Текст песни Когда мы были на войне, Казачья песня:
Когда мы были на войне, Когда мы были на войне, Там каждый думал о своей любимой или о жене. Там каждый думал о своей любимой или о жене.
И я, конечно, думать мог, И я, конечно, думать мог, Когда на трубочку глядел, на голубой ее дымок. Когда на трубочку глядел, на голубой ее дымок.
Как ты когда-то мне лгала, Как ты когда-то мне лгала, Что сердце девичье свое давно другому отдала. Что сердце девичье свое давно другому отдала.
Но я не думал ни о чем, Но я не думал ни о чем, И только трубочку курил с турецким горьким табачком. И только трубочку курил с турецким горьким табачком.
Я только верной пули жду, Я только верной пули жду, Чтоб усмирить печаль свою и чтоб пресечь нашу вражду. Чтоб усмирить печаль свою и чтоб пресечь нашу вражду.
Когда мы будем на войне, Когда мы будем на войне, Навстречу пулям полечу на вороном своем коне. Навстречу пулям полечу на вороном своем коне.
Тест песни - Раз, два марш вперед.
И не пьют и не ядятКони вороные И шумлят они гремять Шабельки они кривые.
Припев. Раз, два марш вперед Труба зовет Славные Кубанцы, Звон лихой зовет нас в бой Наливай по чарцы. Раз, два марш вперед Труба зовет Славные герои, Звон лихой зовет нас в бой Врагу нет пощады.
И пойдем ломить врага стеной Никаких преград не зная И мы выгоним врага Из ридного края
Припев. Раз, два марш вперед Труба зовет Славные Кубанцы, Звон лихой зовет нас в бой Наливай по другий. Раз, два марш вперед Труба зовет Славные герои, Звон лихой зовет нас в бой Врагу нет пощады.
И мы выгнали врага Из ридного края И вернулись мы домой С боевою славой.
Припев. Раз, два марш вперед Труба зовет Славные Кубанцы, Звон лихой зовет нас в бой Наливай по третьей. Раз, два марш вперед Труба зовет Славные герои, Звон лихой зовет нас в бой Врагу нет пощады.
Казаки в Берлине Музыка: Дм. и Дан. Покрасс Слова: Цезарь Солодарь
По берлинской мостовой Кони шли на водопой, Шли, потряхивая гривой, Кони-дончаки. Распевает верховой: "Эх, ребята, не впервой Нам поить коней казачьих Из чужой реки."
Припев: Казаки, казаки, Едут, едут по Берлину Наши казаки.
Он коней повел шажком, Видит: девушка с флажком И с косою под пилоткой На углу стоит. Выпрямилась, как лоза, Бирюзой горят глаза. "Не задерживай движенья!" Казаку кричит.
Припев.
Задержаться бы он рад, Но, поймав сердитый взгляд, "Ну, ребята, марш за мной!" - Крикнул на скаку. Лихо конница прошла, А дивчина расцвела, Нежный взгляд -- не по уставу Дарит казаку.
Припев.
По берлинской мостовой Снова едет верховой, Про свою любовь к дивчине Распевает так: "Хоть далеко синий Дон, Хоть далеко милый дом, Но землячку и в Берлине Повстречал казак..."
Казачий язык. Из книги «Кровь и боль моя Казачество» атамана ВБКВ Валерия Федоровича Никитина.
Русские историки не хотят признавать независимого от русских происхождения казаков, ссылаясь и на язык, утверждая, что казаки – русские люди, говорящие на одном с русскими языке. Вместе с тем, единый русский литературный язык – совсем недавнего происхождения. По словам Тургенева, только Пушкин «создал русский язык и установил литературу» (значит, только в первой половине XIX столетия, когда Казачество было кроваво подавлено, когда все казачье каленым железом уничтожалось), что до этого времени существовали только отдельные славянские наречия, а вся русская знать считала великорусское наречие языком дикарей и стыдилась говорить на этом наречии.
Для каждого станет понятным, что языком, утвердившимся в XIX веке, нельзя обосновывать спор, относящийся к VII столетию, или хотя бы даже к XVI столетию. Далеким следствием истории нельзя объяснять саму историю. От следствия выводить причину. Несчастье казаков в том, что историческая жизнь для них сложилась неблагоприятно, их наречие не могло развиться и стать, наконец, общепризнанным народным и государственным языком, как это случилось, например, с одним наречием немецкого языка, которое стало голландским народным и государственным языком. Но, от того, что у голландцев немецкий язык, голландцы не перестали быть голландцами.
Отсюда следует, что язык, как явление переменное, неустойчивое, может считаться признаком национальной принадлежности только условно.
Насколько легко и быстро изменяется речь отдельных народов видно из истории отюреченья монгольских кадров Золотой Орды. Хан Бату привел с собой из Азии в Европу несколько десятков тысяч чистокровных Монголов. Они составляли его главные кадры. Они гордились своим происхождением, гордились превосходством их расы над половиной мира. А, между тем, к пятнадцатому веку эта небольшая прослойка целиком растворилась в сплошных тюркских массах подвластной Монголам империи и монгольский язык почти совершенно вышел из употребления.
Наши предки были свидетелями подобных перемен и в Литве, где многие коренные Литвины во главе со своими князьями Гедеминовичами приняли в обиход речь Белорусов.
На многовековых казачьих путях изменения переживала и речь наших предков. Мы пользуемся теперь диалектами русского и украинского языков. Теперь это наша казачья речь, независимо от того, что она принадлежит и двум другим народам. Таково положение в настоящий момент, но это не значит, что так было всегда и что раньше у нас не было какой-то другой казачьей речи.
По своему происхождению наш народ должен был бы пользоваться особой речью Приазовских Славян, сильно уснащенной туранскими вкраплениями, но на протяжении длительного времени казакам пришлось проживать в ближайшей близости с Восточными и Западными Славянами. Тогда требования жизни заставили их приспособить свою речь к более удобным формам и отказаться от многих туранских понятий. Наши предки проживали отдельными общинами среди Славян. А большая масса, если не встречает противодействия, всегда передает свои свойства массе меньшей. Так и в нашем случае, наши предки легко поддались обрусению и украинизации. Это произошло с достаточной легкостью, потому что славянская речь была широко распространена уже и между народами Хазарии, которые по словам Араба ал Бекри «из-за смешения со Славянами говорили по-славянски наравне с другими народами севера». Тем более укоренилась она во времена Тмутаракани, при наличии славяноязычной власти и после ее раздела, когда степные племена устремились к Днепру и в землю Северскую. Переходя там к оседлости разрозненными общинами, новопоселенцы Черные Клобуки попадали в близость к среде исключительно славянской. Их говор постепенно обращался в те диалекты, которые позднее определялись, как «славяно-татарское наречие».
Оставался у казаков в употреблении и тюркский язык, который стал уходить из обихода не более чем 100-150 лет назад. Хаара Даван в книге «Чингизхан» пишет, что грамоты казакам неоднократно писались по-татарски. И.П. Буданов тоже приводит два случая, когда московские послания были писаны «татарским письмом». Татарский язык среди казаков был распространен во времена А.И. Ригельмана (средина XVIII века и позднее, когда Л.Н. Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски»).
Богатый материал для изучения донской речи дают исследования М.А. Полторацкой, которая описывает язык казаков-некрасовцев, вернувшихся из Турции на Кубань: «Здесь все приветствуют друг друга по-старому, по-казачьи: «Здорово дневали! Здорово ночевали!». Женщины приветливо обращаются друг к другу: «Ах, ты моя болезная, жаличка, кромочка!». Тут не скажут: «войдите в дом», а «влезайте в курень». Не скажут: «я нашел 3 копейки», а «налез алтын». Не «зажег огонь», а «затеплил», не «танцевать», а «плясать», не «птица», а «птаха», не «петух», а «кочет», не «низменность», а «удолье», не «круглый», а «облый» и т.п. Старики говорят: «суд рядить», «дела чинить», «много пота утереть» (т.е. много потрудиться), «на пиру пображничать – попить касильчатого меду» (т.е. меда с корицей).
Есть еще один очаг казачьей речи, совершенно обособленный от других говоров и сохранившийся лишь на Тереке в Гребенских станицах. Средний русский человек речь местных казаков понимает с трудом. Отдельные черты, подмеченные Л.Н. Толстым, не дают цельного образа, но, во всяком случае, указывают на связь говора Гребенцов, кроме татарского, еще с каким-то западно-славянским. У них, например, не «барин», а «пан», не «куда», а «кое место», не «ружье», а «флинта», не «убить», а «замордовать». В семье – «бабука», «мамука», «батяка», «нянюка» (сестра).
Казачья речь несет на себе отчетливую печать всех крупных перемен, выпавших на долю наших предков. Причин различия их говоров не удастся понять без изучения условий, в которых они появились, т.е. вне казачьей истории Средних веков. Приходится их еще раз хотя бы вкратце обозначить. Казачий народ, как единое целое, сложился из трех частей: Торков-Касаков (Черных Клобуков, Черкасов), Меото-Казаров и некоторой примеси подонской страны Касак Аланов – Танаитов. В течение нескольких веков племена трех различных наречий тесно общались на просторах нашего степного края, часто в границах одного и того же государства (Алания, Хазария, Тмутаракань). Сроки этого общения были весьма и весьма продолжительны, они измеряются целым тысячелетием. В эти эпохи сожительства все народы усиленно заимствовали друг от друга культурные навыки, черты быта, религиозные воззрения, создавали комплекс той особенной степной культуры, однородность которой проявляется во всех археологических памятниках.
Нивелировались и языки. В бассейне реки Дона и Приазовья всегда проживало большое количество племен славянского языка. Меото-Казары в державе Мстислава Храброго господствовали численно. Они положили начало славянским диалектам казачьего языка, в то время как Касаки насытили его туранскими корнями, которые слились с казачьей речью органически, приобрели славянские формы и подчинились славянским грамматическим законам.
Соответствующим образом можно проследить, как развивалось наречие украинское среди некоторых общин днепровских казаков. Судя по памятникам древнерусской письменности, нынешний украинский язык в древности широко был распространен только по западным областям Киевской Руси. Его первичные формы принадлежали Волыни, Галичине и Червоной Руси. Но киевские князья, начиная с Владимира Святославича, пополняли редкое земледельческое население вдоль степной границы принудительными выводами населения с запада. Таким образом, широкая полоса новопостроенных городов пограничья оказалась заселена людьми украинской речи, а именно с ними больше всего пришлось общаться Черным Клобукам. Тут же размещали они свои семьи и, значит, детям казаков приходилось расти в самой гуще украинских говоров. Тогда то среди них укоренилось украинское наречие, которое, однако, прошло через корректуру привычных им прежде языковых форм и обратилось в полтавский диалект Запорожцев.
***** Лично я отрицаю данную трактовку и считаю , что у казаков (предков их - хазар) одним из разговорных языков был "кипчакский язык", распространённый по всей "Степи".
В августе 2012 года представители ФМС сделали сенсационное заявление, которое, впрочем, осталось практически не замеченным российскими СМИ. Начальник управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы РФ Валентина Казакова в эфире радио "Эхо Москвы" заявила, что облегченный порядок получения российского гражданства может быть снова введен для всех бывших граждан Советского Союза. При этом Казакова сослалась на вышеупомянутую процедуру, действующую сейчас в рамках четырехстороннего соглашения между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
Еще несколько месяцев тема упрощенной процедуры получения гражданства РФ не поднималась в СМИ, пока обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт не обратил внимание своей аудитории на поправки в закон о гражданстве, инициированные тремя сенаторами.
"Совет Федерации готов воссоздать Советский Союз фактически путем восстановления советского гражданства", - заявил Эггерт, добавив, что, согласно документу, любой человек, чей родственник был гражданином СССР, а также его семья теперь автоматически получат право на российский паспорт.
"Предполагаю, что цель их самая что ни на есть политическая - ввезти в страну миллионы новых сторонников "Единой России", - отметил обозреватель (сравните с высказыванием Ромодановского, уверявшего, что россиян не планируется заменить на мигрантов).
Реплика Эггерта и реакция еще ряда комментаторов появились вскоре после разъяснений, которые дал прессе автор поправок, зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Сенатор уверял РИА Новости, что, хотя внесенные в Думу поправки в закон "О гражданстве РФ" могут затронуть около 25 миллионов человек, упрощенный порядок получения российского гражданства не будет распространяться на всех бывших граждан СССР.
"Не зная глубины вопроса, многие решили, что мы приглашаем практически всех граждан бывшего Советского Союза стать гражданами России. Это не так. На упрощенный порядок получения гражданства могут рассчитывать именно те соотечественники, к числу которых относятся представители коренных народов, населяющих территорию РФ в ее современных границах", - заявил Джабаров, добавив, что документ может быть принят до конца 2012 года.
Документ, вызвавший столь бурную реакцию в СМИ, с легкостью обнаруживается на сайте Госдумы. Поправки, внесенные в Думу еще в 2011 году, уже прошли согласование в комитетах и рекомендованы к рассмотрению в первом чтении.
Текст документа предполагает, что в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство "соотечественники, являющиеся таковыми в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом"".
К соотечественникам, согласно данному закону, относятся "иностранные граждане и лица без гражданства и их потомки, проживающие за пределами территории нашей страны и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ", включая лиц, "состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР и получивших гражданство этих государств", а также выходцев из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Таким образом, вышеупомянутый документ относит к соотечественникам всех, кто проживает сейчас на территории бывшего СССР, а далеко не только "представителей коренных народов, населяющих территорию РФ в ее современных границах", как утверждает сенатор Джабаров.
Необходимо также отметить, что на этой территории проживает не 25, а все 150 миллионов потенциальных россиян. Конечно, далеко не все из них бегом бросятся за российскими паспортами, но какая-то часть, и немалая, все же запишется в россияне. Тем более что законопроект не предполагает отказа от имеющегося гражданства для соотечественника (хотя и с оговорками - сейчас в РФ действуют только два международных договора, направленных на регулирование вопросов двойного гражданства - с Туркменией и Таджикистаном).
В отзыве на сенаторский законопроект, вышедшем из недр думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, также упоминается аналогичный по содержанию документ, который был подготовлен депутатом Константином Затулиным (директор Института стран СНГ), но в свое время застрял в законодательных терниях.
Обоснованность принятия поправок, ранее уже отклоненных в ходе анализа инициативы Затулина, объясняется "возросшей необходимостью интеграции наших соотечественников с Россией", но также "преждевременностью отклонения предлагавшихся Затулиным нововведений" (что бы это ни значило).
Соответственно, уверяют думские юристы, инициатива сенаторов тем более не нуждается в блокировании, а уточнить следует лишь вопрос с двойным гражданством. К тому же, согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, реализация данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, передает Лента.ру.
Первое утро на хуторе Козловском. Впереди каникулы. Целое лето.
Рванув с печки, Пашка налетел на отца, который согнувшись, ставил недопитую махотку топленого молока в полуостывшую загнетку.
- Пущай потомится еще малёхо… И далеко лыжи навострил спозаранку?
Батька был неприветлив с утра, суров.
- Рыбачить….
- Погодь маленько. Рыбачить…Проспал уж утреннюю зорьку… Гляди, вечернюю просадишь…. В «Камчу» доводилось играть? Нет? Так …. Ну-ка, держи….
Батя бережно передал ароматную, с дубовой рукояткой кожаную плеть. Она всегда висела над головой, в углу невысокого дубового дверного блока, на входе. Плеть представляла собой темляк, петлю для продевания кисти, рукоятку,длиной сантиметров 20 – 30 и непосредственно саму плеть, длиной сантиметров 50 – 60, соединенные между собой металлическими кольцами. Да еще кое-что… Не о ней речь… Кстати, правильнее называть её стоит нагайкой. Но почему - то дома было принято употреблять слово "плеть".
- Всё просто – продолжил отец -ты подходишь к местным парням, говоришь, как тебя зовут, чейный будешь, а потом "протягиваешь" плетью кого покрепше и предлагаешь сыграть в «Камчу». Главное, тебе не отдать плеть, а согласившемуся играть – задача, плеть эту, у тебя забрать. Куда проще…
Пашка был наслышан о нравах местных ребят на хуторе. Знал и про «камчу». Только до десяти годков никто не настаивал на этой игре. А потом этот обряд «хрещения» пройти предстояло каждому. Играли до «соплей» или «до первой крови». А иногда и до «победного».
- По лицу и в пах не бить. Вот и все правила. Напяливай шаровары и дуй. На Рогатом (так пруд назывался) тебя уже ждет Тимоха Белошапкин. Заходил, обещался с дружками своими познакомить.
К концу разговора зашел дед с самокруткой в зубах. Постоял, покачал головой, глядя укоризненно на батьку, и вышел.
Куда делась благодать утренняя. Все стало серым, мрачным… В груди от предстоящей «игры» все сжалось. Страх просто парализовал весь разум. И бабуля с матушкой куда – то подевались, небось в саду да огороде упирались, пока солнышко не припекло…
Как Пашка штаны одел, на пруд поплелся с плетью – уже и не помнит.
У пруда, который практически под окном Пашкиного деда, «кружились» мальцы местные и незнакомцы, приехавшие, как и Пашка на каникулы. Разные. И по возрасту, и по физическим меркам, и по дерзости. Но самый жуткий был Тимоха, дальний родственник по кличке Щербатый.
В свои 14-ть лет он умудрился потерять два «передних» зуба в драке, от удара шалыгой. Знакомство с ним было не доброе. Жил он со своими стариками рядом. Тимоха тырил у Пашки разные его вещицы, а когда и просто забирал, то нож перочинный, то ручку с «золотой рыбкой». А при случае и поколачивал «инородца», как он Пашку называл. Поколачивал и по делу, и просто так, по случаю. Четыре года разницы в этом возрасте – это срок ощутимый. Особенно в кулаках.
Тимоха , увидев Пашку, сразу направился к нему и со словами «Сыгранем, паря?», вырвал плетку. Тут же слегка огрел Пашку по плечу ударом плетки, ухмыльнулся…
- Ну?
Такого оборота Пашка не ожидал. И плеть в момент потерял, и вызов получил. Затравленно глянул в окно своего «пятистенка». Там в маленьком оконце мелькнули лица отца и деда. Стыд и шальное безумие ошпарило сознание… Опозорился сходу… С первого выхода… Что батька подумает, дед?... Труса празднуешь?...
Не раздумывая от отчаяния, Пашка с визгом кинулся в ноги Тимохи, вцепился зубами в коленку, прокусив сатиновые шаровары и мякоть. Щербатый от неожиданности отпрянул, упал, при этом ругаясь и нанося удары шалыгой по затылку Пашке. От боли буквально выли уже оба. Тимоха стал левой рукой за волосы отрывать Пашку от своего колена, не переставая правой удерживать плеть и лупить ее рукояткой по чем попало. Однако тот, оторвавшись от колена вгрызся в большой палец левой руки, а потом и в запястье правой, уже изо всех сил отдирая Тимохе правый мизинец от плети. При этом оба крутились и ползали по земле, заросшей зеленой муравушкой, непроизвольно теряя шаровары, которые сползали от активного трения и таким образом оголяли задницы противников. Тимохе удалось вырвать свою руку из Пашкиного рта, но при этом с неё соскочил темляк и плеть оказалась на земле. Пашка, не вставая, захлебываясь собственным криком и слезами, крепко вцепился зубами и руками в рукоять плети. Однако Тимоха не был намерен продолжать непредвиденную схватку, быстро встал на ноги и отскочил на безопасное расстояние.
- Бешеный, тварь... – выкрикивал Тимоха, приводя себя в порядок.
Вся «игра» эта длилась не больше 2-х минут, а то и того меньше. Но «потери» сторон были «огромны». У Тимохи -сломан правый мизинец, текла кровь из коленки и запястья правой руки, а у Пашки на голове было с десяток наливающихся на глазах шишек, кровь сочилась из десен, разбитых губ, ободранных коленок и локтей. Шаровары у Тимохи были порваны на коленке, а у Пашки порвалась шароварная резинка. Поэтому, когда он встал на ноги, весь в соплях, но с плетью, при этом вынужден был рукой держать сползающие штаны.
С «камчой» было покончено. Крещение получено. Прозвище Бешеный получил Пашка по двору на всю жизнь. И бабушка дома иначе, как Анчуткой, не называла с тех пор.
Вечером родители «мирили» своих отпрысков. Старики провоцировали порой игрища, во время которых возникали потасовки, но особо в эти разборки не вмешивались. Также и в этом случае. По предложению старших«виновники торжества» пожали друг другу руки, попили молока с блинчиками и медом, и ещё успели на вечернюю зорьку порыбалить.
Прошло много лет с тех пор. Как - то оказавшись в родной сторонке, удалось повидаться с Тимохой. Двухметровый богатырь, весом пудов этак с десяток. Я не мал, но Щербатый (две железные фиксы у него теперь) меня впечатлил и размерами,и силушкой, и… дурью… Хотя добряк, до поры до времени. Встретились, повечеряли. Конечно пили горькую. Однако когда я напомнил ему о «камче», Тимоха вдруг вспыхнул, заявил:
- А не хошь сыгрануть в «камчу» зараз, а? Давно ждал случая по правде с тобой потягаться. Давай, а?
- Нет, конечно.
- Чего так, духа не хватит по правилам? А?
Я засмеялся, сказал, что могу только без правил ему зад надрать. Понимал,что глупо сейчас что – либо делить, а тем более решать задачки нашего детства. Слово за слово… И Слава Богу, что угомонили. Его отец ведро воды на нас выплеснул:
- Охолоньте, ватово – этово….
Наломали бы мы дров...
А ведь помнит горечь Тимоха, уже сколько лет жажда мщения покоя не дает…. Несправедливо, кричит, ты плеть взял… Кусаться не по правилам… Оно то может и так,но плеть тогда я забрал.
Интересно порой вспомнить детство, игры казачьи, поступки разные… Ведь в этих жестких «играх» характер ковался, разве не так?
"ПРИКАЗЪ По Суздальскому Мушкатерскому полку Ковно 20 августа 1807 г. N372
По случаю назначеннаго сего числа у Польскаго князя Сангушскаго бала и приглашенiя на таковой всъх Штабъ и Оберъ-Офицеров ввереннаго мне полка, предписываю принять къ руководству и непръменному исполненiю слъдующее:
Всъмъ Штабъ и Оберъ-Офицерам быть одътымъ в новой парадной формъ при знакахъ, шарфахъ и ранцахъ.
Явиться к Польскаму князю на балъ ровно въ 8 час. вечера. Прибывъ на балъ осмотръеть исправность своей амуницiи, дабы не было видно сквозь проръзы въ соблазнительных местахъ голое тъло. Пришедши въ покой не сморкать на полъ, а иметь для того цълые платки.
По стенамъ покоевъ похабныхъ надписей не дълать и соблазнительныхъ членовъ человъческаго тъла не рисовать. Когда явятся польския женщины, вести себя какъ можно скромнъй. Жопой къ лицу дамъ не поворачиваться, при разговорахъ съ красивыми шляхетками рукъ въ карманахъ панталоновъ не держать и членовъ не наяривать. Во время танцевъ и контредансовъ ногъ своим дамамъ не подставлять, чтобы падали, къ себъ на колени не сажать и за жопы дамъ не щупать. Въ буфетахъ до пьяна не напиваться, по углам комнатъ не плевать и пальцами не высмаркиваться. Во время ужина за столомъ поганныхъ словъ не произносить и под столомъ соседнимъ дамамъ членовъ въ руки не класть. После ужина на балконъ срать не выходить, а отправляться для этого въ отхожiя мъста.
При прощанiи съ дамами дълать трижды поклонъ на французскiй манеръ и вообще вести себя на время бала прилично, яко подобаетъ образованному русскому офицеру. "
Закончился Успенский пост, а это значит, что пришла пора свадеб у казаков, которые могли длиться несколько недель, а подготовка к ним занимала годы.
1. Свадьба на майдане.
Во времена Ермака у казаков было принято проводить свадьбы на майдане, т. е. главной площади станицы или хутора. Этот обычай в казачьих краях помнят до сих пор, рассказывая о тех временах, когда община определяла судьбу будущих супругов. Казак выбирал себе невесту из числа местных девушек или их тех, которые попали в станицу после военных набегов — появлялись в казачьих краях турчанки, карачаевки и чеченки. О своих намерениях пожениться казак говорил на майдане: «Ты, Наталья, будь мне женой!», а невеста в свою очередь, поклонившись ему в ноги, отвечала: «А ты, Михаил, будь мне мужем». После этого казак обращался к жителям станицы: «Вот честная станица, она мне жена, а ей муж», а станичники выкрикивали: «В час добрый!». Перекрестившись и поклонившись во все стороны, молодожены целовали друг друга и принимали поздравления от присутствующих.
Таким же образом проходил развод. Казак приводил на майдан жену и заявлял собравшимся: «Она мне больше не жена. Она мне была услужлива и верна. Кто ее желает в жены — может взять». После этих слов казак отпускал свою бывшую супругу, которую сразу же мог позвать в жены другой казак, изъявивших желание жениться. Он накрывал ее своих кафтаном и объявлял о своих намерениях. Молодоженов обычно величали князем и княгиней. Древние обычаи были настолько крепки среди казаков, что даже при сочетании браком по правилам православной церкви молодожены исполняли древний обряд бракосочетания на майдане, который просуществовал до конца XVIII века.
2. Свадьбе — свое время
Свадьба у казаков проводились в определенное время, связанное с православными праздниками, постами и полевыми работами. Обычно свадьбы «игрались» в течение осеннего (между Успенским и Рождественским постами) и зимнего мясоеда ( между Рождественским и Великим постом). Иногда свадьба «справлялась» на «красную горку» (первое воскресенье после Пасхи).На свадьбу приглашались все родственники, друзья и соседи. Гуляли все станицей, говорили об этом старики. Чтобы «справить» свадьбу требовалась крупная сумма денег, поэтому с торжеству готовились заранее (за пару лет).
Родители жениха не могли опозориться, поэтому иногда распродавали большую часть имущества, чтобы отпраздновать бракосочетание. «Свадьба сорочку найдет: все до последней сорочки придется вынуть — хоть в работники после нанимайся, а свадьбу справь», поговаривали родители жениха. В этой связи, родителям невесты было немного проще: «Коли у тебя нечем дочь справить, то и сват поможет. Девушку всякий с охотой возьмет — плохо справлена, зато работница».
3. Семейный совет, смотрины и сватовство — долгий путь к свадьбе
На семейном совете принимают участие все ближайшие родственники и крестные родители жениха. Главной роль здесь отведена матери, которая давала наставления сыну о том, какую невесту выбрать. После начинались смотрины невесты. Старики говорили: «Не видавши товару, не торгуй». Вместе с ними отправлялся в гости к невесте жених. Молодые, иногда впервые, знакомились и общались. Если же понравились друг другу молодые, то к невесте через некоторое время отправлялись сваты. Сваты приходили в дом невесты вечером, что бы обсудить с ее родителями свадьбу, рассказать о достоинствах жениха и разузнать о невесте. От удачной беседы сватов и родителей зависело будущее молодых — могли и не договориться о свадьбе и разойтись ни с чем. После сваты приводят в дом жениха. Родители проверяли чувства молодых так: «если любы они друг другу, то путь поцелуются три раза, а если при свете не могут, то и свечу потушим». В темноте молодые впервые целовались. Старики и сваты радовались и обсуждали уже свадебные хлопоты: «Дай же нам Господи, любезные сваты, что задумали благополучно окончить. Дай Господи, любезные сватеньки, начатое дело кончить» и осушали рюмки за счастье молодых. После чего пожимали друг другу руки, тем самым подтверждая договор.
4.Поезд князя и выкуп невесты
Жених, получивший благословение от родителей, отправлялся в день свадьбы к невесте. Впереди него шел священник с крестом. Жених шел вместе с дружком и сватами. А возле него двигался «княжеский поезд» — казаки на лошадях едут по бокам торжественной процессии, заставляя прохожих снимать верхние уборы и поклоняться к жениху, который в этот день приравнивался к «князю». Во дворе «княжны» процессия останавливалась. Невеста уже ждала своего возлюбленного в красном углу, «под святыми», в ее руках находилась «держава» — плетка, обшитая золотом и серебряными бляшками. Братья являлись охранниками и торговались с женихом. После выкупа брат передавал дружку «державу, а невеста сходила со своего места. Дружок просил благословения у родителей невесты. Родители бросали на пол дома шубу, молодые вставали на колени — так благословляли молодоженов. Теперь все родственники и друзья отправлялись в церковь, где проходило таинство венчания. В церкви косу невесты расплетали, которые вновь заплетали «по-женски» и надевали повойник (головной убор замужних женщин).
Родители встречали новобрачных на входе в дом невесты с караваем и солью. Молодые прикладывались к святому образу в сенях и целовали хлеб. После этого вся процессия отбывала в дом жениха, где проходил праздничный пир, который мог длиться несколько дней и даже недель.
5. Пир на всю станицу и первая брачная ночь
В доме жениха собираются все гости, жених с невестой сидят в переднем углу, встречают гостей и провожают их в горницу, где стоят столы с закусками, вином и водкой. После этого молодоженов дружка и сваха отводят в спальню. Они же помогают снять с невесты платье, а невеста должна была снять сапоги с ног жениха. Дружка в это время ложится на кровать и приговаривает: «холодна кровать, надо ее погреть». Молодых кладут на кровать, накрывают одеялом и оставляют одних. Пока молодые находились в спальне, все остальные продолжали пировать. Заключительным днем пира является «отводы», когда проводится обед у родителей невесты, где присутствовали старики с обеих сторон. Так свадьба подходила к концу.