Служба преподобнаго Амфилохия Почаевскаго

Преподобный Амфилохий Почаевский

На малей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1.
Подобен: Небесных чинов:

Воспети и ублажити по достоянию/ угодника Твоего помози ми, Господи,/ просвети ум мой и мысль,/ да прослaвлю песньми и пеньми/ того преслaвныя подвиги.

Подробнее...

Служба мученика Алексия Елнатскаго

Месяца сентября в 12-й день

На велицей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8.

Подробнее...

Православный календарь 17 июля (4 июля ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученик Феодот КиринейскийСвятитель Андрей, еп. КритскийСвятитель Ульрих Аугсбургский, епископ БаварскиЦарственные страстотерпцы

Мучеников Феодота и Феодотии (108).
Мученика Феодота епископа Киринейского (310)
Святителя Доната, еп. Ливийского (363; Греч.)
Праведной Марфы матери прп. Симеона Дивногорца (551)
Святителя Андрея, архиепископа Критского (740)
Сятителя Урлиха Аугсбургского и Баварского (973)
Благоверного князя Андрея Боголюбского (1174)
Преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца (1404)
Преподобного Андрея Рублева, иконописца (1430)
Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен  Ольги,  Татианы,  Марии,  Анастасии (1918)
Святого Андрея Русского, Каирского (1850)
Сщмч. Димитрия пресвитера (после 1937)

Галатская икона Божией Матери

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Кондак священномученику Феодоту Киринейскому, глас 3

Море зловерия обличил еси,/ и идольскаго безбожия лесть верою правоверия уязвил еси/ и, всесожжение Божественное быв,/ чудодействием орошавши концы,/ отче святителю Феодоте, Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Тропарь царственных страстотерпцев глас 4

Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.

Кондак царственных страстотерпцев глас 8

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Ин тропарь святым Царственным мученикам глас 5

Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.

Ин кондак святым Царственным мученикам глас 6

Надежда царя мученика/ с царицею и чады и слуги укрепи,/ и к Твоей любви окрыли, будущий им покой предвозвестивши,/ тех молитвами, Господи, помилуй нас.

Тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего,/ песнословя умильно, возвеселил еси,/ богословием же Препетыя Троицы/ славу всем сказал еси ясно,/ тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее, пастырю Критский,/ и величаем память твою,/ Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Ин тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Андрее,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобной Марфы глас 4

Житием чистым и любовию, яже ко Пречистей Божией Матери,/ стяжала еси дар чадородия преславный,/ светильника миру, дивнаго Симеона,/ тем тя, Марфо,/ яко матерь, о чаде веселящуюся, песньми ублажаем.

Кондак преподобной Марфы глас 2

Вострубив ясно Божественная сладкопения,/ явился еси светильник мира светлейший,/ светом сияя Троицы, Андрее преподобне./ Темже вси вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.

Тропарь преподобного Андрея Рублева глас 3

Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.

Кондак преподобного Андрея Рублева глас 8

От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского глас 8

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Ин тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне,/ и уязвил еси демонския полки./ Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми:/ сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3

Акафист и молитва преподобному Герману Аляскинскому

Преподобный Герман Аляскинский

Кондак 1

Избранный чудотворче и преславный угодниче Христов, богоносне отче наш Германе, Аляски украшение и Церкве Православныя радование, воспеваем ти похвалы сия. Ты же, яко Небесный наш покровитель и всемощный пред Богом молитвенник, не престай ходатайствовати о нас, чадех твоих, усердно тебе вопиющих: Радуйся, преподобне отче наш Германе, преславный чудотворче.

Подробнее...

Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго

заседании Священного Синода 14 июля 2018 года

Творит священник: Благословен Бог наш…

Трисвятое по Отче наш. Яко Твое есть Царство…

Подробнее...

Православный календарь 16 июля (3 июля ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

мученик Иакинф РимскийПреподобный Александр, первоначальник обители "Неусыпающих"Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак

Мученика Иакинфа (108).
Мучеников Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II)
Святого Анатолия, еп. Лаодикского (III)
Мучеников Мокия и Марка (IV)
Преподобного Александра, первоначальника обители Неусыпающих (ок. 430).
Святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского (458)
Преподобного Исаия Отшельника (489)
Святителя Германа, еп. Айсл-оф-Мэн, просветителя Пила (V; Кельт. и Брит.)
Св. Георгия богоносца Черногорского, учителя св. Георгия Афонского (X) (Груз.).
Святитель Василий, епископ Рязанский (1295)
Преподобного Анатолия затворника (Ближние пещеры) (XII)
Преподобных Анатолия Затворника (Дальние пещеры) (XIII)
Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, братья (XIII)
Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (1544—1545)
Блаженный Иоанн Московский, Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак (1589)
Преподобного Никодима, Кожеезерского чудотворца (1640)
Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси (1569)
Святого Василия, Новгородского (1352).
Священномученика Антония, архиепископа Архангельского (1932)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Молитвы:

Тропарь святителя Филиппа глас 8

Первопрестольников преемниче,/ столпе православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за Отечество наше, за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.

Тропарь святителя Филиппа Перваго глас 3

Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.

Тропарь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца глас 5

Радостный возсия день светлаго торжества:/ днесь церковная расширяются недра,/ приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище,/ струю благодатей неисчерпаемую,/ источника чудесем обильна,/ чудотворивыя и священныя мощи твоя,/ святителю Филиппе./ Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога/ о воспевающих тя/ и кланяющихся священным мощем твоим...

Кондак святителя Филиппа глас 3

Православия наставника и истины провозвестника,/ златоустаго ревнителя, Российскаго светильника,/ Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа:/ той бо языком хваления пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

Кондак святителя Филиппа Перваго глас 8

Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас.

Кондак святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца глас 3

Яко солнце, днесь от земных недр возсияша/ честныя твоя мощи, святителю./ Землю же и воздух шествием твоим осветил еси/ и всех верных чудес богознаменьми облистал еси,/ чудотворец предивен и молитвенник к Богу о мире изящен явися./ Сего ради вопием ти:/ спасай нас теплым своим предстательством,/ яко ученик Божия благодати.

Тропарь мученика Иакинфа глас 4

Мученик Твой, Господи, Иакинф/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощный дерзости;/ того молитвами/ спаси души наша.

Кондак мученика Иакинфа глас 6

Древо жизни посреде души своей,/ веру Твою, Христе, стяжавый Твой мученик,/ едемскаго рая честнейший бысть,/ древо прелести змиевы погубив дерзновенно духом,/ венчася славою Твоею, Многомилостиве.

Тропарь преподобных Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши, Анатолие и Анатолие Затворниче,/ яко стяжавшии дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских глас 4

Богатство благодати и сыноположения/ стяжавте многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим,/ к нимже притекающе, вопием:/ радуйтеся, Анатолие и Анатолие Затворниче,/ ликов иночествующих похвало и украшение.

Тропарь святителя Василия, епископа Рязанского глас 4

Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемь,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на немже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемъ/ богоспасаемого града Рязани достигл еси /и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Василия, епископа Рязанского глас 8

Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Тропарь блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца глас 8

Иже Христа ради, волею оставив свое отечество — град Вологду/ и вся красная мира сего возненавидев,/ желанием духовным вселился еси во град Ростов/ и, яко в пустыни скитался в нем,/ гладом, и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/ и работая Господеви день и нощь,/ в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/ власы же главы своей пеплом и смолою удручая,/ и, ревнуя Василию блаженному,/ пришел еси в царствующий град Москву/ и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/ преселился еси к вечным обителем,/ чудес лучи испущая,/ преблаженне Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца глас 8

Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/ образом буйства зрим от человек,/ умныма же крылома горе возлетая,/ все тело свое веригами обязал,/ яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/ очистив ум от страстей,/ веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/ обрете светлость жизни вечныя,/ молим тя, блаженне Иоанне,/ молися прилежно Христу Богу нашему/ сохранитися нам от всякаго навета/ и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/ радуйся, многострадально, яко да молитвами твоими направляеми,/ предстоя присно с нами,/ в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя.

Pages: 1 2 3

Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Положение пояса Божией Матери

Перенесение честного пояса Матери Божией из Зилы в Царьград в 942 году.

Празднование Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви, отмечаемый 2/15 июля.

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам.

Молитвы:

Акафист Положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы

Молитва Положению честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню — Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви

Положеніе честныя ризы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы во Влахерн. (О благоговніи ко святын). Прот. Григорій Дьяченко

Положеніе честнаго пояса Пресвятыя Богородицы (О томъ, какія молитвы не угодны Божіей Матери?) Прот. Григорій Дьяченко

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: \"идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана\".

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины \"проходили пред градом, простирая свои мечи\". Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Опасность возрастала с каждым часом. \"Город едва не был поднят на копье\", — говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего — святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре — ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора \"любви и мира\". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской \"Хроники Феофана\" говорит, что \"посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено\". Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ-ХI вв. киевские князья, \"кагана\") Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку \"такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера — святая\". \"Убедившись, — писал далее Аскольд, — что это — истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все — друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь\".

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции — списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. \"Руссы, которые подняли руку против Римской державы, — писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, — в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших\". (Византийцы считали \"подданными\" всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) \"И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью\".

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

Метки: Богородица

Pages: 1 2

Православный календарь 15 июля (2 июля ст.ст.)

В этот день:

Проповедь в воскресенье 7-й седмицы по пятидесятнице

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Ахтырская икона Божией Матери.Святитель Ювеналий АляскинскийПоложение пояса Божией Матери

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V)
Свтятителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458)
Св. Монегунды Шартрской (530; Галл.).
Святителя Фотия, митр. Киевского (1431)
Благоверного короля Стефана Великого, Молдавского (1504) (Рум.)
Святителя Иувеналия, первомч. Американского и Аляскинского. (1796)
Собор святых в земле Тверской просиявших.
Обретение мощей новосщмч. священника Сергия Флоринского Ракверского в Эстонии (1918)
Пожайской иконы Божией Матери
Феодотьевской иконы Божий Матери
Ахтырской иконы Божией Матери.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Тропарь святителя Арсения, епископа Тверского, глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, святителю,/ и многим терпением во временнеи жизни подвиг совершил еси./ Темже источаеши чудес благодать/ иже с верою приходящим к честней раце мощей твоих, Арсение преблаженне./ Мы же вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Арсения, епископа Тверского, глас 8

Яко богоявленная российская звезда,/ днесь, сияя чудесы,/ явился еси, святителю Арсение./ Тем непрестанно молися Христу Богу о стаде твоем/ и сохраняй отечество твое, град же и люди,/ иже верою почитающих честное пренесение твое/ и к честным мощем твоим припадающих со страхом и любовию целующих я./ Да вси велегласно зовем ти:/ радуйся, Богомудре святителю Арсение, отче наш.

Тропарь святителя Арсения, епископа Тверского, глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, святителю,/ и многим терпением во временнеи жизни подвиг совершил еси./ Темже источаеши чудес благодать/ иже с верою приходящим к честней раце мощей твоих, Арсение преблаженне./ Мы же вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Арсения, епископа Тверского, глас 8

Яко богоявленная российская звезда,/ днесь, сияя чудесы,/ явился еси, святителю Арсение./ Тем непрестанно молися Христу Богу о стаде твоем/ и сохраняй отечество твое, град же и люди,/ иже верою почитающих честное пренесение твое/ и к честным мощем твоим припадающих со страхом и любовию целующих я./ Да вси велегласно зовем ти:/ радуйся, Богомудре святителю Арсение, отче наш.

Тропарь святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского глас 4

Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/ святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/ с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/ пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/ в Церкви Его с Ним сочетавшаяся,/ святителю отче Иувеналие,/ предстоя ныне во Царствии Отца светов,/ о почитающих тя любовию молися,/ да мир и милость Спасова будет с нами.

Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского глас 4

Словес евангельских послушателю/ и Божественных учений рачителю,/ премудрый наказателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в молитвах к Богу простираяйся,/ заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,/ апостолом сопричастниче,/ вере Христовой утвердителю,/ пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли Христа Бога/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского глас 8

Троице сосуд явися честный твоим житием,/ святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,/ Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.

Собор Тверских святых. Тропарь, глас 4

Иже в земли Тверской прославльшиися,/ святителие, мученицы,/ преподобнии, праведнии/ и вси святии,/ верою, подвиги благочестия,/ любовию, кротостию, словом и житием/ Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиися,/ молите Христа Бога нашего/ даровати мир стране нашей/ и душам нашим в мире спастися.

Собор Тверских святых. Кондак, глас 4

На земли благочестно пожившии,/ святии, в земли Тверской просиявшии,/ и ныне на Небесех со Ангелы радуетеся/ и Троицу Святую — Отца, и Сына, и Святаго Духа во Едином Божестве прославляете./ Мы же, земнороднии, молитвенно ублажающе вас/ и святую память совершающе, молим:/ принесите наша молитвы к Небесному Престолу Господа Вседержителя,/ да Вашим ходатайством/ дарует мир и спасение душам нашим.

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику — / чудотворному Пречистыя Девы образу:/ сей бо нам свыше даровася,/ душам и телесем во спасение,/ емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ покрый и соблюди нас от всякаго зла/ Твоим к Богу матерним предстательством.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 14 июля (1 июля ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Иоанн РыльскийСвятитель Леонтий Радовецкий, епископ

Мученика Потита (II)
Святителей Иулия и Аарона, первомчч. Уэльсских (304; Кельт. и Брит.)
Святителя Галла, еп. Клермонтского (551; Галл.).
Святого Епархия отшельника Гальского (581).
Святого Сервана, апостола Зап. Файфа, в Восточной Шотландии (VI)(Кельт. и Брит.).
Преподобного Петра патрикия, Константинопольского (854)
Преподобного Иоанна Рыльского (946; Болг.)
Прп. Василия, основателя монастыря «Глубокого потока» (X; Греч.).
Святителя Леонтия Радаутского, Румынского (XIV — XV; Рум.)
Праведной Ангелины, деспотиссы Сербской (XVI)
Преподобного Никодима Святогорца (1809)
Священномученика Аркадия пресвитера (1918).
Сщмч. Алексия диакона (1942).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь бессребреников Космы и Дамиана Асийских глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак бессребреников бессребрениковбессребреников глас 2

Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах, врачеве,/ чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Тропарь праведной Ангелины, деспотиссы Сербской глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелины, деспотиссы Сербской глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Pages: 1 2 3

Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату

В 1686 году Вселенский Патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви издали Томос о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского Патриарха. Обстоятельства издания этого документа и по сей день вызывают споры как среди ученых, так и среди церковных и политических деятелей. Как же все было на самом деле?


8 января 1654 года1 в Переяславле гетман Богдан Хмельницкий и казацкая старшина присягнули на верность московскому царю, положив тем самым начало процессу вхождения Украины в состав Московского государства. Столь существенная перемена в политической жизни Украины не могла не отразиться и на положении православной Киевской митрополии.

Киевские митрополиты в 1654—1685 гг

Митрополит Сильвестр

Напомним, что к моменту заключения Переяславского договора Московская Церковь уже более двух столетий существовала как автокефальная. С 1589 года она получила статус Патриархата и, таким образом, по чести приблизилась к древним Восточным Православным Церквам. Киевская же митрополия продолжала оставаться автономной в составе Константинопольского Патриархата. При этом после падения Византийской империи (1453) степень церковной зависимости Киева от Константинополя становится все менее значительной. Это дает основания украинским историкам утверждать, что «Украинская Церковь лишь номинально зависела от Церкви Цареградской, но фактически она была независимой»2.

Договор 1654 года не предполагал изменений канонического статуса Киевской митрополии. В статьях, составленных в марте 1654 года, которые оформили новые взаимоотношения между Московским царством и Украиной, лишь одно положение касалось Православной Церкви. Статьи подтверждали и гарантировали сохранение в будущем имущественных прав украинского духовенства3.

Следует помнить, что в 1654 году в состав Московского государства вошла далеко не вся территория современной Украины. Большинство епархий Киевской митрополии остались тогда на территории Польского королевства. К моменту созыва Переяславской Рады в состав митрополии, кроме самой Киевской епархии, входили также епархии Луцкая, Львовская, Могилевская, Перемышльская, Полоцкая и Черниговская. Лишь Киевская и Черниговская кафедры оказались на территории, контролируемой Москвой. Остальные епархиальные центры остались в Польше, находившейся в состоянии войны с Московской державой.

С 1647 по 1657 годы киевский митрополичий престол занимал Сильвестр Косов. Несмотря на заключение союза с Москвой, он отказывался признавать над собой власть Московского Патриарха, выступая за сохранение канонической связи с Константинополем. В июле 1654 года митрополит Сильвестр даже отправил послов в Смоленск, где тогда находился царь Алексей Михайлович. В своей челобитной он просил о сохранении зависимости Киевской митрополии от Царьграда — «первой вольности, яже есть всех вольностей и прав коренем»4.

Митрополит Сильвестр скончался 13 мая 1657 года. Гетман Богдан Хмельницкий поручил местоблюстительство Киевского престола Черниговскому епископу Лазарю Барановичу — единственному архиерею Левобережной Украины. Гетман также разослал грамоты православным архиереям в пределах Польского королевства (епископам Луцкому, Львовскому и Перемышльскому) с приглашением прибыть в Киев для избрания нового митрополита. Однако 27 июля скончался и сам Богдан.

Выборы нового митрополита были проведены в Киеве уже при следующем гетмане — Иване Выговском. 6 декабря 1657 года (в день памяти святителя Николая) на Киевский престол был избран епископ Луцкий Дионисий Балабан. Его интронизация состоялась 28 февраля 1658 года. Характерно, что как выборы, так и настолование нового митрополита проходили без участия московских церковных властей.

Дионисий Балабан митрополит Киевский и Галицкий и всея РусиВладыка Дионисий получил подтверждение своих полномочий от Константинопольского Патриарха5. Позже и польский король признал Дионисия законным Киевским митрополитом.

Период украинской истории, начавшийся после смерти гетмана Богдана Хмельницкого, в украинской историографии получил устойчивое название «Руина». Действительно, вплоть до начала 1680-х годов история Украины, особенно на правом берегу Днепра, пестрит фактами военных столкновений и массового уничтожения мирного населения. В церковной жизни это также было время «разброда и шатаний».

Когда Иван Выговский отложился от Москвы и стал вести переговоры с Польшей, митрополит Дионисий также принял участие в заключении Гадячского договора 8 сентября 1658 года. Вместе с Выговским митрополит уехал в Чигирин и уже больше в Киев не возвращался. С этого времени Дионисий являлся фактически митрополитом Правобережной Украины, не имея возможности управлять епархиями на левом берегу Днепра.

27 октября 1659 года гетманом Левобережья стал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Он подписал с Москвой новый договор. Предложенные ему князем А. Н. Трубецким к подписанию статьи существенно отличались от мартовских статей 1654 года. Именно в этом новом договоре 1659 года и появился впервые следующий пункт: «А митрополиту Киевскому, так и иным духовным Малыя России, быть под благословением святейшего патриарха Московского» (статья 8)6. Характерно, что именно текст статей 1659 года вошел впоследствии в «Полное собрание законов Российской империи» и воспринимался как оригинальный документ 1654 года. На самом деле, как сказано, это была переработка мартовских статей Богдана Хмельницкого7. Впрочем на деле пункт о подчинении Киевского митрополита Московскому Патриарху в 1659 году не был воплощен в жизнь.

Тем не менее уже в октябре 1659 года князь А. Н. Трубецкой назначил местоблюстителем киевского митрополичьего престола епископа Лазаря Барановича. Последний принял это назначение. Таким образом, Киевская митрополия фактически разделилась на две части. На территории Польского государства продолжал свою архипастырскую деятельность митрополит Дионисий Балабан, а в землях подконтрольных Московской державе высшая церковная власть была в руках епископа Лазаря. С этого времени Москва стремится усилить свое влияние, в том числе и церковное в  украинских землях.

В 1661 году в Москве местоблюститель Патриаршего престола Питирим рукоположил во епископа Мстиславского Мефодия Филимоновича, который тогда же был назначен местоблюстителем Киевской митрополии. Это деяние имело скандальные последствия. В 1662 году Патриарх Никон проклял за это митрополита Питирима, а Константинопольский Патриарх провозгласил анафему Мефодию8. В результате большинство украинского духовенства отказалось повиноваться новоявленному местоблюстителю. Так что первая попытка прямого поставления в Москве кандидата на Киевский престол потерпела неудачу.

В 1667 году на Поместном Соборе в Москве было принято решение о повышении Черниговской епархии в архиепископию. С этого времени Лазарь Баранович стал архиепископом. Однако, поскольку это решение было принято без согласования с Константинополем, Цареградский Патриарх не признал его законности9.

Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митр. Киевский и Галицкий.

В 1668 году гетманом обоих берегов Днепра стал Петро Дорошенко. Ему удалось на короткое время объединить под своей властью почти все украинские земли. На Киевский митрополичий престол взошел Иосиф Нелюбович-Тукальский, избранный в митрополиты еще в 1663 году на Соборе в Умани и утвержденный в этом звании польским королем. Митрополит Иосиф выступал за сохранение канонической связи с Константинополем. Поэтому, прибыв в Киев, он повелел прекратить поминание в церквах царя Алексея Михайловича и поминать лишь гетмана Петра. С епископа Мефодия Филимоновича Иосиф снял мантию и панагию и сослал его в заточение в Уманский монастырь10. Во время правления митрополита Иосифа попытки перевода Киевской митрополии под юрисдикцию Москвы не имели успеха.

Митрополит Иосиф скончался 26 июля 1675 года. С этого времени местоблюстителем вновь становится Лазарь Баранович. Митрополичий престол оставался вакантным до 1685 года.

Новый шаг на пути присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату был сделан в 1683 году. 18 ноября скончался архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. Гетман Иван Самойлович написал об этом особое письмо Московскому Патриарху Иоакиму, прося благословения на избрание нового настоятеля Лавры. В ответном письме Патриарх  благодарил гетмана за то, что тот обратился именно к нему, и преподал свое благословение на проведение выборов11.

Но такое поведение гетмана не нашло поддержки в среде киевского духовенства. Новый архимандрит был избран вольными голосами без предварительных консультаций с Самойловичем. Им стал Варлаам Ясинский. Не испрашивая подтверждения своих прав в Москве, он обратился за посвящением к Лазарю Барановичу, который и возвел его в архимандриты. Впрочем угроза захвата лаврских владений, исходившая от львовского епископа Иосифа Шумлянского, заставила все же Варлаама просить подтверждения своих полномочий у Патриарха Иоакима. В результате Патриарх направил Варлааму утвердительную грамоту, в которой, однако, более говорилось об обязанностях Печерского архимандрита, нежели о его древних привилегиях12. С канонической точки зрения это деяние Патриарха Иоакима означало изъятие Лавры из юрисдикции Константинопольского Патриарха. При этом следует иметь в виду, что это был ставропигиальный монастырь, напрямую подчинявшийся Предстоятелю Константинопольской Церкви13.

Активизация львовского епископа Иосифа Шумлянского, который стал именовать себя администратором Киевской митрополии, побудила как гетмана, так и московское правительство также активизировать свои действия по замещению вакантного митрополичьего престола. Дело усугублялось еще и тем, что находившийся в польских пределах епископ Иосиф был не только солидарен с польским королем в его антимосковских планах, но и выказывал готовность принять унию. Поэтому неудивительно, что в своем письме к гетману Самойловичу от 31 октября 1684 года Патриарх Иоаким мотивировал необходимость скорейшего замещения вакантной Киевской кафедры тем, что «в Польской державе униаты, духовного их чина люди, называются Киевскими митрополитами и архимандритами Печерскими, дабы чем ту Киевскую митрополию им усвоити»14.

Метки: автокефалия

Pages: 1 2 3 4