Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Положение пояса Божией Матери

Перенесение честного пояса Матери Божией из Зилы в Царьград в 942 году.

Празднование Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви, отмечаемый 2/15 июля.

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам.

Молитвы:

Акафист Положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы

Молитва Положению честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню — Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви

Положеніе честныя ризы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы во Влахерн. (О благоговніи ко святын). Прот. Григорій Дьяченко

Положеніе честнаго пояса Пресвятыя Богородицы (О томъ, какія молитвы не угодны Божіей Матери?) Прот. Григорій Дьяченко

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: \"идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана\".

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины \"проходили пред градом, простирая свои мечи\". Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Опасность возрастала с каждым часом. \"Город едва не был поднят на копье\", — говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего — святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре — ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора \"любви и мира\". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской \"Хроники Феофана\" говорит, что \"посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено\". Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ-ХI вв. киевские князья, \"кагана\") Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку \"такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера — святая\". \"Убедившись, — писал далее Аскольд, — что это — истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все — друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь\".

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции — списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. \"Руссы, которые подняли руку против Римской державы, — писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, — в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших\". (Византийцы считали \"подданными\" всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) \"И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью\".

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

Метки: Богородица

Pages: 1 2

Православный календарь 15 июля (2 июля ст.ст.)

В этот день:

Проповедь в воскресенье 7-й седмицы по пятидесятнице

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Ахтырская икона Божией Матери.Святитель Ювеналий АляскинскийПоложение пояса Божией Матери

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V)
Свтятителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458)
Св. Монегунды Шартрской (530; Галл.).
Святителя Фотия, митр. Киевского (1431)
Благоверного короля Стефана Великого, Молдавского (1504) (Рум.)
Святителя Иувеналия, первомч. Американского и Аляскинского. (1796)
Собор святых в земле Тверской просиявших.
Обретение мощей новосщмч. священника Сергия Флоринского Ракверского в Эстонии (1918)
Пожайской иконы Божией Матери
Феодотьевской иконы Божий Матери
Ахтырской иконы Божией Матери.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Тропарь святителя Арсения, епископа Тверского, глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, святителю,/ и многим терпением во временнеи жизни подвиг совершил еси./ Темже источаеши чудес благодать/ иже с верою приходящим к честней раце мощей твоих, Арсение преблаженне./ Мы же вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Арсения, епископа Тверского, глас 8

Яко богоявленная российская звезда,/ днесь, сияя чудесы,/ явился еси, святителю Арсение./ Тем непрестанно молися Христу Богу о стаде твоем/ и сохраняй отечество твое, град же и люди,/ иже верою почитающих честное пренесение твое/ и к честным мощем твоим припадающих со страхом и любовию целующих я./ Да вси велегласно зовем ти:/ радуйся, Богомудре святителю Арсение, отче наш.

Тропарь святителя Арсения, епископа Тверского, глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, святителю,/ и многим терпением во временнеи жизни подвиг совершил еси./ Темже источаеши чудес благодать/ иже с верою приходящим к честней раце мощей твоих, Арсение преблаженне./ Мы же вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Арсения, епископа Тверского, глас 8

Яко богоявленная российская звезда,/ днесь, сияя чудесы,/ явился еси, святителю Арсение./ Тем непрестанно молися Христу Богу о стаде твоем/ и сохраняй отечество твое, град же и люди,/ иже верою почитающих честное пренесение твое/ и к честным мощем твоим припадающих со страхом и любовию целующих я./ Да вси велегласно зовем ти:/ радуйся, Богомудре святителю Арсение, отче наш.

Тропарь святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского глас 4

Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/ святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/ с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/ пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/ в Церкви Его с Ним сочетавшаяся,/ святителю отче Иувеналие,/ предстоя ныне во Царствии Отца светов,/ о почитающих тя любовию молися,/ да мир и милость Спасова будет с нами.

Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского глас 4

Словес евангельских послушателю/ и Божественных учений рачителю,/ премудрый наказателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в молитвах к Богу простираяйся,/ заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,/ апостолом сопричастниче,/ вере Христовой утвердителю,/ пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли Христа Бога/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского глас 8

Троице сосуд явися честный твоим житием,/ святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,/ Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.

Собор Тверских святых. Тропарь, глас 4

Иже в земли Тверской прославльшиися,/ святителие, мученицы,/ преподобнии, праведнии/ и вси святии,/ верою, подвиги благочестия,/ любовию, кротостию, словом и житием/ Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиися,/ молите Христа Бога нашего/ даровати мир стране нашей/ и душам нашим в мире спастися.

Собор Тверских святых. Кондак, глас 4

На земли благочестно пожившии,/ святии, в земли Тверской просиявшии,/ и ныне на Небесех со Ангелы радуетеся/ и Троицу Святую — Отца, и Сына, и Святаго Духа во Едином Божестве прославляете./ Мы же, земнороднии, молитвенно ублажающе вас/ и святую память совершающе, молим:/ принесите наша молитвы к Небесному Престолу Господа Вседержителя,/ да Вашим ходатайством/ дарует мир и спасение душам нашим.

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику — / чудотворному Пречистыя Девы образу:/ сей бо нам свыше даровася,/ душам и телесем во спасение,/ емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ покрый и соблюди нас от всякаго зла/ Твоим к Богу матерним предстательством.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 14 июля (1 июля ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Иоанн РыльскийСвятитель Леонтий Радовецкий, епископ

Мученика Потита (II)
Святителей Иулия и Аарона, первомчч. Уэльсских (304; Кельт. и Брит.)
Святителя Галла, еп. Клермонтского (551; Галл.).
Святого Епархия отшельника Гальского (581).
Святого Сервана, апостола Зап. Файфа, в Восточной Шотландии (VI)(Кельт. и Брит.).
Преподобного Петра патрикия, Константинопольского (854)
Преподобного Иоанна Рыльского (946; Болг.)
Прп. Василия, основателя монастыря «Глубокого потока» (X; Греч.).
Святителя Леонтия Радаутского, Румынского (XIV — XV; Рум.)
Праведной Ангелины, деспотиссы Сербской (XVI)
Преподобного Никодима Святогорца (1809)
Священномученика Аркадия пресвитера (1918).
Сщмч. Алексия диакона (1942).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь бессребреников Космы и Дамиана Асийских глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак бессребреников бессребрениковбессребреников глас 2

Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах, врачеве,/ чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Тропарь праведной Ангелины, деспотиссы Сербской глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелины, деспотиссы Сербской глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Pages: 1 2 3

Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату

В 1686 году Вселенский Патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви издали Томос о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского Патриарха. Обстоятельства издания этого документа и по сей день вызывают споры как среди ученых, так и среди церковных и политических деятелей. Как же все было на самом деле?


8 января 1654 года1 в Переяславле гетман Богдан Хмельницкий и казацкая старшина присягнули на верность московскому царю, положив тем самым начало процессу вхождения Украины в состав Московского государства. Столь существенная перемена в политической жизни Украины не могла не отразиться и на положении православной Киевской митрополии.

Киевские митрополиты в 1654—1685 гг

Митрополит Сильвестр

Напомним, что к моменту заключения Переяславского договора Московская Церковь уже более двух столетий существовала как автокефальная. С 1589 года она получила статус Патриархата и, таким образом, по чести приблизилась к древним Восточным Православным Церквам. Киевская же митрополия продолжала оставаться автономной в составе Константинопольского Патриархата. При этом после падения Византийской империи (1453) степень церковной зависимости Киева от Константинополя становится все менее значительной. Это дает основания украинским историкам утверждать, что «Украинская Церковь лишь номинально зависела от Церкви Цареградской, но фактически она была независимой»2.

Договор 1654 года не предполагал изменений канонического статуса Киевской митрополии. В статьях, составленных в марте 1654 года, которые оформили новые взаимоотношения между Московским царством и Украиной, лишь одно положение касалось Православной Церкви. Статьи подтверждали и гарантировали сохранение в будущем имущественных прав украинского духовенства3.

Следует помнить, что в 1654 году в состав Московского государства вошла далеко не вся территория современной Украины. Большинство епархий Киевской митрополии остались тогда на территории Польского королевства. К моменту созыва Переяславской Рады в состав митрополии, кроме самой Киевской епархии, входили также епархии Луцкая, Львовская, Могилевская, Перемышльская, Полоцкая и Черниговская. Лишь Киевская и Черниговская кафедры оказались на территории, контролируемой Москвой. Остальные епархиальные центры остались в Польше, находившейся в состоянии войны с Московской державой.

С 1647 по 1657 годы киевский митрополичий престол занимал Сильвестр Косов. Несмотря на заключение союза с Москвой, он отказывался признавать над собой власть Московского Патриарха, выступая за сохранение канонической связи с Константинополем. В июле 1654 года митрополит Сильвестр даже отправил послов в Смоленск, где тогда находился царь Алексей Михайлович. В своей челобитной он просил о сохранении зависимости Киевской митрополии от Царьграда — «первой вольности, яже есть всех вольностей и прав коренем»4.

Митрополит Сильвестр скончался 13 мая 1657 года. Гетман Богдан Хмельницкий поручил местоблюстительство Киевского престола Черниговскому епископу Лазарю Барановичу — единственному архиерею Левобережной Украины. Гетман также разослал грамоты православным архиереям в пределах Польского королевства (епископам Луцкому, Львовскому и Перемышльскому) с приглашением прибыть в Киев для избрания нового митрополита. Однако 27 июля скончался и сам Богдан.

Выборы нового митрополита были проведены в Киеве уже при следующем гетмане — Иване Выговском. 6 декабря 1657 года (в день памяти святителя Николая) на Киевский престол был избран епископ Луцкий Дионисий Балабан. Его интронизация состоялась 28 февраля 1658 года. Характерно, что как выборы, так и настолование нового митрополита проходили без участия московских церковных властей.

Дионисий Балабан митрополит Киевский и Галицкий и всея РусиВладыка Дионисий получил подтверждение своих полномочий от Константинопольского Патриарха5. Позже и польский король признал Дионисия законным Киевским митрополитом.

Период украинской истории, начавшийся после смерти гетмана Богдана Хмельницкого, в украинской историографии получил устойчивое название «Руина». Действительно, вплоть до начала 1680-х годов история Украины, особенно на правом берегу Днепра, пестрит фактами военных столкновений и массового уничтожения мирного населения. В церковной жизни это также было время «разброда и шатаний».

Когда Иван Выговский отложился от Москвы и стал вести переговоры с Польшей, митрополит Дионисий также принял участие в заключении Гадячского договора 8 сентября 1658 года. Вместе с Выговским митрополит уехал в Чигирин и уже больше в Киев не возвращался. С этого времени Дионисий являлся фактически митрополитом Правобережной Украины, не имея возможности управлять епархиями на левом берегу Днепра.

27 октября 1659 года гетманом Левобережья стал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Он подписал с Москвой новый договор. Предложенные ему князем А. Н. Трубецким к подписанию статьи существенно отличались от мартовских статей 1654 года. Именно в этом новом договоре 1659 года и появился впервые следующий пункт: «А митрополиту Киевскому, так и иным духовным Малыя России, быть под благословением святейшего патриарха Московского» (статья 8)6. Характерно, что именно текст статей 1659 года вошел впоследствии в «Полное собрание законов Российской империи» и воспринимался как оригинальный документ 1654 года. На самом деле, как сказано, это была переработка мартовских статей Богдана Хмельницкого7. Впрочем на деле пункт о подчинении Киевского митрополита Московскому Патриарху в 1659 году не был воплощен в жизнь.

Тем не менее уже в октябре 1659 года князь А. Н. Трубецкой назначил местоблюстителем киевского митрополичьего престола епископа Лазаря Барановича. Последний принял это назначение. Таким образом, Киевская митрополия фактически разделилась на две части. На территории Польского государства продолжал свою архипастырскую деятельность митрополит Дионисий Балабан, а в землях подконтрольных Московской державе высшая церковная власть была в руках епископа Лазаря. С этого времени Москва стремится усилить свое влияние, в том числе и церковное в  украинских землях.

В 1661 году в Москве местоблюститель Патриаршего престола Питирим рукоположил во епископа Мстиславского Мефодия Филимоновича, который тогда же был назначен местоблюстителем Киевской митрополии. Это деяние имело скандальные последствия. В 1662 году Патриарх Никон проклял за это митрополита Питирима, а Константинопольский Патриарх провозгласил анафему Мефодию8. В результате большинство украинского духовенства отказалось повиноваться новоявленному местоблюстителю. Так что первая попытка прямого поставления в Москве кандидата на Киевский престол потерпела неудачу.

В 1667 году на Поместном Соборе в Москве было принято решение о повышении Черниговской епархии в архиепископию. С этого времени Лазарь Баранович стал архиепископом. Однако, поскольку это решение было принято без согласования с Константинополем, Цареградский Патриарх не признал его законности9.

Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митр. Киевский и Галицкий.

В 1668 году гетманом обоих берегов Днепра стал Петро Дорошенко. Ему удалось на короткое время объединить под своей властью почти все украинские земли. На Киевский митрополичий престол взошел Иосиф Нелюбович-Тукальский, избранный в митрополиты еще в 1663 году на Соборе в Умани и утвержденный в этом звании польским королем. Митрополит Иосиф выступал за сохранение канонической связи с Константинополем. Поэтому, прибыв в Киев, он повелел прекратить поминание в церквах царя Алексея Михайловича и поминать лишь гетмана Петра. С епископа Мефодия Филимоновича Иосиф снял мантию и панагию и сослал его в заточение в Уманский монастырь10. Во время правления митрополита Иосифа попытки перевода Киевской митрополии под юрисдикцию Москвы не имели успеха.

Митрополит Иосиф скончался 26 июля 1675 года. С этого времени местоблюстителем вновь становится Лазарь Баранович. Митрополичий престол оставался вакантным до 1685 года.

Новый шаг на пути присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату был сделан в 1683 году. 18 ноября скончался архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. Гетман Иван Самойлович написал об этом особое письмо Московскому Патриарху Иоакиму, прося благословения на избрание нового настоятеля Лавры. В ответном письме Патриарх  благодарил гетмана за то, что тот обратился именно к нему, и преподал свое благословение на проведение выборов11.

Но такое поведение гетмана не нашло поддержки в среде киевского духовенства. Новый архимандрит был избран вольными голосами без предварительных консультаций с Самойловичем. Им стал Варлаам Ясинский. Не испрашивая подтверждения своих прав в Москве, он обратился за посвящением к Лазарю Барановичу, который и возвел его в архимандриты. Впрочем угроза захвата лаврских владений, исходившая от львовского епископа Иосифа Шумлянского, заставила все же Варлаама просить подтверждения своих полномочий у Патриарха Иоакима. В результате Патриарх направил Варлааму утвердительную грамоту, в которой, однако, более говорилось об обязанностях Печерского архимандрита, нежели о его древних привилегиях12. С канонической точки зрения это деяние Патриарха Иоакима означало изъятие Лавры из юрисдикции Константинопольского Патриарха. При этом следует иметь в виду, что это был ставропигиальный монастырь, напрямую подчинявшийся Предстоятелю Константинопольской Церкви13.

Активизация львовского епископа Иосифа Шумлянского, который стал именовать себя администратором Киевской митрополии, побудила как гетмана, так и московское правительство также активизировать свои действия по замещению вакантного митрополичьего престола. Дело усугублялось еще и тем, что находившийся в польских пределах епископ Иосиф был не только солидарен с польским королем в его антимосковских планах, но и выказывал готовность принять унию. Поэтому неудивительно, что в своем письме к гетману Самойловичу от 31 октября 1684 года Патриарх Иоаким мотивировал необходимость скорейшего замещения вакантной Киевской кафедры тем, что «в Польской державе униаты, духовного их чина люди, называются Киевскими митрополитами и архимандритами Печерскими, дабы чем ту Киевскую митрополию им усвоити»14.

Метки: автокефалия

Pages: 1 2 3 4

Православный календарь 13 июля (30 июня ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Собор 12 апостоловСвятая царица ДинарБалыкинская икона Божией Матери

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, Иакова Зеведеева, Иоанн Заведеева, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля( Фаддея),Симона Зилота и Матфия.
Мученика Василида, воина Александрийского (202)
Святого Мартиала еп. Ломогесского (III).
Святой Динар Эретской, царицы (X) (Груз.)
Св. блгв. кн. Андрея Боголюбского. (1175)
Преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290).
Великомученика Стефана Уроша III, Сербского (1338).
Святителя Геласия Римецкого. (XV-XVI; Рум.)
Святителя Софрония, еп. Иркутского (1771)
Новомч. Михаила Афинского (1770) (Греч.).
Св. Стефана Омского (1876)
Священномученика Тимофея Петропавловского, иерея (1918).
Прмч. Феогена (1939)
Святого Александра Шморелля (1943, РПЗЦ)
Мученика Иоанна (1944).
Балыкинской иконы Божий Матери(1711)
Горбаневской иконы Божией Матери.

Соборъ святыхъ апостоловъ. ( Краткія свднія о святыхъ апостолахъ и уроки изъ ихъ жизни—подражаніе св. апостоламъ въ послдованіи за Христомъ). Прот. Григорій Дьяченко

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Евангелие от Марка

Поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов глас 2

Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/ просяща грехов оставления.

Тропарь преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) глас 8

Отечества своего, блаженне Петре, удалився,/ и богомерзкую веру отнюд возненавидев,/ от тьмы во свет пришел еси/ и вселился еси во славный и многонародный град Ростов,/ в немже житие честно пожив,/ церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию,/ и сию чудными иконами, яко невесту, украсив,/ святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси,/ темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) глас 4

Явися велие солнце Христовой Церкви,/ просвещая учения светлостьми, всечестне,/ яко черпалом златым,/ от кладязя неископаннаго чудес почерпл еси,/ от источника неистощимаго,/ на память успения твоего пришедшим, всеблаженне Петре,/ ныне всем подававши грехов прощение, славо преподобным.

Тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Кондак святителя Софрония, архиепископа Иркутского глас 4

Соименнаго мудрости иерарха,/ изрядное Церкве Иркутския украшение,/ отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии,/ той бо есть хранитель града и страны сея/ и молитвенник о душах наших.

Pages: 1 2 3

Поздравляем с праздником первоверховных апостолов петра и павла

12 июля — День Петра и Павла

Дорогие гости сайта, Алчевская духовная лечебница и портал «Алчевск Православный» поздравляем вас с этим радостным праздником! Пусть святые апостолы не оставляют нас своими святыми молитвами! Пусть в сердцах наших всегда будет пример этих верных учеников Христовых, столпов Церкви Христовой!

Также поздравляем с именинами всех, чьими покровителями являются святые апостолы!

Святые апостолы Петр и Павел   Размер иконы: 33,5*41,5см

12 июля в православном календаре является особой датой. Это День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Называют его и просто — Петров день.

Вселенская Церковь память Петра и Павла чтит так же, как  вместе отмечает память Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова. Тем самым свидетельствует, что они равно угодили Богу, хотя если мы вглядимся в жизнь этих апостолов, то увидим, сколь они различны.

Апостолы Петр и Павел, евангелист Иоанн, св. Зенон. Алтарь церкви Сан Дзено в Вероне

Праздник имеет очень давнюю историю. В этот день принято вспоминать житие, мученичества и страдания апостолов. Дата же указывает на день, когда их святые мощи были перенесены в Риме. Произошло это событие ещё в 258 году.

Молитва в праздник апостолов Петра и Павла

В образах апостолов объединились смирение и кротость с величием веры в Христа. Их разные человеческие судьбы, разные характеры и даже разные пути, которыми они шли к вере слились в одном — в безграничной любви к Иисусу, сподвигшей их на великий духовный подвиг и мученическую смерть за Христа.

О первоверховных апостолах Петре и Павле и их славнейшем мученическом подвиге. Святитель Иоанн Златоуст

Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов…Петр есть предводитель апостолов, Павел – учитель вселенной и причастник горних сил. Петр – узда беззаконных иудеев, Павел – призыватель язычников. Усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла – из скинотворцев. Петр – начало Православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел – великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви.

Археологи обнаружили самые древние из известных ныне изображений апостолов

Метки: Апостол

Православный календарь 12 июля (29 июня ст.ст.)

Окончание Петровского поста.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостолы Петр и ПавелПреподобный Никандр ПсковскийКасперовская чудотворная икона Божией Матери

Первоверховного апостола Петра (67)
Первоверховного апостола Павла (67)
Обрет. мощей прп. Никандра Псковского. (1581)
«Касперовской» иконы Божией Матери (1853—1855).
«Пряжевской» иконы Божией Матери (XVIII)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Молитвы:

Св.апп. Петра и ПавлаТропарь, глас 4.

Апостолов первопрестольницы,/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Св.апп. Петра и ПавлаКондак, глас 2.

Твердый и Боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,/ Едине, сведый сердечная.

Второе послание к коринфянам

Чтобы я [Павел] не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».

Евангелие от Матфея

За кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Pages: 1 2 3

Икона Божия Матерь Троеручица"

Икона Божия Матерь Троеручица"

Икона Божия Матерь Троеручица".
Монастырь Хиландар, Афон (Святая гора Афон)

Дни празднования: 11 июля (28 июня) и 25 (12) июля

Православный календарь 11 июля (28 июня ст.ст.)

Православный календарь 11 июля (28 июня ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Икона " Святые Сергий и Герман"Икона "Богоматерь Троеручица»
Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (311)
Преподобного Ксенофонта, игум. Робейского (1262)
Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353)
Святителя Австолла Корнуэльского (VI) (Кельт. и Брит.).
Преподобного Павла врача Коринфского (VII)
Блж. Сергия Магистрата, основателя монастыря «Никитиата» (866; Греч.).
Сщмч. Василия диакона (1918).
Прмц. Севастианы (1938).
Сщмч. Григория диакона (1940).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских, глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Тропарь бессребреников мучеников Кира и Иоанна, глас 5

Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь Святую укрепи,// яко Един Благ и Человеколюбец.

Кондак бессребреников мучеников Кира и Иоанна, глас 3

От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии,/ чудодействуете непрестанно,/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,/ Кире богомудре со Иоанном славным:// вы бо Божественнии врачеве есте

Ин тропарь бессребренников мучеников Кира и Иоанна, глас 5

Троичная благодать всельшися в честная сердца ваша,/ преблаженнии Кире и Иоанне,/ на духи нечистью страшни прогонителие явистеся./ И не точию явленным, но и тайным/ недугом врачеве бысте,/ темже, дерзновение имуще к Человеколюбцу Богу,/ непрестанною молитвою душевныя наша страсти исцелите.

Ин кондак мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна, глас 6

Великое врачевство вселенней,/ супряжение Христово возлюбленное,/ светильники сияющия, зарю исцелений,/ воспоем, вернии, велегласно,/ внутрь церкве им вопиюще:/ Кире и Иоанне,/ податели чудесем, врачеве недужным,/ освящаете вся страны.

Тропарь преподобного Ксенофонта Робейского, глас 4

Пустыни явился еси доброе прозябение, / отче преподобне, / от юности бо чистое житие изволил еси, / духовному учителю последуя, / и, того учением ум твой к Небесным вперив, / в пустыню вселился еси, / и в ней обитель создал еси, / и стаду твоему премудр наставник показался еси, / великому же Новуграду похвала и утверждение, / темже и Христос, яко пресветла светильника, / чудесы обогати и прослави тя. / Ксенофонте, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручица, глас 4

Днесь светло красуется царствующий град Москва,/ имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,/ Заступнице наша Дево Богородице,/ честный образ Твой,/ имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши,/ во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:/ двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,/ третиею от напастей и бед/ верно к Тебе прибегающих избавляеши,/ и от потопления изымаеши,/ и всем полезная даруеши,/ и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа,/ и всех всегда милуеши,/ честною ризою Своею покрываеши жительство сие/ и вся грады и страны наша, да зовем Ти:/ радуйся, Обрадованная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица', глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручица, глас 4

Яко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прииде/ всечестная икона Твоя Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,/ яко Божественный дар свыше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не остави милость Твою от нас,/ но пребуди с нами во веки.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица', глас 8

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица', глас 3

Дева днесь благоволение к нам являет,/ Гора же Афон благодарение Ей приносит,/ Ангели и иноцы славословят,/ Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ нас бо ради прииде// и вселися во святую обитель Хиландарскую.

Pages: 1 2 3

Память о победе над шведами под Полтавой 27.07. 1709

  • 10.07.18, 06:10

Изображение

В виду того, что автор, при составлении очерка, не имел возможности воспользоваться частью ценных материалов, которые еще до сего времени не опубликованы, Советом были внесены в него некоторые изменения и дополнения.
«Была та смутная пора,
Когда Poccия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра».

А. Пушкин. «Полтава»

Изображение
Император Петр Великий

Наступает знаменательный день в истории русского народа. 27-го июня 1909 года исполняется ровно два века с тех пор, как молодая русская армия, созданная «потом трудов» Великого Царя Петра 1-го, Преобразователя нашей родины, одержала славную победу над могущественной шведской армией, удивлявшей весь мир своим искусством в ратном деле.

Памятным должен быть этот день для русской армии и для всего великого русского народа. В этот день ярко засияло солнце славы над молодыми Петровскими полками. Этот знаменательный день был началом новой жизни для Московского царства, занявшего после славной Полтавской победы почетное место среди тех великих народов, которым положено господствовать над многочисленными племенами человеческого рода. Гул Полтавской победы раскатистым эхом пронесся по необъятной шири Русской земли; он пробудил страну от долгого сна. Понял русский народ, что не к погибели, а к славе и благоденствию ведет страну Великий Царь. Полтавская победа рассеяла смутные сомнения в русском народе, и он доверчиво и бодро пошел по тому верному пути, который указан был Венценосным Работником.

С благоговением, празднуя 200-летний юбилей славного Полтавского боя, перенесемся мысленно за два века назад к тем дням, когда, ведомая твердою рукою Преобразователя, образовывалась молодая Россия.

Величественную и грозную картину представляет могучая многоводная река, когда после долгого зимнего сна, под яркими теплыми лучами вешнего солнца, рвет она ледяные оковы и, заливая берега, бурно стремится в далекое море, сокрушая на пути все преграды... Так и молодая Русь после долгого унылого сна, навеянного междоусобными раздорами и жестокой татарской неволей, под орлиным взором Царя Петра пробудилась, встрепенулась. Развернулся во всю ширь богатырский русский народ и, сокрушая могучими ударами врагов, неудержимой лавиной покатился вперед, расширяя обширные пределы своего царства, пробиваясь к морским берегам! И расступились враги, и дали дорогу русскому богатырю!

Вспомним же в наши дни лихолетья, в дни тяжких невзгод, охвативших нашу родину, когда, наряду с печальным исходом войны на далекой восточной окраине, внутренние смуты подрывают благосостояние русского народа. Вспомним о славных подвигах наших доблестных предков, соратников Великого Царя, и в их самоотверженной работе на благо России, в их бескорыстном служении почерпнем новые силы, подкрепляющие нас, ободряющие на благотворный труд во славу великого Русского государства.

Пусть воскресшая в памяти русского народа славная Полтавская победа наполнит восторженной гордостью русские сердца, рассеет сомнения и вновь напомнит о тех высоких исторических задачах, которые по воле Всемогущего Творца должен еще выполнить многомиллионный, могучий русский народ!..

Великое дело задумал Царь Петр, принявши в свои руки власть над обширным Московским царством. Огромное было это царство: широко раскинулась Русь во все стороны, но далеко отстояла она от тех стран, где под влиянием просвещения, подымалось народное благосостояние, где процветали торговля и промышленность, развивались науки и искусство. Неудобны были границы Московского царства. На востоке терялись наши пределы, в дикой тайге необъятной Сибири. Унылые тундры и студеный Ледовитый океан бесконечной лентой окаймляли Русь на севере. Мертво и пустынно было на этой окраине, не могла здесь развиться кипучая жизнь. Нельзя было через суровый Ледовитый океан завязать сношения с просвещенными государствами Западной Европы. На юге мы соприкасались с вялой, малопросвещенной страной Персов и грозной, воинственной империей Падишаха. Северные побережья Черного и Азовского морей были в крепких руках Турецкого султана. На западе, между Московским царством и просвещенными европейскими странами, широким клином врезалось Польское королевство. Неохотно пропускали нас на запад поляки; с завистью смотрели они на усиливавшуюся Русь, предвидя в ней опасного врага в будущем. Не было у нас выхода и к Балтийскому морю. Широкая прибрежная полоса вдоль восточных берегов Балтийского моря и его заливов находилась во власти могучих Шведских королей. Балтийское море было шведским озером. А ведь было время, когда обширные области по южному и юго-восточному берегам Финского залива принадлежали русскому народу. Еще в седые, стародавние времена предприимчивые новгородцы спускались по Волхову в бурное Ладожское озеро, плыли по многоводной Неве в открытое море и развозили свои товары в далекие заморские страны. Южное побережье Финского залива, входя в состав Вотской пятины, принадлежало Господину Великому Новгороду и, вместе с ним, при Иоанне III, отошло к Москве. Русскими людьми построены были в этом краю города: Ямь, Копорье, Орешек, Иван-город. При Иоанне Грозном прибрежная полоса с названными городами отпала от Московского царства. Сын Грозного Феодор Иоаннович вновь овладел этими городами, но вскоре наступило смутное время на Руси; воспользовались им наши соседи шведы и опять оттеснили нас от моря. По Столбовскому договору, заключенному нами со Швецией в 1617 году, прибрежная полоса Финского залива – области Ижорская земля и Карелия отошли под власть шведского короля. Велика, как безбрежный океан, была Московская держава, врученная молодому Царю Петру Алексеевичу, но тесно было в этих широких пределах молодому, могучему орлу. От наблюдательного взора Царя не скрылась та отсталость, которая проявлялась во всех отраслях государственной и общественной жизни в Московском царстве. Под влиянием тяжелых исторических событий, почти двухвековой неволи татарской, продолжительных междоусобиц и внутренних раздоров, pyccкий народ, заключающий в себе столь богатые духовные силы, в деле государственного строительства сильно поотстал от народов, населявших Западную Европу. И эта отсталость, конечно, не скрылась от пытливого молодого Царя. Еще в годы детства проведал царевич Петр Алексеевич о богатых, благоустроенных государствах Западной Европы, где жизнь бьет ключом, где процветают торговля и промышленность, где развиваются, совершенствуются науки и искусство. Вступивши на престол, молодой Царь отправился лично обозреть эти страны и здесь пришел к заключению, что необходимо Русскому государству сблизиться с Западной Европой так, чтобы благоустройство и просвещение широкой волной хлынули в пределы нашей родины и возродили к новой жизни русский народ. Но как завязать сношения с Западом при столь неудобных границах Московского царства? Кинулся Царь на север к Белому морю. Неприветливо встретило его суровое море. Два лета, в 1693 и 1694 годах, плавал Царь по его бурным волнам и пришел к убеждению, что не может это море послужить удобным путем для сношения с Западом: 8 месяцев покрыто оно ледяным покровом, далеко отстоит от центральных областей государства, и нет удобных путей к далекой северной окраине. Бросился тогда Царь на юг и решил пробиться к берегам Черного моря. Ближе всего к землям Московского царства находилась турецкая крепость Азов, лежавшая при впадении Дона в Азовское море. Снарядил Петр ратную силу и предпринял в 1695 и 1696 годах поход к Азову. Поход закончился удачно – овладели русские войска турецкою крепостью. Пробилась Русь к южному морю, но путь через это море приводил нас лишь к сношениям с Турцией, откуда родина наша не могла почерпнуть тех плодов просвещения, о насаждении которых мечтал Царь Петр.

Тогда взор Царя Петра обратился на запад, к берегам Балтийского моря. Задумал Царь отнять у грозной соседки – Швеции восточное побережье этого моря, те земли, которые некогда принадлежали предприимчивым новгородцам. Для осуществления царской думы нужно было вступить в борьбу с наиболее могущественной тогда воинственной державой в Европе. Два века тому назад Швеция, скромно приютившаяся ныне в уголке Европы на Скандинавском полуострове, была грозою соседних стран.

Шведская армия была образцовой во всех отношениях. Закаленные суровой северной природой, шведские воины были мужественны и хладнокровны. Со спокойной уверенностью бились они с врагами. В рядах армии царила железная дисциплина. Шведский воин был неприхотлив и вынослив. Частые войны с соседями закалили в боях шведов. Много искусных в ратном деле начальников насчитывалось в рядах армии. Религиозные шведы преданы были своим королям.

Изображение
Формы одежды русских войск при Петре Великом

Польша и немецкие государства средней Европы ни раз видели у себя стройные полки победоносной шведской армии. Задолго перед началом Великой Северной войны шведы почти с неизменным успехом вели войны с соседями и приобрели славу непобедимых бойцов. Вот какого грозного врага мог встретить на пути к Балтийскому побережью Московский Царь. Чтобы вырвать добычу у грозного льва, предстояла продолжительная упорная борьба. Но не из робкого десятка был Царь Петр Алексеевич. Глубоко запало в его душу желание просветить и возвеличить врученный ему Божественным Промыслом русский народ, и решил Царь вступить в великую борьбу с могучим соседом.

Для предстоящей войны со страной, имеющей прекрасную постоянную армию. Нужно было подготовить и Московскому Царю солидную вооруженную силу, нужно было и у нас, на Руси, создать постоянную регулярную армию, по образцу тех, какие существовали уже у просвещенных народов Запада. И перед этой грандиозной задачей не остановился Петр. Царь более чем кто-либо во всем государстве, проникнут был глубоким убеждением, что для возвеличения России, прежде всего, необходима могучая вооруженная сила, поэтому он не останавливался ни перед какими препятствиями при создании у нас сильной постоянной армии и сильного флота.