираюсь идти домой,
но решаю достать телефон.
Я перечитываю старые письма 
от  моей любимой женщины.
Где она сейчас?
Нашла ли своё счастье?
Помнит ли ещё меня?

И вдруг 
что-то горячее и сладкое
вливается мне в сердце.
Господи,
что это?!
Кто добавил 
в морозный воздух сентября
запах чая?

Я бросаю взгляд в телефон
и застываю,
увидев от неё новое письмо.
__________________________

- Ну что, -
смеётся сосед
и похлопывает Бога по плечу, -
набедокурил?
- Нет, -
отвечает он и зачарованно смотрит
на залитую чаем тетрадь, -
я жалею, 
что не придумал этого раньше.

(Глаза в Клеточку)

Вечные странники

Камень Сизифа скатился в Лету, пеплом укрыт Гефсиманский сад. Дай же мне руку, пойдем по свету, чтоб никогда не прийти назад. Осень открыла на нас охоту, рыжие гончие взяли след. Только бессмертные – беззаботны, только безумцы найдут ответ на неразгаданный квест Эдипа, и, поравнявшись с тобой и мной, мчит тонконогая Эвридика, к свету, из плена, домой, домой. Там, где ступала нога Орфея, нынче дрожит на ветру ковыль. К морю плывут косяки Офелий, не разобравшись, где сон, где быль, Гамлеты ждут ядовитых лезвий, Лаэрты точат в углу ножи, я замираю у края бездны и понимаю, что мы во ржи. Дай же мне руку, сегодня ветер, нужно смотреть непременно вниз, чтобы никто на всем белом свете не закричал нам  «остановись». Что-то глядит на тебя оттуда? А, это Тот, Кто Сидит В Пруду. Дай же мне руку. Я здесь побуду. Я не уйду, не уйду, уйду. Вот он, последний виток дороги, и, замыкая почетный круг, вечные странники, злые боги, даже в прыжке не разнимут рук. Дай мне вцепиться в твое предплечье, чтобы забыть, как горчит беда. 

Тот, кто сложил ледяное «вечность», проклят отныне и навсегда.

(Мкб-10)

Знак Плюс

  • 10.09.13, 14:03
В нашей жизни мы повсюду сталкиваемся с рекламой: самой разной, в самых неожиданных местах.
По радио и телевидению, на заборах, стенах, а порой даже на небе и, кажется, придуманы все способы, коими можно нас убедить: пить или не пить, курить или не курить, пользоваться и хранить, звонить и летать, посещать, отдыхать, выгодно, удобно, питательно, вкусно, дешево, полезно, быстро, безопасно и вовремя.
Кажется, ничем нельзя нас удивить, но сегодня утром я вдруг увидел совершенно потрясающую рекламу:
у нас во дворе, в углу, на свежевыкрашенной стене гаража было мелом написано: «Витька+Люда=любовь». Эта реклама не убеждала, не звала, не напоминала, но она сообщала и раскрывала великую тайну, над которой бьются поэты и философы. Тайну возникновения любви.
Именно плюс. Не расчетливый минус (кто больше), не корыстное умножение (на сколько раз), не мелочное деление (дающее только часть), а плюс, безоглядный, щедрый, соединяющий двух обыкновенных людей, дает фантастическую сумму - любовь.
Пользуйтесь знаком плюс.
Я сбегал домой за мелом и написал на другой стороне гаража: «Ленька плюс...» и вот тут я задумался. Конечно, все правильно: реклама есть реклама и она не отвечает за каждого в отдельности.
Вечером я снова пошел в угол двора посмотреть на гараж. Я думал: а вдруг...
Возле гаража хлопотал хозяин, еще молодой, но рано повзрослевший.
- Завидуешь, небось? - сказал он, громыхая замками.
- Да, очень, - ответил я и обошел гараж со всех сторон, но он был свежевымытый и скучный, как хозяин.

(Леонид Енгибаров)

...ль

У меня есть приятель с фамилией Кугель,
он читает журнал под названием «Шпигель»,
в водоеме на даче разводит белугель,
фарширует ее и уходит во флигель.

У кого-то на ужин морошка да ягель,
на кого-то воздействуют Гегель и Бебель…
Ну а кто-то и вовсе терзает бумагель,
запродав с голодухи последнюю мебель.

Кто-то где-то ведет через штормы корабель,
и по тундре бредет естества испытатель…
А пред кем-то девицы слагаются в штабель,
хоть могли бы слагаться и в шницель, и в шпатель.

Где-то занят бухгалтер, считающий прибыль,
на копейках с трудом экономящий рубель.
Ну а Кугель всё жрёт фаршированный рыбель
в тихий час, когда солнце уходит на убыль.

(Александр Габриэль)

Там и Здесь

Прочитал очередные новости о "революции" в Сирии. С развитием конфликта все больше стран хотят непосредственно поучавствовать в нем или хотя бы побряцать оружием где-то неподалеку.
И почему-то вспомнилась поэма "Кадиш" Александра Галича, посвященная Янушу Корчаку и его "Дому сирот" в Варшаве. И один как-бы самостоятельный эпизод из этого произведения, который 20 лет назад (когда только начали печатать Галича) произвел на меня огромное впечатление.

Когда-нибудь, когда вы будете вспоминать имена
героев, не забудьте, пожалуйста, я очень прошу
вас, не забудьте Петра Залевского, бывшего
гренадера, инвалида войны, служившего сторожем
у нас в "Доме сирот" и убитого польскими
полицаями во дворе осенью 1942 года.

Он убирал наш бедный двор,
Когда они пришли,
И странен был их разговор,
Как на краю земли,
Как разговор у той черты,
Где только "нет" и "да" -
Они ему сказали:"Ты,
А ну, иди сюда!"
Они спросили:"Ты поляк?"
И он сказал :"Поляк".
Они спросили:"Как же так?"
И он сказал:" Вот так".
"Но ты ж, культяпый, хочешь жить,
Зачем же , черт возьми,
Ты в гетто нянчишься, как жид,
С жидовскими детьми?!
К чему, - сказали, - трам-там-там,
К чему такая спесь?!
Пойми, - сказали, - Польша там!"
А он ответил:"Здесь!
И здесь она и там она,
Она везде одна -
Моя несчастная страна,
Прекрасная страна".
И вновь спросили:"Ты поляк?"
И он сказал:"Поляк".
"Ну, что ж , - сказали,- Значит, так?"
И он ответил:"Так".
"Ну, что ж, - сказали, - Кончен бал!"
Скомандовали:"Пли!"
И прежде, чем он сам упал,
Упали костыли,
И прежде, чем пришли покой
И сон, и тишина,
Он помахать успел рукой
Глядевшим из окна.
...О, дай мне, Бог, конец такой,
Всю боль испив до дна,
В свой смертный миг махнуть рукой
Глядящим из окна!

Расклад

Бубна на бубну - лето в сброс.
Кто-то подложил в колоду
на одну черву больше.
У меня перебор.
Пика на пику - ночь в сброс.
Встречаю зарю со своей червой.
Креста на кресту - судьбу в сброс.
И все за одну крапленую карту.
Черва на черву,
восход на закат,
сердце на сердце,
мечта на мечту .
Кто научил тебя так играть?
Кто научил тебя так обжигать?
Что это за музыка?
Куда ведет этот путь?
Почему у меня завязаны глаза?
Черва на черву - жизнь в сброс.
Кто научил тебя так любить?

(Глаза в Клеточку)

Перевод

Любой текст является переводом
С языка мысли на язык речи
Переводы же с языка чужой речи
Являются текстами собственной мысли
Об этой речи

Поэтому перевод заведомо оригинален
Когда оригинален его известный автор
Оригинальность же автора оригинала
Имеет к переводу лишь косвенное касание
В плоскости выбора автора автором

Он и неточен, и по той же причине
(Это я продолжаю о переводах)
По которой он намного точнее
Подлинника, столь же неточного
Сколь его подлинный перевод.

Рукопись автора спит в переводчике
А вернее бодрствует, но спит автор -
Творец, который бодрствует вечно:
Над собственным созданьем собою же бдит
Которое дремлет увы однако

(Анри Волохонский)