Слово въ недлю святаго апостола Фомы. Митр. Арсеній (Москвинъ)

Глагола ом: принеси перстъ твой смо, и виждь руц Мои; и принеси руку твою, и вложи въ ребра Моя; и не буди невренъ, но вренъ (Іоан. 20, 27).

И такъ невріе, которое преслдовало Іисуса Христа отъ самаго рожденія Его до крестной смерти, не оставляетъ Его даже и за гробомъ. Не говоря о тхъ, которые тщеславились гибельнымъ упорствомъ своимъ: еда отъ князь кто врова въ Онь, или отъ фарисей (Іоан. 7, 48)? — равно какъ и о тхъ, которые послдовали за Іисусомъ Христомъ, будучи побуждены или любопытствомъ, или видами корысти, удивлялись дламъ Его, славили Его могущество и мудрость, и тотчасъ оставляли Его, какъ скоро слышали что-либо противное разуму и чувственности, — даже ученики Іисуса Христа, которые постоянно и съ непритворнымъ усердіемъ слдовали за Нимъ, слушали Его ученіе и сами уже проповдывали оное, были свидтелями безчисленныхъ чудесъ Его и сами Его силою творили оныя, други Его, которыхъ Онъ избиралъ отъ міра, дабы чрезъ нихъ просвтить и спасти міръ, и которымъ Онъ неоднократно и ясно предсказывалъ о своемъ страданіи, смерти и воскресеніи, — и т, говорю, погружены въ какое-то недоумніе, колеблются между врою и сомнніемъ, между надеждою и страхомъ!

Читать далее »

зачем принимаются законы о запрете пропаганды гомосексуализма

Протодиакон Андрей Кураев - зачем принимаются законы о запрете пропаганды гомосексуализма среди подростков
В Санкт-Петербурге, Костроме, Архангельске и Рязани законодательные собрания и местные думы принимают законы о запрете пропаганды гомосексуализма среди подростков. За этими законодательными актами многие угадывают усиление охранительной позиции Церкви по поводу традиционных семейных ценностей и наступательной — против пропаганды нетрадиционного сексуального поведения. Мы обсуждаем эту тему с известным богословом протодиаконом Андреем Кураевым.

Российская газета: Какие реальные ограничения можно будет потребовать ввести, если подобные законы вступят в силу?

Читать далее »

Пресс-служба Киркорова разъяснила Кураеву тонкости Евангелия

Сегодня получила продолжение история с крестинами дочери Филиппа Киркорова. Накануне диакон Андрей Кураев выступил с предложением временно отлучить артиста от Церкви, поскольку РПЦ не приветствует методы искусственного оплодотворения, а ребенок певца (и это общеизвестно) родился от суррогатной матери.

Кроме того, певца и его окружение обвинили в том, что в момент крещения ребенка Киркорова церковь закрыли для простых прихожан, а сам он произнес радостную речь с амвона – места, на котором имеет право находиться только священник. В Интернете по этому поводу возмутилась часть блогеров: мол, почему участниц группы Pussy Riot, устроивших «концерт»в Храме Христа Спасителя, за подобные действия судят, а Киркоров делает практически то же самое, причем, священник ему это позволяет?

В богословские споры включилось светское общество. Так, например, пресс-секретарь Филиппа Киркорова Ольга Алексеева заявила: «Господин Кураев переписывает Евангелие на свой лад!»

«Филипп находится на гастролях в Киеве и не комментирует слова диакона. Церковь в момент крещения не была закрыта. Вход ограничили на некоторое время. Исключительно из соображений безопасности. Нас предупреждали, что в момент таинства могут быть незапланированные акции.

Но никто не выгонял прихожан, никаких „зачисток“ не устраивал», — сказано в сообщении пресс-секретаря артиста.

Кроме того, Алексеева объяснила и факт появления артиста на амвоне.

По ее словам, Киркоров вышел туда, чтобы поделиться радостью после таинства крещения ребенка со своими близкими, родными людьми. «Но как же можно сравнивать это с поступком недобропорядочных девиц (имеется в виду хулиганская выходка Pussy Riot. – Прим. ред.)?» – недоумевает представитель артиста. Надо отметить, что диакон Кураев таких сравнений не приводил — это мнение распространяют некоторые блогеры в Интернете.

Также Алексеева утверждает, что собеседование со священником перед крещением девочки проводилось. «И где же его следы? Если же такие беседы и вправду были, то надо признать, что тот, кто их с таким результатом вел со стороны Церкви, должен быть отстранен от катехизаторского и пастырского служения», — написал в ответ на это Андрей Кураев в своем блоге.

И, наконец, о главном. «Нигде в Евангелие не сказано про запрет на суррогатное материнство, — пишет пресс-секретарь Киркорова. — Наоборот, в древние времена детей отдавали в семьи, где люди могли воспитать достойных воинов, ремесленников и так далее. Хочется обратиться к господину Кураеву с просьбой: не пытайтесь переписать на свой лад Священное Писание! Если на то пошло: когда достойные люди усыновляют сирот — они что, тоже совершают действие против законов Божьих? Исходя из логики диакона Кураева, и этих детей следует возвращать законным матерям?! Хочется надеется, что написанное в блоге — это его личное мнение дьякона, а не мнение церкви в целом».

«Основы социальной концепции РПЦ — это именно мнение церкви», — отвечает Алексеевой диакон Кураев. Кроме

того, он отмечает, что в данном случае представитель Киркорова явно «передёргивает», поскольку «усыновление и суррогатное материнство — совсем не одно и то же».

Накануне большинство священников, комментируя ситуацию с крестинами дочки Киркорова, поддержали позицию диакона Кураева. Они заявили, что артист сам отлучил себя от Церкви тем, что захотел иметь ребенка от суррогатной матери. И теперь священник может наложить на него епитимью.

«Суррогатное материнство рушит ценность брака и семьи. Церковь допускает метод ЭКО, но с рядом строгих и существенных ограничений. Например, это возможно для мужчины и женщины, которые состоят в законном браке и которым официально поставлен диагноз „бесплодие“. Но и то: с очень серьезными оговорками и только методом ЭКО. Суррогатное материнство (когда ребенок вынашивается посторонней женщиной) исключено для православного христианина», - заявил накануне в интервью Вестям.Ru председатель православной комиссии по биоэтике иеромонах Димитрий Першин.

В качестве основных аргументов такого отношения к искусственному оплодотворению называются: разрушение традиционной семьи, возможность получить ребенка вне семейных отношений и косвенная поддержка однополого

сожительства. Однако отвечая на вопрос, крестить ли такое дитя, все опрошенные священники ответили: если ребенок уже рожден, то, конечно, его лучше крестить, чем нет.

http://svavva.ru

Сегодня день Памяти Преподобной Анастасии Киевской

  • 19.04.12, 09:45

Александра Фридерика Вильгельмина,  принцесса Ольденбургская, старшая дочь  Петра Георга

Ольденбургского (1812—1881) и Терезии-Вильгельмины Нассауской (1815—1871). Её отец, сын великой княгини Екатерины Павловны, находился на русской службе и имел российское подданство.

Александра Петровна, родилась 21 мая 1838 года в Санкт-Петербурге .

Александра Фридерика Вильгельмина принцесса Ольденбургская воспринялa от отца, «Просвещенного благотворителя», как было написано на его памятнике, идеалы христианского служения людям, ставшие и ее жизненным кредо. Она родилась в Санкт-Петербурге, получила прекрасное воспитание и образование. Особенно увлекалась принцесса литературой, музыкой и рисованием. От матери Александра унаследовала талант живописца. По воспоминаниям ее внука, князя Романа Петровича, «она чудесно рисовала, и ее картины были развешаны в рамах в имении Знаменка». Детские годы Александры прошли во дворце родителей (Дворцовая наб., 2), где семья жила в зимнее время. Расположенный в одном из красивейших мест Петербурга между Мраморным дворцом и Летним садом. Ранее здание дворца, построенное в конце XVIII века по проекту неизвестного архитектора, принадлежало известному деятелю эпохи Екатерины II И.И. Бецкому и в историюархитектуры Петербурга вошло как «Дом Бецкого».

Как и все девушки, она мечтала о своем принце, о высокой и чистой любви, любви на всю жизнь. Таким человеком ей показался вел.кн. Николай Николаевич (1831 –1891), Низи, как звали его в семье, третий сын Николая I.

Он учился в Первом кадетском корпусе, затем служил в лейб-гвардии  Конном полку. Последовательно командовал бригадой, затем дивизией  Гвардейской кавалерии, был генералом-инспектором по инженерной части. С  1855 г. он – член Государственного Совета. Высокого роста, внешне очень привлекательный и импозантный, Николай Николаевич без особого труда смог очаровать юную принцессу. Поэтому, когда на одном из приемов он признался ей в любви и предложил руку и сердце, то она ответила согласием.

Исходя из законов России, принцессе Александре, которая была лютеранского вероисповедания, предстояло при выходе замуж за сына русского царя перейти в православие. Эта сложная религиозная церемония происходила в церкви Зимнего дворца. Как отметил один из присутствовавших, «особенно удивительным было послушание принцессы при выполнении обрядов: она громким голосом произносила молитвы, много раз ложилась на пол и должна была целовать руки многочисленным священнослужителям». Упоминание об этом событии есть также в дневнике А.Ф. Тютчевой, фрейлины императрицы Александры Федоровны: «Сегодня (26 декабря 1855) молодая принцесса Ольденбургская перешла в православие, она, по-видимому, понимала значение этого акта, который совершала и казалась глубоко сосредоточенной. Она была одета в белое атласное платье и очень просто причесана. Выглядела она некрасивой: волнение дурно отражается на ее цвете лица, а это единственное, что в ней хорошо. Черты лица у ней грубоваты и очень неправильны, но выражение чистоты, искренности и мягкости привлекает к ней симпатии».

Прием по случаю обручения состоялся в одном из красивейших залов Зимнего дворца – Мавританском. Александра Петровна была одета в роскошное синее бархатное платье, украшенное бриллиантами, которое ей подарила мать-императрица, на голове – диадема с четырьмя крупными изумрудами – подарок царя.

Свадьбу праздновали в июне 1856 г. со всеми полагавшимися членам царской семьи атрибутами и почестями. Александр II даже прервал своепутешествие по Европе, чтобы присутствовать на свадьбе брата. Принцесса Александра Петровна получила после замужества титул великой княгини, что ставило ее на ранг выше ее братьев и сестер.

Молодая супружеская пара поселилась сначала в Зимнем дворце, в комнатах, окна которых выходили с одной стороны на Неву, а с другой – на Дворцовую площадь и Адмиралтейство. Все помещения были заново отделаны и выглядели очень нарядно и элегантно. Брак Александры Петровны и Николая Николаевича во всех отношениях устраивал обе семьи. Ольденбургские считали честью породниться с новым поколением Романовых, а для Александра II – это был шанс остепенить своего брата.

Вначале супружеская жизнь молодой четы складывалась удачно. Для них был выстроен великолепный дворец по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, получивший название Николаевского, на Благовещенской площади (еще недавно – Дворец труда на пл. Труда).

Николай Николаевич с супругой владели также Летним дворцом в Знаменке, недалеко от Петергофа, где семья жила с ранней весны до поздней осени.

Александра Петровна была хлебосольной и гостеприимной хозяйкой. В городском и загородном дворцах часто устраивались праздники, на которых собирались обычно почти все Романовы. Однако, несмотря на благополучное начало семейной жизни, этому браку не суждено было стать счастливым.

Блестящая придворная жизнь не привлекала Александру Петровну, она старалась избегать шумного общества и присутствовала на балах и приемах только в случае необходимости, чтобы не нарушать придворный этикет, одевалась очень скромно, чем часто вызывала недовольство супруга. Он порой даже завидовал своему двоюродному брату вел.кн. Константину Михайловичу, жена которого Александра Иосифовна любила блистать в обществе красотой и изысканными нарядами. Александра Петровна, воспитанная в семье родителей в истинно христианском духе, исповедовала совсем другие идеалы, непонятные и кажущиеся странными придворному обществу. Князю Д.А. Оболенскому, человеку умному и наблюдательному, доводилось неоднократно общаться и с Николаем Николаевичем, и с Александрой Петровной. Его оценка супругов относится к 1876 году – перед вступлением России в войну с турками: «Несколько корпусов мобилизуются. Великий князь Николай Николаевич назначен главнокомандующим: на этого великого князя, не знаю почему, я возлагаю великие надежды. Он, говорят, хороший кавалерийский генерал, и его солдаты любят. Ума он большого не имеет, но прост, без претензий, и хотя слаб по женской части и этим много себе повредил, но смотрит молодцом. О стратегических его способностях, разумеется, судить нельзя, но ежели Богу угодно будет благословить наше дело, то он даст способности и не имеющему оных, и ежели сам великий князь не заслужил милостей от Бога, то зато жена его – великая княгиня Александра Петровна – уже, несомненно, на хорошем счету у Него... Эта женщина – необыкновенное явление.

Здесь над нею в высшем обществе смеются, и она подает к этому повод, ибо относится ко всем светским и придворным приличиям с открытым презрением. Она является среди двора какою-то юродивою или блаженною. И она действительно такова, и это в ней неподдельно. При этом она не просто юродивая, а русская юродивая, со всеми инстинктами, вкусами и симпатиями самой простой русской женщины. Но сколько она делает добра и как она это делает – про то знают только ею облагодетельствованные. Все это представляется мне столь необыкновенным, что я готов думать, что в этом чудачестве есть что-то предзнаменательное».

Николай Николаевич с успехом продвигался по службе. В 1859 г. он был  назначен командиром Гвардейского корпуса, в 1864 – 1880 гг. –  командующим Гвардией и одновременно генерал-инспектором кавалерии. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 г.г. великого князя царь назначил главнокомандующим Действующей дунайской армией. За взятие Плевны и пленение армии Османа-паши и самого предводителя турецкой армии он получил высший чин русской армии – генерал-фельдмаршала и был награжден орденом св. Георгия 1-ой степени.

Александра Петровна активно участвовала в общественной жизни представительниц своего круга. Еще до замужества в 1854 г. она стала действительным и почетным членом Имп. Женского патриотического общества, а также попечительницей 1-й Василеостровской частной школы на углу Малого проспекта и 3-й линии. При финансовой поддержке супруга уже в первые годы семейной жизни Александра Петровна открыла медицинский пункт в деревне Знаменке для окрестных крестьян, где сама вела прием, выдавала бесплатно лекарства, делала перевязки и даже посещала больных на дому. Она считала: «Долг совести повелевает все отдать, что имею, к осуществлению моего идеала. Я с детства была близка к больным, их любила. Видела пример моих незабвенных родителей…»

В 1858 году Александра Петровна при поддержке супруга основала в галерной гавани Васильевского острова Покровскую Общину сестер милосердия и стала ее попечительницей. Община ставила своей целью подготовку опытных сестер милосердия и воспитание бедных и беспризорных детей. В отделение сестер милосердия принимались вдовы и девицы православного вероисповедания всех сословий в возрасте от 17 до 40 лет. По окончании обучения сестры приносили присягу, в которой клялись служить с искренним милосердием, смирением, самоотвержением и любовью к ближнему. Медицинский персонал Общины всегда был готов к отправке на театр военных действий в случае войны и к оказанию необходимой помощи населению в периоды социальных или стихийных бедствий. При Общине открыли детский приют на 65 детей, отделение сестер милосердия, построили больницу, открытую 1 ноября 1859г. С 1860 г. бесплатно принимались приходящие местные жители, они также обеспечивались бесплатными лекарствами.

Благотворительную деятельность дочери одобрял отец П.Г. Ольденбургский. В письме от 12 июля 1856 года из Вильдбада (Германия), где он находился на лечении, принц писал: «Как я рад, что вы делаете добро вашим крестьянам. Пожалуйста, устрой для них училище. Бог тебя за это вознаградит…».

Во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 г.г. Александра Петровна на собственные средства организовала санитарный отряд, а «во дворце ее супруга, Главнокомандующего южною армией, открыты залы всем желающим бесплатно работать для оказания помощи раненым; в залы эти ежедневно собирается большое число представителей высшего общества. По праздникам в залах этих работает много девушек из магазинов и швейных мастерских».

Великая княгиня по 1881 год состояла председательницей Совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. Благодаря ее заботам был составлен капитал, достигший в 90-е годы 2 млн. рублей. На эти деньги содержались 23 больших приютов: 21 в Петербурге, один в Царском селе и один в Петергофе. В них призревались до 5 тысяч сирот.

Супружеская жизнь Николая Николаевича и Александры Петровны после рождения второго сына Петра в 1864 г. (первый сын Николай родился в 1856 г.) разладилась.

Великий князь увлекся танцовщицей Е.Г. Числовой, от которой он имел четверых детей. Эта связь оказалась настолько серьезной, что продолжалась вплоть до смерти Числовой в 1889 году.

Разлад в семье и тяжелая болезнь побудили Александру Петровну уехать из Петербурга. Болезнь одолела ее после несчастного случая, когда во время поездки в карете лошади понесли и опрокинули экипаж. Она была сильно травмирована, что сказалось впоследствии на ее здоровье – ей отказали ноги. Врачи рекомендовали лечиться на юге. В 1879 году великая княгиня покинула Петербург, как оказалось, навсегда. По дороге она остановилась в Киеве, где проживала в Императорском Путевом дворце.

Почти полтора года – с ноября 1880г. до июля 1881 г. – Александра Петровна провела за границей, пытаясь восстановить здоровье. Некоторое время она жила в Неаполе и на острове Корфу.

Остров Корфу с его уникальным климатом оказал благотворное влияние, но болезнь окончательно не отступала.

В июне 1881 года Александра Петровна на пароходе в сопровождении контр-адмирала Головачева сделала остановку у берега вблизи Афонского монастыря. Посетить Святую гору Александра Петровна не могла, так как посещение этого мужского монастыря женщинам запрещено. Но ее навещали на пароходе афонские старцы, в беседе с которыми она находила утешение и  укрепление своих духовных сил. Братия Русского Ильинского скита на Святой горе при посредничестве и участии архимандрита Макария, игумена Пантелеимонова монастыря, обратились к Александре Петровне с просьбой положить первый камень в основание соборного храма, который планировали построить на месте старого, пострадавшего от землетрясения. «Великая княгиня милостиво согласилась на это, и 22 июня прислала камень с приличной надписью, поручив сопровождавшему ее контр-адмиралу Головочеву положить оный от ее имени в основание собора. Таким образом, при помощи Божией, совершилась закладка собора. Собор буде двухпрестольный:  главный престол – во имя пророка Ильи, придельный – во имя святой мученицы царицы Александры. Оставляя берег Афонской горы, Ее Императорское Высочество пожелала видеть скит. Пароход против него остановился. Настоятель с братиею поспешили на пароход, взяв с собой главнейшую святыню скита – чудотворную икону Божией Матери «Млекопитательницы» и святые мощи – стопу святого апостола Андрея Первозванного.

Страницы: 1 2

Охлобыстин создал партию «Коалиция Небо»

Актер, режиссер и священнослужитель Иван Охлобыстин объявил о создании политической партии «Коалиция Небо», основанной на положениях придуманной им доктрины.

Как заявил Охлобыстин на пресс-конференции в среду в Москве,официально он собирается представить партию 25 апреля.Актер и священнослужитель считает, что те, у кого есть талант общественного деятеля, должны его использовать в нынешней общественной и политической ситуации в России. "

Сейчас ситуация странная, время смутное, общество не знает чего хочет, а мы знаем, — заявил Охлобыстин.

http://svavva.ru/

В Церкви не одобрили приглашение Киркорова на амвон храма

В Русской православной церкви считают, что настоятелю храма ИльиПророка в Обыденском переулке в центре Москвы не следовало допускатьпевца Филиппа Киркорова на амвон во время крещения его дочери.

Как сказал «Интерфакс-Религии» во вторник глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, миряне иногда могут поднимаються на амвон — например, для вручения
церковных наград.

Однако, как добавил Чаплин, Киркорова на месте настоятеля храма он бы на амвон не приглашал.

Ранее в «двойных стандартах» за появлением Киркорова на амвоне храма упрекнули РПЦ Pussy Riot.

Как сообщали СМИ, таинство крещения было совершено в Вербное воскресенье игуменом Тимофеем (Подобедовым).

После того, как таинство было совершено, Киркоров обратился к собравшимся с амвона храма.

http://svavva.ru

Открытое письмо историка церковным канонистам.

 Михаил Бабкин. Открытое письмо историка церковным канонистам. К вопросу о праве наследования личного имущества Патриарха

Автор — доктор исторических наук, автор ряда монографий по проблематике «священство-царство» в России

13 апреля 2012 года, в Великую Пятницу, в сети появилась статья протоиерея УПЦ МП Андрея Новикова «К вопросу о праве епископа обладать личным имуществом». В ней обосновывается право епископа «не только обладать любой собственностью (имением), но и распоряжаться ею по своему усмотрению: передавать и завещать „кому хочет, и как хочет“, т. е. и родственникам, и не родственникам. Это только его дело, и ничье более».

При этом статья начинается так: «Вопрос о праве епископа на обладание собственностью, особенно же недвижимостью, вызывает сегодня бурные дискуссии в СМИ и блогосфере». Из этих слов легко заключить, что автор имеет в виду «патриарше-квартирную» проблематику. То есть, говоря «о праве епископа», автор имеет в первую очередь соответствующее право Патриарха.

На сайтах, где названная статья опубликована или републикована, или вовсе не предусмотрена возможность обсуждения материала, или же я, к сожалению, не могу участвовать в обсуждении. Под последним я имею в виду запрет (бан), наложенный на меня вО веки веком администраторами сообщества «Устав». Забанен же я там был (вопреки, кстати сказать, правилам сообщества), очевидно, за свои неудобные вопросы по деликатным темам…

И поскольку у меня нет возможности напрямую подискутировать вокруг содержания статьи со специалистами в области канонического права (в первую очередь – с автором), я вынужден обратиться к церковным канонистам в форме публикации на уважаемом «Портале-Credo.Ru».

Во-первых, выскажу общее скептическое замечание: в церковных канонах, строго говоря, говорится о праве обладания и распоряжения личной собственностью епископа (!), но не «первого епископа» (!), коим является Патриарх. Потому о соответствующем праве Патриарха каноны, строго говоря, молчат. И поэтому аргументация о. Андрея Новикова звучит недостаточно убедительно.

Тем более что известна точка зрения о патриаршем сане как «сверхъепископском» (в современной РПЦ МП епископы в одностороннем порядке целуют руку Патриарха, не имеют права держать посох в своих руках в его присутствии и т.п.), о том, что его обладатель имеет «самую высшую» ступень священства. Основываясь на таких воззрениях, в Московской Руси при возведении епископа в Патриарха над поставляемым даже творилось новое архиерейское рукоположение. Так, дважды были рукоположены Патриархи Филарет, Иоасаф I и Никон в 1619, 1634 и 1652 годах, соответственно. А Патриарх Иов был трижды рукоположен архиерейским чином: при поставлении во епископа, в московского Митрополита и в Патриарха (в 1581, 1586 и 1589 годах, соответственно).

Анализируя особый статус московских Патриархов допетровской Руси, профессор Успенский, среди прочего, констатирует, что Патриархи оказывались даже «как бы вне сферы действия общих канонических правил» (см.: Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России: византийская модель и её русское переосмысление. М., 1998. С. 108).

И в связи с особым статусом Патриарха (тем более если учитывать особые полномочия Патриарха во внутрицерковном управлении и распоряжении церковным имуществом и финансами) вовсе не очевидно, что к «первому епископу» в полной мере применимы те же каноны, которые регламентируют деятельность «обычных» епископов, а также правила наследования их личного имущества.

Во-вторых. Говоря об «имуществе» епископа, автор, по существу, обходит стороной вопрос о том, что конкретно в корпусе канонов, а также в трудах их толкователей говорится о самом личном имуществе. В императорской же России право на наследование родственниками личного имущества почивших иерархов распространялось только на их движимое (!) имущество. Но не на недвижимость (См. об этом, например: Цыпин В.А., протоиерей. Каноническое право. М., 2009. С. 342). Правда, указы о том принимали императоры, которые, говоря в распространённых в церковной литературе формулировках, «порабощали Церковь», «установили в ней цезарепапистские порядки» и «всячески стесняли иерархов»… И потому легко предвидеть указания оппонентов, что те дореволюционные нормы «не соответствуют» или «не вполне соответствуют» церковным канонам… Но ведь и сами каноны молчат о праве епископов передавать наследникам свою личную недвижимость…

Вместе с тем, факт остаётся фактом: в императорской России после смерти церковных иерархов наследованию подлежало только их личное движимое (!) имущество, а ныне – всё личное имущество: и движимое, и недвижимое. Плюс до 1917 года епископы в той или иной мере находились под надзором императора – «верховного защитника и хранителя догматов господствующей веры, и блюстителя правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». А ныне иерархи неподконтрольны и неподотчётны никому.

В-третьих, у меня вопрос к канонистам: соответствовал ли церковным канонам 13-й пункт определения Поместного Собора РПЦ «О правах и обязанностях святейшего патриарха Московского и всея России», принятого 8 декабря 1917 года? Напомню его формулировку: «Единственным наследником имущества Патриарха после его кончины является Патриарший Престол» (См.: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1. М., 1994. Репринтное издание 1918 г. С. 6; или: http://www.bogoslov.ru/data/100/413/1234/Dejanija00.pdf).

Напомню также, что данная норма действовала до 8 июня 1988 года, когда постановлением Поместного Собора РПЦ МП она была кардинально отредактирована, получив такой вид: «Церковное имущество, которым обладает Патриарх в силу своего положения и должности, после его кончины переходит к Патриаршему Престолу. Личное имущество Патриарха наследуется в соответствии с действующим гражданским законом о наследстве» (См. главу IV, п. 14 «Устава об управлении Русской Православной Церкви»: http://drevo-info.ru/articles/17772.html). То есть с 1988 года личное имущество Патриархов после их кончины de jure стало переходить не Матери-Церкви, а родственникам и прочим наследникам.

И в ныне действующем «Уставе» РПЦ МП, принятом в 2000 году, говорится то же (глава IV, пункт 14 «Устава»): «Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в соответствии с законом» (см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html).

В-четвёртых. Если на мой первый вопрос канонисты ответят, что 13-й пункт названного определения не соответствует церковным канонам, то позволю себе задать второй вопрос: Прав ли профессор Московской Духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, говоря о Поместном Соборе 1917-18 годов, что тот «решал важные церковно-строительные вопросы на основе строгой верности догматическому и нравственному учению Спасителя, на почве канонической правды (курсив мой. – М.Б.)» (См.: Цыпин В.А. Определения и постановления Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1993. № 1. Вып. 1. С. 112).

В целом же моё мнение об аргументации протоиерея Андрея Новикова таково: чтобы автору быть убедительным – мало подвести каноническую базу под названные пункты «Уставов» РПЦ МП 1988 и 2000 годов. Автору надо доказать, что Поместный Собор 1917—1918 годов, принимая определение «О правах и обязанностях святейшего патриарха Московского и всея России» (по крайней мере его 13-й пункт), руководствовался вовсе не православными канонами, а чем-то иным. Автору также следует предложить версию появления того «антиканоничного» пункта в названном определении того Собора (Ведь не большевики же заставили соборян принять ту «неканоничную» формулировку!).

И главное: в системе аргументации о. Андрея Новикова совершенно отсутствует доказательство «не-совсем-каноничности» имевшего место в императорской России порядка наследования личного (только движимого!) имущества иерархов. А без этого как убедить паству в «полной каноничности» нового (с 1988 года) порядка посмертного наследования как движимого, так и недвижимого (!) личного имущества Патриарха?

В заключение позволю себе задать специалистам в области церковного права ещё вопрос, косвенно относящийся к обсуждаемой «патриарше-квартирной» проблематике: Какие святые каноны положены в основу следующих положений ныне действующего «Устава» РПЦ МП (глава XV): «П. 3. Распорядителем общецерковных финансовых средств является Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод» и «п. 12. Распорядителем денежных средств Московской Патриархии является Патриарх Московский и всея Руси» (см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/133149.html)?

Об опубликовании мне ответа на каких-либо интернет-ресурсах прошу церковных канонистов уведомить меня или на моей странице «Живого журнала», или по адресу личной почты, значащемся там же: http://babkin-mikhail.livejournal.com/.

http://svavva.ru/

К вопросу о праве епископа обладать личным имуществом.

  • 17.04.12, 06:37
                                                                                                                               Протоиерей Андрей Новиков

Вопрос о праве епископа на обладание собственностью, особенно же недвижимостью, вызывает сегодня бурные дискуссии в СМИ и блогосфере. Многие мнения, высказываемые в процессе обсуждения данной проблемы, к сожалению, основываются на предубеждениях и некомпетентных суждениях. В связи с этим возникает необходимость обратиться не к домыслам и собственным умозаключениям, которые у каждого могут быть абсолютно различными, но к правилам Святой Православной Церкви. Эти правила, или иначе каноны, являются частью Священного Предания, а потому именуются в Православии святыми и священными. Именно каноны являются четким ориентиром, указывающим на церковное восприятие тех или иных Евангельских нравственных норм. Поскольку же Церковь есть Тело Христово (Еф. 1, 22-23), Столп и Утверждение Истины (1 Тим. 3, 15), то ее установления обладают безусловным Богочеловеческим авторитетом.

В святых канонах Православной Церкви дан ясный ответ по интересующему нас вопросу. Так, 40 правило святых апостолов указывает:

«Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет, и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеками, дабы и церковь не потерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского; и епископ, или его сродники, не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема бесславием».

Данное апостольское правило со всей категоричностью указывает на право епископа не только обладать любой собственностью (имением), но ираспоряжаться ею по своему усмотрению: передавать и завещать «кому

хочет, и как хочет», т. е. и родственникам, и не родственникам. Это только его дело, и ничье более. Авторитетный толкователь святых канонов Иоанн Зонара (XII век) в своем толковании к 40 Апостольскому правилу пишет:

«Это правило повелевает епископам, имеющим собственное имущество,объявлять о нем, дабы не смешалось оно с церковным, но чтобы явно былокак принадлежавшее им до епископства, так и то, что могло перейти к ним после епископства от родственников, то есть по наследству, или по завещанию, или другим подобным образом. Ибо собственное имущество они могут оставлять, кому захотят, впрочем, только православным христианам, а церковным должны управлять со страхом Божиим и раздавать из него бедным». ( PG. 137; 121-123.)

Не менее авторитетный канонист Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон (XII век) в свою очередь дает такое толкование рассматриваемого правила:

«Божественные Апостолы, всему, предпочитая справедливость,определили, чтобы раздельно, а не смешано было имущество, лично принадлежащее епископу и принадлежащее церкви. При сем епископ имеет власть распоряжаться собственным имуществом по своей воле, как при жизни, так и в завещаниях на случай кончины. При сем и церковь не потерпит ущерба в случае могущих открыться долгов епископа, ни его последняя воля, или изъясненная еще при жизни не останется не исполненною. Таким образом, открывается, что если епископ не сделает известным свое имущество, какое имел до рукоположения, а равно и перешедшее к нему законным образом после рукоположения, которое не было церковным, то все его имущество удержат и сделают собственностью преемствующий ему епископ и епископская церковь». (PG 137; 121.)

Очень важным представляется обратить внимание на слова Вальсамона о том, что в данном каноне речь идет не только об имуществе, которое епископ может иметь до рукоположения, но и о приобретенном им после принятия архиерейского сана – естественно, законным путем. Каким образом епископ должен сделать «известным» свое имущество, на что указывает 40 правило святых апостолов? Могут быть разные средства. Что касается недвижимости, то в современных условиях для этого епископу необходимо иметь выданный соответствующими государственными органами официальный документ, подтверждающий право владения. Регистрация собственности в государственном учреждении – вполне достаточная мера для четкого различения личной собственности архиерея от церковной.

Развивает идею 40 правила святых апостолов 32 (41) правило Карфагенского собора (393-419 гг.):

«Определено: аще епископы, пресвитеры, диаконы, или какие бы то ни было клирики, никакого стяжания не имеющие, по поставлении своем, во время своего епископства или клиричества, купят на имя свое земли, или какия либо угодия: то да почитаются похитителями стяжаний Господних, разве токмо, прияв увещание, отдадут оныя церкви. Аще же что дойдет к ним в собственность, по дару от кого либо, либо по наследию от родственников: с тем да поступят по своему произволению...».

Этот канон говорит о том, что если епископы или низшие клирики, не имевшие никакого имущества до своего поставления, начинают скупать в личную собственность земли или угодья (заметьте, речь не идет о жилище, будь то дом или квартира), т. е. становятся латифундистами, то, поскольку это вызывает обоснованные подозрения в присвоении такими представителями духовенства собственно церковных средств, они должны передать свои имения Церкви. Если же не просто дом (или квартира), а даже целые угодья и земли перешли в частное владение архиерея или любого клирика по наследству, либо по дару от кого-либо, таковая собственность остается неприкосновенным личным имуществом данного лица, которым оно имеет право распоряжаться по собственному усмотрению.

Наконец, вспомним еще один канон – 24 правило Антиохийского собора (341 г.):

«...Да будет же явно принадлежащее церкви, и открыто окружающим его пресвитерам и диаконам, так чтобы они знали, и не оставались в неведении о том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокрыто. И тако, аще случится епископу преставитися от жития сего, при очевидности принадлежащего церкви, и оно не будет расточено и утрачено, и собственность епископа не будет потревожена под предлогом принадлежащих церкви вещей. Ибо праведно есть и угодно пред Богом и человеками, чтобы собственность епископа предоставляема была кому он восхощет, а достояние церкви ей сохраняемо было, и чтобы как церковь не терпела ущерба, так и епископ, под предлогом достояния церковнаго, не был лишаем своея собственности, или же, чтобы близкие к нему не вошли в тяжбы, а с тем вместе и он по смерти не подвергся бесславию».

Приведенный текст 24 правила Антиохийского собора идентичен по смыслу приведенным 40 правилу святых апостолов и 32 (41) правилу Карфагенского собора. Все эти каноны ревностно охраняют личное имущество епископа, безразлично движимое или недвижимое, от посягательств, прикрываемых  «благочестивой» риторикой. В тексте двух правил (апостольского и Антиохийского собора) сохранение за епископом права на владение и распоряжение частной собственностью прямо называется делом праведным и угодным пред Богом.

Распространенным аргументом приверженцев той точки зрения, что епископ не может обладать никаким личным имуществом в принципе, является факт поставления архиереев в Русской Православной Церкви только из

числа монашествующих. Логика такая: раз монах – значит, и ничего своего  иметь не должен. Ссылаются при этом на «Подвижнические Уставы подвизающимся в общежитии и отшельничестве» святого Василия Великого. (Русский текст «Подвижнических Уставов подвизающимся в общежитии и отшельничестве» см.: Василий Великий, свт. Tворения. Т II. М. 2009, с. 320-376. ) Из самого названия труда святителя, однако, вытекает, что содержащиеся в нем требования никак не могут относиться к архиереям, служение которых не предполагает ни жизнь послушника в монашеском общежитии, ни отшельничество и затвор. Само название отдельных глав «Уставов» святителя Василия ясно указывает на невозможность соблюдения епископом многих изложенных в них предписаний. Например, глава 6 озаглавлена «О том, что подвижнику не должно без осторожности проводить время со всякими людьми» – а архиерею необходимо постоянно вести прием самых разнообразных людей, причем по их потребностям, а не по собственному выбору. Глава 7 – «О том, что не должно делать частых и неосмотрительных выходов» – а служение архиерея во многом направлено вовне, он должен постоянно вести общение с паствой и духовенством, не в безмолвии собственной келии пребывать, но объезжать епархию, учить и наставлять. Глава 22 – «О послушании» – епископ же не только не обязан пребывать в послушании у игумена монастыря, но, наоборот, пребывание его в подобном послушании будет находиться в прямом противоречии со служением епископа как носителя высшей церковной власти в епархии. И так далее.

Что же касается 34 главы «Уставов» свт. Василия Великого, к которой апеллируют в нашем случае, ее название также многое объясняет: «О том, что подвижник, живущий в братстве, не должен приобретать чего-либо мирского в собственное владение». Следует особое внимание обратить на слова «подвижник, живущий в братстве». Какое они имеют отношение к епископу? Все станет еще более ясным, если мы обратимся к тексту рассматриваемой главы:

«Подвижник, вступивший в описанное нами общество, должен быть свободен от всякого приобретения в собственность вещей мирских, Ибо если не исполняет сего, то, во-первых, нарушает строгость общежития приобретением собственности». Но разве архиерей каким-то образом  подчинен нормам монашеского общежития? Далее святитель Василий в той же  главе «Уставов» рассуждает о том, что приобретение собственности отделяет монаха от общины. Но разве не очевидно, что епископ одним фактом своей хиротонии и поставления на кафедру уже отделился от братии монастыря и его жизнь подчинена иному распорядку и несколько иным правилам, чем жизнь подвизающегося в братском общежитии монаха?

Таинство архиерейской хиротонии, передающее преемство апостольского служения настолько велико, что несопоставимо ни с какими обязательствами, предпринятыми будущим архипастырем до его рукоположения. Приступающий к этому служению руководствуется уже не правилами, принятыми в монашеской общине или затворе, но канонами Святой Церкви, регулирующими деятельность архиерея. Что говорят каноны по поводу заявленного в названии данной статьи вопроса, мы уже рассматривали выше.

Безусловно, епископу необходимо соблюдать обет безбрачия, в силу  специального канона, установившего обязательное безбрачие архиереев – 12 правила Трулльского собора (691-692 гг.). Поэтому и возникла традиция возведения в сан архиерея из монашествующих.

Столь же безосновательна, как и апелляция к «Уставам» святого Василия Великого, отсылка некоторых к 6 правилу Константинопольского собора 861 года, текст которого, в частности, гласит:

«Монахи не должны имети ничего собственного, но все им принадлежащее да утверждается за монастырем... Ибо по вступлении в монашество, монастырь имеет власть над всем их имуществом, и им не предоставлено распоряжати ничем собственным, ни завещавати. Аще же кто обрящется усвояющий себе некое стяжание, не предоставив оного монастырю, и порабощенный страсти любостяжания: у такового игумен, или епископ да возьмет оное стяжание, и, в присутствии многих продав, да раздаст нищим и нуждающимся».

И снова мы сталкиваемся с одной и той же проблемой – собственность монаха переходит монастырю, это действительно так; но епископ не является более насельником никакого монастыря. Игумен может отобрать у монаха его «стяжание», но может ли он хоть какие-либо властные действия предпринять в отношении епископа? Кстати, отметим – 6 правило Константинопольского собора 861 года четко поставляет епископа над монашеской общиной.

В завершение еще раз повторим. Епископ является носителем высшей церковной власти, его служение в Церкви Христовой абсолютно уникально. И судить о его деятельности (если в таком суждении вообще есть  потребность) необходимо исключительно с позиции священных канонов Святой Церкви, регулирующих права и обязанности архипастырей.

http://svavva.ru/

Остров спасения

  • 16.04.12, 06:41

Почему люди из разных городов, российских и зарубежных, едут на Ярославщину, в село Флоровское, к священнику Сергию Вишневскому

«Скажи мне… — Сергей Фёдорович доверительно приблизил лицо к сидящему рядом с его кроватью священнику. — Меня сомнения постоянно одолевают… Тебе одному поверю… Есть в тебе что-то такое… Чему нельзя не поверить. Скажи мне твёрдо и честно: Бог есть или нет Его?» «Есть», — тихо, но твёрдо и без тени сомнения отвечал отец Сергий.

— Вот и хорошо, — так же тихо отозвался больной. — Мы ведь с тобой старики, что нам друг другу врать, правда? Ты с какого года?

— С двадцать шестого.

— А я с двадцатого.

— И оба мы Сергеи.

— Да, ещё и тёзки. Значит, говоришь, есть… Теперь я буду твёрдо верить. Как ты.

Сей разговор происходил в 1994 году в доме великого русского кинорежиссёра Сергея Фёдоровича Бондарчука незадолго до его кончины. Супруга, актриса Ирина Константиновна Скобцева попросила священника отца Сергия Вишневского прийти и поговорить с мужем. Так и состоялась та беседа, столь важная для закатных дней Сергея Фёдоровича.

Перед самым уходом в лучший мир Бондарчука исповедовал иеромонах Тихон (Шевкунов), тогда ещё настоятель подворья Псково-Печерского монастыря. Ныне он архимандрит и наместник московского Сретенского монастыря. В своей недавно вышедшей книге «Несвятые святые» и другие рассказы» в главе «Об одной христианской кончине» он написал об этой встрече…

А отца Сергия уже вновь не было в Москве, он вернулся в Ярославскую область, в село Флоровское, где уже четвёртый год восстанавливал храм своего деда и жил при нём, навсегда покинув более спокойную московскую жизнь.

Село Флоровское лежит где-то посередине между Угличем и Рыбинском, в нескольких километрах к востоку от правого берега Волги у Мышкина.

Всякий, кто впервые попадает сюда, невольно удивляется — как в этих глухих местах, окруженных болотами, оказался такой огромный двухэтажный храм — ведь само село Флоровское состоит их нескольких домишек, а окрестные деревни тоже негусто населены. Но так было не всегда. В XIX веке здесь кипела жизнь, сёла стояли большие. Храм Флора и Лавра в селе Флоровском Большесельского района Ярославской области воздвигнут на месте чудотворного явления иконы Божией Матери. Местное предание гласит, что приближенные Екатерины Второй однажды приехали по ягоду в эти знаменитые обильной и особенно вкусной клюквой места и заплутали в болотах. Спустилась ночь. Отчаявшись, заблудившиеся стали усердно молиться и через какое-то время увидели свет на верхушке дерева, исходивший от явившейся там иконы. Они побрели на этот свет, вышли к своим экипажам и спаслись. В память о событии и был воздвигнут величественный храм с пятью куполами и колокольней. Вокруг храма стало расти село.

Восстановление церкви ведется вот уже более двадцати лет стараниями настоятеля — отца Сергия Вишневского. В первые годы своего переселениясюда он мечтал: будут ездить люди, станут селиться, воскреснет село, построят заново церковноприходскую школу на месте старой, от которой остался один фундамент, поросший лесом. Теперь мечтательный пыл батюшки заметно остыл, но никакого уныния в душе у него не поселилось. В свои восемьдесят пять лет Сергей Николаевич достаточно бодрый, подвижный, очень жизнелюбивый человек. Приезжая к батюшке, тотчас заряжаешься отнего каким-то удивительным излучением, наполняющим душу радостью, а тело — силой и здоровьем, желанием действовать.

В храме Флора и Лавра некогда был настоятелем дед отца Сергия по материнской линии, священник Николай Иванович Добронравов. Здесь, на погосте, возле алтарной части, он и похоронен.

Сам же Сергей Николаевич Вишневский родился 1 января 1926 года в семье военнослужащего. О своем происхождении он говорит так:

«Я горжусь тем, что являюсь уроженцем Ярославской земли, которая находится в самом сердце России, и все, что есть во мне хорошего, дали мне мои предки и моя родная земля».

Несмотря на то, что не только род матери, но и род отца был издавна священническим, отец считал себя атеистом, отвергал Православие, и если бы не ранняя смерть его, он, конечно же, сильно бы воспрепятствовал желанию сына пойти по стезе предков, стать священником. А маленького Сережу все равно с детства дразнили: «Сергий — дьякон, Сергий — поп, Сергий — валяный сапог!»

Он рано научился читать. В селе Введенском, где работала мама, в доме у священника была огромная библиотека, и Сережа, перечитав все домашние книги, стал пользоваться книгами этого доброго человека — отца Иоанна Скворцова. В качестве «платы» за это отец Иоанн требовал, чтобы мальчик заучивал все главные молитвы. Когда отец Иоанн умер, его дети, приехав на похороны, подарили юному усердному читателю целый сундук книг.

После школы Сергей Николаевич учился в Нижнем Новгороде, в ремесленном училище, на токаря. В первые годы своего поселения во Флоровском жалел, что не освоил тогда несколько специальностей, которые пригодились бы при ремонте храма — кровельщика, печника, каменщика, живописца.

В 1943 году его взяли в армию, но на фронт он не попал, хотя и писал одно заявление за другим. Прошел срочную службу в резерве под Вяткой. Но воспоминания о военной службе безрадостные. В резерве было невыносимо голодно, пайки ничтожные. Все просились на фронт — и воевать хотелось, да и пайки на передовой были куда более приемлемые. 23 февраля 1944 года медкомиссия определила дистрофию — рядовой Вишневский весил всего 32 килограмма. Приписали к отдельному батальону выздоравливающих, куда попадали солдаты после ранений, там кормили лучше.

Сразу после войны он поступил на только что открывшиеся в Москве при Новодевичьем монастыре богословско-пастырские курсы. Вскоре они были переименованы в духовное училище, а затем — в семинарию. Весь курс, разделенный на два класса, состоял из двадцати человек. По окончании семинарии отец Сергий мечтал вернуться на Ярославщину, стать сельским священником по примеру своих предков, но преподаватели семинарии, в числе которых был известный протоирей Александр Ветилев, преподававший гомилетику, принялись уговаривать его поступать в академию. И он согласился. Учась на третьем курсе академии, женился на девушке из верующей семьи. Александра Алексеевна стала верной подругой всей его жизни, родила отцу Сергию четверых сыновей. Все они, когда выросли, стали священниками, причем, один из них, тоже отец Сергий, служит в Ярославской области.

После окончания духовной академии отец Сергий был назначен внештатным священником в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Это «временное» назначение продлилось пятнадцать лет. Наиболее трудные годы жизни... Сыновья рождались один за другим, Павел в 1953-м, Сергей в 1954-м, Миша в 1957-м. Условия существования — самые скудные. После недолгого потепления советской власти по отношению к Церкви, продолжавшегося до смерти Сталина, пришел бешеный богоборец Хрущев, поклявшийся показать по телевизору последнего русского попа. В Москве храмы не рушились, но на священнослужителей постоянно налагались все новые и новые налоги. Шестьдесят процентов от доходов полагалось отдать государству. При зарплате в 750 дореформенных рублей на руки получали 300. Это примерно соотносимо с тем, как теперь при зарплате в 20 тысяч на руки получать 8. Можно на такие деньги жить при семье в пять человек?.. Так налогами предполагалось удушить веру в Христа!

— Раз в неделю мои детишки получали всего по одной конфете, чтобы как-то отметить воскресный день от всех остальных.

В Православии оставались самые стойкие, самые укрепленные в своей любви к Спасителю. Вспоминает отец Сергий, как в большие праздники рьяные хрущёвские атеисты приходили в храмы, создавали давку, во время литургии начинали раскачивать толпу прихожан, гоготали…

— Иной раз я выскакивал и чуть не в драку с ними, вот до чего доходило!

Неусыпно следили за священниками и представители органов госбезопасности. Священники шутили: «У Христа из двенадцати учеников один был предатель, а у нас на двенадцать человек по два доносителя приходится».

— Однажды, — вспоминает отец Сергий, — меня вызвали в райисполком,отвели в отдельную комнату, усадили один на один с очень неприятнымчеловеком, который мне и говорит: «Либо вы, Сергей Николаевич, будетеписать нам подробные отчёты об антисоветских разговорах в среде священников, либо мы опубликуем в газетах статью о том, что вы живёте на широкую ногу, приобрели недавно холодильник, а холодильником у нас в стране пока ещё далеко не каждый владеет». Я ответил: «Доносы писать не стану, а статей в газетах не боюсь. Меня уважают прихожане, и все они знают, как бедно я живу, а холодильник купил по дешёвке, списанный».

По окончании своего «временного» назначения батюшка был переведен на должность исполняющего обязанности настоятеля храма Петра и Павла в Лефортове на Солдатской улице. Одновременно учился в аспирантуре. Отставка Хрущева не сразу принесла облегчения Церкви. Вспоминая шестидесятые годы, отец Сергий говорит, что на всю его большую семью в день приходилось по три рубля на еду. Лишь в семидесятых и восьмидесятых жизнь священника стала немного лучше. Церковнослужителей приравняли к госслужащим. В 1970 году в семье Вишневских появился четвёртый сын Володя.

В 1967—1970 годах отец Сергий учился в аспирантуре при Московской духовной академии. Тема диссертации — «Митрополит Платон (Левшин) как проповедник». Вместе с ним аспирантуру заканчивали будущий митрополит

Вятский и Слободской Хрисанф (Чепель), почивший в 2011 году, а также ныне весьма известный богослов, педагог и публицист, профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

После храма Петра и Павла отец Сергий три года служил в храме Святителя Николая в Хамовниках. Затем стал настоятелем храма Воскресения на улице Неждановой (ныне вновь Брюсов переулок), где прослужил более шести лет, после чего был настоятелем храма на Пятницком кладбище.

— С каждым годом, ещё до прихода к власти Горбачёва, отношение к нам становилось всё лучше и лучше, — вспоминает он семидесятые и восьмидесятые годы. — Уже и кагебешники совсем иначе с нами разговаривали. Дважды в год, накануне Первомая и перед 7 ноября вызывали и лишь инструктировали, как разговаривать с иностранцами и журналистами, если те будут спрашивать об отношении советской власти к Церкви. А последним моим куратором был сотрудник КГБ по имени Александр Игоревич Макаров, я ему даже икону подарил, так он после этого и вовсе стал верующим, сейчас он постоянный прихожанин храма Рождества Христова в Измайлове, генерал ФСБ.

В 1983 году отец Сергий чуть было не оказался в Сан-Франциско, куда его намеревались определить в Свято-Николаевский храм. Но назначение несостоялось. Митрополит Минский Филарет (Вахромеев) при случае хотел утешить, извинялся, что так вышло, на что отец Сергий весело ответил:

— Да что вы, владыко! Я только рад! Да я бы лишь в первые полгода, быть может, радовался бы такому назначению, а потом бы садился на берег океана, смотрел бы в сторону матушки России и горько плакал.

В 1984 году отца Сергия перевели в один из лучших московских приходов — в храм Знамения Божией Матери, что возле Рижского вокзала. Должность настоятеля этого знаменитого храма стала его последней в Москве. Все четверо сыновей отца Сергия сделались священниками. Павел окончил семинарию, академию и аспирантуру, Сергей в молодости хотел работать в автосервисе, Михаил стать военным, но в итоге оба тоже пришли к священству, а Владимира взял к себе в услужение архиепископ Пражский Христофор (Пулец), он же и рукоположил его в иерея.

В конце 1990 года, когда все дети уже были устроены, отец Сергий решился осуществить свою юношескую мечту — стать сельским батюшкой. Оставив приход в Москве, он перебрался во Флоровское. В храме своего деда он побывал за три года до этого. Увидев мерзость запустения, содрогнулся и тогда уже понял, что вскоре переедет сюда. Рассказал о своей мечте прихожанам, и они, любя своего батюшку, принялись нести пожертвования на будущее восстановление храма Флора и Лавра. Одной из первых внесла большой вклад Галина Елисеевна Стручкова. Сейчас, вот уже более семнадцати лет, она тоже живет во Флоровском, усердно помогает батюшке и в хозяйстве, и в богослужении, читает и поет в хоре. Была когда-то прихожанкой в Знаменской церкви, потом приехала во Флоровской, купила здесь дом, стала помощницей, а в итоге взвалила на свои плечи всё хозяйство, ухаживает за теплицами, огородом, скотным двором, в котором постоянно обитают куры, гуси, козы.

Все свои сбережения отец Сергий и матушка Александра Алексеевна отдали на восстановление храма. Он достался батюшке с остовами куполов, разрушенной кровлей, полностью разграбленными иконостасами. В те времена, когда родилась мода на иконы, их отсюда увозили на грузовиках. В нижнем, зимнем храме весной, осенью и летом стояла вода, от испарений которой почти полностью погибла роспись стен и потолков. Много было работы и в самом храме, и на погосте, сплошь заросшем бурьяном. Но отец

Сергий ликовал, чувствуя, что здесь он — ближе к Богу.

В 1998 году студией «Радонеж» была выпущена видеокассета «Острова Православия». На обложке — аннотация:

«Океан разбушевался так, что пучина страстей поглощает тебя и гибель неминуема... Но в последний миг появляется Остров. Спасение! Здесь не слышен шум прибоя и солнце согревает окоченевшее тело. Где же этот Остров?..»

Кассета состоит из нескольких видеосюжетов, каждый из них рассказывает о таком Острове — о греческих монастырях Метеора, о Монреальской чудотворной иконе Божьей Матери, об отце Николае с острова Залит, и — о храме во Флоровском, о первой зиме, проведенной здесь отцом Сергием. В фильме хорошо видно плачевное состояние, в котором тогда находился храм. Теперь, по сравнению с 1990 годом, совсем иная картина.

Храм восстановлен. Красивый, величественный.

Люди, узнавая о том, что храм Флора и Лавра вновь открыт, стали чаще и чаще приезжать из окрестных мест, помогали в расчистке кладбища, в ремонте здания. Постепенно батюшка обзавелся двумя гостевыми избами, банькой, развел коз, кур, гусей.

Но приезжали не только с добром. Иной — за выпивкой, другой — стащить что-нибудь. А в 1994 году, в дни Великого поста, среди ночи напали двое грабителей, вломились в дом с газовыми пистолетами, связали батюшку,  искали какую-то несуществующую икону, усыпанную алмазами, били отца Сергия рукояткой пистолета по голове, выпытывая, где эта икона. Так и не найдя, набрали старых образов и ушли. Потом только отец Сергий догадался: однажды его показывали по телевизору, и за спиной у него была репродукция иконы Божией Матери в драгоценном окладе работы Фаберже, с алмазами и рубинами. Ее-то и искали «иконолюбы»! Но и во время ограбления совершилось маленькое чудо: когда отец Сергий спросил одного из грабителей, как его имя, за кого молиться, тот шепотом назвал себя... Может быть, когда-нибудь он придет и ударится коленями об солею перед седым человеком, держащим в руке своей крест. Как в Пасху 1998 года пришел один и покаялся:

— Батюшка! Прости мне грех мой! Я тут, когда мальцом был, в церкви безобразничал. Она тогда пустая стояла. Гробницу какую-то разломал...

Дай поработать для храма, чтобы загладить грех мой!

Чего только не было за эти двадцать с лишним лет, что отец Сергий живет во Флоровском.

Взять хотя бы датчан, которые, узнав об отце Сергии от его сына, несколько раз приезжали к нему и подолгу жили. Молодые люди, ищущие света, помогали священнику в хозяйстве, смиренно исполняя все его приказы. Сами признавались, что во Флоровском гораздо больше Бога, чем во всей Дании...

Около десяти лет во Флоровском жил один бывший алкоголик, бросивший пить и занявшийся богоискательством. Перепробовав разные религии, пришёл в Православию, приехал и поселился в небольшой сторожке рядом с домой отца Сергия. Помогал священнику в храме. Вроде бы, всё хорошо, но в один отнюдь не прекрасный день явился к батюшке и сказал:

— Я должен быть здесь во Флоровском старцем, а вы мне мешаете. Иной раз меня так и подмывает зарубить вас топором, а потом самому утопиться!

Отец Сергий возгоревал, но ничего предпринимать не стал, только молился. Но когда этот человек с помутившимся разумом поджег во Флоровском два дома, его пришлось препроводить в психиатрическую лечебницу.

— Жалко мне его. Хороший человек. Но не в своём уме. Увы, рогатый и хвостатый не оставляет нас в покое! — вздыхает отец Сергий.

Но в основном во Флоровское едут люди светлые, по-настоящему верующие, понимающие, какой свет исходит от настоятеля храма Флора и Лавра.

Каждая поездка к отцу Сергию — маленькое чудо. Обычно накануне что-то непонятное гнетет тебя и почему-то особенно остро хочется остаться в Москве. Но стоит доехать до Ярославского вокзала и сесть в поезд, как сразу на душе становится легко-легко, и дальше летишь до Флоровского, как на крыльях.

Хотя добираться туда очень непросто — до Ярославля, потом на автобусе до Нового Села, от Нового Села — или жди несколько часов другого автобуса или пешком двенадцать километров. Хорошо еще, если попутка подвернется. Но все равно — едешь, идешь, а душа поет.

Кого ни спросишь в московской священнической среде — все знают об отце Сергии. Да и не только в священнической. Он крестил многих писателей и их детей. Освящал здание журнала «Наш современник», который читает постоянно от корки до корки наряду с «Москвой» и «Русским домом».

Кроме своего храма отец Сергий взял на попечение небольшую церковь в селе Леонтьевском, построенную в XIX веке иждивением одного местного крепостного крестьянина. Оказывается, крепостные не только мучались под гнетом помещиков, но иной раз могли даже на собственные деньги храм воздвигнуть! Постепенно и этот храмик ожил иждивением Сергея Николаевича.

Несколько раз доводилось отцу Сергию совершать литургию вместе с Патриархом Алексием II. Однажды Святейший спросил:

— Вам сколько лет, батюшка?

— Да уже скоро восемьдесят.

— Да ладно вам! Признайтесь, что лет двадцать накинули!

И вскоре наградил отца Сергия правом служить литургию с открытыми царскими вратами до пения «Отче наш».

Удивительны проповеди отца Сергия.

— Меня спрашивают: «Как часто надо ходить в церковь? Можно ли раз в неделю или даже раз в месяц?» А я отвечу так: можно и вообще не  ходить. Именно! Не ходите вовсе. Проживёте свой век без Церкви, скончаетесь и попадёте в ад. И окажетесь там рядом с Гитлером. И будете  вечно там рядом с ним. Только подумайте: вечно! В аду. С Гитлером.

В храме воцаряется задумчивое молчание. Тишина длится минуту. Отец Сергий даёт прихожанам время поразмыслить. Лицо его суровое, он как бы сам впервые увидел, как страшно грешнику в аду. Да ещё рядом с Гитлером…

Вдруг лицо священника озаряет луч радости и надежды, и трепетный голос, только ещё бывший сердитым, звучит серебром этой радости:

— Ну а если кто хочет вечно быть в раю, да рядом с Александром Васильевичем Суворовым, тем скажу: добро пожаловать в храмы Божии!

Проповедь отца Сергия, как всегда короткая, но пронзающая сердца, окончена. Батюшка уже вышел с крестом для целования. Прихожане подходят, прикладываются к сверкающему в его руках распятию…

Когда отцу Сергию исполнилось восемьдесят лет, он сказал:

— Вот мне и восемь десятков. Чувствую, приближается старость.

Господь даёт ему сил, и диву даёшься неутомимости отца Сергия.

Три-четыре часа ночью и часик днём — вот весь его сон. Ведь в жизни так много надо успеть сделать, повидать, прочесть, а главное — богослужить.

В восемьдесят четыре он признавался прихожанам после литургии:

— Недавно стало очень плохо. Думал, помру. Попросил силы небесные: «Нельзя ли получить ещё годика три-четыре?» Перечислил, какие намечены дела. И вот, кажется, дают.

 Александр Сегень

источник: Авва