Хаотичное метание чиновников между желаниями понравиться избирателю, наполнить казну и не обидеть политических спонсоров приводит к тому, что наполнять казну приходится населению.
При этом ладно, если бы уплаченные налоги шли на улучшение жизненной инфраструктуры. Но ведь вместо результатов реформ в виде повышения уровня жизни или, как минимум, снижения административного давления на общество и бизнес (упрощение работы предпринимателей или упрощение получения админуслуг) – правительство подсовывает нам милитаристскую пропаганду.
И под шумок войны с необъявленным противником строит куда более масштабные схемы, чем те, в которых обвиняли и обвиняют ушедшую после Майдана власть.
Начнем с повышения тарифов, которое проведено Кабмином без какой-либо реформы системы предоставления коммунальных услуг. А главное – без реформы системы учета газа. Даже по словам профильного министра, население потребляет около 14 млрд куб. м газа. При этом объемы газа собственной добычи составляют около 16-17 млрд. куб. м (19,5 млрд. куб. м минус потерянные в Крыму 2,5-3 млрд. куб. м).
Казалось бы, что мешает полностью обеспечить население газом собственной добычи по сбалансированным (специально не говорю – льготным) ценам? Ответ – в расчете себестоимости добычи газа. По данным компании «Укргаздобыча», экономически обоснованная себестоимость природного газа составит в 2015 г. 5430 гривен за 1000 куб. м, или 319 долл. США (по курсу 17 грн/долл. США). Такая цифра нужна правительству для того, чтобы доказать – себестоимость газа собственной добычи у нас практически сопоставима с российским газом. А это дает Кабмину основания для повышения тарифов на газ и тепло для населения. Однако даже беглый анализ предложенных обществу расчетов показывает, что это не так.
Например, в себестоимости учтена статья «стоимость капитала» – 2854 гривны на 1000 куб. м добытого газа. Исходя из пояснений компании, это доход, который компания могла бы получить от вложения в альтернативный актив с таким же уровнем доходности. Разведанный объем запасов газа – 587 млрд куб. м, его стоимость – 10,7 млрд. долл, или 182 млрд гривен! Эту величину вместе со стоимостью основных средств главная добывающая компания страны умножает на стоимость капитала в 15% и делит на объем добычи (13,5 млрд кубометров) – что и дает искомую сумму. По сути, это искусственная накрутка, поскольку вложить их в банк невозможно. Итого имеем 2576 гривен за 1000 куб. м, или 112 долларов США по текущему курсу НБУ, что хотя вдвое выше, чем в России, но почти вдвое ниже, чем насчитала «Укргаздобыча». И это еще хорошо, что компания не ориентировалась на учетную ставку НБУ, а то себестоимость была бы еще выше.
Уверен, если разобраться с другими статьями расчета себестоимости, а также проанализировать систему учета потребления газом населения, себестоимость газа и потребность в нем, легко можно будет довести до 30% от стоимости российского голубого топлива.
В целом намерение правительства установить прозрачные отношения на рынке газа можно приветствовать. Однако по закону, газ собственной добычи должен продаваться только населению, а конкурентного рынка газа нет. К жилищу проведена лишь одна газовая труба, и поставки по ней осуществляет одно предприятие. Поэтому считаю, что разговоры об установлении рыночной цены на газ для населения при отсутствии рынка – от лукавого.
И все-таки существуют резервы для ликвидации дефицита НАК «Нафтогаз» не только за счет населения. Сейчас правительству стоит сделать хотя бы три важных шага. Во-первых, взыскать долги за газ с промышленности (сейчас это 2,3 млрд гривен.). Во-вторых, повысить уровень расчетов от теплоэнергетиков. В-третьих, установить средства учета на всех этапах производства и потребления газа – от скважины до газового котла. Эта мера позволит: 1) выявить несанкционированное использование газа; 2) исключить необоснованное его списание на нужды потребителей; 3) снизить завышенный уровень потребления, который сейчас списывается на технологические потери. Понятно, что это потребует значительных, но разовых затрат (около 7-8 млрд гривен в ценах 2013 года). Однако, поставив интеллектуальные счетчики, впоследствии получим ежегодную экономию от 7 до 10 млрд гривен.
Другой группой, у которой, как показалось правительству и народным депутатам, много денег, стали пенсионеры: и счастливцы, у которых пенсия выше 3600 гривен, и работающие пенсионеры. Конечно, воевать с учителями на пенсии куда проще, чем с коллегами-олигархами. А о том, что пенсионер с учетом растущей безработицы может оказаться единственным кормильцем, не подумали.
Еще одним механизмом системного изъятия остатков сбережений из карманов граждан стало раскручивание маховика инфляции и завышенного обменного курса доллара. В совокупности эти показатели помогают «реформаторам» очень неплохо наполнять бюджет за счет импортных пошлин и НДС с импортируемых товаров (доля этой одной статьи в доходах госбюджета выросла с 19% в первых двух месяцах 2014 года до 29% сейчас). Конечно, это намного проще, чем заниматься восстановлением внутреннего производства или поиском обещанных народу благ от экономической ассоциации с ЕС.
Подобный подход к наполнению госказны можно назвать скрытым налогообложением – комбинацией действий чиновников, которая приводит к повышению бюджетных сборов через изъятие денег у населения с помощью роста цен и налогов. А затем перераспределением экспроприированных у граждан средств в карманы «реформаторов».
Буквально на днях Transparency International, Gfk и PwC показали результаты оценки восприятия коррупции. Средний индекс за прошлое полугодие – минус 0,77, в диапазоне от минус 5 до плюс 5. При этом каждый пятый опрошенный директор предприятия считает, что новой власти нужно поставить жирный «неуд» – оценку минус 5. Как оказалось, красивых слов для борьбы с коррупцией недостаточно.
Помимо упомянутых выше роста тарифов, курса и цен, чиновники используют для вытряхивания денег из населения еще и банковскую систему.
Расхожее выражение «банки – кровеносная система экономики» как нельзя лучше подходит, чтобы объяснить политику правительства и Нацбанка, которые обескровливают экономику, изымая деньги из банков.
Во-первых, с помощью налогов на пассивные доходы (депозиты). Во-вторых, с помощью неактуальных на сегодня ограничений по изъятию средств из банковской системы (явно запоздалых и сейчас стремительно разрушающих остатки доверия населения к банкам).
И, в-третьих, с помощью жесткой монетарной политики, на которой хочу остановиться отдельно. Решение НБУ установить с 4 марта учетную ставку на уровне 30% годовых, при которой кредиты рефинансирования обходятся банкам в 33% годовых в гривне – это в прямом смысле слова убийство банковской системы, а вместе с ней и находящегося на последнем издыхании бизнеса. У которого банки изымают деньги для того, чтобы покрыть непомерный аппетит НБУ и правительства.
Почему аппетит? Потому что завышенная процентная ставка НБУ необходима не для того, чтобы снизить спрос банков на кредиты рефинансирования: у банкиров сейчас нет другого источника средств для возврата вкладов и проведения платежей, кроме кредитов Нацбанка.
А значит – будут брать. И выжимать из бизнеса и заемщиков последние соки, чтобы оплачивать проценты за использование стабилизационных (это слово теперь тоже нужно брать в кавычки) кредитов НБУ, которые потом Нацбанк перечислит в бюджет как «превышение доходов над расходами».
По сути, речь идет об огромной сумме, ведь с марта прошлого года НБУ выдал около 56 млрд гривен стабилизационных кредитов, от этой суммы банки уже сейчас платят регулятору финансовых рынков около 20% годовых. Напомню, с 1 июня закончатся т.н. «каникулы» для банков, и стоимость рефинансирования составит около 33% – а это значит, что доходы НБУ увеличатся примерно в полтора раза. Только самый большой банк за указанный период получил 24,6 млрд гривен, а уже в этом году – почти 10 млрд гривен. Признаки пирамиды налицо, но Нацбанк это не беспокоит.
Фактически, эти деньги будут изъяты у нормально работающих предпринимателей, и переданы бесхозяйственному правительству, которое в очередной раз сможет отчитаться о выполнении бюджета и успехах «реформ».
Цена такого «реформирования» – уничтоженная производственная база украинских предприятий, сокращение доли частного бизнеса (журналисты, кстати, могли бы поинтересоваться, насколько сократилось количество предпринимателей за минувший год), отток инвестиций и рост безработицы.
Но самое главное – отсутствие в головах у власть имущих не то чтобы стратегии, а даже понимания, что же делать дальше. И нарастающий революционный момент – когда низы уже не могут (платить столько, сколько требует политическая верхушка для своего выживания и обогащения), а верхи не хотят (не воровать и заниматься реальными реформами).
По материалам: forbes.ua
Букаф, конечно, много, но по-моему, все максимально разложено по полочкам