Дни памяти: 25 апреля / 8 мая, 4/17 января, 27 сентября / 10 октября, 30 октября / 12 ноября
Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме.
По еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его — Марк — латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому1
уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда он с
Апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего
мира — Рим.
По принятому православною Церковью преданию, согласному с свидетельством некоторых древних писателей2,
он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был
свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа.
В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском3
упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа
оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись
полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их
полотно, и нагой бежал от них (Мк.14:51-52). Одеяние юноши4
показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из
того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось
предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград
Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк. Книга Деяний
Апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка — Мария имела в
Иерусалиме свой дом5, в котором нашел пристанище Апостол
Петр после чудесного изведения из темницы Ангелом (Деян.12:1-12). После
вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом
служил местом молитвенных собраний для многих верующих Иерусалимлян и
местом пристанища для некоторых Апостолов. Таким образом святой Марк в
доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с
христианами, участвуя в их молитвенных собраниях, и сблизиться с самими
Апостолами. В особенно близкое общение вошел он с Апостолом Петром,
питавшим к нему как бы отеческую любовь и расположение, как видно это из
слов самого Апостола Петра, который в своем послании называет Марка
своим сыном, говоря: «приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой» (1Петр.5:13). Святому Марку доводился дядей святой Апостол Варнава6,
по происхождению левит, родом с острова Кипра. Чрез него святой Марк
сделался известным и другому верховному Апостолу — святому Павлу, когда
сей последний, после своего чудесного обращения к вере во Христа
(Деян.9), в первый раз прибыл в Иерусалим7. cвятой Марк
сделался ближайшим сотрудником и исполнителем повелений, возлагавшихся
Вступив в близкое общение с этими двумя первоверховными Апостолами —
Петром и Павлом, святой Марк сделался ближайшим сотрудником и
исполнителем повелений, возлагавшихся на него то тем, то другим из этих
великих апостолов.
Проповеди: Поученіе. Св. апостолъ и евангелистъ Маркъ. (О томъ, отчего путь къ небу есть путь скорбный). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Около 44 или 45 года по Рождестве Христове, христиан иерусалимских
постигло большое бедствие. При виде размножения христиан в Иерусалиме,
злоба врагов Христовой веры — иудеев достигла высшей степени.
Разжигаемые ненавистью к христианам, иудеи набросились на их дома,
беспощадно разграбили всё их имущество, так что христиане должны были
терпеть великий голод. Услыхав о таком бедственном положении братий во
Христе, антиохийские христиане тотчас пришли им на помощь и, сделав сбор
между собой, поручили лично Варнаве и Павлу, пребывавшим в то время в
Антиохии, доставить пособие христианам в Иерусалим. Прибыв в Иерусалим и
исполнив поручение антиохийских христиан, Варнава и Павел возвратились в
Антиохию и на этот раз взяли с собою Марка (Деян.12:25). С этого
времени Марк, сделавшись сотрудником Варнавы и Павла, взял на себя
великий подвиг Апостольских трудов по благовестию веры Христовой иудеям и
язычникам. Вместе с Павлом и Варнавою святой Марк принял участие в их
первом Апостольском путешествии из Антиохии, в качестве ближайшего их
помощника для проповеди Евангелия8. Вместе с Павлом и Варнавою Марк был в приморском городе Селевкии9,
отсюда отплыл на остров Кипр и прошел его с востока на запад от
Саламина до Пафа. Здесь в Пафе Марк был очевидцем чудесного поражения
слепотою, по слову Апостола Павла, волхва иудеянина Вариисуса, по имени
Елима, старавшегося отвратить от веры в Господа проконсула Сергия,
призвавшего Варнаву и Павла для слушания слова Божия (Деян.13:6-12). Но
прибыв в город Пергию10, Марк оставил Апостола Павла и
Варнаву и возвратился в Иерусалим в дом своей матери. По прибытии в
Иерусалим, Марк присоединился к Апостолу Петру и в скором времени
отправился вместе с ним в Апостольское путешествие для проповеди
Евангелия в Рим. В это время в Риме уже были верующие во Христа. Книга
Деяний Апостольских свидетельствует, что между очевидцами необыкновенной
перемены, происшедшей в Апостолах по сошествии на них Св. Духа и
слушателями первой проповеди Апостола Петра о Христе Спасителе11
были пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, то есть, обращенные в
иудейство язычники (Деян.2:10-41). Эти люди, по возвращении своем в Рим,
несомненно принесли туда веру свою во Христа и сообщили ее там другим.
Без сомнения, что и после сего многие иудеи, жившие в Риме в большом
количестве, посещая ежегодно на праздниках Иерусалим, уже наполненный
учением Евангельским, и слыша там проповедь о Христе, возвращались в Рим
христианами. Наконец, в Рим, как столицу мира, отовсюду приходили по
гражданским и другим делам многие христиане и содействовали умножению
там числа верующих во Христа. Святой Апостол Петр своею проповедью и
чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил
Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из
иудеев, так и язычников. Слыша святые слова проповеди Евангельской из
уст Апостолов и горя верою в Господа Иисуса Христа, римские христиане не
удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а
пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им
учения. Они приступили к спутнику Апостола Петра святому Марку и с
мольбой просили его записать все святые слова, какие он вместе с Петром
сказал им о Христе Господе, и оставить им это святое писание, как
памятник. Марк исполнил благое желание римских христиан и написал для
них свое Евангелие, в котором12, излагая события из жизни
Господа Иисуса Христа, во время Его пребывания на земле, с точностью
записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, тщательно
заботясь при этом, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного, или
не переиначить. Написанное Марк отдал на рассмотрение Апостолу Петру, и
святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком
Евангелия и одобрил его для чтения в церквах.13 Посему Евангелие Марка было принято всеми церквами без всякого противоречия, как писание Апостольское, боговдохновенное14.
г.Афон. Иверский монастырь. 950 год
Миниатюра Евангелия.
После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра
отправился для проповеди Евангелия в город Аквилею, расположенный на
северном берегу Адриатического моря. В этом богатом городе, называвшемся
вторым Римом15. Марк основал церковь; причем посетил с
проповедью Евангелия и другие места по берегу Адриатического моря,
устрояя всюду церкви Божии. После сего святой Марк, по распоряжению же
Апостола Петра, отправился для проповеди Евангелия в Египет. Это было,
как свидетельствует Евтихий, патриарх Александрийский, на девятом году
царствования Клавдия16. В Египте, смежной с Палестиною языческой стране, еще со времени Александра Македонского17 и египетского царя Птоломея Лага18 было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм19
на подобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по
закону Моисееву. Здесь в Египте, по повелению царя Птоломея Филадельфа20,
был сделан перевод книг Священного Писания Ветхого Завета с еврейского
языка на греческий, чрез что Божественное откровение о спасении рода
человеческого сделалось доступным и самим язычникам. Здесь в памяти
народа еще живо было то знаменательное падение идолов одного египетского
храма, сопровождавшее, по свидетельству отцов Церкви, прибытие святого
семейства с Богомладенцем Иисусом, бежавшего от руки жестокого Ирода.
Наконец, могло быть даже, что и в этой стране были свидетели чудесного
сошествия Святого Духа на Апостолов, принесшие и сюда семена Христова
учения. Всё это в сильной степени приготовляло жителей Египта к принятию
учения христианского и обещало большой успех проповеди святого Марка. И
действительно, когда Марк, первый из Апостолов прибыв в Египет, начал
проповедь Евангелия, возвещая людям свободу от диавола21, то при самом начале его проповеди22
уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии,
главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее
епископом.
Здесь святой Марк много потрудился в подвиге просвещения светом
Христовой веры как иудеев, так и язычников, пребывавших дотоле во тьме
идольского служения. Благоустроив затем церкви в Александрии и смежных с
нею городах рукоположением к ним епископов и прочих клириков, святой
Марк после того оставил Египетскую страну. Куда отправился он отсюда и
был ли он в Иерусалиме на Апостольском соборе23 — неизвестно. Но когда Апостол Павел перед отправлением во второе Апостольское путешествие24
был вместе с Варнавою в Антиохии, то, как свидетельствует книга Деяний
Апостольских, здесь с ними встретился и святой Марк и отсюда вместе с
дядею своим Варнавою отправился на родину его в Кипр (Деян.15:36-40).
Потрудившись вместе с Варнавою некоторое время в подвиге благовестия
Христова, Марк в другой раз отправился в Египет, куда в тоже время или
немного спустя, прибыл и Апостол Петр. Благовествуя в разных странах
Египта и устрояя в них церкви, Апостолы в это время между прочим
положили основание Христовой Церкви и в египетском городе Вавилоне,
откуда Петр и написал свое первое соборное послание к малоазийским
христианам (1Петр.5:13). В Египте святой Марк пробыл до восьмого года
царствования Нерона25.
В последующее время святой Марк снова соединился с Апостолом Павлом и
вступил в число сотрудников его. Во время пребывания Апостола Павла в
узах в Риме26, святой Марк вместе с некоторыми другими лицами
разделял благовестнические труды сего Апостола. В своем послании к
Колоссянам, написанном из Рима в это время, Апостол Павел называет Марка
одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него
в это время утешением (Колос.4:10-11). Как видно из того же послания к
Колоссянам, Марк, по распоряжению Апостола Павла, из Рима отправился в
Малую Азию, во фригийский город Колоссы (Колос. 2:8-18), для
противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан27.
Где святой Марк провел несколько следующих за сим лет — неизвестно. Но
ко времени, близкому ко дням кончины Апостола Павла (2Тим.4:11), святой
Марк находился в Малой Азии, именно в городе Ефесе, в отечестве святого
Тимофея, епископа Ефесской церкви. В это время Апостолом Павлом,
находившимся во второй раз в узах в Риме, было написано послание к
Тимофею, в котором он, вызывая Тимофея в Рим к себе на помощь, поручал
ему «привести с собою и Марка, как благопотребного в службу»28.
Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа
обоих своих учителей, великих и первоверховных Апостолов Христовых Петра
и Павла, которые в одно и тоже время пострадали за Христа в Риме;
Павел, — как имевший право римского гражданина, — был усечен мечем, а
Петр был распят на кресте.
По кончине своих великих учителей — Апостолов Петра и Павла, святой
Евангелист Марк снова отправился в Египет для благоустроения основанной
им церкви. Много потрудился он в подвиге проповеди Христовой веры в
самой Александрии. Александрия, столица Египта, была средоточием
греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь
процветала языческая наука; ради нее сюда стекались люди отовсюду, так
что город переполнен был учеными, философами, риторами и стихотворцами.
Даже иудеи, в большом количестве жившие в Александрии, увлекались
языческою ученостью. Для утверждения веры Христовой и с целью
противодействовать ученым язычникам и иудеям, святой Марк положил в
Александрии основание христианскому огласительному училищу. В
последующее время это училище сделалось средоточием христианского
просвещения и прославилось тем, что из него вышли знаменитые учители
Церкви, каковы: Пантен, Климент, и некоторые из отцов Церкви, каковы:
Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец и другие.
Заботясь об устроении церковного богослужения, святой Марк составил
чин литургии и передал его христианам александрийской церкви. Этот чин
литургии сохранялся продолжительное время в сей церкви и в последующие
века. В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились
некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку.
Pages: 1 2 3