Второе опровержение иконоборцев. Преп. Феодор Студит ч.2
- 11.09.11, 06:45
Второе опровержение иконоборцев. Преп. Феодор Студит (продолжение)
Еретик. Откуда это у тебя взято? Я не могу признать тебя в значении новоявленного законодателя.
11. Православный. Это - мнение двух богоглаголивых (отцов). Так, Дионисий Ареопагит говорит: "истина - в подобии, первообраз - в образе, и одно в другом, кроме различия сущности". И Василий Великий, в свою очередь, говорит: "если кто внимательно рассматривает на площади царское изображение и назовет царем того, кто (изображен) на доске, то он этим не признает двух царей, - изображение и того, чье это изображение; равным образом, если бы он, указав на изображение, начертанное на доске, сказал: "это - царь", - то он не лишил бы первообраз имени царя; вернее, - он этим признанием подтвердил бы почтение к царю. Ибо, если изображение, по его словам, есть царь, то, конечно, тем более естественно быть царем тому, кто послужил причиною для этого изображения" [Против Савеллия (беседа 27-я)]. И опять в другом месте св. Василий говорит: "всяким способом сработанное изображение,
переведенное с первообраза на вещество, получает его подобие и отражает его форму, благодаря замыслу художника и искусству руки. Так живописец, так резчик на камне, так работающий золотую или медную статую - взял материал, посмотрел на первообраз, воспринял внешний вид рассматриваемого предмета и напечатлел его на веществе" [Против Евномия, книга 5].
Еретик. Хотя отцы и любомудрствовали таким образом, однако, без сомнения, у них не сказано, что почитание того и другого - общее.
12. Православный. Если божественный Василий говорит, что признание подобия подтверждает почитание первообраза, то что иное может тебе казаться, как не то, что тому и другому (должно быть воздаваемо)
одно почитание, или поклонение?
Еретик. Относительно почитания и я согласен, но не относительно поклонения, ибо от тебя, а не от отца исходит (такое) переименование.
13. Православный. Что же (ты разумеешь), когда слышишь слова блаженного Афанасия: "в изображении царя (наблюдается) вид и внешняя форма, и в (самом) царе имеется подобие с тем, что (усматривается) в изображении царя, так что смотрящий на изображение видит в нем царя; в свою очередь, тот, кто видит царя, узнает, что именно он (представлен) в изображении. Так как подобие не различается (от первообраза), то изображение могло бы сказать тому, кто пожелал бы после изображения видеть царя: "я и царь - одно; я - в нем, и он - во мне; и то, что ты видел во мне, то же самое видишь и в нем; и то, что
видишь в нем, это же самое усматриваешь и во мне. Посему поклоняющийся изображению поклоняется в нем царю, ибо изображение - его образ и вид" [Четвёртая речь против ариан]. Подобным же образом, - прибавлю от себя, - поклоняющийся изображению креста поклоняется в нем животворящему кресту. Ибо образ (креста) - его вид и очертание.
Еретик. Оставь в настоящем случае говорить о кресте: он - непобедимый памятник победы против диавола.
14. Православный. И ты оставь говорить здесь об изображении Христа. Ибо Он - Спаситель мира; ради Него и крест, бывший прежде орудием гибели, - сделался символом нетления, после того как Христос на нем был распят.
Еретик. Но невозможно, чтобы Его изображение получало участие в поклонении Христу, и чтобы оно называлось тем же именем, как и Христос.
15. Православный. Прими и от меня подобное же возражение.
Не позволено также и то, чтобы в поклонении животворящему кресту получало участие его изображение, и чтобы оно называлось так же, как и животворящее древо.
Еретик. Полно (говорить) нелепости! Ведь есть одно и общее поклонение тому и другому; и каким именем называется животворящее древо, тем же самым, одинаково с ним, называется и его изображение, ибо и то, и другое - крест.
16. Православный. От тебя - моя победа, так как и я говорю совершенно одинаковое. Точно таким же образом одно и общее поклонение Христу и Его изображению, и каким именем называется Христос, тем же
самым - и Его собственное изображение. Ведь то и другое есть Христос, как ранее показало учение богоносных (отцов). И что говорится о первообразе, то же самое может быть сказано и о Его подобии, - но в отношении к первообразу это говорится в смысле соименном и главном, а в отношении к подобию - в значении только сходном и не в собственном.
Еретик. В каком смысле ты это говоришь? Я еще не понимаю отчетливо.
17. Православный. Тот крест, на котором был вознесен Христос, называется в точном смысле крестом - и по значению наименования, и по природе оживотворенного древа. Что же касается его изображения, то оно называется крестом только по значению наименования, а не по природе оживотворенного древа; ибо это изображение состоит или из какого-нибудь дерева, или из золота, или из серебра, или из камня, или
из какого-нибудь другого материального состава. И оно получает участие в имени первообраза, а равно и в его почитании и поклонении; по природе же оно совершенно ему чуждо. Поэтому, какими именами называется животворящий крест, теми же наименованиями называется и его изображение.
Если бы мы назвали крест похвалою вселенной, то совершенно так же и его изображение должно быть названо похвалою вселенной. Если мы скажем, что (животворящий крест) - свет и жизнь, то точно так же и его изображение должно быть названо светом и жизнью. Если мы назовем (животворящий крест) пламенем для демонов, то точно так же пламенем для демонов должно быть названо и его изображение. И невозможно указать какого-либо такого обозначения первообраза, которым бы не называлось и подобие. Таково же учение и относительно Христа и Его изображения. Сам Христос называется
вместе Богом и человеком, - и по значению наименования, и по природе Божества и человечества. Что же касается Его изображения, то оно называется Христом по образу наименования, а не по природе Божества и человечества. По качеству же оно есть или живописное произведение, или разнообразное сочетание из мозаики, или (произведение) скульптурного искусства, или же приготовлено то из золота, то из серебра, то из другого какого-либо материала. И в отношении имени изображение сходно с первообразом, равно как и в отношении чести и поклонения, по природе же совершенно обособлено от него. Поэтому, какими именами назван Иисус Христос, такими же называется и Его изображение. Если назовем Христа Господом славы, то и Его изображение равным образом называется Господом славы. Если назовем Христа Божиею силою и Божиею премудростью, то и Его изображение точно таким же образом называется Божиею силою и Божиею премудростию. Если назовем Христа Сыном Человеческим, то Сыном же Человеческим совершенно одинаково называется и Его изображение. Поэтому, коль скоро Сам Бог Слово говорит: "Аз есмь свет миру" (Ин.8:12), то же самое могло бы сказать посредством надписания и Его изображение. Равным образом, если Христос говорит: Мне "поклонится всякое колено, небесных и земных, и преисподних", - то это могло бы сказать чрез надписание и Его
изображение. Далее, - так как Христос говорит: "Аз есмь воскресение и живот" (Ин.14:6), - то же самое могло бы сказать посредством надписания и Его изображение. И какими бы именами ни обозначался Спаситель в боговдохновенном Писании, (каждым из них) может быть названо и Его изображение.
Еретик. Доказательство тожества обширно, и ты хочешь сказать не что иное, как - подобие есть то же самое, что первообраз.
Однако, где же (сказано, что) поклонилось или поклонится изображению Христа всякое колено небесных, земных и преисподних?
18. Православный. Тебе следует обратить внимание на то, что говорит славный многими победами Афанасий. "В изображении царя, говорит он, (наблюдается) вид и внешняя форма (его), и в самом царе
имеется подобие с тем, что усматривается в изображении царя". И опять: "изображение могло бы сказать: я и царь - одно; я - в нем, и он - во мне; и то, что ты видел во мне, то же самое видишь и в нем; и то, что видишь в нем, это же самое усматриваешь и во мне. Посему, поклоняющийся изображению поклоняется в нем царю, ибо изображение - его образ и вид". И божественный Кирилл, в свою очередь, говорит: "если бы кто-нибудь, рассматривая прекрасно нарисованное изображение, стал удивляться осанке царя и, имея возможность видеть в изображении то же самое, что наблюдается в самом царе, - при всем том сильно пожелал бы увидеть самого царя; то изображение справедливо могло бы сказать ему: видящий меня видит царя. И опять: я и царь - одно, насколько это касается подобия и точнейшего сходства. И опять (изображение могло бы сказать): я - в царе, и царь - во мне, - соответственно очертанию вида, потому что изображение в совершенстве представляет его образ, а этот последний
сохраняется в нем (т.е. в царе)" [Сокровище о Святой и Единосущной Троице, гл. 12]. Ты мог бы понять, что когда поклонение воздается Христу, то и Его изображению воздается поклонение, как находящемуся во Христе; и когда поклонение воздается Его изображению, то поклонение воздается и Христу, ибо в нем (т.е. в изображении) поклоняемый (есть именно Христос). И если Христу, бесспорно, поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, то ясно, что всякое колено небесных, земных и преисподних несомненно (поклоняется) и Его изображению, как находящемуся во Христе. Таким образом, сходство первообраза и изображения указывается только в отношении имени, равно (утверждается)
тожество поклонения, а не вещества (изображения и природы первообраза), которое и не может получить участия в поклонении, хотя изображаемый и в нем (т.е. в веществе) является поклоняемым.
Для удостоверения в сказанном весьма хорошо было бы подтвердить речь и отеческим свидетельством. У святого Софрония в (повествовании) о чудесах Кира мученика и Иоанна рассказывается буквально следующее.
"Пришедши в некоторый превосходный храм, своим видом внушавший трепет и в высшей степени величественный, высотою достигающий до самых небес, и находясь внутри его, мы смотрели на величайшую и удивительную икону, представляющую в средине Господа Христа, написанного красками, с левой стороны - Матерь Христа, Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, с правой стороны - Иоанна Крестителя и Предтечу Спасителя, который из чрева приветствовал Его взыгранием, потому что он, если бы и стал говорить, то, находясь во чреве, не был бы услышан. На иконе мы увидели и некоторых из лика апостолов и пророков (и) из сонма мучеников. С ними находились и сами Кир и Иоанн мученики. Они, став пред изображением, припадали к ногам Господа, преклонив колена, держа головы на земле и предстательствуя о выздоровлении юноши". И, спустя немного, продолжает: "став недалеко от иконы и находясь близ друг друга, (один из них) сказал: видишь, что Господь не хочет тебе даровать исцеление". И еще дальше: "и подойдя к иконе в третий раз, они обратились с прежде упомянутыми словами; и когда они в течение долгого времени молились, исполняя приказанное им, и восклицали, - Христос, как милосердный, сжалившись, склонился в знак согласия и изрек: дайте ему исполнение просимого пред иконою" [Acta Sanctorum (изд. Болландистов, 3 января (р.1082)]. Видишь, что мученики припадали к иконе, как к Самому Христу; от иконы, как от Самого Христа, вышел и голос, обещающий (исполнение) просьбы. Чему поклоняются мученики, тому же поклоняться, без сомнения, даровано и ангелам.
Еретик. Это - теория, и, хотя рассказывается у святого, однако не имеет подтверждения в догматическом основании.
19. Православный. Что это - теория, я согласен; однако она не была бы записана у святого, если бы не была справедлива.
Догматическое основание представлено у нас прежде; теперь же нами, для примера, взят (рассказ) о виденном происшествии. Ведь примеры и суть и называются очевидными свидетельствами того, о чем говорится. В данном случае блаженный Афанасий объясняет [в творении "О страдании иконы Господа нашего Иисуса Христа"] нечто еще более удивительное, давая понять, что все, относящееся к подобию, имеет такое общение с первообразом, что и страдание изображения Христова является страданием
Самого Христа. Он так говорит: "Обратите очи ума вашего и смотрите на это новое зрелище. Однажды иудеи, повергши на землю икону Господа нашего Иисуса Христа, сказали: как отцы наши некогда издевались над Ним, так и мы будем издеваться над Ним. И вот, сошедшись отовсюду, они начали
плевать в лицо изображения Христа, и ударяли икону по лицу, говоря: что отцы наши сделали Ему, мы сделаем Его изображению. И опять говорили: как издевались они над Ним, и мы то же самое сделаем. И вот они совершили над иконой Господа бесчисленные издевательства, о которых мы не решаемся
даже говорить. Потом они говорят: мы слышали, что они пригвоздили руки и ноги Его; это же и мы сделаем с Ним. И вот руки и ноги иконы Господа они пронзили гвоздями. Пришедши в состояние бешенства, они опять говорят: мы слышали, что (наши предки) из губки напоили Его уксусом и
желчью; сделаем и мы Ему (то же). И сделали это, поднеся к устам изображения Господа губку, наполненную уксусом. Снова говорят: мы узнали, что предки наши били Его тростью по голове; то же самое и мы сделаем. И, взяв трость, били (ею) по голове Господа. Наконец, говорят: мы достоверно знаем, что (наши предки) пронзили Его бок копьем; ничего не опустим, но присоединим и это. И, приказав принести копье, они поручили одному из своих поднять его и ударить в ребро изображения
Господа. И, когда это совершилось, тотчас из иконы вытекла в изобилии кровь и вода". Видишь ли значение того, о чем говорится? Я же не стану еще говорить об исцелениях, совершившихся над теми, кои вкушали того, что истекло из ребра.
Еретик. Чудо было явлено иудеям, так как знамения бывают неверным, а не верующим.
20. Православный. И я согласен (с этим). Однако, хотя теперь и не совершаются знамения, тем не менее подобие получает поклонение общее с первообразом; равно как и наоборот, - первообраз (получает поклонение общее) с подобием, и тому и другому бывает одно поклонение, соответственно тому, что сказано относительно животворящего креста и его (рельефного) изображения. Признание изображения есть признание животворящего креста, равно как и отрицание (изображения есть отрицание) животворящего креста. Соответственным образом понимай и относительно изображения Христа и Самого Христа.
Еретик. Это хорошо сказано и представляется совершенно естественным относительно божественного креста и его (рельефного) изображения, а не в отношении ко Христу и Его изображению. Эго - пример
не подходящий, ибо икону должно сравнивать с иконой, и рельефное изображение с рельефом.
Еретик. Откуда это у тебя взято? Я не могу признать тебя в значении новоявленного законодателя.
11. Православный. Это - мнение двух богоглаголивых (отцов). Так, Дионисий Ареопагит говорит: "истина - в подобии, первообраз - в образе, и одно в другом, кроме различия сущности". И Василий Великий, в свою очередь, говорит: "если кто внимательно рассматривает на площади царское изображение и назовет царем того, кто (изображен) на доске, то он этим не признает двух царей, - изображение и того, чье это изображение; равным образом, если бы он, указав на изображение, начертанное на доске, сказал: "это - царь", - то он не лишил бы первообраз имени царя; вернее, - он этим признанием подтвердил бы почтение к царю. Ибо, если изображение, по его словам, есть царь, то, конечно, тем более естественно быть царем тому, кто послужил причиною для этого изображения" [Против Савеллия (беседа 27-я)]. И опять в другом месте св. Василий говорит: "всяким способом сработанное изображение,
переведенное с первообраза на вещество, получает его подобие и отражает его форму, благодаря замыслу художника и искусству руки. Так живописец, так резчик на камне, так работающий золотую или медную статую - взял материал, посмотрел на первообраз, воспринял внешний вид рассматриваемого предмета и напечатлел его на веществе" [Против Евномия, книга 5].
Еретик. Хотя отцы и любомудрствовали таким образом, однако, без сомнения, у них не сказано, что почитание того и другого - общее.
12. Православный. Если божественный Василий говорит, что признание подобия подтверждает почитание первообраза, то что иное может тебе казаться, как не то, что тому и другому (должно быть воздаваемо)
одно почитание, или поклонение?
Еретик. Относительно почитания и я согласен, но не относительно поклонения, ибо от тебя, а не от отца исходит (такое) переименование.
13. Православный. Что же (ты разумеешь), когда слышишь слова блаженного Афанасия: "в изображении царя (наблюдается) вид и внешняя форма, и в (самом) царе имеется подобие с тем, что (усматривается) в изображении царя, так что смотрящий на изображение видит в нем царя; в свою очередь, тот, кто видит царя, узнает, что именно он (представлен) в изображении. Так как подобие не различается (от первообраза), то изображение могло бы сказать тому, кто пожелал бы после изображения видеть царя: "я и царь - одно; я - в нем, и он - во мне; и то, что ты видел во мне, то же самое видишь и в нем; и то, что
видишь в нем, это же самое усматриваешь и во мне. Посему поклоняющийся изображению поклоняется в нем царю, ибо изображение - его образ и вид" [Четвёртая речь против ариан]. Подобным же образом, - прибавлю от себя, - поклоняющийся изображению креста поклоняется в нем животворящему кресту. Ибо образ (креста) - его вид и очертание.
Еретик. Оставь в настоящем случае говорить о кресте: он - непобедимый памятник победы против диавола.
14. Православный. И ты оставь говорить здесь об изображении Христа. Ибо Он - Спаситель мира; ради Него и крест, бывший прежде орудием гибели, - сделался символом нетления, после того как Христос на нем был распят.
Еретик. Но невозможно, чтобы Его изображение получало участие в поклонении Христу, и чтобы оно называлось тем же именем, как и Христос.
15. Православный. Прими и от меня подобное же возражение.
Не позволено также и то, чтобы в поклонении животворящему кресту получало участие его изображение, и чтобы оно называлось так же, как и животворящее древо.
Еретик. Полно (говорить) нелепости! Ведь есть одно и общее поклонение тому и другому; и каким именем называется животворящее древо, тем же самым, одинаково с ним, называется и его изображение, ибо и то, и другое - крест.
16. Православный. От тебя - моя победа, так как и я говорю совершенно одинаковое. Точно таким же образом одно и общее поклонение Христу и Его изображению, и каким именем называется Христос, тем же
самым - и Его собственное изображение. Ведь то и другое есть Христос, как ранее показало учение богоносных (отцов). И что говорится о первообразе, то же самое может быть сказано и о Его подобии, - но в отношении к первообразу это говорится в смысле соименном и главном, а в отношении к подобию - в значении только сходном и не в собственном.
Еретик. В каком смысле ты это говоришь? Я еще не понимаю отчетливо.
17. Православный. Тот крест, на котором был вознесен Христос, называется в точном смысле крестом - и по значению наименования, и по природе оживотворенного древа. Что же касается его изображения, то оно называется крестом только по значению наименования, а не по природе оживотворенного древа; ибо это изображение состоит или из какого-нибудь дерева, или из золота, или из серебра, или из камня, или
из какого-нибудь другого материального состава. И оно получает участие в имени первообраза, а равно и в его почитании и поклонении; по природе же оно совершенно ему чуждо. Поэтому, какими именами называется животворящий крест, теми же наименованиями называется и его изображение.
Если бы мы назвали крест похвалою вселенной, то совершенно так же и его изображение должно быть названо похвалою вселенной. Если мы скажем, что (животворящий крест) - свет и жизнь, то точно так же и его изображение должно быть названо светом и жизнью. Если мы назовем (животворящий крест) пламенем для демонов, то точно так же пламенем для демонов должно быть названо и его изображение. И невозможно указать какого-либо такого обозначения первообраза, которым бы не называлось и подобие. Таково же учение и относительно Христа и Его изображения. Сам Христос называется
вместе Богом и человеком, - и по значению наименования, и по природе Божества и человечества. Что же касается Его изображения, то оно называется Христом по образу наименования, а не по природе Божества и человечества. По качеству же оно есть или живописное произведение, или разнообразное сочетание из мозаики, или (произведение) скульптурного искусства, или же приготовлено то из золота, то из серебра, то из другого какого-либо материала. И в отношении имени изображение сходно с первообразом, равно как и в отношении чести и поклонения, по природе же совершенно обособлено от него. Поэтому, какими именами назван Иисус Христос, такими же называется и Его изображение. Если назовем Христа Господом славы, то и Его изображение равным образом называется Господом славы. Если назовем Христа Божиею силою и Божиею премудростью, то и Его изображение точно таким же образом называется Божиею силою и Божиею премудростию. Если назовем Христа Сыном Человеческим, то Сыном же Человеческим совершенно одинаково называется и Его изображение. Поэтому, коль скоро Сам Бог Слово говорит: "Аз есмь свет миру" (Ин.8:12), то же самое могло бы сказать посредством надписания и Его изображение. Равным образом, если Христос говорит: Мне "поклонится всякое колено, небесных и земных, и преисподних", - то это могло бы сказать чрез надписание и Его
изображение. Далее, - так как Христос говорит: "Аз есмь воскресение и живот" (Ин.14:6), - то же самое могло бы сказать посредством надписания и Его изображение. И какими бы именами ни обозначался Спаситель в боговдохновенном Писании, (каждым из них) может быть названо и Его изображение.
Еретик. Доказательство тожества обширно, и ты хочешь сказать не что иное, как - подобие есть то же самое, что первообраз.
Однако, где же (сказано, что) поклонилось или поклонится изображению Христа всякое колено небесных, земных и преисподних?
18. Православный. Тебе следует обратить внимание на то, что говорит славный многими победами Афанасий. "В изображении царя, говорит он, (наблюдается) вид и внешняя форма (его), и в самом царе
имеется подобие с тем, что усматривается в изображении царя". И опять: "изображение могло бы сказать: я и царь - одно; я - в нем, и он - во мне; и то, что ты видел во мне, то же самое видишь и в нем; и то, что видишь в нем, это же самое усматриваешь и во мне. Посему, поклоняющийся изображению поклоняется в нем царю, ибо изображение - его образ и вид". И божественный Кирилл, в свою очередь, говорит: "если бы кто-нибудь, рассматривая прекрасно нарисованное изображение, стал удивляться осанке царя и, имея возможность видеть в изображении то же самое, что наблюдается в самом царе, - при всем том сильно пожелал бы увидеть самого царя; то изображение справедливо могло бы сказать ему: видящий меня видит царя. И опять: я и царь - одно, насколько это касается подобия и точнейшего сходства. И опять (изображение могло бы сказать): я - в царе, и царь - во мне, - соответственно очертанию вида, потому что изображение в совершенстве представляет его образ, а этот последний
сохраняется в нем (т.е. в царе)" [Сокровище о Святой и Единосущной Троице, гл. 12]. Ты мог бы понять, что когда поклонение воздается Христу, то и Его изображению воздается поклонение, как находящемуся во Христе; и когда поклонение воздается Его изображению, то поклонение воздается и Христу, ибо в нем (т.е. в изображении) поклоняемый (есть именно Христос). И если Христу, бесспорно, поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, то ясно, что всякое колено небесных, земных и преисподних несомненно (поклоняется) и Его изображению, как находящемуся во Христе. Таким образом, сходство первообраза и изображения указывается только в отношении имени, равно (утверждается)
тожество поклонения, а не вещества (изображения и природы первообраза), которое и не может получить участия в поклонении, хотя изображаемый и в нем (т.е. в веществе) является поклоняемым.
Для удостоверения в сказанном весьма хорошо было бы подтвердить речь и отеческим свидетельством. У святого Софрония в (повествовании) о чудесах Кира мученика и Иоанна рассказывается буквально следующее.
"Пришедши в некоторый превосходный храм, своим видом внушавший трепет и в высшей степени величественный, высотою достигающий до самых небес, и находясь внутри его, мы смотрели на величайшую и удивительную икону, представляющую в средине Господа Христа, написанного красками, с левой стороны - Матерь Христа, Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, с правой стороны - Иоанна Крестителя и Предтечу Спасителя, который из чрева приветствовал Его взыгранием, потому что он, если бы и стал говорить, то, находясь во чреве, не был бы услышан. На иконе мы увидели и некоторых из лика апостолов и пророков (и) из сонма мучеников. С ними находились и сами Кир и Иоанн мученики. Они, став пред изображением, припадали к ногам Господа, преклонив колена, держа головы на земле и предстательствуя о выздоровлении юноши". И, спустя немного, продолжает: "став недалеко от иконы и находясь близ друг друга, (один из них) сказал: видишь, что Господь не хочет тебе даровать исцеление". И еще дальше: "и подойдя к иконе в третий раз, они обратились с прежде упомянутыми словами; и когда они в течение долгого времени молились, исполняя приказанное им, и восклицали, - Христос, как милосердный, сжалившись, склонился в знак согласия и изрек: дайте ему исполнение просимого пред иконою" [Acta Sanctorum (изд. Болландистов, 3 января (р.1082)]. Видишь, что мученики припадали к иконе, как к Самому Христу; от иконы, как от Самого Христа, вышел и голос, обещающий (исполнение) просьбы. Чему поклоняются мученики, тому же поклоняться, без сомнения, даровано и ангелам.
Еретик. Это - теория, и, хотя рассказывается у святого, однако не имеет подтверждения в догматическом основании.
19. Православный. Что это - теория, я согласен; однако она не была бы записана у святого, если бы не была справедлива.
Догматическое основание представлено у нас прежде; теперь же нами, для примера, взят (рассказ) о виденном происшествии. Ведь примеры и суть и называются очевидными свидетельствами того, о чем говорится. В данном случае блаженный Афанасий объясняет [в творении "О страдании иконы Господа нашего Иисуса Христа"] нечто еще более удивительное, давая понять, что все, относящееся к подобию, имеет такое общение с первообразом, что и страдание изображения Христова является страданием
Самого Христа. Он так говорит: "Обратите очи ума вашего и смотрите на это новое зрелище. Однажды иудеи, повергши на землю икону Господа нашего Иисуса Христа, сказали: как отцы наши некогда издевались над Ним, так и мы будем издеваться над Ним. И вот, сошедшись отовсюду, они начали
плевать в лицо изображения Христа, и ударяли икону по лицу, говоря: что отцы наши сделали Ему, мы сделаем Его изображению. И опять говорили: как издевались они над Ним, и мы то же самое сделаем. И вот они совершили над иконой Господа бесчисленные издевательства, о которых мы не решаемся
даже говорить. Потом они говорят: мы слышали, что они пригвоздили руки и ноги Его; это же и мы сделаем с Ним. И вот руки и ноги иконы Господа они пронзили гвоздями. Пришедши в состояние бешенства, они опять говорят: мы слышали, что (наши предки) из губки напоили Его уксусом и
желчью; сделаем и мы Ему (то же). И сделали это, поднеся к устам изображения Господа губку, наполненную уксусом. Снова говорят: мы узнали, что предки наши били Его тростью по голове; то же самое и мы сделаем. И, взяв трость, били (ею) по голове Господа. Наконец, говорят: мы достоверно знаем, что (наши предки) пронзили Его бок копьем; ничего не опустим, но присоединим и это. И, приказав принести копье, они поручили одному из своих поднять его и ударить в ребро изображения
Господа. И, когда это совершилось, тотчас из иконы вытекла в изобилии кровь и вода". Видишь ли значение того, о чем говорится? Я же не стану еще говорить об исцелениях, совершившихся над теми, кои вкушали того, что истекло из ребра.
Еретик. Чудо было явлено иудеям, так как знамения бывают неверным, а не верующим.
20. Православный. И я согласен (с этим). Однако, хотя теперь и не совершаются знамения, тем не менее подобие получает поклонение общее с первообразом; равно как и наоборот, - первообраз (получает поклонение общее) с подобием, и тому и другому бывает одно поклонение, соответственно тому, что сказано относительно животворящего креста и его (рельефного) изображения. Признание изображения есть признание животворящего креста, равно как и отрицание (изображения есть отрицание) животворящего креста. Соответственным образом понимай и относительно изображения Христа и Самого Христа.
Еретик. Это хорошо сказано и представляется совершенно естественным относительно божественного креста и его (рельефного) изображения, а не в отношении ко Христу и Его изображению. Эго - пример
не подходящий, ибо икону должно сравнивать с иконой, и рельефное изображение с рельефом.
0
Коментарі