Немного об приёмах в живописи
- 13.05.12, 14:20
Добрый день дорогие друзья!
В своём блоге я хочу затронуть тему живописного приёма под названием Тромплей (Тромплей (фр. trompe-l'il, «обман
зрения») — это технический приём в искусстве, целью которого
является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект
находится в трёхмерном пространстве, в то время как в
действительности нарисован в двухмерной плоскости.)
В последнее время стало модным понятие 3D, однако кроме самого названия ( не учитывая современных технологий) в принципе ничего не изменилось.
Этот приём использовался уже в
Древней Греции и Древнем Риме. Типичный пример античного тромплея —
настенное изображение окна, двери или атриума для создания ложного
эффекта того, что комната больше, чем она есть.
В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается о
споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько
реальные и убедительные картины, что птицы прилетали и клевали
нарисованный виноград. Зевскис спросил своего соперника Парразия
(Parrhasius), можно ли ему скинуть изорванную в лохмотья штору с
картины, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта штора нарисована.
Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в
заблуждение Зевксиса.
Действительно, не избалованному обывателю средневековья это творчество казалось чем то запредельным и мистическим, поэтому служители культа сразу взяли себе это на вооружение. Много работ древних мастеров и по сегодняшний день радуют глаз и поражают наше воображение.
С пониманием законов перспективы итальянские живописцы позднего кватроченто, как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплея известен как di sotto in s, сверху дальше в переводе с итальянского.
Потолочные фрески работы Андреа Мантеньяв Камере дельи Спози в мантуанском Палаццо Дукале
Особое место хочу уделить итальянскому живописцу и архитектору представителю барокко Андреа дель Поццо (1642-1709 гг). Работал в Милане и Пьемонте, Риме (1681-1702), затем в Вене. Мастер монументальной живописи барокко, Поццо создавал виртуозно-эффектные иллюзионистические росписи церковных и светских интерьеров, в которых исчезает граница между реальной и живописной архитектурой, стенами и сводами, подлинным и “нарисованным” лепным декором (фрески в римских церквах Сан-Франческо ин Мондови, 1676-1679, и Сант-Иньяцио в Риме, 1685-1699; в зале Геркулеса дворца Лихтенштейн в Вене, 1704-1707).Около 1665 Андреа дель Поццо вступил в орден иезуитов. Генеральный Настоятель Общества иезуитов Олива, утонченный и высокообразованный человек, любил искусство. Во время его пребывания на посту генерала иезуиты Рима полностью приняли стиль барокко. Он деятельно поддерживал три великих работы по искусству: завершение церкви Святого Андрея на Квиринале, украшение Гезу и роспись Святого Игнатия. Шедевр его таланта — потолок церкви Святого Игнатия Лойолы в Вечном городе. Храм освятили в 1662 году, но на строительство купола у ордена иезуитов не хватило денег. Выгоднее оказалось пригласить брата-иезуита Поццо, чтобы тот на полотне диаметром 17 метров создал умопомрачительную иллюзию свода несуществующего купола с изображением Апофеоза Святого Игнатия. В пол чудо-храма вмонтирован белый камень, означающий место, с которого иллюзия на фальшпотолке лучше просматривается.
Купол Иезуитской церкви в Вене
работы художника Андреа Поццо (1703)
Вот ещё несколько примеров неординарных работ
Убегающая критика, Пер Боррель дель
Касо, 1874
Reverse Side of a Painting,
1670,
Edward Collier
Paolo Veronese, 1560-1561
Antonello da Messina, Salvator Mundi,
1465
William Michael Harnett, The Faithful
Colt, 1890
Henry Fuseli, 1750
А вот прекрасный примет реалистичной скульптуры
Мраморный бюст с прозрачной
вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда
Один из авторов этого стиля — Хогстратен Самуэл Ван, голландский
художник, ученик Рембрандта. Отказавшись от драматического стиля
своего учителя, он увлекся иллюзионистическим воссозданием реальных
предметов и пространства в технике живописи. Хогстратен рисовал
картины в стиле тромплей и изготовлял так называемые «волшебные
ящики» — коробки с нарисованным внутри на их стенках вещами, с
альковами и анфиладами комнат, видимых в дверные проемы. Один из
таких ящиков сейчас находится в Лондонской национальной
галерее.
Сегодня этот эффект особенно любят в знаменитой компании
Cappellini — например, они выпустили кресло с «рассыпанным» по нему
содержимым дамской сумочки, которое так и хочется сдвинуть в
сторону, прежде чем сесть.Дизайнер и модельер Пол Смит придумал легкие современные белые
стулья для столовой, на каждом из которых есть следы «пиршества» —
пятна, кусочки блюда, «забытые вилки» с намотанными на них
спагетти.
Одно из достоинств приема — то, что он относительно недорог
и позволяет скрыть любые дефекты и неровности. Длинные коридоры и
«слепые» комнаты без окон с его помощью превращаются в просторные
холлы и терассы, залитые солнечным светом.
В роли тромплея в твоей квартире могут выступать и обыкновенные
фотообои, зрительно раздвигающие пространство — например, с
фальшивым окном или дверью в сад, либо с изображением, например,
солидной библиотеки со старинными кожаными фолиантами.
В общем этот стиль - "не паханое поле".
Каждый найдёт здесь своё.
Сделаем нашу жизнь ярче!
|
13
Коментарі
анонім
113.05.12, 16:33
Romantik14
213.05.12, 16:47Відповідь на 1 від анонім
Дякую
Sunny Side
313.05.12, 16:49
Romantik14
413.05.12, 16:59Відповідь на 3 від Sunny Side
Дякую
Лик ангела
513.05.12, 17:14
Умничка, ты так хорошо всё написал.
Медик
613.05.12, 17:14
"...виртуозно-эффектные иллюзионистические росписи церковных и
светских интерьеров, в которых исчезает граница между реальной и живописной архитектурой, стенами и сводами, подлинным и “нарисованным” лепным декором..." - такою красою можна милуватися в катедральному храмі м. Тернополя.
А ще цей стиль набув популярності в сучасному ландшафтному дизайні, особливо в Англії, Німеччині...
Цікава замітка! Дякую!
Romantik14
713.05.12, 17:42Відповідь на 5 від Лик ангела
Ну большая часть материала конечно скопированаПостараюсь продолжить тему, если єто будет интересно.
Romantik14
813.05.12, 17:47Відповідь на 6 від Медик
Я радий що Вам сподобалося. Постараюся розвинути цю тему і далі.Медик
913.05.12, 18:04Відповідь на 8 від Romantik14
Вона мені набагато ближче до душі і приємніше, ніж безглузді політичні дебати... Тому чекатиму на продовження. Пишіть, у Вас гарно виходить!
Romantik14
1013.05.12, 18:37Відповідь на 9 від Медик
Дякую Вам.Мені ця тема також цікава, колись і я намагався зробити подібне.років двадцять назад росписував стіни в дитячому садочку. Там малюнок плавно переходив зі стіни на стелю візуально сглажуючи гострий кут . Нажаль на той час не було можливости це зафіксувати
Це була моя єдина масштабна робота не рахуючи де кількох об'єктів намальованих мною під час служби в армії.