Православные! С Праздником Крещения Господним

The Baptism of Christ
The Baptism of Christ Крещение Господне (Святое Богоявление)

Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в проруби, сделанной в виде православного креста. 19.01. Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”. О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Крещение Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”. Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Крещение Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” . И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” . Крещение Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом "тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира. Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в 5-ти километрах от впадения реки в Мертвое море. Крещение Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшися сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам, расположившийся неподалеку, греческий монастырь святого Иоанна Предтечи.

Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: “да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество”. Крещение В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, Православная Церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому соверщаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия - Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления. Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.

Акафист Богоявлению (Крещению) Господню Молитва Богоявлению Господню Проповеди:

Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Слово святого Иоанна Златоустого на Богоявление Господне . Слово на Богоявление. Св. Ипполит Римский Проповедь в день Богоявления Господня. Протоиерей Родион Путятин Крещение Господне. Димитрий Ростовский Праздник Крещения Господня. Святитель Иоанн (Максимович)  . Проповедь на Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ,протоиерея Георгия Митрофанова  . Завты Крещенія. Свщмч. Іоаннъ Восторговъ Крещение. Изречения святых отцов Видео: Крещение Господне Крещение Господне Крещение. Лето Господне О празднике Крещения Господня. Беседы с батюшкой Святое Богоявление Крещение Господне Крещение Господне. 19 января

Картины:

Крещение Господне. Русские художники. Изображение Крещение Христа в западном искусстве

О Святой Воде:

Что нужно знать о Святой воде . Вода на Крещение становится целебной. В. В. Жуков, М. В. Курик источник сайт: "ФотоСпас":

Православный календарь 19 января (6 января ст.ст.)

Богоявление.  Крещение Господа Иисуса Христа.

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Лаврентия Черниговского (1950).

Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Сщмч. Романа, турками обезглавленного (Греч. ). Российских новомчч.: пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей (1919). Мч. Иоанна (1942).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Акафист Богоявлению (Крещению) Господню

Молитва Богоявлению Господню

Крещения Господня. Тропарь, глас 1 Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.

Крещения Господня. Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.

Задостойник, глас 2

Величай, душе моя,/ Честнейшую горних воинств// Деву Пречистую Богородицу. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию,/ изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице;/ обаче, благая сущи, веру приими,/ ибо любовь веси Божественную нашу:// Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 18 Января ( 5 Января ст.ст.)

Пост. Пища с растительным маслом

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых: Священномученика Феопемпта, еп. Никомидийского, и  Феоны Преподобная Синклития Пророк Михей (IX в. до Р.Х.). Прп. Симеона Псково-Печерского Преподобная Аполлинария Преподобный Фостирий Преподобный Григорий Критский Преподобный Мина Синайский Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921). Мц. Евгении (1933). Сщмч. Сергия пресвитера (1934). Мч. Матфея (1938). Преп. Татианы. Новомч. монаха Романа Карпениского в Константинополе пострадавшего (1694). Сщмч. Романа Лакедемонца (1695). (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Навечерие Богоявления. Тропарь, глас 4. Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознёсшуся Илий,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:/ Христос явися во Иордане освятити воды.

Навечерие Богоявления. Кондак, глас 2.

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерный,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,/ славы древния обнаженна люте.

Навечерие Богоявления. Кондак предпразднства, глас 4.

Во струях днесь Иорданских быв Господь,/ Иоанну вопиет:/ не убойся крестити Мя:/ спасти бо приидох/ Адама первозданнаго.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 17 января (4 января ст.ст.)

Святки. Пост отменяется

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых

Предпразднство Богоявления.

Собор 70-ти апостолов Преподобный Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах Святой Евстафий, архиеп. Сербский Святителя Симеона, митр. Смоленского (1699). Священномученика Онуфрия Афонского (Греч.). Преподобный Феоктист, игумен Кукумский Преподобномученик Зосима Преподобномученик Евфимий, игумен Ватопедский Свщмчч. Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров (1933). Сщмч. Николая пресвитера (1939). Сщмч. Павла пресвитера (1941). Мчч. Хрисанфа и Евфимии. Прп. Евфимия Нового, монаха. Св. Григория Лангрского (Галл.). Преп. Евагрия (сподвижника Шио Мгвимского), Илии-дьякона и других (VI) (Груз.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Предпразднство Богоявления. Тропарь, глас 4. Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыита себе, якоже в рай прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Предпразднство Богоявления. Кондак, глас 4.

Во струях днесь Иорданских быв Господь,/ Иоанну вопиет:/ не убойся крестити Мя:/ спасти бо приидох/ Адама первозданнаго.

Собор 70-ти апостолов. Тропарь, глас 3.

Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Собор 70-ти апостолов. Кондак, глас 2.

Христовых учеников лик седмьдесят/ Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/ теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,/ и пребывают светильницы Божественный веры.

Собор 70-ти апостолов. Ин кондак, глас 1.

Звезды светлыя, яко двунадесятем способницы, / Христос вас яви, премудрии, / озаряющий мир светом проповеди/ и в веру приведшия множество безчисленно язык, апостоли Божественнии. / Сего ради днесь восхваляем верою вашу память,/ молите спастися душам нашим.

Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского. Тропарь, глас 4.

Избран от Бога, возлюблен от людей, архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / тайн же Божественных проповедатель был еси, / темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавитися от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского. Кондак, глас 6.

Свыше благодать прием от Бога,/ во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней./ Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославлыпаго тя.

Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 8.

Постническое житие облобызав / и многими труды от младых ногтей себе обложив, / на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, / во еже спастися душам нашим.

Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 2.

Велие имел еси воийстинну воздержание, славне,/ и многое показал еси пощение, о Ахило,/ зане едва единою в седмицы,/ и се едину малу просфору снедаше/ и бденным стоянием к Нему выну дручашеся,/ тем тя, яко постника и преподобным сообщника/ чтуще, ублажаем.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 16 января (3 января ст.ст.)

Святки. Пост отменяется В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых Предпразднство Богоявления. Пророк Малахия Мученик Гордия Геновефа Парижская Обрет. мощей новопрпмч. Ефрема из Неа Макри (Греч.). Св. Петра Атроанского (837). Св. Фомаиды Лесбоской (X). Прп. Евфимия (Тагаишвили) человека Божьего Тбилисского (1953) (Груз.). Св. Финдлугана Ислайского (VII) (Кельт. и Брит.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Предпразднство Богоявления. Тропарь, глас 4. Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыита себе, якоже в рай прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Предпразднство Богоявления. Кондак, глас 4.

Во струях днесь Иорданских быв Господь,/ Иоанну вопиет:/ не убойся крестити Мя:/ спасти бо приидох/ Адама первозданнаго.

Тропарь мученика Гордия, глас 4.

Мученик Твой, Господи, Гордий,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

По 3-й песни кондак пророка Малахии, глас 4.

Пророчества дарованием богатея, пророче,/ Христово предвозвестил есй пришествие яве и мирови спасение,/ Егоже сиянием мир просветися.

Пророку Малахии. Ин кондак, глас 8.

Яко Ангел послужил еси, всеблаженне, / и сподобися преди будущая вещати,/ Господне бо вочеловечение всем уяснил еси,/ темже вопием ти:/ радуйся, пророче Божий Малахие, приснопамятне.

Мученику Гордию. Ин. кондак, глас 8.

Твоя поты, преславне, всю землю напоиша,/ и честными кровьмй, Гордие, мир весь возвеселил еси./ Молитвами твоими, Богомудре,/ спасай вся, верою тя воспевающий и ублажающий,/ вопиющия песнь достойную, всехвальне, яко многострадалец.

Мученику Гордию. Ин кондак, глас 4.

Всею любовию днесь Церковь твою память совершает, Гордие, / восхваляющи тайно, / яко по той пострадал еси, / мучеником доброто / и всем верным во Христа похвало.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 15 января (2 января ст.ст.)

Святки. Пост отменяется

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых

Святитель Сильвестр, папа Римский

Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская Преставление  второе обретение мощей  прп. Серафима, Саровского Преподобного Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Святой  Феоген, еп. Парийский Свт. Герасима, патриарха Александрийского. Прп. Феопемта. Св. Феодоры, матери бессребр. Космы и Дамиана. Прп. Марка, глухонемого. Мч. Сергия в Кесарии Каппадокийской. Мч. Феоктиста. Свт. Космы, архиеп. Константинопольского. Прп. Амуна Тавенниского. Новомч. Зарсиса (Греч. ).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Предпразднство Богоявления. Тропарь, глас 4. Готовися, Завулоне,/ и красуйся, Неффалиме,/ Иордане реко, стани,/ подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку./ Веселися, Адаме с праматерию,/ не крыита себе, якоже в рай прежде,/ ибо, наги видев вы, явися,/ да облечет в первую одежду:/ Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Предпразднство Богоявления. Кондак, глас 4.

Во струях днесь Иорданских быв Господь,/ Иоанну вопиет:/ не убойся крестити Мя:/ спасти бо приидох/ Адама первозданнаго.

Святителя Сильвестра, тропарь , глас 4.

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ яже вещей Истина./ Сего ради стяжал есй смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Сильвестре,/ моли Христа Бога/ спастйся душам нашим.

Святителя Сильвестра, кондак, глас 4.

Во священницех священник явился еси Царя и Бога, Богоносе,/ постником собеседник быв,/ отонудуже срадуешися ныне ликом Ангельским, отче, веселяся в Небесных,/ Сильвестре, славне пастырю,/ спасай любовию совершающий память твою.

Святителя Сильвестра, ин. кондак, глас 4.

Яко звезду тя вселенней, святе,/ яви Иже славы Господь,/ добродетели предложив паче денницы, блаженне./ Свет бо еси нам,/ отче Сильвестре.

Прп. Серафима Саровского. Тропарь, глас 4.

От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Прп. Серафима Саровского. Кондак, глас 2.

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси:/ и тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению:/ сего ради и Христос тебе отче Серафиме, прослави,/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:/ радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Прав. Иулиании Лазаревской. Тропарь, глас 4.

Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

Прав. Иулиании Лазаревской. Ин тропарь, глас 3.

На рамо вземши крест свой,/ последовала еси Христу милостынею, постом и молитвою,/ всехвальная Иулиания милостивая,/ и всем, в мире живущим, правило явилася еси жития,/ темже Вышнее Царствие наследовавши,/ непрестанно моли/ спастися душам нашим.

Прав. Иулиании Лазаревской. Кондак, глас 8.

Скоропослушливую помощницу вси, сущий в бедах и болезнех,/ воспоем Иулианию святую,/ та бо в мире богоугодно поживе/ и милостыню к нищим безмерну показа,/ сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 14 января ( 1 января ст.ст.)

Святки. Пост отменяется

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых

Обрезание Господне.

Святитель Василий Великий Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV). Прмч. Иеремии (1918). Новосвщмч. Платона, еп. Ревельского и иже с ним: пресвитеров Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) (1919). Cщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Трофима, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Свт. Григория, еп. Назианзинского, отца свт. Григория Богослова. Мч. Феодота. Прп. Феодосия Тригнийского, игумена. Свт. Фульгенция, еп. Руснийского (Сев.Афр.). Новомч. Петра Пелопонесского (Греч.). Св. Егенда, еп. Кондатинсково в горах Юра (510). Св. Клара Венского (660) (Галл.). Св. Фансии Килинской (520) (Кельт. и Брит.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы: Обрезание Господне. Тропарь, глас 1. На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Обрезание Господне. Кондак, глас 3.

Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения яко Благ обрезует,/ дает спасение днесь миру,/ радуется же в вышних и Создателев иерарх / и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Тропарь, глас 1.

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Кондак, глас 4.

Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,/ небоявленне Василие преподобне.олт

Обрезание Господне. Тропарь, глас 1. На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Кондак, глас 3.

Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения яко Благ обрезует,/ дает спасение днесь миру,/ радуется же в вышних и Создателев иерарх / и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 13 января ( 31 декабря ст.ст.)

Святки. Пост отменяется

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Отдание праздника Рождества Христова .

Преподобная Мелания Римляныня Св. Петра Могилы, еп. Киевского (1646). Сщмч. Михаила пресвитера (1937). Мч. Петра (1938). Прп. Геласия, монаха Палестинского. Прп. Гаия, монаха. Прп. Феофилакта Охридского. 10 дев-мцц. Никомидийских (Греч.). Прп. Зотика Константинопольского, сиропитателя (Греч.). Св. Анисия, еп. Солунского (406). Мц. Сабины игум. в Самцхе (XI) (Груз.). Св. исп. Досифея, митр. Загребского (1941). Мчч. Вусирия, Фаудентия и Немо (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Рождеству Христову. Тропарь, глас 4. Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.

Рождеству Христову. Кондак, глас 3.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют:/ нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог...

Преподобной Мелании Римляныни. Кондак , глас 3

Девства чистоты возлюбльши и обручника к благим увещавши,/ премножество богатства расточи/ в пребывание иночествующим, Богоблаженная, и обители воздвиже./ Темже в Небесная обители вселися,/ поминай нас, Желание всечестная.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 12 января (30 декабря ст.ст.)

Святки. Пост отменяется

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Попразднство Рождества Христова.

Апостола от 70-ти Тимона диакона (I). Святителя Макария, митр. Московского Обрет. мощей прп. Даниила Переяславского. Святаой мученицы Анисия Преподобного Зотика Сиротопитателя Святого мученика Филетера Преподобной Феодоры Кесарийской Преподобной Феодоры Цареградской Новосщмч. протоиерея Сергия Флоринского в Эстонии (1918). Мц. Марии (1946). Новомч. Гедеона, Афонского (Греч.). Мчч. Магистриона, Павлина, Умврия, Веруса, Севера, Сампсона, Студия и Феспесия, при Юлиане Отступнике. Свт. Егвина, еп. Ворчестерского (717) (Кельт. и Брит.). Св. Трифона, еп. Ростовского (1468). Св. Льва архим. (Греч.). Св. Исаакия Далматонского (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Рождеству Христову. Тропарь, глас 4. Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.

Рождеству Христову. Кондак, глас 3.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют:/ нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.

Сщмч. Зотика. Кондак, глас 2.

За любовь Христову, преподобие, нищия возлюбив,/ и сих удоволил еси,/ и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате./ Сего ради вси тя почитаем,/ совершающе память твою.

Кондак Анисии, глас 4.

Наста светоносный день чудесных подвиг твоих, страстотерпице преславная,/ днесь Божия честная Церковь празднует и созывает вопити тебе:/ радуйся, дево мученице Анисие всеблаженная.

Свт. Макария, митр. Московского. Тропарь, глас 4.

Яко великим пастырем единонравна, / и учителем вселенныя единомысленна, / Божий Премудрости служителя изрядна, / иже блаженству тезоимениту, днесь, вернии, вси воспоим: / Христа Бога моли, / святителю Макарие, / умирити мир и спасти души наша.

Прп. Даниилу Переяславскому. Тропарь, глас 3.

От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, / выну повинуяся Богу, / противяся же диаволу, / над страстьмй греховными воцарился еси, / тем сам храм Божий быв, / и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув / и собранное тобою в ней стадо Христово Богоугодно упасши, / преставился еси к вечным обителем, / отче Данииле, / моли Триипостаснаго во едином Существе Бога спастися душам нашим.

Прп. Даниилу Переяславскому. Кондак, глас 1.

От познания себе пришед в познание Бога/ и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго,/ разум свой пленил в послушание веры;/ тем и, подвигом добрым подвизався,/ достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова,/ яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее,/ но брашно, пребывающее в живот вечный./ Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу,/ моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.

Pages: 1 2 3

С Рождеством Христовым

Рождество Христово  /3112593_1_1_ (439x550, 55Kb) Иконы Иконография Рождества Христова

День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается церковью 25 декабря (по новому стилю – 7 января). С того же времени это событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве.
Один из основных мотивов икон Рождества – приветствие явления Христа в мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм, волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются Богомладенцу.

В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время,  так что мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею, животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями. Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.

Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, вримских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и который послужил образцом для  композиционного построения Рождества Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.

Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать неполная схема, появились отступления от канона. Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».

В руководстве по иконографии, «Иконописном подлиннике С.Т.Большакова (1903 г.), приведен канон: «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождество Христово пишется: 3 ангели зрят на звезду, у предняго риза лазорь, а у двух ангел бакан, ангел благовестит пастырю, риза киноварь, испод лазорь, на пастухе риза бакан, Пречистая лежит у вертепа, риза багор, Спас млад во яслех лежит повит, ясли вохра, вертеп черн, а в него глядит конь до половины, а с тругую сторону корова видит, до половины, три ангела над вертепом, гора вохра с белилом, с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада Власьева, в шапке, риза празелен, испод киноварь, вторый средний брада Козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь, третий млад аки Георгий, в шапке, риза багор, испод дичь лазорь, а вси по сосуду держат в руках вохряна, под ними гора, а в горе вертеп, Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова, плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, в руке три костыли, а другую ко Иосифу протянул, за ними пастырь млад, риза киноварь, а гонит козыи козлы черны и белы и полосаты. В пол горы седит баба Соломия, риза спущена до пояса, испод белила, руки голы, а держит Христа рукою, а другую руку в купель, риза киноварь, испод лазорь».

Итак, в композиции иконы Рождества Христова представлены такие события: Богоматерь возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Над лежащим в яслях  Младенцем склонились осел и вол (или лошадь и корова). Сверху на пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа вверху традиционно  изображены ангелы (или один ангел), благовествующие пастухам (реже – одному пастуху); слева три ангела – олицетворение сил небесных; ниже часто следует сцена поклонения волхвов. Еще ниже – повитуха с Младенцем на руках или две повивальные бабки, омывающие младенца. Тоже внизу –  сомневающийся Иосиф с предстоящей ему фигурой.

На иконе могут изображаться и иные события: сцена избиения младенцев (царь Ирод повелел истребить всех младенцев, младше двух лет от роду),благовещение Иосифу, бегство в Египет Иосифа, Марии и Сына Божьего (по наущению ангела), явление ангела волхвам, шествие волхвов, спасение младенцев Иоанна Предтечи и Нафанаила и другие. Богородица
В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Обычно Она представлена перед входом в пещеру лежащей на ярко-красном ложе (вне зависимости от того, в какую сторону Она обращена), что подчеркивает

реальность Рождества и тем самым – Боговоплощения. Согласно католической традиции, Богородицу изображают сидящей, склонившейся над яслями, делая таким образом особый упор на непорочности, девстве Богородицы (обычное Ее именование - Дева Мария). В Православной церкви Мария чаще именуется Матерью Божией, Богородицей. Православию важна реальность Рождества, а следовательно, реальность Боговоплощения, соединения Божественной и человеческой природы (с XVII в. под влиянием западной традиции Богоматерь иногда начинают изображать и сидящей у яслей).

Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце

правды» – Христос.

Ясли

Рядом с Девой Марией – Богомладенец, лежащий в яслях. Голова его в крестчатом нимбе – обычном иконографическом атрибуте Христа.

Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот – предстояние ангелов.

Ближайшими ко Христу изображаются животные – вол и осел (часть всемирного поклонения, тварь поклоняется Творцу). Они не упоминаются в Евангелии. Традиционно в качестве библейского источника приводится пророчество Исайи, в котором сведены вол, осел и ясли в отношении к Господу: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1:3).

Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол (всю жизнь проводящий в ярме) – это символ евреев, Израиля (живущих в рамках Закона), а осел – символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, который приемлет и тех, и других и освобождает их из-под ярма: одних – из-под ярма закона, других – поклонения идолам.

На русской почве из-за утери понимания смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на привычных в сельском обиходе корову и лошадь.

Звезда

Вверху изображается полукруг неба со звездой, из которой исходит луч,  падающий на лежащего в яслях Младенца (иногда три луча – по образу Троицы). Именно Вифлеемская звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента – Рождение «Сущего прежде век», положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».

По словам св. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но «ангельской силой». Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.

Пастухи

На иконе Рождества непременно изображаются два-три пастуха – молодые и старец (реже – один пастух). Старец – одна из наиболее любимых русскими иконописцами фигур, на иконах XV–XVI вв. его именуют «пастырем», а на некоторых иконах XVII в. – Аненом. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, – это простые души, «ничтожные мира сего». Господь в  своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри в изображениях Рождества выражают восторг, упоение чудом, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же (выше) изображается и благовестие им ангелов.

Волхвы

Ведомые Вифлеемской звездой волхвы – старец Гаспар, юноша Мельхиор и средних лет Валтасар – первые язычники, пришедшие поклониться Христу и принесшие ему дары (три возраста подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта).

Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они –ученые люди, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды.

Дары волхвов Богу – золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов признание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком, готовым умереть (приношение смирны).

Ангелы

В верхней части композиции представлено ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей.

Омовение Христа

В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины (реже – одна). Повитуха была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, Саломею, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании (Псевдо-Матфей): «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея».

Сцена омовения Христа Саломеей появляется в Рождественских композициях позднее самих изображений Рождества, одними из первых искусствоведы называют киворий из собора Сан-Марко в Венеции (V в.) и кафедру Максимилиана (550 г.). Вторая женщина (обычно изображена льющей воду в купель) иногда именуемая Зеломией.

Изображение купания Младенца вновь подчеркивает истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.

Иосиф Обручник

Последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.

Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим – Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим – пророком Исайей, предсказавшим рождение Младенца Девою (но против этого свидетельствует отсутствие нимба над его головой), четвертым – воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Последнее толкование самое распространенное. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.

О Празднике:

Рождество Христово

Иконография Рождества Христова. Е. Луковникова

Слово 19. Въ день Рождества Христова. Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій

Рождественское послание Патриарха КИРИЛЛА. 2011 г.

Рождественское послание Патриарха КИРИЛЛА. 2012 г.

Рождественское послание Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. 2011 г.

Рождественское Послание Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. 2012 г.

Рождество Христово. Вилеемъ спитъ!.. Кипріанъ (Соловьевъ), еп. Семипаланинскій

Слово на день Рождества Христова. Еп. Александръ (Свтлаковъ)

Рождественское посланіе 1951 года. Высокопреосвященнйшаго еодосія, Архіепископа Санъ Паульскаго и всея Бразиліи, Представителя Архіерейскаго Синода на Южную Америку

Рождественское посланіе 1951 года. Архіеп. Никонъ (Рклицкій)

Видео:

Рождество В Боровске ( у Отца Власия)

Колядки

Вставай, вставай, Господарю... Рождественская колядка В ночь на рождество В.Чистяков Добрий вечір. Колядка Добрий Вечір Тобі Пане Господарю, Радуйся Колядки на Святки Мария Мордасова колядки 1987 Клипы:

Группа Алиса. Рождество

Сектор газа. Ночь перед Рождеством Съ Рождествомъ Христовымъ  - открытки до 1917 года