Недоверие - штука полезная
- 11.07.11, 08:13
Одна из проблем обучения — стимуляция независимого интереса ученика к познанию. Досконально объяснять и подробно показывать — хорошо, но зачастую это уничтожает стимулы к самостоятельным исследованиям. Группа специалистов из Лаборатории когнитивности раннего детства Массачусетского технологического института под руководством Лауры Шульц попыталась определить преимущества и недостатки различных способов обучения на примере привлечённых к экспериментам 85 дошкольников.
Исследователи соорудили игрушку собственного дизайна — хитросплетение цветных труб, обладавшее несколькими функциями. Потянув за желтую трубу, можно было услышать писк; нажатие на кнопку освещало синюю трубу; нажатие на подушечку вызывало проигрыш мелодии; посмотрев в чёрную трубу, можно было увидеть своё отражение.
Игрушка демонстрировалась детям по четырём сценариям: педагогическому (экспериментатор говорил ребёнку: «Посмотри на игрушку! Вот как она работает» и дважды демонстрировал писк), прерываемому (то же самое, только после первого писка экспериментатор «вспоминал», что ему «нужно кое-что записать» и быстро уходил), наивному («Ух ты, я нашёл игрушку! Видишь её?» — говорил учёный и «случайно обнаруживал» функцию писка, старательно этому удивляясь) и базовому (изрекалось: «Видишь игрушку? Посмотри!» — после чего она просто выставлялась на стол).
Многие дети, с которыми был разыгран педагогический сценарий, не нашли и одной дополнительной функции; в остальных группах ребята обнаруживали в среднем одну–две. Вдобавок, дети, подвергнутые педагогическому подходу, меньше играли с игрушкой (в среднем до двух минут). В других группах с трубами возились от двух с небольшим минут (наивный сценарий) до трёх с лишним (базовый).
Исследователи делают вывод: в первую очередь важен был не характер демонстрации, а впечатление, которое складывалось у детей о ситуации. Если они имели основания полагать, что информированный и авторитетный взрослый показал им всё, то успокаивались и не изучали игрушку самостоятельно. Дополнительный эксперимент, в ходе которого дети наблюдали за общением учёного с другим ребёнком со стороны, а потом получали игрушку в своё распоряжение, показал, что педагогический сценарий и наблюдателей не стимулировал к самостоятельным исследованиям.
Когнитивисты из MIT отдельно замечают, что исследование не замахивается на то, чтобы исключить из обучения демонстрацию и объяснение (самостоятельно научиться читать или постичь таблицу умножения проблематично). Но преподаватели должны говорить что-то вроде «Я показал вам то, что считаю истиной, но вы должны рассмотреть и другие возможности», то есть прививать познавательную установку, подразумевающую ограниченное доверие к авторитетам. «Проявив немного скромности, можно принести большую пользу», — заключает доктор Шульц.
источник imxo.mx
Коментарі
Гість: ГарбуЗЕК
111.07.11, 08:18
хорошо,что США Великая Сверхдержава.
karat7881
211.07.11, 08:32
Без базара!
Сам лично,на своём опыте знаю-Школьный предмет даётся ученику легче если препод умеет преподнести.
В педагогике много упущено из-за того,что учитель не смог заинтересовать ученика.
Учитель-это призвание. В наше время мало учителей,в основном-преподаватели.
Все открытия, в жизни, были сделаны любопытными людьми.
Преподы теряют в учениках,потому,что давят любопытство.
А ведь его действительно стоит разжечь и подстрекнуть.
Гість: Bar_sik
311.07.11, 08:43Відповідь на 2 від karat7881
Согласна с Вашим мнением. У моей дочки была учительница, чего она с ними не делала. Мы живем на поселке, так другие родители, чьи дети учились в центральных школах, удивлялись , как такое может быть в скромной школе. А она просто умничка: любит деток и свою работу и сос воим индивидуальным подходом.
Hudson Hawk
411.07.11, 09:01
это точно
losstar
511.07.11, 09:55
Аллусинька
611.07.11, 10:21
Гість: Lina_Che
711.07.11, 11:34
Al KazlOFF
811.07.11, 11:38
дойдёт ли по адресу..
Майка
911.07.11, 12:40
Толковый подход! Таким образом дитя может даже создать своего Бога
анонім
1011.07.11, 13:43
интересно.