.По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.
Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает
непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает
опочить уязвленному ее блаженным упоением.
Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно иопасно для невнимательных.
Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения.
Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или
исполнен любви, или умер душою.
Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для
вожделения, страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от
человеческих действий. Итак блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую
страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится
Господа, сколько осужденные преступники боятся судии. блажен, кто так усерден и
прилежен в благочестии, как благоразумные рабы усердные в служении господину
своему. Блажен, кто столько ревностен к добродетелям, сколько ревнивы мужья,
лишающие себя сна от ревности к своим супругам. Блажен, кто так предстоит
Господу в молитве, как слуги предстоят царю. Блажен, кто подвизается
непрестанно угождать Господу, как некоторые стараются угождать человекам.
Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее.
Пригвозди, говорит Пророк, страху Твоему
плоти моя (Пс. 118, 120). Святая же любовь в действии своем иных снедает, по оным словам Песни Песней: сердце наше привлекла еси, сердце наше
привлекла еси (Пс. Песн. 4, 9). А некоторых она просвещает и радует действием своим, по сказанному: на Него упова сердце мое: и поможе ми, и
процвете плоть моя (Пс. 27, 7); и
сердцу веселящуся, лице цветет (Прит. 15, 13). И когда человек весь бывает внутренне соединен и срастворен с любовию Божиею, тогда и по наружному своему виду, на теле своем, как в зеркале, изъявляет светлость души своей. так прославился Моисей Боговидец.
Достигшие сей равноапостольной степени часто забывают телесную пищу; думаю
же, что они очень часто и не желают оной. И это не удивительно, потому что
нередко и противным сему желанием томимые отвергают пищу.
Еще думаю, что и тела сих нетленных не подвергаются болезни по обыкновенным причинам; ибо они уже очистились, и некоторым образом сделались нетленными от пламени чистоты, которая пресекла в них пламень страстей. Думаю также, что и самую пищу они принимают без всякого услаждения; ибо как подземная вода питает корни растений, так и сии души питает огнь небесный.
Умножение страха Божия есть начало любви;
а совершенство чистоты есть начало Богословия.
Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно.
Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту
совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик
богословия получает просвещение.
Слово Господне, дарованное от Господа,чисто, и пребывает в век века; непознавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке.
Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице.
Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого.