хочу сюди!
 

Юлия

42 роки, рак, познайомиться з хлопцем у віці 30-50 років

Открытое письмо премьер-министру украины азарову н.я.

  • 21.12.10, 15:38

Уважаемый Николай Янович!

Обращение через прессу - это вынужденная мера, которая просто необходима для того, чтобы таким способом обратить Ваше внимание на проблемы оборонного сектора экономики страны, которые упорно замалчиваются  и не решаются на протяжении многих лет.

Наверно не нужно говорить, что эти проблемы тесно связаны с обороноспособностью нашего молодого развивающегося государства, руководство Правительством которого сегодня возложено на Вас.  Не менее  важно, что эти проблемы связаны с развитием высоких технологий, науки и техники, и, наконец, инженерного образования граждан Украины.

Да, именно образования, к необходимости развития которого призвал Президент Украины. Будет ли традиционно машиностроительная Украина в будущем иметь в перечне профессий профессии инженера-конструктора космической, авиационной, ракетной техники и знания в области точного приборостроения, радиолокации, кораблестроения, автоматизированных систем и связи, будет ли развиваться прикладная наука.

 Или это уже не для нас. Страна не строит новые заводы, не совершенствует существующие производственные линии, не внедряет современные технологии. С каждым годом снижается научно-технический потенциал, знания и опыт уходят вместе с ненужными  сегодня государству специалистами на пенсию и в другой мир… К сожалению стратегия экономического развития в основном сосредоточена исключительно на развитии сырьевых отраслей промышленности не связанных с производством конечных инженерных продуктов. Руда, транзит газа, нефть, электроэнергия, метал… И все это не для нашей промышленности, потому что она практически ничего не производит и все меньше потребляет.

 Украина с каждым годом все больше превращается в сырьевой придаток развитых Европейских стран. Именно так мы с легкой иронией ранее называли экономически слабо развитые государства. Мы теряем производства, высококвалифицированные рабочие места, как для инженеров, так и рабочих.

 Так кем же в будущем будут украинцы, наши дети и внуки, чем будут заниматься, что создавать?

Анализ ситуации показывает, что главной причиной  инженерной деградации нации является отсутствия государственного заказа  машиностроительным предприятиям и не только выпускающим оборонною продукцию. В отличие от вечного спора о первичности яйца и курицы, тут как раз все ясно. Отсутствие государственного оборонного заказа уничтожает предприятия, рабочие места, потребность в специалистах и, наконец, в учебных заведениях. Ведь не может же вечно продолжаться практика, когда выпускники КПИ, ХАИ, КИГА, ДГУ  и других ВНЗ не находят рабочих мест по специальности. Не буду говорить о проблемах среднетехнического образования, тут уже и говорить не о чем. Квалифицированных рабочих уже давно никто не учит по той же причине. Таким образом первичным в развитии экономики является государственный заказ.

 Так почему же в Украине не развивается оборонная промышленность? Нет денег у государства? Неправда. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно изучить ежегодные законы о государственном бюджете. Не нужно новое вооружение? Да и тут нельзя согласиться. По заявлению министра обороны, ВС оснащены вооружением только на 80% (конечно, можно спросить: «Где оно?», ведь уже 20 лет продаем исключительно излишки). А остальное - требует ремонта, который тоже не проводится, опять же по причине практического отсутствия средств. Когда вооружению уже 25-40 лет трудно рассчитывать на успех, даже если учесть, что в свое время его производили очень надежно. Ставка на ремонт верна, но с каждым годом все больше вызывает сомнение возможность его проведения, ведь запасные части для ремонта тоже не вечны.  А учитывая, что электроника в существующей технике давно вышла из строя, то очень остро встает вопрос о ремонтопригодности сложных образцов ВВТ, особенно это важно для зенитно-ракетных комплексов.

 И именно поэтому вызывает большие опасения, обнародованный проект Стратегического оборонного бюллетеня, в соответствии с которым Минобороны, по предложению Минфина значительно сократив расходы, предполагает сохранять на вооружении существующую технику еще до 2025 года и только после 2020 г. начать программу перевооружения, открыв новые опытно-конструкторские работы. Интересно кто, при такой постановке вопроса их будет в то время выполнять.

К сожалению, не сбылись ожидания оборонной промышленности об увеличении ассигнований на разработку и закупку (производство) новой техники в 2010 году. Опыт  работы  в 2007 году показал возможность значительного улучшения финансового обеспечения развития ВВТ.  Оборонные заказы 2007 и 2008 гг., которые формировались Вами в объеме до 1,0 млрд в год по общему фонду, позволили завершить значительную часть опытно-конструкторских работ и принять на вооружение более 100 образцов нового вооружения, приступить к  серийному производству и долгожданным поставкам нового вооружения  в ВС.  В 2007 году четко работала система государственного заказа, средства поступали ритмично и своевременно. Да были проблемы. Это и первично неправильно спланированные на конец года поступления в соответствии с распределением ассигнований государственного бюджета. Не учитывалось, что технологический срок производства вооружения составляет 6-8 месяцев и более, а для того чтобы выполнить госзаказ текущего года его необходимо начинать выполнять с января. Это и затяжки с принятием постановления о гособоронзаказе. Это и никому не нужные запреты Минфина на предоплату (откуда у предприятий средства на производство техники без аванса). Это и не безупречное законодательство, обязывающее  Госзаказчиков проводить конкурсы на продукцию, которая выпускается только на одном предприятии, а предприятия проводить тендеры на комплектующие, которые производятся исключительно по утвержденной документации на подготовленном производстве. Кстати, если Вам не доложили, возвращение этой нормы Закона для предприятий в 2010 году полностью парализовало работу оборонки. Это и Тендерная палата, дающая с трудом в течении 3-6 мес. разрешения на заключение контракта с одним исполнителем, при полном отсутствии другого. И публикации о торгах через монополиста - Европейское консалтинговое агентство. Но все трудности забылись (пишется для того чтобы не повторились), главное, что доля госзаказа в структуре работы предприятий повысилась в несколько раз и на указанные недостатки была реакция. В 2009 году о ритмичности финансирования опять забыли, расписание поступления средств не выполнялось.  Стабфонд так усложнил получение средств (чтобы получить из него  деньги, необходимо было выпустить дополнительно два постановления Кабмина), что они так практически и не поступили на предприятия.

Что же мы имели в 2010 году. Читаем Закон «О госбюджете на 2010 год». Бюджетная программа 2101150 закупка вооружения - 7,1 млн грн по общему фонду (для ясности, это стоимость 1,5 модернизированных танков), бюджетная программа 2101160 разработка вооружения – 80,9 млн грн по общему фонду (опять же для ясности, это примерная стоимость одного этапа одной опытно-конструкторской работы по проектированию сложного комплекса вооружения).  При этом на начало года, в соответствии с заключенными договорами, на предприятиях находилась в разработке и производстве научно-техническая продукция, которая требовала финансирования на сумму более 1,5 млрд грн.

 Поступление средств Минфином вновь было спланировано крайне не удачно. В итоге, в соответствии с расписанием выделения средств – и эти мизерные деньги поступили в 2010 году в 4 квартале. А ведь весь год необходимо было организовывать на предприятиях работу и платить зарплату. И в этих условиях руководителей государственных предприятий постоянно предупреждали об ответственности за несвоевременную выплату заработной платы. Работать крайне сложно. Пока выживают только те, кто имеет заказы от иностранных заказчиков. Но сразу необходимо сказать, что инозаказы носят случайный и непоследовательный  характер. Поэтому строить на их основе планы развития предприятий на  перспективу  невозможно. Только ровный, достаточный и постоянный государственный заказ может обеспечить развитие оборонного сектора экономики государства

Результат 2010 года - все проекты по созданию новых комплексов вооружения остановлены. Промышленность не имеет ориентиров и утвержденных программ. Как известно, не согласованы Минфином и не утверждены правительством Программа развития вооружения и военной техники до 2015 года (предполагалось задействовать более 200 предприятий отрасли), Программа  строительства корабля класса «корвет» (предполагается участие более 60 предприятий), не внесены изменения в программу Ан-70 (работают более 40 украинских предприятий). Каким образом планировать развитие, как сохранять научно-технический потенциал и  опять же интеллект нации?

Посмотрим на проект Госбюджета на 2011 год. На указанные бюджетные программы по общему фонду предусмотрено 350,0 млн грн.  Притом, для выполнения работ по заключенным, в соответствии с решениями правительства, договорам необходимо до 6,0 млрд грн. Кстати эта цифра соответствует утвержденной в 2009 году концепции Государственной программы развития вооружения.  Но почему не выполняются Указы Президента и предыдущие решения правительства? Ведь главное, как говорит Президент, это последовательность, именно это может принести результаты. Опытно-конструкторские работы по созданию образцов вооружения это как мосты, которые Вы сейчас успешно достраиваете, что не может не радовать граждан Украины.

 Каждый раз вынужден писать слова “по общему фонду”. Дело в том, если Вам об этом не докладывали, средства предусмотренные Законом Украины «О государственном бюджете» по специальному фонду промышленности практически не выделяются. Можно проверить 2010 год. Хочу Вам довести устойчивое проверенное многими годами мнение специалистов, что спецфонд - это фонд который используется для одной цели, а именно для того чтобы сказать, что мы вам дали, к примеру, 780,0 млн грн, а не признать, что выделено всего 95,.0 млн грн. Да и ежегодная норма Закона о госбюджете, которая запрещает государственным заказчикам брать обязательства по специальному фонду до фактического поступление денежных средств, в свою очередь не позволяет организовать работу над выполнением долгосрочных переходящих из года в год проектов, какими и являются опытно-конструкторские работы. На наш взгляд госбюджет должен быть честным и все средства в нем должны быть в одном общем фонде.

 Особенно остро необходимость последовательности действий проявляется при выполнении контрактов, к реализации которых привлечены иностранные компании. Сегодня к таким проектам можно отнести три: создание  военно-транспортного самолета Ан-70 с РФ, модернизация вертолета Ми-24 с Францией и разработка и производство корабля класса «корвет» с Францией, Италией, Швейцарией и другими странами. Все проекты максимально украинизированы и только по тем комплектующим, которые не производятся в Украине, привлечены партнеры.

 В 2010 году все три проекта не финансировались (по корвету произведены расчеты за выполненные работы в 2009 году). По информации из заявлений Минобороны, не ожидается их финансирование и в 2011 году. А как же обязательства по договорам? Например, в соответствии с Соглашением между правительствами Украины и Российской Федерации прекращение финансирования ведет к оплате штрафных санкций в объеме 20% от стоимости проекта.

В соответствии с решениями Кабинета Министров Украины, в период 2007-2009 годов проведено 7 раундов переговоров с РФ по продолжению проекта. Украинской делегации в итоге удалось убедить партнеров в необходимости продолжения работ по Ан-70 (о выходе из проекта РФ объявила в декабре 2006 года). И что же, Минобороны РФ исправно платит, а Минобороны Украины - нет. А ведь расходы 50% на 50%. Если так и дальше выполнять обязательства по соглашению, то и партнеров подведем и убытки понесем. Также не выполняются обязательства и по другим двум проектам. При этом по корвету проведено около 200 переговоров с иностранными компаниями, по результатам сложных переговоров получены разрешения правительств Франции, Италии, Швейцарии на поставку корабельного вооружения.

 Первый модернизированный вертолет Ми-24 в декабре 2010 года должен уже летать, но его нет. Прекрасный проект: новый украинский двигатель, новые украинские ракеты и прицелы, современная европейская авионика, возможность выполнять задачи ночью… Этот проект значительно повышает эффективность применения армейской авиации. Кто несет ответственность за несвоевременное выполнение работ и выполнение обязательств?

 Непоследовательность в оборонной сфере катастрофа для обороноспособности Украины и оборонной промышленности. Ведь все проекты по созданию образцов вооружения выполняются 3-7 лет по плану, а в условиях хронического недофинансирования - 10 и более лет.  И в этот период старение создаваемой техники можно избежать путем внесения изменений в документацию и использования при производстве современной элементной базы, то от роста стоимости никуда не уйти. Дождутся ли ВС новой техники, выдержат ли предприятия хронического недофинансирования? Поэтому и требуется системная плановая работа.

 К сожалению, в 2010 году, по предложению Министерства финансов,  значительно сокращены ранее утвержденные расходы на программу развития ВВТ.  Указом Президента Украины 2004 года об утверждении долгосрочной программы развития ВВТ  на период 2010-2015 годов на разработку и закупку вооружения должно быть предусмотрено более 23,0 млрд грн.  Решением Кабинета Министров Украины 2009 года об утверждении Концепции среднесрочной программы развития ОВТ на 2010-2015 года, с учетом инфляции, определены прогнозные ассигнования на указанный период в размере 39,0 млрд грн. Сейчас рассматривается финансирование в значительно меньших объемах.

При этом вновь не учтены объемы уже взятых перед предприятиями промышленности финансовых обязательств. Именно с этими сокращенными показателями сейчас работает Минобороны при формировании новой программы развития ВВТ.  Но это показатели разрушения ОПК, а не его развития.

Именно системное недофинансирование ВС привело к тому, что после 20 лет выполнения программ развития Минобороны выработало для себя концепцию “стабилизации”. Можно понять людей, которые сегодня отвечают за боеготовность и за исправность существующей техники и вооружения. Необходимость ремонта техники всегда очевидна - ВС должны быть сегодня готовы к выполнению задач.

 Но нельзя понять людей, которые отвечают за будущее ВС, за развитие ОПК и экономики страны, за будущее народа Украины.

 Это разные задачи, разные  проблемы и разные затраты. Для этого и существует программно-целевое планирование.

Оборонная промышленность с надеждой восприняла Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины и Указ Президента Украины №1119\2010 от 10.12.2010 года. Поставлены конкретные задачи по обеспечению по общему фонду потребностей  обороноспособности государства и утверждению Государственной программы развития вооружения и военной техники на период 2011-2015 годов.

 При этом, просим обратить Ваше внимание, что действительно просчитанные специалистами и обоснованные финансовые потребности ВС и оборонной промышленности на указанный период определены в  концепции указанной программы и утверждены  Кабинетом Министров Украины в сентябре 2009 года распоряжением №1206.

Уважаемый Николай Янович, будущее Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса находиться сегодня в полной вашей компетенции. Сегодня есть уникальная возможность возродить развитие наукоемких отраслей оборонной промышленности и заложить основы обороноспособности страны, высокого интеллекта народа Украины, создать условия для  труда людей и дальнейшего развития  прикладной науки и техники в Украине.

Просим Вас решить существующие проблемы ОПК. 

 

С уважением,

президент ассоциации «Украинские оборонные технологии» Владимир Грек

директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак

директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец

 

Defence Express News

1

Коментарі