Кириллъ, архіепископъ Александрійскій
- 31.01.13, 12:55
Проф. Л. И. Писаревъ
Его имя и вся церковно-обществевная и литературная дятельность тсно связаны съ извстнымъ въ исторіи христіанской церкви противонесторіанскимъ движеніемъ, жизненнымъ нервомъ котораго были долгіе споры о лиц Христа, какъ Искупителя а Спасителя міра, о способ соединенія въ единой личности Христа божеской и человческой природъ.
Значеніе и положеніе св. Кирилла ал. вполн справедливо приравнивается къ положенію св. Аанасія Великаго. Какъ этотъ послдній былъ главнымъ дйствующимъ лицомъ въ великую эпоху противоаріанскихъ споровъ, такъ и св. Кириллъ ал. былъ главнымъ вдохновителемъ церковнаго самосознанія во времена несторіанскихъ движеній, смнившихъ собою аріанскую смуту. Замчательно, что и на этотъ разъ доминирующее значеніе принадлежало александрійской церкви въ лиц ея виднаго представителя, какимъ дйствительно и былъ св. Кириллъ ал. и по своей административной, и, главнымъ образомъ, по литературной дятельности. св. Кириллъ ал. — безусловно великій отецъ Восточной церкви. О его жизни до временъ выступленія въ 412 году въ званіи архіепископа александрійской церкви намъ извстно очень мало. Сохранились только краткія свднія, что онъ приходился племянникомъ знаменитаго еофила, архіепископа Александрійскаго, и еще въ молодости прекрасно изучалъ Священное Писаніе и творенія лучшихъ представителей христіанской учености — Діонисія Александрійскаго, — Аанасія Великаго, Василія Великаго, Амфилохія Иконійскаго, Аммона Адріанопольскаго, Іоанна Златоуста (о чемъ свидтельствуютъ многочисленныя выдержки изъ твореній указанныхъ отцовъ въ его сочиненіяхъ). Нкоторое время онъ былъ строгимъ подвижникомъ нитрійскихъ монастырей (письмо 25 къ Кириллу Исидора Пелусіота). По желанію еофила, Кириллъ вступилъ въ клиръ ал. церкви, среди которой пользовался большою популярностію, какъ назидательный проповдникъ. Когда въ 412 году скончался еофилъ, александрійскіе христіане предпочли Кирилла всмъ прочимъ кандидатамъ и выразили желаніе видть его архіепископомъ александрійской церкви. Такимъ образомъ, въ 412 г. началась его церковно-общественная дятельность въ званіи епископа. По своему характеру она раздляется на два періода: а) донесторіанскій, до 428 г., обнимающій первые семнадцать лтъ его епископскаго служенія, и б) несторіанскій, до 444 года, — года его смерти, — посвященный, главнымъ образомъ, на борьбу съ Несторіемъ и его ересью.
Еще до борьбы съ несторіанствомъ, св. Кириллъ ал. проявилъ энергичную адманистративно-научную дятельность. Главнымъ образомъ, онъ боролся съ новаціанствомъ (Сократъ, Ц. И. VII, 7), іудействомъ и язычествомъ. Особенно упорна была его борьба съ язычествомъ, которое въ данное время пользовалось покровительствомъ александрійскаго префекта-язычника Ореста и вдохновлялось философскою дятельностію извстной Ипатіи, женщины-философа. Ипатія, находившая административную поддержку въ Орест, считалась оплотомъ язычества и вызывала чувство недовольства въ храстіанскомъ населеніи. Это чувство негодованія не рдко отливалось въ форму открытыхъ столкновеній между язычниками и христіанами. Во время одной демонстраціи Ипатія была убита. Нкоторые историки (Шреккъ, Толандъ, Арнольдъ и др.), на основаніи свидтельствъ древняго языческаго писателя Дамасція, считаютъ самого Кирилла ал. непосредственнымъ вдохновителемъ убійства Ипатіи, во другіе боле безпристрастные ученые (Коппаликъ; см. подробне въ его сочиненіи: Cyrillus von Alexandrien: eine Biographie nach den Quellen gearbeitet, 1881) совершенно оправдываютъ Кирилла ал. въ непосредственномъ и даже косвенномъ участіи въ убіеніи Ипатіи, считая это злодяніе дломъ такъ называемыхъ параволановъ, — этихъ членовъ погребальной общины, которые на ряду съ выполненіемъ погребальной профессіи отличались крайнею разнузданностью своихъ нравовъ и являлись постоянными участниками всевозможныхъ возмущеній. Замчательао, что историкъ Сократъ (въ Церк. Ист.), при своемъ враждебномъ отношеніи къ Кириллу ал., оправдываетъ его въ убійств Ипатіи. Ни разу не возводали на него вину въ этомъ злодяніи и вс его многочисленные несторіанскіе оппоненты, старавшіеся отыскать темныя стороны въ его жазни и дятельности. Кириллъ ал. дйствовалъ въ борьб съ язычествомъ, a равно — съ іудействомъ и новаціанствомъ исключительно мирными средствами нравственнаго воздйствія путемъ слова и убжденій. Уже въ донесторіанскій (до 428 г.) періодъ Кириллъ ал. написалъ цлый рядъ сочиненій, которыя обнаруживаютъ въ немъ недюжинные литературные таланты и глубокую богословскую эрудицію. Главное вниманіе Кирилла ал. за этотъ періодъ было обращено на изученіе Священнаго Писанія. Кассіодоръ (Lib. de inst. div. lit. t. II, p. 508 r.) и Никифоръ Каллистъ (Hist, eccles. кн. XIV, гл. 14) свидтельствуютъ, что Кириллъ ал. объяснилъ въ своихъ трудахъ все Свящ. Писаніе. Если объединить всю экзегетическую литературную производительность св. отца, то она сводится къ слдующамъ результатамъ: 1) «О поклоненіи Богу духомъ и истиною» — трактатъ въ 17 книгахъ (Mignt gr t. LXVIII), въ которомъ раскрывается главная мысль, что Христосъ отмнилъ законъ Моисея только въ букв, а не по духу; характеризуя въ послдовательномъ изложеніи таинственный духовный смыслъ всхъ постановленій Моисеева обрядоваго закона, св. отецъ представляетъ связную исторію божественнаго домостроительства нашего спасенія. 2) «Изящныя изреченія» ( y Migne gr. t. LXIX, col. 1-678) — сочиненіе (въ 13 книгахъ), составляющее продолженіе предыдущаго трактата; въ немъ, на основаніи Пятокнижія Моисея, длается попытка представить связную исторію ветхозавтней церкви отъ Адама до Іисуса Навина, съ оттненіемъ выдающихся фактовъ ветхозавтной исторіи, характеризующихъ христіанскую идею божественнаго домостроительства о спасеніи людей. Эту же идею проводитъ онъ и въ дальнйшихъ истолковательныхъ трудахъ. 3) «Толкованіяхъ на книги пророка Исаіи» (Migne gr. t. LXX), 4) «Толкованіяхъ на 12 малыхъ пророковъ» (на Захарію и Малахію у Migne gr. t. LXXII, col. 9-364, а на остальныхъ 10-ти въ LXXI-мъ том) и 5) «Толкованіяхъ на Псалмы» (Migne gr. t. LXIX, col. 699-1247), по 19-й Пс. включительно. Вс эти толкованія сохранились въ полномъ вид. Извстны также отрывки его толкованій и на другія ветхозавтныя книги — на пророка Іезекіиля, книги Царствъ, Пснь Псней, пророка Іереміи, Варуха и Даніила. (Migne gr. t. LXIX, col. 679-1294; t. LXX, col. 1451—1462). Изъ новозавтныхъ книгъ сохранились толкованія на Евангелія Луки и Іоанна (изъ 12-ти книгъ послдняго имются нын только 7-я и 8-я1 Migne gr. t. LXXIII-LXXIV, col. 9-756), а въ незначительныхъ отрывкахъ также толкованія на Евангеліе Матея, на Дянія Апостольскія, на посланія Ап. Павла къ Коринянамъ (первое и второе), къ Евреямъ и Римлянамъ, на соборныя посланія Ап. Іакова, Петра (первое и второе), Іоанна (первое) и Іуды (Migne gr. t. LXXIV, col. 758-1024). Bo всхъ своихъ толкованіяхъ Кириллъ ал. придерживается александрійскаго метода: усматриваетъ не только историческій, но и духовно-таинственный смыслъ. Въ новозавтныхъ толкованіяхъ особое вниманіе обращаетъ на уясненіе ученія о лиц Сына Божія, что вызывалось, конечно, потребностями противоаріанской борьбы.
Этими же потребностями было вызвано написаніе имъ и спеціальныхъ догматико-полемическихъ трактатовъ, изъ которыхъ теперь извстны слдующіе три: 1) «Сокровище ученія о Святой и Единосущной Троиц» (Migne gr. t. LXXV, col. 9-656), 2) «Семь собесдованій о Святой и Животворящей Троиц» (Migne gr. t. LXXV, col. 657-1124) и 3) «Книга о святой и Животворящей Троиц» (Migne gr. t. LXXV, col. 1124—1146). Въ этихъ произведеніяхъ главною темою служитъ раскрытіе ученія о Божеств Сына Божія и Святаго Духа противъ лжеученія Евномія и духоборцевъ. Особенно цнны его разсужденія по вопросу о Святомъ Дух. Къ нимъ обращаются очень часто католики для доказательства своего ученія о Filioque, хотя самое обоснованіе филіоквистическихъ тенденцій не выдерживаетъ строго научной критики (см. объ этомъ въ сочиненіи † проф. А. . Гусева, Старокатолическій отвтъ на наши тезисы по вопросу о Filioque и пресуществленіи, Казань 1903 стр. 77 сл., гд можно найти и католическое, а также старокатолическое, толкованіе мстъ изъ сочиненій св. Кирилла ал., по вопросу о Filioque). Первое и третье изъ указанныхъ сочиненій по преимуществу положительнаго характера: они посвящены выясненію основъ положительнаго христіанскаго ученія о Сын и Святомъ Дух. Третье же сочиненіе — полемическаго содержанія и посвящено критик евноміанскихъ положеній. Между прочимъ, «Сокровище ученія...» замчательно еще въ томъ отношеніи, что въ немъ проглядываютъ первые проблески позднйшаго схоластицизма: здсь цлый рядъ подраздленій — вопросовъ и отвтовъ, мельчайшихъ доказательствъ и обоснованій.
Съ момента распространенія въ обществ несторіанскихъ заблужденій (съ 428 г.) начивается второй и послдній періодъ жизни и дятельности св. Кирилла ал. Борьба съ несторіанствомъ и его заблужденіями съ этихъ поръ поглощаетъ все вниманіе св. отца до самаго конца его жизни. Св. Кириллъ началъ борьбу съ Несторіемъ — лишь только прошла первая молва объ его заблужденіи, лишь только его злополучныя рчи, произнесенныя въ Константинопол въ порицаніе термина «Богородицы» (), проникли въ Египетъ, въ различные египетскіе монастыри и произвели здсь среди монаховъ сильную смуту. Александрійскій пастырь блиставшій своимъ богословскимъ образованіемъ, умомъ и начитанностію и въ то же время отличавшійся неусыпною пастырскою дятельностію и энергіей, сразу замтилъ своимъ тонкимъ умомъ, что въ основ нападокъ Несторія на терминъ «Богородица» лежитъ вовсе не простое недомысліе, а цлая доктрина, посылки которой заключаютъ въ себ положенія, противныя общему духу христіанскаго міросозерцанія. И вотъ, желая предостеречь отъ лжеученія Несторія весь христіанскій міръ и, въ частности, монаховъ подчиненныхъ ему египетскихъ монастырей, онъ посылаетъ одно за другимъ свои первыя противонесторіанскія сочиненія во вс концы римской имперіи. Прежде всего онъ предостерегаетъ отъ ереси особымъ окружнымъ посланіемъ, которое прямо предназначалось монахамъ нитрійскихъ монастырей. Дале такъ называемое пасхальное посланіе, которое ежегодно разсылалось александрійскимъ епископомъ въ силу постановленія никейскаго собора (325 г.), съ извщеніемъ о дн празднованія Пасхи, точно также содержало въ себ подобное предостереженіе. А посл того какъ св. Кириллу ал. сдлалось извстно, что Несторій не только не прекращалъ своей пропаганды, а, напротивъ, сдлалъ даже порученіе пресвитеру Фотію написать особое опроверженіе на указанныя выше посланія, получившія въ это время широкое распространеніе, — тогда св. Кириллъ ал. нашелъ нужнымъ сдлать предостереженіе уже самому Несторію и съ этою цлью написалъ ему дружественное письмо съ указаніемъ на его неправомысліе.
Конечно, во всхъ этихъ случаяхъ, — какъ показываетъ самый тонъ указанныхъ посланій, — александрійскій пастырь руководился благими цлями: онъ желалъ предостеречь отъ вновь нарождающагося заблужденія, въ смыслъ котораго, можетъ быть, — особенно на первыхъ порахъ — проникали очень немногіе. Нельзя думать, что оппозиція Кирилла въ данномъ случа носила личный характеръ. До выступленія Несторія съ своимъ заблужденіемъ Кириллъ ал. находился съ нимъ въ дружескихъ отношеніяхъ, и когда получилъ извстіе объ избраніи (въ 428 г.) Несторія на каедру Константинополя, то выразилъ письменно свое чувство восторга по поводу такого избранія. Словомъ, ясно, что Кириллъ ал. дйствовалъ безкорыстно. Но въ Константинопол при двор на дло взглянули иначе. Тамъ на внутренніе мотивы дятельности Кирилла ал. обратили мене всего вниманія и выказали недовольство по поводу того, что Кириллъ своими посланіями производитъ въ церкви новыя смуты. Были недовольны главнымъ образомъ тмъ, что только что установившееся въ церкви спокойствіе — посл упорныхъ аріанскихъ споровъ — снова нарушается. Конечно, подобное недовольство двора было произведено не безъ участія Несторія, который въ виду надвигающейся на него бури прежде всего долженъ былъ и, конечно, счелъ нужнымъ заручиться симпатіями двора по отношенію къ себ и антипатіями — по отношенію къ Кириллу ал. Пущены были въ дло и обычные въ данномъ случа наговоры. Нашлись и какія-то обвинители св. Кирилла ал. изъ числа лицъ, проживавшихъ въ Константинопол и недовольныхъ его распоряженіями, какъ патріарха, въ сфер компетенціи александрійской церкви. Кратко сказать, началась все таже интрига, невинною жертвой которой быль одно время и Аанасій в.
Коментарі