Развитие социально-бытовой ориентировки
- 18.03.18, 03:31
Одним из ключевых направлений в работе с детьми с РАС является формирование социально-бытовой ориентировки. Работа в этом направлении охватывает широкий спектр жизненных навыков, необходимых обучающимся для повседневной жизни. Эти навыки способствуют повышению самостоятельности и адаптации в различных ситуациях.
Развитие социально-бытовой ориентировки включает следующие блоки:
- Навыки ухода за собой
- Навыки приема пищи: умение пить из чашки; есть ложкой и вилкой; намазывать и резать ножом.
- Навыки личной гигиены: умение пользоваться туалетом и туалетной бумагой; мыть и вытирать руки; умывать и вытирать лицо; стряхивать крошки и стирать грязь с одежды; смотреться в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид; пользоваться носовым платком из ткани или бумаги; чистить зубы; причесывать волосы расческой; принимать ванну или душ, пользуясь мылом и мочалкой; мыть волосы; пользоваться дезодорантом; пользоваться средствами личной гигиены (для девушки).
- Навыки поддержания здоровья: умение обрабатывать маленькие порезы; сообщать о плохом самочувствии; сообщать о боли; придерживаться ограничений при необходимой диете; принимать лекарства в соответствии с назначениями; пользоваться градусником.
- Навыки опрятности и ухода за одеждой и обувью:
- Умение раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться: снимать одежду без застежек (шапку, шарф, расстегнутую куртку, перчатки, штаны на эластичном поясе, юбку, носки, гольфы, колготки); снимать одежду через голову; снимать одежду, расстегивающуюся спереди; надевать белье; надевать верхнюю одежду; надевать верхнюю одежду через голову; застегивать молнию; застегивать ремень; застегивать липучки, кнопки, крючки, пуговицы; завязывать шнурки на ботинках; снимать и надевать обувь с застежками и без застежек.
- Навыки выбора одежды и ухода за ней: класть грязную одежду в корзину, вынимать чистую одежду, складывать и вешать одежду, надевать чистую и глаженую одежду, выбирать одежду по размеру, выбирать одежду, предметы которой подходят друг к другу, выбирать одежду по погоде, выбирать одежду, соответствующую случаю.
- Навыки поддержания порядка и ухода за собственными вещами: игрушками, учебными принадлежностями
- Умение поддерживать порядок на рабочем столе, на парте: соблюдать правила распределения предметов на рабочем столе (упорядочивать учебные принадлежности), ориентироваться на рабочем столе, убирать рабочее пространство (пол, стол), протирать/мыть стол, подметать пол, мыть кисточки, протирать доску для лепки, выбрасывать обрезки и т.д.
- Умение поддерживать порядок в игрушках, книгах, дисках и других вещах: доставать, убирать и бережно использовать игрушки, книги, диски и другие вещи.
- Умение собирать портфель: умение собирать необходимые принадлежности, ориентируясь на расписание, собирать дополнительные необходимые предметы (воду, контейнер с едой, салфетки, сменную одежду).
- Навыки подготовки принадлежностей к уроку или занятию: умение готовиться к уроку (доставать учебник, тетрадь, дневник, пенал); раздавать учебные принадлежности классу; переодеваться на урок физкультуры, ритмики; готовиться к уроку рисования (доставать бумагу, карандаши, краски, наливать воду); готовиться к уроку труда, доставая необходимые принадлежности.
- Формирование навыков поведения в общественных местах (магазин, магазин самообслуживания, торговый автомат), в учреждениях сферы услуг:
- Умение пользоваться деньгами: определять достоинство монет и купюр, рассчитывать необходимую для покупки сумму, считать сдачу.
- Навыки заказа еды в кафе и ресторане.
- Навыки ориентировки в магазине.
- Умение находить товары по списку.
- Навыки приготовления пищи:
- Навыки сервировки стола и разбора купленных продуктов: умение раскладывать купленные продукты по местам, ориентироваться в холодильнике и раскладывать продукты, накрывать на стол, убирать со стола.
- Навыки приготовления пищи и напитков: умение наливать готовый напиток в стакан; находить готовую еду, не требующую разогрева и мытья (йогурт, булку и т.д.); готовить холодный завтрак, делать бутерброды (из готовых продуктов); готовить горячие напитки, горячий завтрак (например, из яиц), салаты и десерты, основное блюдо; определять по этикетке, какие продукты находятся в банках и коробках; правильно хранить оставшиеся продукты; распознавать и выбрасывать просроченные продукты; находить нужные кухонные приборы и пользоваться ими (тостер, миксер, соковыжималка, блендер, консервный нож, мерная посуда и весы.
- Навыки ухода за домом:
- Навыки уборки: подметание; вытирание пыли; умение пользоваться пылесосом; протирать зеркала; мыть пол шваброй; мыть раковину и плиту, посуду.
- Замена использованных предметов: замена туалетной бумаги и куска мыла; полиэтиленовых мешков для мусорного ведра; батареек в игрушках и приборах; перегоревшей лампочки.
- Использование инструментов: умение правильно пользоваться стремянкой, рулеткой, веревкой (завязывать узлы).
- Использовать рабочие инструменты: молоток, отвертку, плоскогубцы, гаечный ключ, рубанок.
- Навыки стирки: умение отделять чистую одежду от грязной, светлую одежду от темной, вещи ручной стирки от вещей машинной стирки; стирать вещи руками; пользоваться стиральной машиной; отмерять нужное количество порошка; пользоваться сушкой, аккуратно развешивать вещи для просушки; складывать одежду, убирать ее на место.
- Навыки пользования транспортом, поведения в общественном транспорте:
- Правила поведения и навыки пешехода: умение смотреть в обе стороны при переходе улицы, ориентироваться на сигналы светофора.
- Умение соблюдать правила поведения и навыки пассажира: пристегиваться в машине; держаться за поручень; оплачивать проезд в транспорте (покупать билеты).
- Навыки использования средств связи: телефона, электронной почты, почты:
- Навыки использования телефона: ответ на входящий звонок; выучивание и набор номеров телефона близких людей; составление и чтение коротких смс-сообщений; разговор по телефону со знакомыми людьми; умение позвать к телефону или сообщить, что человека нет.
- Навыки использования электронной почты.
- Навыки использования почты.
- Навыки поведения в поликлинике:
- Навыки пользования гардеробом: умение снять верхнюю одежду, подать ее в гардероб, забрать номерок, подать номерок, ждать, когда принесут одежду, забрать и надеть ее.
- Навыки поведения в очереди, умение ждать: умение следить и соблюдать очередность, ждать стоя или сидя.
- Навыки ориентировки: умение находить гардероб, регистратуру, кабинет.
Организация коррекционной работы по формированию навыков социально-бытовой ориентировки
Коррекционная работа по социально-бытовой адаптации реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности в ходе:4
- Проведения интегрированных уроков: технология — СБО, труд — СБО.
- Работы студий дополнительного образования.
- Режимных моментов в раздевалке перед уроками, при переодевании на физкультуру и ритмику, при посещении столовой, туалета, в ходе перемен (дежурств, подготовки к уроку).
- Консультирования и обучения родителей, что реализуется службой сопровождения школы с помощью форм заочного и пролонгированного консультирования, оформления стендов.
Такая работа обеспечивает генерализацию навыков.
Это позволяет проводить работы по развитию социально-бытовой ориентировки не только в условиях школы, но и за ее пределами.
Методы и приемы работы по формированию навыков социально-бытовой ориентировки
В ходе работы в основном используются следующие методы и приемы:
- визуальное расписание (алгоритмизация);
- социальные истории;
— видеомоделирование;
— генерализация.
Неотъемлемым методом в работе по формированию социально-бытовых компетенций у школьников с РАС является визуальное расписание.
В работе используется несколько видов расписаний: предметное, картиночное, текстовое.
Расписание с использованием предметов. Последовательность действий обозначается при помощи предметов, которые используются в процессе самой деятельности.
Расписание с использованием картинок. Используется, если ребенок понимает изображения на картинках. Чаще всего используются вначале фотографии реального объекта, затем фотографии аналогичных объектов, после этого переходят к картинкам, затем пиктограммам и символам. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью любого фиксатора: магнитного полотна, липучек или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. В некоторых расписаниях используются дополнительные карточки для фиксации времени (сначала/потом, день недели, время, временные интервалы). Возможно использование емкостей для хранения карточек, обозначающих уже выполненные задания. Чтобы повысить ресурс самостоятельности и помочь ребенку более четко и без ошибок следовать расписанию, используется парное расписание. Этот тип визуального расписания означает, что ребенку необходимо взять карточку из последовательности и совместить ее с парной, которая находится там, где будет выполняться задание.
Расписание с использованием текста. Используются картинки, подписанные одним словом, предложения, сформулированные от лица ребенка. В некоторых случаях можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, органайзеры.
Одним из важнейших условий выбора расписания является оптимальность его вида. Расписание само по себе не должно вызывать никаких затруднений для понимания ребенка, оно должно давать возможность повысить самостоятельность. Расписание может использоваться для иллюстрирования режима дня, определенной деятельности, алгоритма использования конкретного навыка.
Визуальное расписание используется для формирования цепочек действий, из которых состоит навык. Чтобы составить цепочку, необходимо разделить действие на отдельные шаги (операции).
Коментарі