Старец Амвросий Оптинский и Ф. Достоевский.
- 22.10.12, 10:38
23 октября - День памяти Святого Преподобного старца Амвросия Оптинского.
В моей семье Амвросий Оптинский был всегда любим и почитаем. В его изречениях всегда удивляла простота и ясность изложения мысли, положенные на мудрость,доброту и шутливую складность речи. Прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» - это преподобный Амвросий Оптинский.
Ты дороженька... Господняя... Духовная повествовательная песня....
Амвросий Оптинский.
Фотография А.М. Гренкова (Амвросия Оптинского)
Имя в миру:
Александр Михайлович Гренков
Шамординский монастырь
Монашеское имя: Амвросий
Почитается: Русской Православной церковью
Канонизирован: 1988
В лике: Преподобных.
Главная святыня: мощи во Введенском соборе Оптиной пустыни.
День памяти: 10 (23) октября, 11 (24) октября, 27 июня (10июля).
Амвросий Оптинский - священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец. Александр родился 21 или23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Фёдоровича Гренкова. Был шестым из восьмерых детей. Отец рано умер и Александр жил в многочисленной семье с матерью у деда, который был священником.
В 1825 г. двенадцатилетний Александр Гренков поступил в Тамбовское духовное училище. Затем в 1830—1836 гг.обучался в Тамбовской семинарии, где. В последнем классе семинарии перенёс некую опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет, новыздоровев, позабыл об этом намерении.
По окончании семинарии Александр работал учителем Липецкого духовного училища до осени 1839 года.После вторичной болезни, вспомнил свое обещание Богу. Он обратился за советом к ближайшему ему старцу — отцу Иллариону из села Троекурова, который посоветовал ему отправиться в Оптину пустынь.
8 октября 1839 г. прибыл в Оптину пустынь. 2 апреля 1840 года был определён послушником монастыря. Вноябре того же года перешёл в скит под руководство старца Леонида. Был несколько месяцев на послушании в кухне. Сначала был помощником повара о.Геннадия, а позже сам стал поваром монастыря. После послушания на кухне стал келейником старца Леонида, занимался письмоводством. После смерти Леонида 11октября 1841 дальнейшее послушание проходил у о. Макария.
29 ноября 1842 он принял постриг и был наречён Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского. 4 февраля 1843 рукоположён во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело заболел. 9 декабря 1845 рукоположён во иеромонаха,но из-за болезни почти не мог служить (стал нештатным). Был пострижен в великую схиму без изменения имени.
23 августа 1846 года Амвросий был назначен епископом Николаем помощником о. Макария по старчеству. После смерти о. Макария 7 сентября 1860 года принял на себя труд старчества.
12 апреля 1870 получил наперсный крест.
Скончался 10 (23) октября 1891 года в основанной по его благословению Шамординской обители.
На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор.9:22).
Икона с изображением АмвросияОптинского
Евгений Погожев (Поселянин )говорил:
«Меня поразилаего святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря нанего, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь ипосылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нестивыпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли».
В. В. Розанов писал:
«Благодеяние отнего льётся духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, тольковзирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никтоне сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и непотускнело».
ИЗРЕЧЕНИЯ ПРЕП. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО:
• Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
•Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.
• Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий нерушимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.
•Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.
•Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
•Тщеславие и гордость - одно и тоже. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость.
•Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
•Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.
• Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.
• Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
• Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.
•Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
• Страх Божий есть начало очищения совести.
Коментарі
рapiллon
122.10.12, 17:24
а я люблю откровения старца Силуана
DonIP
222.10.12, 17:25Відповідь на 1 від рapiллon
DonIP
322.10.12, 17:26Відповідь на 1 від рapiллon
Силуана Афонского?
рapiллon
422.10.12, 17:26Відповідь на 3 від DonIP
ага
DonIP
522.10.12, 17:57Відповідь на 4 від рapiллon
В Севастополе есть Свято-Никольский храм. Там имеются мощи Святого Силуана Афонского. Услышал о нем там.
Говорят, что он обладал большой физической силой. В годы Вел. Отечественной войны якобы имел такой случай. Немецкие подводники высадились на берег о. Афон и направились к источнику, у которого О. Силуан занимался гиревыми упражнениями. Поняв, что перед ними русский монах, уверили, что скоро "Москве - капут". Один из офицеров попытался поднять 3-х пудовые гири, но не смог. Огорченный плохими известиями Старец забрал у него и взял под мышки гири, неторопливо пошел по тропе вверх. При этом он недовольно проговорил, что если гири не смогли поднять, то Москву Вам не взять и подавно. Интересно, что эту историю я слышал от бывших военных моряков вермахта Киршнека и Рудольфа.
DonIP
622.10.12, 17:59Відповідь на 5 від DonIP
Понимаю, что это легенда, но приятная.
рapiллon
722.10.12, 18:01Відповідь на 5 від DonIP
я читала его и у меня ни разу не возникло желание спорить
Опал58
824.10.12, 09:35
•Тщеславие и гордость - одно и тоже. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость.
Наверно, ни один психолог или психотерапевт не проникнет в душу человека так, как это могли знаменитые старцы. Вот бы их вместо фрейдов и прочих изучали, наверно, люди научились бы быть счастливыми.
Спасибо! И за песню спасибо, очень понравилась.