Память: 13/26 сентября
Святой Корнилий жил во времена апостолов. Он вел безупречную жизнь и был человеком милостивым и доброжелательным. Однажды Корнилий ясно и отчетливо около трех часов после полудня наблюдал явление Ангела Господня, который приказал ему отправить людей к апостолу Петру и пригласить его к себе, чтобы услышать от него нечто важное. Корнилий сделал, как повелел ему Ангел. И действительно, апостол Петр, узнав о приглашении Корнилия и сам удостоившись подобного видения (Деян. 10:8-17), на другой день покинул Иоппию, где проповедовал Евангелие, и отправился в Кесарию Палестинскую, где находился сотник Корнилий. Добравшись до города, Петр пришел в дом Корнилия и стал проповедовать Евангелие Христово ему и всем находящимся вместе с ним в доме. После обращения их всех в веру Христову Петр окрестил их.Уверовав во
Христа и крестившись, Корнилий был послан апостолом Петром в город,
называемый Скепсией, чтобы проповедовать Евангелие. Однако весь город
был усеян идолами, а жители его были язычниками. Но Корнилий благодатью
Божьей сумел обратить их в христианство и окрестить. Среди них был даже
сам правитель города Димитрий, который со всеми членами своей семьи,
пришел к вере во Христа и принял святое крещение.
Таким образом,
святой Корнилий Сотник, апостольски прожив свою жизнь и проповедуя
Евангелие спасения, мирно предал дух свой в руки Божьи.
А.А. Ширинян, А.В. Иванов
2. Тактика ориентирования
2.2. Тактическое планирование этапа
После того, как вариант бега до КП выбран хотя бы в общих чертах, необходимо определить, за счет чего он будет реализован. Тактическое планирование включает в себя определение технических приемов ориентирования, с помощью которых будет решаться задача скорейшего преодоления этапа до очередного КП, границ участков скоростного ориентирования, точного ориентирования, так называемой «переходной зоны», а также «точки атаки КП».
Главным противоречием в ориентировании является противоречие между скоростью бега и точностью ориентирования. Устранить его можно, разбив этап на две составные части – участок скоростного ориентирования и участок точного ориентирования. На первом участке основной задачей является поддержание высокой скорости бега с сохранением такого уровня надежности и точности ориентирования, который в дальнейшем позволит перейти к точному ориентированию без особых проблем. Иными словами, в начале этапа мы жертвуем точностью ради скорости, а в конце – скоростью ради точности. Так как точное ориентирование предполагает знание своего местоположения с малой степенью погрешности, а на участке скоростного ориентирования эта погрешность может достигать значительно большей величины, необходим переходный отрезок, задача которого состоит в уменьшении погрешности в определении своего местоположения до уровня, достаточного для безошибочного выхода на КП
Прямым следствием тактического разбиения этапа является так называемый «принцип светофора», применяемый для регулирования скорости бега с ориентированием. На участке скоростного ориентирования горит зеленый свет, в переходной зоне – желтый, а при выходе на КП – красный.
Так можно доходчиво объяснить, что в начале этапа скорость максимальная, по мере приближения к КП скорость снижается, а при выходе на КП во главу угла ставится точность, ради которой можно пожертвовать скоростью (рис. 36).
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Великий вторник. Патриарх Кирилл (видео)
Поученіе во вторникъ Страстной седмицы, на литургіи. Еп. Іустинъ (Полянскій)
Поучения на Святую Четыредесятницу. В Великий Вторник. Прот. Родион Путятин
Проповедь на Страстной седмицы, Великого Вторника протоиерея Александра Дягилева
Слово в Великий Вторник. Свт. Иннокентий Херсонский
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 35, 1-13 ).
Святитель Николай Сербский:
Пять дев мудрых и пять неразумных. Мудрые несли светильники и масло, неразумные только светильники. Светильник символизирует тело, а масло – милость. Отсюда происходит слово «полиелей», то есть многая милость. Полиелей совершается на утрене, во время пения псалмов о великой Божией милости к избранному народу (См.: Пс. 134; 135.), с повторением слов: яко в век милость Его. Аллилуиа!
Мудрые девы, сохранив чистоту телесную и душевную, сохранили и милость великую, милость к тем, кто был их слабее и не освободился от греха. Неразумные, строго соблюдая чистоту телесную, немилостиво и холодно смотрели на других, надменно осуждая и презрительно отворачиваясь от них. «Справедливо называются они неразумными,– пишет святой Нил Синайский,– ибо, преуспев в трудном и едва возможном – в девстве, пренебрегли меньшим и легким».Пренебрегли милостью, состраданием, прощением! Чистые, но пустые и темные светильники! Когда наступит смерть и тела сойдут под землю, елей милости должен вести душу и освещать ей путь к Вечному Отечеству! Оставшегося без этого елея поглотит тьма.
Эта притча Христова имеет и глубокое духовное значение. Под пятью неразумными девами следует понимать внешние пять чувств. Кто живет только тем, что видит и чувствует, без контроля над чувствами и без разума, тот имеет безумную душу. Когда смерть задернет свой занавес над такой душой, она останется в полной тьме. А под пятью разумными девами подразумеваются пять внутренних чувств, которые разумно контролируют внешние чувства и владеют ими. Эти внутренние чувства в земной жизни наполняют душу светом, который остается в ней и светит, когда смерть набрасывает покрывало на чувства внешние.
Митрополит Антоний Сурожский:
Сегодняшнее евангельское чтение является частью ряда бесед Христовых о суде. Ученики Спасителя, видя стройность и как будто неразрушимую крепость города Иерусалима, спрашивают Его о судьбе этого города. Христос предупреждает их о том, что от всей этой крепости и силы не останется ничего, и что им надо быть бдительными, что им надо быть готовыми. Дальше дает Он им три притчи.
Первая говорит о том, что может оказаться поздно, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, когда уже поздно что-нибудь предпринимать. Это рассказ о десяти девах, из которых пять оказались готовыми ко встрече Господа, а пять – безумных – оказались неготовыми.
В этом – первое нам предупреждение: суд грядет, суд будет, и каждое мгновение человек должен быть готов, потому что суд нас застанет, когда мы не ожидаем его. Придет он, как говорит Господь, как вор в ночи.
Вторая притча, которую мы сегодня читали – притча о талантах… Самое в ней важное вот что: каждому человеку Господь дает нечто, что является его талантом, даром ему от Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод, и Господь нас не судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как мы отнеслись к данному нам таланту.
Но не для того был дан талант Господом, чтобы он остался бесплодным, а для того, чтобы человек, получив талант, стал другим человеком, новым человеком. То, чего не хватило у недостойного раба, было мужество, была смелость, была способность всем пожертвовать и всем рисковать, чтобы не оказаться бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость души он и был осужден.
Третья притча говорит нам о том, что плод, который мы должны принести, это плод истинной человечности. Бог не судит людей за то, что они не богословствовали, за то, что они не были велики, а за то, что они не были достойны своего человеческого звания, за то, что были жестки сердцем, черствы и неотзывчивы.
Вот притчи, которые стоят перед нами теперь: предупреждение о том, что суд грядет, предупреждение о том, что он придет внезапно, как вор в ночи, и что мы можем оказаться неготовыми, предупреждение о том, что каждому из нас дано достаточно, чтобы принести плод в радость Господу и в спасение своей души, и этот плод бесконечно прост: будь человеком, и будешь ты способен принять Господа.
Вдумайтесь в эти слова – это путь простой, а вместе с тем, в конце его стоит суд, от которого ничего нас спасти не может, потому что тому, кто окажется недостойным своего звания человека, нет пути в Царство, где мы призваны быть подобными Самому Богу.
Pages: 1 2
Благовщеніе Пресвятыя Богородицы
Праздник: 25 Марта/ 7 Апрля.
Благовещение (церк.-слав. Благовщеніе; калька греч. [ ]; лат. Annuntiatio — возвещение— евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
« Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк.1:28-33)»
По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский, в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово» привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Николай Кавасила так комментирует эти слова:
Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле.
Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет».
Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой (сравнение, взятое из Акафиста Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или коленопреклоненный) перед Святой Девой; в левой руке Архангела - райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила - трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14). Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца в черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для над рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Молитвы:
Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
Молитва Благовещению Пресвятой Богородицы
Видео:
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы. Закон Божий
Благовещение. Двунадесятые праздники
Икона «Устюжское Благовещение»
Проповеди:
Беседа 1. На Благовещение Пресвятой Богородицы. Свт. Григорий Неокесарийский.
Благовещение Пресвятой Богородицы проповедь Антония Сурожского
Благовещение Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Беседа свт. Прокла, патр.Константинопольского
Слово в неделю четвертую Великаго поста и в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. Святитель Филарет Московский
Проповедь. В день Благовещения Пресвятой Богородицы. Протоиерей Родион Путятин
Проповедь Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, протоиерей Александр Глебов
Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, протоиерей Георгий Митрофанов
Проповедь Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, протоиерей Николай Гундяев
Великое событие Благовещения и свобода Богоматери
Иконы:
Благовещение Пресвятой Богородицы
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
Аудио:
Благовещение. Архимандрит Кирилл (Павлов)
Картины:
Капков Яков Федорович
Алессандро Аллори. Благовещение
Альбертинелли Мариотто
Антонелло да Мессина. Благовещение
Беккафуми Доменико. Благовещение
Бернардо Дадди
Данте Габриэль Россетти. Благовещение
Картины Картины западных художников. Благовещение
Лорето Святой Дом Богородицы
И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! …осанна в вышних! И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм… (Мк. 11:7-11)
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Пасхи. В этом богослужении воспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий.
О
входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий
повествуют все четыре евангелиста (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк.
19,29-44; Ин. 12,12-19). Когда, после чудесного воскрешения Лазаря,
Христос отправился для празднования Пасхи в Иерусалим, множество народа,
собравшегося отовсюду к празднику, прослышав про те чудеса, которые
сотворил Христос, с ликованием и радостью встречали въезжающего в город
на осляти Господа с торжественностью, с какою в древние времена на
Востоке сопровождали царей. У евреев был обычай: цари-победители
въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ торжественными криками,
с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Так и в эти дни,
иерусалимляне взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Христу и
восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь
Израилев!» Многие подстилали Ему под ноги свои одежды, срезали ветви с
пальм и бросали по дороге. Уверовав в могущественного и благого Учителя,
простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел
освободить его. Но всего лишь через несколько дней те, кто воспевал
«Осанна!» будут кричать «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях
наших!».
Первосвященники же и книжники негодовали на это торжество,
говоря Иисусу: «Слышишь ли, что они говорят?» Христос же отвечал им на
это: «Да! Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей
Ты устроил хвалу» (Пс.8, 3)? (Мф. 21, 16)
Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего - от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.
На следующий день Христос вошел в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей: в те времена в храме можно было купить жертвенных животных, поэтому в храме стоял сильный шум, производимый животными. Христос говорил меновщикам: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил.
Церковное почитание этих событий восходит к глубокой древности. Уже в IV веке упоминается о праздновании этого праздника в Иерусалимской Церкви. На Руси также издревле почитался этот праздник. Существовала даже традиция, прерванная в Петровские времена, выезда Предстоятеля Русской Церкви в этот день на осле, которого вел сам Царь.
В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, что жители Иерусалима встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) День Входа Господня в Иерусалим называется Неделею "Ваий" или "Цветоносною". На Руси он получил название "Вербного воскресенья", потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами.
Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой. При освящении верб читается молитва: "Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!"
Символика иконы «Вход Господень в Иерусалим»
Проповеди:
Беседа на Вход Господень в Иерусалим. Святитель Иоанн Златоуст
Благословен Грядущий. Митрополит Превезы и Никополя Мелетий (Каламарас)
Вербное воскресение. Протопресвитер Александр Шмеман
Кратковременное прославление Христа. Митрополит Неаполи и Ставруполи Варнавас
Слово въ недлю Ваій . Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)
Слово въ недлю Ваій. Архіеп. Арсеній (Брянцевъ)
Слово на Вербное Воскресенье Кирилла Туровского
Проповедь в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Протоиерей Валентин Амфитеатров
Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова
Поучение. В Неделю Ваий. Прот. Родион Путятин
Поученіе. Въ шестую неделю Великаго поста. Еп. Іустинъ Полянскій
Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Проповедь протоиерея Александра Дягилева
Проповедь на седмицу 6-ю Великого поста (седмица ваий) архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Видео:
Вход Господен в Иерусалим. Вербное воскреснье
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Праздник 'Вербное воскресенье'
Поэзия
Вербочки («Мальчики да девочки...»). Александр Александрович Блок
Лазарева суббота занимает исключительное место в церковном календаре. Этот праздник выбивается из сорока покаянных дней Великого поста, равно как и из скорбных дней Страстной недели, начинающейся Страстным понедельником и заканчивающейся Страстной пятницей.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье знаменуют собой некую радостную прелюдию перед последующими, исполненными скорби днями. Два важных события связаны с Вифанией: здесь Иисус воскресил Лазаря и начал Свой путь в Иерусалим.
Воскресение Лазаря – событие, обладающее исключительно важным смыслом. Оно таинственным образом связано с Воскресением Нашего Господа и играет роль его живого пророчества. Можно сказать, что Лазарь, воскресение которого произошло в преддверье Страстной недели, является предвестником победы Христа над смертью, равно как и святой Иоанн Предтеча накануне Богоявления предвещает Явившегося Христа. Однако помимо этого основного его значения, воскресение Лазаря обладает и другими смысловыми оттенками, которые нам полезно будет рассмотреть.
Воскресение Лазаря предвещает воскресение мертвых, являющееся последствием Воскресения Христа: “Лазаря умерша четверодневнаго воскресил еси из ада Христе, прежде Твоея смерти, потряс смертную державу, и единым любимым всех человек провозвещаяй из тли свобождение”. Лазарева суббота в некотором смысле представляет собой праздник всех мертвых. Он дает нам возможность подтвердить нашу веру в Воскресение. Господь наш, желая укрепить веру Марфы, говорит важные слова, касающиеся усопших. Он сказал Марфе: “Воскреснет брат твой”. Марфа ответила: “Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день” (Ин. 11:24). На что Христос сказал: “Я есмь воскресение и жизнь”. Вера Марфы оказалась слаба в двух отношениях. Во-первых, она считала, что воскресение брата случится исключительно в будущем, и, во-вторых, связывала его воскресение только с всеобщим воскресением. Иисус, тем не менее, показывает, что воскресение имеет место в настоящем, поскольку Он является не просто посредником, но самим воскресением и жизнью. Усопшие живут при помощи Христа и во Христе. Их жизнь связана с личным присутствием Христа и выражается в нем. Если мы хотим духовно объединиться с нашим умершим братом, которого мы очень любили, следует не пытаться воскресить его в своей памяти, но войти в общение с Иисусом и в Нем найти своего брата.
Воскресение Лазаря – удивительное разъяснение христологической догмы. Оно показывает нам, как в лице Христа Божественная и человеческая природы соединяются, не смешиваясь: “Воскресение и жизнь человеком сый Христе, гробу Лазареву предстал еси, уверяя нам два существа Твоя”.
С одной стороны, Иисус-человек может уступить скорби в потере друга: “Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как любил Он его” (Ин. 11:35-36). С другой стороны, Иисус-Бог, имея власть, приказывает смерти: “Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший” (Ин. 11:43-44).
И наконец, воскресение Лазаря побуждает грешника надеяться на то, что даже если духовно он мертв, он имеет возможность вернуться к жизни: “И мене Человеколюбче мертва страстьми, яко Сострадателен воскреси, молюся”. Иногда кажется, что подобное духовное воскресение невозможно, равно как и воскресение Лазаря: “Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе” (Ин. 11:39). Но все возможно для Христа: и обращение самого жестокосердного грешника, и воскресение мертвого: “Иисус говорит: отнимите камень” (Ин. 11:39).
Вот что откроется нам, если мы в субботу пойдем в Вифанию на могилу Лазаря. Но мы не ждем встречи с Лазарем. В Вифании мы хотим встретить Иисуса, и вместе с Ним начать в нынешнем году Страстную неделю. Он Сам призывает нас к этому и ждет. Марфа тайно пришла к своей сестре и сказала: “Учитель здесь и зовет тебя”. И Мария, “как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему”. Господь зовет меня, желая, чтобы в дни Его страданий я не оставил Его. Именно в эти дни Он хочет открыться мне, пусть уже тлеющему, новым удивительным образом. Господи, я иду.
Лев Жилле, “Пасхальное благоговение”, изд-во “Акрита”, стр. 51-55
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Воскрешение Лазаря. По житиям Филарета Черниговского
Проповедь протоиерея Александра Глебова в Лазареву субботу
Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского
Поученіе въ день воскрешенія Лазаря. Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.)
Слово въ субботу Лазареву. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій
Поучение. В Лазареву субботу. Протоиерей Родион Путятин
Поученіе. Въ Лазареву субботу. Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)
Видео:
Воскрешение Лазаря. Закон Божий
Воскрешение Лазаря. М.Достоевский
Воскресение Лазаря. Евгения Смольянинова
Картины:
Лазарь из Вифании. Воскрешение праведного Лазаря
Рассказ детям о евангельских событиях
Первая встреча. Константин Мацан Иисус Христос. Книга вторая. Глава вторая. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса. Анри Дидон
Молитвы:
Акафист Богоявлению (Крещению) Господню
Проповеди:
Богоявленіе. Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Крещение Господне. Димитрий Ростовский
Крещение Господне. Митр. Сурожский Антоний.
Крещение Господне. Митр. Сурожский Антоний.
Поученіе. Навечеріе Богоявленія Господня, предъ освященіемъ воды
Поученіе. Праздникъ Богоявленія. Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Праздник Крещения Господня. Святитель Иоанн (Максимович)
Проповедь на Крещение Господне. Священник Георгий Чистяков
Слово 38 на Богоявление, или на Рождество Спасителя. Святитель Григорий Богослов
Слово святого Иоанна Златоустого на Богоявление Господне
Слово въ день Богоявленія Господня. Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.)
Толкование на святого Матвея Евангелиста, Беседа 12. Святитель Иоанн Златоуст
Видео:
Двунадесятые праздники. Крещение Господне
О празднике Крещения Господня. Беседы с батюшкой
Святое Богоявление Крещение Господне
Великие праздники. Крещение Господне
Богоявление на Святой Горе Афон
Аудио:
Крещение Господне. Архимандрит Кирилл (Павлов)
Картины:
Крещение Господне. Русские художники
О Святой Воде:
Молитвы:
Кондак, или песнь на Рождество Христово. Творение св. Романа Сладкопевца
О Празднике:
Встречаем Рождество правильно: 10 советов от епископа Ионы (Черепанова)
Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Воскресенье перед Рождеством Христовым: благая весть
Иконография Рождества Христова. Е. Луковникова
Рождество Христово в Евангелии — и в истории
2 [Рождение Иисуса]. Арабское евангелие детства Спасителя
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века
Традиция «Христопсомо» («Христов хлеб»)
Царские часы навечерия Рождества Христова
Проповеди:
Бесда въ навечеріе Рождества Христова. Архіеп. Димитрій (Муретовъ)
Бесда на Рождество Христово. Свт. Григорій Неокесарійскій
Бесда на литургіи въ навечеріи Рождества Христова. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій
Бесда на день Рождества Христова. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій
Богомладенец. Протопресвитер Александр Шмеман
В навечерие Рождества Христова. Протоиерей Родион Путятин
В день Рождества Христова. Протоиерей Родион Путятин
О воплощении Христовом. Проповедь митрополита Антония Сурожского
Поученіе предъ праздникомъ Рождества Христова
Поученіе. Наканун Рождества Христова
Поученіе. Рождество Господа нашего Іисуса Христа
Поученіе. Праздникъ Р. Христова. Второй день праздника
Проповедь на Рождество Христово. Священномученик Иларион (Троицкий)
Проповедь на Отдание праздника Рождества Христова протоиерея Георгия Полякова
Рождество Христово. Вилеемъ спитъ!.. Кипріанъ (Соловьевъ), еп. Семипаланинскій
Рождественское посланіе 1951 года. Архіеп. Никонъ (Рклицкій)
Рождественское послание 2015 года. Митрополит Николай (Хадзиниколау)
Слово IV на Рождество Господне. Святитель Лев Великий
Слово V на Рождество Господне. Святитель Лев Великий
Слово въ день Рождества Христова. Архіеп. Василій (Лужинскій) († 1879 г.)
Слово о Рождеств Господа и Бога и Спаса нашего Ісуса Христа, въ томъ же и на іудея. Преп. Максимъ Грекъ
Слово въ день Рождества Христова. Архіеп Макарій Миролюбовъ
Слово на Рождество Христово. Святитель Иннокентий Херсонский
Слово Въ день Рождества Христова. Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій
Слово на Рождество Христа Спасителя. Еп. Гавріилъ (Кикодзе) († 1896 г.)
Слово въ день Рождества Господа нашего Іисуса Христа. Прот. еодоръ Титовъ
Христос рождается; славьте! Святитель Григорий Богослов
Церковная проповдь на Рождество Христова. Свщмч. Іоаннъ Восторговъ
Рождественское послание Патриарха КИРИЛЛА. 2011 г.
Рождественское Послание Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. 2012 г.
Рождественское послание Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины 2015
К Рождеству можно подходить лишь с верой. Афанасиос Мустакас, богослов
Христос и глобализация. Архимандрит Георгий (Капсанис),
Видео:
Вечные тайны. К 2000-летию Рождества Христова
Рождество Христово. Закон Божий, ч. 89
Школа Андрея Рублева «Рождество Христово»
Рождество В Боровске ( у Отца Власия)