В настоящее время это единственная в Украине и одна из крупнейших среди 60-ти панорам мира.
Как произведение искусства севастопольская Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружости 115 м, высота 14 м), дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре.
Здание Панорамы (диаметр 38 м, высота 36 м) доминирует над Корабельной и Центральной частями Севастополя, хорошо просматривается при въезде в город с основных сухопутных и морских магистралей. Его величественность воспринимается как с близких, так и далёких точек обзора.
Фасад здания со входом для посетителей обращён к бассейну с фонтаном, расположенным на небольшой площади в центре Исторического бульвара. Вдоль центральной аллеи бульвара сосредоточены основные памятники Мемориального комплекса национального значения (всего 14 памятников и мемориальных обозначений), включающего здание Панорамы.
На первом этаже здания – экспозиционный зал, отражающий основные события обороны Севастополя 1854 –1855 гг., историю создания и воссоздания Панорамы.
Из экспозиционного зала винтовая лестница ведёт на смотровую площадку, откуда, постепенно двигаясь по кругу, посетители обозревают панорамную картину и предметный план.
Панорама посвящена героизму защитников Севастополя в период Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. Эта война была крупнейшей общеевропейской военной кампанией XIX в. Она велась между Россией и создавшими против неё военный союз Турцией, Великобританией, Францией, королевством Сардиния (Италия). Страны-участницы боролись за передел сфер влияния в Европе, на Кавказе, Ближнем Востоке, в Передней и Малой Азии. Но с осени 1854 г. главные усилия союзников сосредоточились против Крыма с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. Судьба героического города на южной окраине Российской империи, защитники которого 349 дней отражали натиск сильнейших в Европе армий , потрясла мир.
|
Ф.А. Рубо |
В 1901 году в честь 50-летия обороны Севастополя было принято решение увековечить подвиг её участников на живописном полотне Панорамы. Правительственный заказ на выполнение художественных работ получил Франц Алексеевич Рубо (1856–1928), выдающийся художник-баталист конца XIX – начала XX веков. Работа над Панорамой велась (1901–1904) сначала в Севастополе, а затем в Мюнхене, где тогда проживал Ф.А. Рубо. В написании живописного полотна и создании предметного плана (1902 – 1904) автору помогали художники: К. Фрош, Л. Шенхен, О. Мерте и 20 студентов Баварской академии художеств. В Севастополе, на Историческом бульваре, для Панорамы было построено здание по проекту военного инженера, подполковника Ф.-О. И. Энберга, при участии архитектора и художника В.А. Фельдмана. 14 (27) мая Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта для обозрения.
В период Великой Отечественной войны 25 июня 1942 г. во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Было спасено 86 фрагментов – 2/3 картины. На лидере эсминцев ''Ташкент'' их вывезли в Новороссийск, конечный пункт транспортировки – Новосибирск. В послевоенные годы решался вопрос о восстановлении панорамы. Академики живописи и опытные реставраторы обследовали спасенные фрагменты и решили "считать нецелеобразным восстановление Панорамы из старых фрагментов с добавлением новой живописи в недостающих местах". Отреставрированные фрагменты предполагалось использовать как основу для воссоздания Панорамы на новом холсте.
Академик живописи Василий Николаевич Яковлев (1893–1953), профессор Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961) и 17 московских художников работали над воссозданием Панорамы с 1951 по 1954 гг. По проекту севастопольского архитектора В.П. Петропавловского (1918–2000) здание Панорамы было восстановлено и реконструировано с применением современного оборудования. 16 октября 1954 г. к 100-летнему юбилею героической обороны Панорама была вновь открыта под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.».
Коментарі
mishana
116.10.12, 12:11
Исчо одна порция исскуственных ценностей...
teacoffeeNEW
216.10.12, 13:40
58 не 60
DonIP
316.10.12, 14:15Відповідь на 2 від teacoffeeNEW
Цифри - цифири... Та главное, чтоб кофе с чаем были рядышком
Ты тоже считаешь искусственными ценностями полотна Ф. Рубо?
teacoffeeNEW
416.10.12, 22:07Відповідь на 3 від DonIP
И ничего не знаю о художнике, и сама не видела. Но сомнений в твоей системе ценностей у меня нет.Как жизнь? Ты где-то в инете выкладывал казачью музыку? Если да - поделись.
DonIP
517.10.12, 08:58Відповідь на 4 від teacoffeeNEW
Жись - тока держись. Неплохо.
Относительно песен, то люблю Юрия Щербакова. На тубе много. Да Кубанский казачий.... "Я только трубочку курил"...
Есть автор и исполнитель казачьих песен - Егорий Науменко. Очень интересен.
Опал58
617.10.12, 14:09Відповідь на 1 від mishana
А правда что, зачем же увековечивать память, героев, их деяния, когда можно жить трутнями, иванами. не помнящими родства. Можно и на родительские могилы не ходить, можно и отречься от всего человеческого, да и в скотину можно превратиться. Так удобно. Для кого? Для чего иеговы это все пропагандируют, не знаете?Да ни фига у вас не получится.
Опал58
717.10.12, 14:15Відповідь на 1 від mishana
Спасибо, Донской! Очень интересно, была я в Севастополе, но, к сожалению, мало времени было и не успела посмотреть.
mishana
817.10.12, 20:51Відповідь на 6 від Опал58
Типичный набор слов. Очень любят употреблять бьющие себя пяткой в грудь "патриоты" и "почвенники". Хотя самы моральные уроды в большинстве своем, но память отцов (коих недостойны) чтут свято... Не смешили б людей.
DonIP
918.10.12, 13:52Відповідь на 8 від mishana
Ты что здесь делаешь, чудак?
Где ты увидел искусственные ценности? Что же для тебя является натуральными ценностями?
Ты, надеюсь, нормальный человек и не лаяться заглянул на эту страничку?
mishana
1018.10.12, 14:26Відповідь на 9 від DonIP
Хотя мы не знакомы, но раз уж вы на "ты"... На страничку я конечно заглянул - очень красиво. Художники и веб-дизайнеры - молодцы. Но эти вещи кроме какого-то этсетического удовольствия и псевдопатриотической истерии у человека больше ничего не вызывают. Особенно у того, кто хотя бы читал школьные учебники по истории. В войнах, как бы они не назывались - мировые, отечественные, великие и т.п. - нет и небыло никогда ничего хорошего. И научить хорошему они тем более не могут. А на этом суррогате пытаются вырастить целые поколения людей. Оттого и живем так замечательно.