Православный календарь 4 июня (22 мая ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мелхиседек, царь СалиманскийМученик ВасилискПраведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец

Пророка Мелхиседека, царя Салимского.
Мученика Василиска (ок. 308).
Память II Вселенского Собора (381).
Мученицы Квитерии (476)
Мученика Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015).
Блаженного Якова, отрока Боровичского в Новгороде (1540).
Новосщмч. Захарии Прусского (1802) (Греч.).
Священномученика Петра Беляева (1918)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Мч. Василиска. Кондак, глас 8.

Во страдании крепок и мужествен явился еси и в чудесех предивен,/ явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./ Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне:/ радуйся, мучеников светлая доброто.

Мч. Иоанна-ВладимираТропарь, глас 4.

Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/ просветив языки ясно, Владимире славне,/ обагреньми кровей твоих украсився,/ сподобился еси почестей нетленных,/ предстояй Троице,/ тем со дерзновением/ моли спастися нам.

Мч. Иоанна-ВладимираИн тропарь, глас 4

Крест, явльшийся тебе с Небес в блистании, всем проповедал еси,/ просветив языки верно, Владимире славне./ Искуплением же, кровьми твоими возблистав,/ сподобился еси мзды нелестныя, предстоя Троице./ Темже дерзновенно моли Христа спастися нам.

Мч. Иоанна-ВладимираКондак, глас 8.

Яко сокровище многоценное/ и источник, точащ земным токи,/ недуги очищающий,/ нам подадеся тело твое священное,/ болезнем различным подающе исцеление/ и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/ радуйся, княже Владимире.

Мч. Иоанна-ВладимираКондак, глас 8.

Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владьще всех, Христу Богу./ Бгоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Блж. Якова, отрока Боровичского в Новгороде. Тропарь, глас 1.

Божественною благодатною просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Pages: 1 2 3

Православный календарь 3 июня (21 мая ст.ст.)

Память Владимирской иконы Божией Матери

В этот день:

Собор всех святых

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Икона Божией Матери «Владимирская»Равноапостольный Константин и Равноапостольная Елена

Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327)
Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев(XII).
Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504)
Блаженного Андрея Симбирского (1841).
Собор Карельских святых.
Сщмч. Секунда и всех кто с ним в Александрии (356).
Св. Хоспиция, Триерского (Галл.).
Св. Кирилла, еп. Ростовского (1262).
Собор Уфимских святых.
Преподобномученика Агапита Маркушевского. (1548)

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери:

Псково-Печерская «Умиление»,
Заоникиевская,
Красногорская (Черногорская),
Оранская.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Владимирской иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся. Тебе взываем сице:/ о, пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей/ и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих,/ и спасет души наша, яко Милосерд.

Владимирской иконы Богородицы. Ин кондак, глас 8.

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице,/ в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи,/ невозвратно надежду имуще, притецем,/ к чудотворному Ей и пречистому образу, и возопием Ей:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Владимирской иконы Богородицы. Кондак, глас 8.

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа,/ Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего/ и обычно зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Красногорской (Владимирской) иконы Богородицы. Тропарь, глас 2.

Радуйся, святая гора Красная, небеси подобная,/ слава бо Божия на Тебе возсия./ Взыграйте, горы и холми, веселием,/ яко на сей горе икона Божия Матере,/ честнаго Ея умиления, прославися./ Ликуйте, человецы, и веселитеся./ яко нам даровася богатство неотъемлемое, исцелении сокровище,/ гласы, якоже трубы, возшумите,/ прославляюще Ея чудеса преславная./ И Ты, Чистая, радуйся, яко с Тобою Господь.

Красногорской (Владимирской) иконы Богородицы. Кондак, глас 3.

На горе святей видяще Твою святую икону,/ Богородице, Мати Дево,/ поем Твоего светообразнаго лика изображение,/ поклоняемся Твоей святей иконе,/ почитаем оную,/ и славим той преславная чудеса,/ и сице зовем Тебе:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Равноап. Константина, царя и Елены. Тропарь, глас 8.

Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Равноап. Константина, царя и Елены. Кондак, глас 3.

Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.

Блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора. Тропарь, глас 4.

Константин днесь весело ликовствует,/ предстоя престолу Святыя Троицы,/ видя отечествие свое, мастию духовною сияющее;/ емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его,/ и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора. Кондак, глас 8.

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе/ отечество его, хваляся, вопиет,/ имеющее его начальника и заступника,/ яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския./ Сего ради вопием ему сице:/ радуйся, княже Константине преблаженне.

Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Тропарь, глас 8.

В тебе, отче Кассиане, известно спасеся еже по образу,/ восприем бо крест и последовав Христови,/ творил еси заповеди Его тщательне./ Темже ныне со Ангелы радуется, преподобне, дух твой.

Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Тропарь святаго, глас 4.

Днесь град Углеч тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло, яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими вся озарил еси,/ и ныне молися Господеви,/ Кассиане преподобие,/ за град Углеч и обитель сию,/ и всяк град, и страну, и люди,/ иже верою тебе почитающия,/ и о спасении душ наших.

Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Кондак, глас 8.

Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобие отче Кассиане.

Иконы Богородицы «Умиление». Тропарь, глас 4.
К Богородице со умилением припадем,/ вси грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиление облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.

Метки: Православный календарь

Pages: 1 2 3

Грех и добродетель в изображениях христиан

Весы и св. Василий с корчагами. Миниатюра. ''Житие Василия Нового'', втор. пол. XVIII в.

Весы и св. Василий с корчагами. Миниатюра. ''Житие Василия Нового'', втор. пол. XVIII в.

Краткий очерк на примере отдельных произведений западноевропейской живописи и миниатюр рукописей из собраний Уральских книгохранилищ периода позднего Средневековья и Нового времени

«…Грех не был послан на землю, но люди произвели его из своей головы…»
(1 Ен. 98:4)

Добро и зло, добродетель и грех, справедливость и произвол… Где найти грань между этими категориями? На протяжении истории человечества каждое культурное сообщество по-своему разрешало эту задачу, создавая своды морально-этических норм, оформленных в виде традиций, записанных законов.

Христианский мир опирается, прежде всего, на великую мудрость Библии – священного Писания и дополняющего его священного Предания. По верованиям христиан, Библия – это не изложение вероучения и не история человечества, а речь Бога, обращенная к людям, и Его диалог с людьми: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (Евр: 1.1–2). Поэтому веками сложившиеся христианские нормы поведения трактуются верующими как Богооткровенные истины, как заповеди, которым необходимо следовать неукоснительно, соблюдение которых улучшает саму природу человека, т.е. делает его чище и прекраснее, защищает от порока и греха, тем самым подготавливает его к высшей цели – достижению царства Божьего, вечной жизни души. Однако человек по природе своей слаб и может поддаться греховному искушению. Именно поэтому для христианского мира всегда было актуально поддержание этических норм в устной и письменной формах. Эту же роль выполняли и визуальные источники, к которым относятся произведения иконописи, живописи, скульптуры, книжные миниатюры и др.

В христианском искусстве центральное место занимают евангельские темы, размышления о вечной жизни в раю и расплаты за грехи в преисподней, о жизни праведной и грешной. В период позднего Средневековья наряду с этой проблематикой небывалого размаха достигла тема эсхатологии или Второго пришествия Спасителя и свершения вселенского Страшного суда. Мысли о справедливом Высшем суде волновали умы людей и Запада и Востока. Как правило, подобные настроения в обществе особенно актуализируются в ответ на обострение общественно-политической ситуации, социально-экономических противоречий, усиления давления церковных властей, т. е. в ответ на несовершенства «земной жизни» люди ищут спасения в жизни вечной и в, связанном с этим, ожиданием конца мира. Всплеск социальной активности общества, как правило, приводит к активизации его творческого потенциала. Создаются произведения искусства значимые для всей мировой культуры.

Своеобразие социально-политического развития, религиозных и бытовых традиций Западной и Восточной Европы определили особенности трактовки актуальных проблем христианского бытия и отношения к ним.

Попытаемся на примере произведений живописи и книжной миниатюры сравнить отражение этих проблем в западнохристианском и восточнохристианском мире и показать отношение людей к понятиям общечеловеческих гуманных ценностей.

Эпоха позднего Средневековья (вторая половина XV – XVI в.) на Западе, с одной стороны, стала периодом расцвета идей гуманизма и искусства Северного Возрождения и Итальянского Ренессанса, с другой, временем сильнейших потрясений социально-экономического, политического, религиозного характера. Связано это было, прежде всего, с такими событиями как открытие Америки и последовавший за ним экономический кризис из-за нахлынувшего в Европу потока золота, движение Реформации с мощным агрессивным противостоянием сторонников традиционных католических ценностей и новых «протестных» религиозных верований. Ответом на Реформацию стали слившиеся воедино движения католической реформы и Контрреформации. Кроме того, это было время открытий в науке, и последовавшего за ним процесса внедрения элементов технического прогресса. К примеру, был изобретен печатный станок, что совершило настоящий переворот в обществе, – было положено начало эпохи создания новых средств коммуникации.

Эти события были переломными не только для отдельных западных стран, но и для мировой истории, в целом, и происходили они в ситуации крайнего обострения социальных отношений.

Христиане, на протяжении многих столетий находившиеся в состоянии предчувствия конца света, ожидания Страшного суда, в этот период особенно обостренно воспринимали происходящее, поскольку уже видели «признаки» приближающейся кончины мира, а некоторые представители общества заявляли о Страшном суде, как об уже свершившемся факте. Привычное рушилось, а новое было неизвестным и пугающим и часто связывалось с воцарением в мире антихриста. Так, одним из признаков антихриста многие люди Западной Европы восприняли упомянутое выше изобретение печатного станка, поскольку считали его результатом происков дьявола. Дело в том, что широкое использование печатного станка привело не только к увеличению количества книг информативного или же душеполезного для верующего человека содержания, но и к  печатанию церковных индульгенций, игральных карт, картинок непотребного содержания и прочего. Сама книга, отношение к которой раньше было как к предмету, практически, сакральному, несущему в себе мудрость, теперь обесценивалась, прежде всего, в силу своей доступности.

Рис. 1. Иероним Босх. «Сад земных наслаждений».1500-1510.

Рис. 1. Иероним Босх. «Сад земных наслаждений».1500—1510.

Многие деятели западноевропейского искусства оценивали технический прогресс как движение к разрушению человека. Великим провидцем и гениальным художником-философом был голландский мастер Иероним Босх. Его картины следует читать как, своего рода, зашифрованное послание. Разобщенные, казалось бы, на холсте отдельные сюжеты объединяются общей идеей, повествованием о бессмысленности человеческой жизни, оболванивании и профанации человеческого потенциала. Знаменитый триптих «Сад земных наслаждений» демонстрирует в намеренно абсурдной сюрреалистической манере насмешку над пороками, упадком духовных и этических ценностей, невежеством плебса (рис. 1). В многочисленных сценах, которые составляют композицию картины, сатира соседствует с эротикой и насилием, с первородными грехами и земными бедами. До сих пор исследователи ведут споры о том, какой мировоззренческой позиции придерживался Босх. По одной гипотезе он был сторонником движения катаров, которые провозглашали, что весь мир есть порождение дьявола, а люди – греховные существа, обреченные на «наслаждения», которыми их искушает творец-Дьявол. Авторы другой гипотезы считают, что художник входил в духовную группу – общество адамитов или общество Святого Духа, одним из положений которых является утверждение о том, что личность человеческая деградировала, ее развитие прекратилось, и вся жизнь современного человека сводится к кругу наслаждений, к галлюцинаторным видениям. Кроме того, по мнению адамитов, человек постепенно становится частью своей дьявольской изобретательности, т.е. превращается в раба своих изобретений (рис. 2). Это не что иное как признак уже наступившего Страшного Суда, – оторванность человека от Божественной духовной природы и превращение его в биологический механизм, в зомбированное, зависимое от технических новшеств, скудоумное создание.

Страшный суд» Иероним Босх

Рис. 2. Иероним Босх. «Страшный суд».

Одним из ярких образов босховских фантазий является изображение книги на голове (рис. 3). Что бы это значило? Когда книга на голове, ее усваивать не надо. Вспомним главу из книги Апокалипсис или Откровения Иоанна Богослова – ангел из облака явился апостолу Иоанну, протянул ему книгу и заставил ее съесть: «…И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр: 10-10) (рис. 4). Знания книги должны быть поглощены, растворены в человеке. Однако, когда книга на голове, от нее ни горько, ни сладко. Прочел, забыл, и в голове пусто. Подобный же аллегорический смысл имеет и воронка на голове у «врачующего». Воронка – это то, через что все переливается, не задерживаясь, символ пустоты. Воронка на голове – первый признак «лжемудрости», т. е. глупости, против которой нацелено практически все творчество Босха.

Рис. 3. Иероним Босх. «Извлечение камня глупости».

Рис. 3. Иероним Босх. «Извлечение камня глупости».

Символы картин Босха, как это ни парадоксально, актуальны и в наши дни. Всеобщая доступность к информации, которая проглатывается, не перевариваясь, стала отличительной чертой нашего времени. Стоит вспомнить, к примеру, мировое интернет-пространство, которое, кроме своих несомненных положительных сторон, имеет и негативные – очень часто люди, посещая просторы интернета, перестают подключать свои творческие интеллектуальные и анализаторские способности и пользуются определенными клише или штампами, т.е. скопированными материалами, предлагаемыми в неограниченных количествах «мировой паутиной» в различных целях – при подготовке к экзамену, написании реферата, а то и диссертации, книги, сценария и др., а также просто бездумно проводят время в заглатывании самой разнообразной, в том числе, и низкопробной информации. Эффект от такого чтения получается, в лучшем случае, как у героев Босха – ни горько, ни сладко.

Рис 4. «Облачный» ангел протягивает книгу Иоанну Богослову. Толковый Апокалипсис. Сер. XVIII в.

Рис 4. «Облачный» ангел протягивает книгу Иоанну Богослову. Толковый Апокалипсис. Сер. XVIII в.

Картины Босха следует «читать» как предупреждение и наставление. Причем в его полотнах присутствует как язык аллегории, так и прямое морализаторство. К таким произведениям можно отнести композицию «Семь смертных грехов», где по центру выписан образ Христа или всевидящее Око Бога, а по окружности показаны главные грехи человека — похоть, гнев, зависть, лень, чревоугодие, гордыня, алчность, — которые художник объясняет на примерах жанровых сценок. По четырем углам композиции даны зарисовки на темы: смерть, Страшный суд, ад и рай (рис. 5). Таким образом, наглядно показан весь цикл существования человека и его души. Сначала жизнь земная с ее суетой и многими ошибками, потом неизбежная смерть в окружении близких, а далее – суд небесный, когда душа предстает перед Высшим судом, и «приговор» – ад или рай.

Рис. 5. Иероним Босх. «Семь смертных грехов». 1475—1490. Прадо, г.Мадрид

О своих прегрешениях и роковых ошибках человек вспоминает подчас только на смертном одре, а то и по другую сторону жизни. Тогда и возникает искреннее раскаяние, но изменить уже ничего нельзя. Поэтому, по христианской традиции, человека необходимо вовремя отвести от греха, предупредить либо наставить на путь раскаяния. Посредством изображения такую работу может проделать произведение живописи, как рассматриваемая картина Босха. Концепция назидательной проповеди одинаково близка христианам всех направлений. Отдельные мотивы, а, зачастую, и целые сюжеты изображений на тему обличения греховности в русском православном искусстве созвучны с изображениями Запада. Там, чаще всего, зарисовки подобной нравоучительной тематики можно встретить в лицевых (иллюстрированных) книгах.

Метки: грех

Pages: 1 2

Православный календарь 2 июня (20 мая ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобные Завулон и СосаннаПреподобный Марк Подвижник, или Марк Пустынник, или Марк АскетПреподобный Стефан Пиперский, игумен

Преп. Завулона и Сосанны, родителей святой равноапостольной Нины (Нино). (III-IV)
Мученика Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284).
Мученика  Аскалона (ок. 287).
Св. Марка пустынника (IV; Греч.)
Прп. Фалассия мироточца, Ливийского. (668)
Св. Етелберта, короля и мученика (793; Кельт. и Брит.).
Благоверного Довмонта, во св. крещении Тимофея, Псковского (1299)
Святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378).
Преподобного Стефана, игумена Сербского (1679; Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Молитвы:

Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Тропарь, глас 2.

Яко сокровище пребогатое, многодетно в земли сокровенное,/ честныя мощи твоя обретошася чудоточащия,/ всеблаженне отче святителю Алексие:/ от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся/ и Христа славословим, глаголюще:/ слава прославляющему святыя Своя.

Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Ин тропарь, глас 4.

Апостольских преемников архиереев сопрестольниче,/ России всея пастырю и учителю,/ всеблаженне отче Алексие,/ Владыце всех молися/ мир пастве твоей даровати,/ и спасение душам,/ и велию милость.

Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Ин тропарь, глас 3.

Свыше от Бога глас глаголющ услышав,/ от юности подвизався, мудре,/ в молитвах, и во умилении, и слезах,/ во бдениих же и пощениих образ быв добродетели,/ отонюдуже и дом Духу Пречистому явися./ Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв,/ Христово стадо упасл еси добре,/ еретическая нападения, не усумнеся, отрази/ и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие,/ иночествующих лики собра/ и сих Христови привел еси./ Умре же, явися, яко спящ,/ цел соблюден бысть пред многими леты,/ подавая цельбы болящим./ Тем молим тя:/ моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден/ и страну и православный люди по велицей Его милости.

Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Ин кондак, глас 3.

Яко светоносная память святителя/ всем разруши уныние/ и свет облиста Небесных даров,/ всех созывающи на веселие:/ от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги/ и вся человеки исцеляти,/ и мнихом же степень показася.

Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Кондак,глас 8.

Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам/ от мног лет сокровены честный твоя мощи нетленны,/ святителю Алексие,/ тобою благодать приемлем:/ всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащавши,/ действом благодати, да поем ти:/ радуйся, отче, светило России.

Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея. Тропарь, глас 8.

Иже отчее нечестие возненавидев,/ преблаженне княже Доманте,/ и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание,/ прииде мыслию к Солнцу славы — Христу,/ озарився благодатию Божественнаго Крещения,/ и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя,/ моли Христа Бога сохранити и спасти православный люди/ и град твой от безбожных агарян,/ и латин нашествия, и междоусобныя брани/ и спастися душам нашим.

Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея. Ин тропарь, глас 4.

Духом Божиим наставляемь,/ отчее нечестие отвергл еси,/ святый благоверный княже Тимофее,/ потщался еси приити в богоспасаемый град Псков,/ в немже душу твою благодатию святаго Крещения просветив,/ верою и любовию обитель в себе сотворил еси Пресвятей Троице,/ Ейже непрестанно молися/ даровати душам нашим/ мир и велию милость.

Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея. Кондак, глас 8.

Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Доманте,/ ум вперив зарею Духа,/ идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев,/ порождением святьш купели Тимофей наречен еси,/ слезами и милостынею ко Христу присвоився,/ и жизни сей течение добре скончав,/ веру непорочну соблюд,/ и ныне молим тя:/ моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу/ за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися нам от всяких зол,/ да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 1 июня (19 мая ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Иоанн, епископ ГотфскийСвятой Дунстан, архиепископ КентерберийскийПреподобный Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах

Полиена пресвитеров (II-III).
Свт. мчч. Парфения и с ним брата его Калогерия (250)
Мученика Калуфа Египтянина (303)
Преподобного Иоанна, еп. Готфского (VIII)
Свт. Дунстана, архиеп. Кентерберийского (988; Кельт. и Брит.)
Кантарских преподобномучеников и исповедников, пострадавших от католиков (1231)
Благоверного вел кн. Димитрия Донского (1389)
Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420)
Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523).
Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского (1537).
Преподобного Сергия Шухтомского (1609).
Собор Харьковских святых.
Священномученика Онуфрия (Галюка), ариеп. Курского (1938).
Священномученика Антония (Панкеева), епископа Белгородского (1938)
Священномученика Патрикия, еп. Прусского, и дружины его: Акакия, Менандра и 
Сщмч. Виктора Каракулина (1937)
Священномученика Павла Попова, священника (1938)
Мученика Георгия (Григорий) Богоявленского, псаломщика (1938)
Прмч. Валентина (Лукьянова) (1940).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Сщмч. Патрикия, еп. Прусского. Кондак, глас 4.

Яко светосиянен добротою священства/ и мучения кровию преукрашен,/ с пострадавшими с тобою, Патрикие, Христу предстоя,/ о нас поминай,/ яко страдалец честный.

Прп. Корнилия, чудотворца Комельского. Тропарь, глас 4.

От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь,/ житейския молвы оставил еси, преподобне,/ ревнитель Антонию Великому быв,/ безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу,/ бдением, и молитвами, и постом образ был еси твоим учеником./ Темже молися Господеви, Корнилие блаженне,/ спастися душам нашим.

Прп. Корнилия, чудотворца Комельского. Ин тропарь, глас 8.

Постническими труды нетрудную жизнь стяжа, преподобие,/ слезами же мысленнаго фараона потопил еси/ и вместо скорби радость обрел еси,/ предстоя Христови в лице святых,/ поминай молящихся чад твоих, Корнилие, отче наш.

Прп. Корнилия, чудотворца Комельского. Кондак, глас 8.

Господеви, от Святыя Девы возсиявшу мирови,/ и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне,/ и силою Его пустыню, яко град, сотворил еси,/ множество же ученик в ней собрал еси,/ ихже Богодохновенными ученьми просветил еси./ Тем вопием ти:/ радуйся, отче наш Корнилие, иноком Божественное удобрение.

Прп. Корнилия, игумена Палеостровского. Тропарь, глас 5.

От юности, премудре, прилежно подвизався,/ от Бога наставляемь,/ отечество свое оставль — град Псков,/ и вселися в пустыню,/ во отоце великаго езера Онега,/ иноки собра мудре/ и извещением Святаго Духа обитель согради/ и храм созда Пресвятей Богородице/ в похвалу Рождества Ей,/ струями же слез твоих/ безплотныя враги погрузил еси/ и жития твоего целомудрием со ангельскими лики совокупися,/ преподобие отче Корнилие,/ с нимиже Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

Прп. Корнилия, игумена Палеостровского. Кондак, глас 3.

Яко Ангел во плоти, на земли показася,/ пощением насажден быв, преподобие отче Корнилие,/ наставник иноком многим был еси,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского. Тропарь, глас 2.

В житии своем многи скорби претерпел еси, блаженне,/ и терпения ради венец от Бога приял еси,/ и по смерти своей чудотворец показался еси,/ того ради память твою песньми почитаем,/ преподобие отче наш Игнатие,/ молися, предстоя Святей Троице,/ державе сродник твоих богоугодней быти/ и сыновом Российским спастися.

Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского. Ин кондак, глас 8.

Чисто житие на земли пожил еси,/ душу и тело без скверны соблюл еси/ и терпения ради, своего мзду восприял еси./ И ныне на Небесех со Ангелы веселяся, преподобие отче Игнатие,/ молися непрестанно Христу Богу о всех нас, почитающих память твою/ и притекающих к раце мощей твоих.

Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского. Кондак, глас 8.

Изрядная отрасле благочестиваго корене,/ дивный благородный цвете,/ избранный от пелен благодатию Христовою,/ возлюбленный от юности Духом Святым,/ девственное процветение, Игнатие блаженне,/ днесь, сошедшеся, вернии, в память твою,/ похвальными венцы честную твою главу венчающе, зовем:/ радуйся, преподобие, сосуде Святаго Духа, всея Российской земли удобрение.

Прп. Сергия Шухтомского. Тропарь, глас 8.

Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси/ и из глубины воздыханьми ю расплодил еси/ и бысть постнически равно Ангелом житие твое;/ страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси/ и Ангелом собеседник явися,/ Божественнаго винограда насеятель быв;/ и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное./ Темже тя почитаем, преподобне отче наш Сергие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 31 мая (18 мая ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученик Феодот АнкирскийПреподобный Макарий (Глухарев), миссионер АлтайскийСвятые мученики Давид и Таричан

Мученика Феодота Анкирского .
Святого Макария (Глухарева), Алтайского, Сибирского (1847).
Праведного Иоанна (Гашкевича) пресвитера Кормского (1917).
Священноисповедника Иоанна Оленевского (1951)
Мчч. Ираклия, Павлина и Венедима (250).
Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины (251).
Мч. Евфрасии, Никейской (303;  Греч.).
Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV).
Мчч. Давида и Таричана (693; Груз.).
Сщмч. Михаила Виноградова, иерея (1932).
Священномученика Дамиана Граховского (1940; Сербия)
Сщмч. Василия Крылова, пресвитера (1942).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним, глас 2

Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Тропарь. Иоанна (Гашкевича) Кормского, глас 4

Святче Божий, отче наш праведне Иоанне, пресвитере славне стада Христова, свято житие твое совершив, даром прозрения и исцеления Господь тя одари, и ныне нетленным телесем с нами пребывая, моли Христа Бога нашего, да спасет Господь души наша, почитающих, блаженне, святую память твою.

Кондак. Иоанна (Гашкевича) Кормского. глас 6

От чрева матери дивно прореченный, избранник Божий явился еси, не токмо в житии Богом прославленный, но и по смерти нас не оставивый, в дивном явлении руце за род православный ко Христу простирая, молися Владыце всех царю помиловати нас, чтущих святую память твою.

Величание. Иоанна (Гашкевича) Кормского.

Величаем тя, святый праведный отче наш Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 30 мая (17 мая ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобная Мелангелла Уэльская, отшельница Валлийская, деваВеликомученик Николай СофийскийНовомученики Батакские / New Martyrs of Batak

Апостола от 70-ти Андроника и св. Иунии, помощницы его (I).
Мученика Солохона (284-305).
Св. Мелангеллы, девы-отшельницы Уэлльской (V) (Кельт. и Брит.).
Святителя Катана Бьютского, Кингартского епископа (VI)
Святителя Стефана, патриарха Константинопольского (893).
Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407).
Прпп. Нектария (1550) и Феофана Метеорских (1554) (Греч.).
Великомученика Николая Софийского (1555).
Святых новомучеников Батакских (1876)
Праведного Ионы, пресвитера Одесского (1924).
Перенес. мощей прп. Адриана, игумена Ондрусовского. (1549)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Молитвы:

Ап. от 70-ти Андроника. Тропарь, глас 3.

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Ап. от 70-ти Андроника. Кондак, глас 2.

Звезду пресветлую,/ Богоразумия светом просвещшаго языки/ апостола Христова Андроника восхвалим/ и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще:/ молите Христа Бога непрестанно о всех нас.

Великомч. Николая Софийского. Тропарь, глас 3.

Зарею Духа обогатився, славне,/ и оттуду восприим дерзновение,/ исповедал еси на судищи мужески Троицу Единосущную,/ темже и камением побиваемь,/ не покорился еси./ Огнем же сожигаемь,/ обличил еси прелесть безбожных,/ многострадальне святе Николае./ Сего ради молим тя:/ испроси душам нашим/ велию милость.

Великомч. Николая Софийского. Кондак, глас 2.

Благочестия истиннаго поборника/ и в бедах непобедимаго помощника,/ Божественнаго Николая в песнех восхвалим:/ сей бо явися в последняя лета звезда пресветлая,/ просвещающая верных сердца,/ и, со Ангелы ныне Троице предстоя,/ непрестанно молится о всех нас.

Прп. Евфросинии, в миру Евдокии. Тропарь, глас 8.

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих Бога ради оставила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, вшедши во обитель, тобою созданную,/ во иноческом образе многи подвиги показала еси,/ и святое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси/. И ныне, предстоящи Христу Богу,/ моли спастися душам нашим.

Прп. Евфросинии, в миру Евдокии. Кондак, глас 2.

Вся красная мира сего яко суетная презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение/ и многим недужным исцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:/ слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 29 мая (16 мая ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученик Вит РимскийБлаженная Муза

Свт. Александра, архиеп. Иерусалимского (213-250)
Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303).
Преподобного Феодора Освященного (368).
Свщмч. Авдиисуса, еп., и иже с ним 16-ти иереев, 9-ти диаконов, 6-ти монахов и 7-ми дев персидских (375)
Святителя Поссидия, епископа Каламского( 440)
Прп. Брендана Странника, игумена Клонфертского (575) (Кельт. и Брит.).
Блаженной отроковицы Музы (V).
Святителя Георгия II, еп. Митиленского (842).
Святитиеля Николая Мистика, патр. Константинопольского (925) (Греч.)
Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1492).
Преподобных Кассиана (1537) и Лаврентия (1548), Комельских
Новомч. Николая Мечевского (1617) (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Феодора Освященного. Тропарь, глас 1.

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Феодоре:/ постом, бдением, молитвою небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Прп. Феодора ОсвященногоКондак, глас 2.

В дому Божий, яко финике, процвел еси,/ плоды же добродетелей Господеви принесл пощением изрядным,/ отче преподобие,/ темже и ублажаешися,/ яко Безплотных равностоятелен.

Прп. Ефрема Перекомского Тропарь, глас 4.

От юности твоей весь Богови поработился еси, блаженне,/ и Того ради любве отечество и род оставил еси,/ в пустыню вселився,/ в нейже жестокое житие показав,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Ефреме преподобие./ Моли Христа Бога, да спасет души наша.

Прп. Ефрема Перекомского. Кондак, глас 8.

Ангельскому житию поревновав, преподобие,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждся,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний./ Тем зовем ти:/ радуйся, Ефреме, светило пресветлое.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 28 мая (15 мая ст.ст.)

В этот день:

Святой Дух на престоле   Фреска. Болгария. Кюстендил. Рильский монастырь.

Фреска. Болгария. Кюстендил. Рильский монастырь.

О Святом Духе

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Ахиллий, епископ ЛарисийскийПреподобный Пахомий Нерехтский с житиемБлаговерный царевич Димитрий, Угличский и Московский

Преподобного Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330).
Преподобного Пахомия Великого (348).
Св. Варвара  Луканских (IX; Греч.)
Святителя Исаии, еп. Ростовского чудотворца (1090).
Преподобного Исаии Печерского (1115).
Преподобного Андрея, отшельника (XIII)
Преподобного Пахомия Нерехтского (1384).
Преподобнго Евфросина (1481).
Святителя Макария (Глухарева) архиман. Алтайского (1847).
Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (день убиения) (1591).
Св. Арефы Верхотурского и Валаамского (1903).
Свщмч. Аверкия (Кедрова) (1937)
Свт. Пахомия Черниговского (1938)
Преподобного Илия, схимонаха Макеевского (1946)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.

Прп. Пахомия Великого. Тропарь, глас 8.

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пахомие отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прп. Пахомия Великого. Кондак, глас 2.

Светильник светел показался еси в концех,/ пустыню же грады сотворил еси множествы монашескими,/ сам себе распен, крест твой на рамо взем,/ и воздержанием тело изнурил еси,/ моля непрестанно о всех нас.

Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Тропарь, глас 8.

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Ростову пресветлый светильниче,/ святителем Богодохновенное удобрение,/ Исаие премудре,/ учением бо твоим вся Российския концы просветил еси благодатию духовною,/ святителю блаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Ин тропарь, глас 2.

В иноцех святыя лавры Печерския/ благоискусен показавыйся/ и во архиерейстем сане добр пастырь/ своему стаду, Боголюбезне Исаие, бывый,/ моли о нас Пастыреначальника Христа Бога/ да помилует и спасет души наша.

Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Кондак, глас 3.

Яко гром, возгремел еси Божественными твоими учении в Российстей земли/ и явился еси светильник пресветел,/ осияя светом Богоразумия, Исаие блаженне./ Темже вопием тй:/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Блгв. царевича Димитрия. Тропарь, глас 4.

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Блгв. царевича Димитрия, Ин тропарь, глас 2.

Яко благочестиваго корене Боголюбивый произыде плод,/ яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть/ от властолюбца вкупе и злаго раба./ Тем, яко златыми крылы,/ душевною чистотою и младенческим незлобием/ к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие./ И ныне,кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу,/ яко Авеля праведнаго./ Сего ради покланяемся верою ти,/ славяще прославльшаго тя Бога,/ Егоже моли стране нашей богоугодней быти/ и сыновом русским спастися.

Блгв. Царевича Димитрия, Ин тропарь, глас 1.

Всеоружеством Духа благодати вооружен быв/ и необорим столп и утверждение отечеству своему показася,/ яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв/ и в жертву непорочну Господеви принесеся./ И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием,/ источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие./ Слава Восприимшему тя от земных в Небесная,/ слава Венчавшему тя венцем неувядаемым,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Блгв. царевича Димитрия, Кондак, глас 8.

Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.

Прп. Евфросина Псковского. Тропарь, глас 4.

Житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/ любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, блаженне,/ и повеленная распятым Господем Иисусом Христом/ вся исправил еси,/ и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/ и, благочестив делатель, животным заповедем Христовым/ благотрудно прилежал еси./ И сего ради Бог прослави тя/ и по преставлении чудеса показа от честнаго гроба твоя,/ Темже и неоскудно угобзися обитель твоя,/ и нищим бысть богатное пристанище и покров,/ отче наш преподобне Евфросине,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Прп. Евфросина Псковского. Ин тропарь, глас тойже.

Изволением Божественнаго разума вселися в пустыню/ и тамо вперив свой ум в Небесныя обители/ и равно Ангелом житие пожив на земли,/ в молитвах, и в трудех, и в пощениих образ быв своим учеником./ Темже Бог, видев твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни,/ слез твоих тучами напаяема,/ но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо свое, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад своих,/ Евфросине, преподобие отче наш.

Прп. Евфросина Псковского. Кондак, глас 8.

Божиим светолитием просвещен, отче,/ постническое стяжав жительство, преподобие,/ иноком предобрый наставниче и постником благое украшение./ Сего ради Господь, труды твоя видев, даром чудес обогати тя,/ источавши бо исцеления./ Мы же, радующеся, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, иноком удобрение.

Прп. Пахомия Нерехтского. Тропарь, глас 1.

Житейских молв, преподобне, отвергся/ и, яко птищ, обрете себе в пустыни безмолвие,/ в молитвах и бдении прилежа Богови,/ преподобне отче Пахомие,/ и остави древнее пребывание,/ и отыде в пустыню, и в ней водворися,/ и состави обитель во Имя Пресвятыя Троицы,/ и процвел еси, аки финикс,/ и бысть образ утешения духовнаго./ Темже, преподобне Пахомие,/ моли Пресвятую Троицу/ спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3