Отличие западного монашества от восточного

  • 20.01.11, 20:20
К этой Славе Воскресения Западное Монашество устремилось иным путем — внешним, вещественным. Отсюда — у западного монашества опыт иной, движение иное, отличное от Восточного. У него опыт начала христианства, опыт Галилейских полей и цветущих лилий (Франциск Ассизский и др.) и движение за Христом по плоскости этих полей (Крестовые походы), динамическое устремление освобождать Св. Землю (внешнюю) от врагов  христианства (внешних) и борьба с антихристом (внешним).      Это — основные линии пути движения Западного Монашества и его деятельности. Они остаются для него существенными и ныне.Западное монашество в свой юности со своей влюбленностью в историческом процессе духовного развития остановилось на внешнем, на поверхности — здесь оно и застыло. В западном монашестве потому и много действия на плоскости внешней, много динамичности, что оно пребывает в возрасте молодости, в свежести юных сил. Дальше своего юношеского возраста оно не развилось, да и не могло.Ибо западные народы, по свой внутренней одаренности и развитию, по своему возрасту — народы юношеские, духовно незрелые.

     Западные народы, по своему незрелому возрасту, восприняли Тайну христианства хотя и сильно и красиво, вплоть до "святой влюбленности", но восприняли внешне, извне. Внутренняя сущность была для них недоступна.

     А Красота Дщери Царевой была вся внутри — говорит пророк (Пс. 44, 14). И эта внутренняя красота не была ими воспринята. Отсюда потом и родилась тоска по этой внутренней красоте, по Горнему, выразившаяся в Готике католических храмов.Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает собою внутреннюю Тайну строющего народа — религиозную тайну восприятия душой Бога.

     Готика — это искание Бога в небесах. Готика — это устремление ввысь, тоска, это — крик души взыскующей внутреннего. Готика  — это голод души, это тощие руки мольбы, простертые ввысь, к небесам, ищущие "там", чего нет "здесь" на земле. В этих чертах и отразилася существенная особенность религиозного опыта западных народов, западного монашества.

     И совсем иной религиозный опыт Восточного христианства,Восточного монашества. Здесь нет устремления ввысь. Восточные храмы готики не знают: они крепко стоят на земле. Здесь небо от земли неотделимо. Здесь нет тоски по небу. И эти черты полностью выражают опыт внутренней Восточной Церкви,Восточного Монашества.Здесь, на Востоке —  обладание; там, на Западе — искание. Здесь — внутрьпребывание в тайне с Богом, там — устремление ввысь,искание Бога в небесах. Здесь — отрицание "мира сего" и пребывание в мире Горнем,Небеси. Там — утверждение "мира сего", и взыскание мира грядущего Здесь — Богоносная умная молитва и тихая радость обретения. Там — экзальтированная влюбленность,переходящая в тоску исканий устремленных.Потому Восточное монашество все внутри, во внутреннем созерцании. И его возраст — возраст седых веков, оно — детище древних народов.Его возраст — возраст созерцания "конца".      И опыт Православного монашества есть Божественный опыт "конца". Опыт конца тленного, внешнего, грешного бытия, опыт конца смертного образа человеческого. И — светлый, величественный, потрясающий опыт начала иного бытия — Богоносного, опыт выявления Бога во плоти пришедшего, опыт выявления бессмертного Богочеловеческого Образа "неизреченной славы" — Лика Христова в образе человеческом.      С Тайной монашества Восточного неразрывно связаны и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира. В монашестве и только в Восточном монашестве, православном монашестве, сокрыты последние времена и сроки, в нем сокрыта тайна "конца".С исчезновением монашества исчезнет и христианство.С исчезновением христианства исчезнет и внешний мир: придет его конец. протоиерей Иоанн Журавский

Восставать на причину бедствия — не значит мешать Божьей воле

  • 19.01.11, 18:30
Спросит нас кто-либо: если верно, что все бедствия постигают нас по воле Божьей, не напрасно нам противиться Его святой воле?

Тщетно употреблять лекарства в болезнях, зачем вести вооруженные полки против нападающего неприятеля, почему добровольно не подносим ему ключей от крепостей наших, и не пускаем его охотно в нашу отчину для нашей погибели, почему не подражаем блаженнейшему архиерею Луппу, который приветствовал Аттилу такими словами: «Приветствую тебя, Аттила, бич Божий»! Отвечаю спрашивающим меня об этом словами Апостола Павла: «не мудрствовать (о таких предметах) паче, еже подобает мудрствовать, но мудрствовать в целомудрии (т. е. не по понятиям мира сего, но по смиренному разумению и рассмотрению высшего порядка Промысла»; Римл. 12:3). В духе то этого целомудрия постараемся разрешать наши недоразумения и мнимые противоречия.

Что разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божьей,дело ясное. Но отсюда не следует еще, что не следует вооружаться против врагов, считая это противодействием воле Божьей. Богословы-схоластики различали две стороны воли Божьей:
  1. воля знамения,
  2. воля благоволения.
О воле знамения не стану распространяться; достаточно нам и того, что уже сказано о ней выше.Совершенно иначе нужно думать о воле благоволения Божьего: пока продолжается сам факт ее, мы не можем знать подлинного намерения Божьего о нас, а узнаем уже впоследствии о нем.Объясним это на примере болезни. По какой бы причине ни началась она,нет никакого сомнения, что на то была воля Божья. Однако же больному неизвестно намерение Божье о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствам исцеления себя от болезни. Когда же он, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божья, чтобы ему терпеть продолжительную и тяжкую болезнь.

Так смиренно рассуждай каждый болеющий брат, что Богу еще угодно продержать тебя в болезни. Но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то безгрешно можешь прибегать к средствам врачевания для получения здоровья или хотя бы для получения облегчения. Безгрешность врачевания доказывается и тем еще, что если Богу неугодно возвратить тебе здоровье, то Он может лишить всякое средство врачебной его силы.

Таким же образом следует рассуждать о врагах и войнах. Бог  многократно попускал неприятелям покорять израильский народ своему гнету с тем, чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своем, и израильтяне, пока не сознавали на то воли Божьей, сопротивлялись своим врагам. Но иначе они поступили, когда пророк Иеремия возвестил им волю Божью покориться Навуходоносору-царю. Равным образом, начавшийся пожар,если он при всем старании народа и пожарной команды не мог быть погашен,явно свидетельствует, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжен, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божьих и в наказание врагов. Подобным образом следует рассуждать о воле Божьего благоволения и во всех других приключениях с нами.

С другой стороны безгрешность самосохранения доказывается и примерами мирской опытности. Отец, желая узнать успехи своего сына в изучении фехтования, дает ему деревянную рапиру и велит ему сражаться с собой — здесь не сын восстает против отца, но ратник противостоит своему противнику. Подобным образом тот, кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь — тот сопротивляется не воле Божественной, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине (вине), которая преследует его, и которую ненавидит сам Бог. Дом подожжен по злобе или ненависти, корыстолюбию — все эти побуждения к поджогу виновны и грешны, но сопротивляться им не возбранено всякому. Кто врачует болезнь, тот не воле Божьей сопротивляется, но человеческому страданию, ибо едва ли приключается какая-либо болезнь, которая бы не была последствием нарушения правил гигиены (обжорство, невоздержание, неопрятность и т. п.), следовательно сопротивляется болезнетворным причинам. Так же: кто оружием сопротивляется врагу, сопротивляется не Богу, но тому, кто несправедливо начинает войну.Во всех подобных происшествиях защищать себя и все свое не запрещено и даже обязательно, если не откроется, что по особенным причинам, такая защита неугодна Богу.

Митрополит Иоанн (Максимович)

“Евангелие от Филиппа" отрывок.2

  • 09.01.11, 11:57
Тот, кто обладает знанием истины, - свободен.
Свободный не творит греха, ибо тот, кто творит грех, - раб греха.
 Мать - это истина, а знание согласие . Тех, кому не дано творить Грех, мир называет
свободными.
Знание истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех. Это делает их свободными и делает их выше всего.
Но любовь созидает. Итак, тот, кто стал свободным из-за знания, - из-за любви раб тех, кто еще не смог подняться до свободы знания.
 И знание делает их способными, [ибо оно побуждает их) стать свободными.
Любовь ничего [не берет]. Как [возьмет она что бы то ни было? Все] принадлежит ей. Она не говорит: Это - мое -  или: Это - мое, но она говорит: Это - твое.

Рік святителя Іоасафа///

  • 30.12.10, 19:11
Рік святителя Іоасафа Білгородського відзначатимуть на Чернігівщині

Святитель Іоасаф Білгородський100-річчя прославлення (зачислення до сонму православних святих) святителя  Іоасафа — єпископа Білгородського, уродженця Прилук, широко відзначатимуть на Чернігівщині. З нагоди ювілею Прилуцька міська рада ухвалила рішення про визнання 2011 року Роком Святителя Іоасафа Білгородського.

За словами міського голови Прилук Юрія Беркута, губернатор Чернігівщини Володимир Хоменко підтримує таку ініціативу та вже дав відповідне доручення про організацію урочистих заходів, пов’язаних зі 100-річчям канонізації Іоасафа Білгородського на високому рівні.Орієнтовний план святкування в Прилуках вже розроблений і наданий на розгляд до обласної державної адміністрації.

До відома

Іоасаф (світське ім’я — Яким Андрійович Горленко — народився 19 вересня 1705 у Прилуках) — український освітній та церковний діяч,письменник. Канонізований під ім’ям Іоасафа Білгородського.

Яким Горленко народився в сім’ї прилуцького полковника (його дід по батькові також був прилуцьким полковником, а по матері — Данило Апостол). Був дядьком Г. Квітки-Основ’яненка, який написав біографію Іоасафа Горленка. Здобув освіту в Київській академії. Батьки, власники багатого маєтку, хотіли для сина військової кар’єри, але він ще у віці одинадцяти років вирішив покинути світське життя. У сімнадцять років був пострижений у ченці, двадцять три — отримав чин ієродиякона й почав читати лекції в Києво-Могилянській академії.

1737 року став ігуменом (а згодом архімандритом) Мгарського Спасо-Переображенського монастиря під Лубнами, а 1744 — намісником Троїце-Сергієвої лаври. У 1748 призначений єпископом Бєлгородським та Обоянським; на цій посаді залишався до кінця життя. На той час Бєлгородська єпархія була однією з найбільших в Російській імперії,нараховувала 1060 парафій.

Превелебний Іоасаф дбав про піднесення церковного життя, відбудову  храмів, піклувався за Харківську колегію і взагалі багато уваги приділяв розвитку освіти на Слобожанщині, виступав проти латинізації шкіл  України, проте сприяв уніфікації церковних звичаїв на Слобожанщині.За переказами сучасників, єпископ був дуже милосердний до всіх стражденних, часто відвідував хворих і навіть сприяв їх зціленню. Розповіді про ці чудеса і стали підставою для його канонізації у 1911 році.

Крім церковно-організаційної та просвітницької діяльності, Іоасаф уславився літературними творами. Частина з них (проповіді, листи,молитви) за жанром та стилем досить звичні для церковного діяча. Значно виділяється з цього ряду його поема «Брань честныхъ седми добродтелей зъ седми грхами смертными...» (1737). Поема — яскравий зразок українського бароко за тематикою та художніми засобами. Твір написаний церковнослов’янською мовою, але з численними українізмами, як-от «ланцюжок», «дошкуляти», «втікати», «обмеження», «корогви» тощо. Вперше її було опубліковано лише 1892 р.; переклад на сучасну українську мову зробив Валерій Шевчук.

Єпископ мав слабке здоров’я, до того ж, був прихильником аскетичного способу життя: зокрема, під час посту він зовсім не вживав гарячої їжі. Він смертельно захворів, не маючи ще й п’ятдесяти років. Передчуваючи близький кінець, вирушив на Чернігівщину, щоб востаннє побачити батьків.Повертаючись, заслаб у дорозі та помер у селі Гайворон (нині Бєлгородської області Російської Федерації).

Його мощі зберігалися у Свято-Троїцькому соборі в Бєлгороді, були визнані нетлінними; 1920 року перевезені до Москви й виставлені в музеї  Народного комісаріату охорони здоров’я, а потім увійшли до експозиції Музею історії релігії та атеїзму (Санкт-Петербург). 1991 року поверненідо Бєлгорода, знаходяться в Преображенському соборі.

Виктория Сидорова

занимательное...неканонизированое

  • 24.12.10, 12:08
Или в мире, или в воскресении, или в местах середины - да не оказаться мне в них! В этом мире есть и хорошее, есть и плохое. То, что в нем хорошее, - не хорошее, и то, что в нем плохое, не плохое. Но есть плохое за этим миром, что воистину плохо, что называют серединой. Это - смерть. Пока мы в этом мире, нам следует
приобрести себе воскресение, чтобы, если мы снимем с себя плоть, мы оказались бы в покое и не бродили в середине. Ибо многие сбиваются с пути. Ибо хорошо уйти из мира прежде, чем человек сотворит грех.


 
Есть одни - и не желают, и не могут. Другие же, если желают, нет им пользы, ибо они не сделали. Ибо то, что они желают, делает их грешниками. Но нежелание, - справедливость скроет их обоих: и отсутствие желания, и отсутствие дела.

                 
Евангелие от Филиппа(отр.)

Мухи и пчелы

  • 22.12.10, 22:22
Познал я из своего опыта, что в этой жизни люди разделяются на две категории. Третьей не существует: или в одной будет, или в другой.  Итак,одна категория людей подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: летит всегда и садится на все грязное. Например, если в саду много благоуханных цветов и в углу сада животное сделало нечистоту, тогда муха, пролетая по прекрасному саду, пролетит над цветами и не на один из  них не сядет. Только когда увидит нечистоту, тогда сразу спустится и сядет на неё и начнет копаться в ней, наслаждаясь зловонием, возникающим от ворошения, и не может оторваться.Если бы ты ее поймал, и она могла говорить, и спросил, не знает ли она, где здесь розы, то та ответила бы, что не знает, что это такое. «Я,— скажет, — знаю, где есть помойки, туалеты, нечистоты животных,столовые, грязь». Одна часть людей похожа на муху. Это категория людей,которая научилась думать и искать злое, не зная и не желая никогда стоять в добре.

Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы — находить и садиться на красивое и сладкое. Скажем например, что в помещении, полном нечистот, кто-то поставил в углу лукум. Если принесем туда пчелу,она будет летать и нигде не сядет до тех пор, пока не найдет лукум, и только там остановится.

И если бы ты поймал эту пчелу и спросил, где есть помойки, она скажет, что не знает. Скажет: «Там есть гортензии, там розы, там — фиалки, там — мёд, там — сахар, там — лукум» — и, вообще, будет знатоком всего доброго и не будет иметь совершенно никакого понятия о всём злом.Добрые помыслы и думают и видят хорошее.

Когда по улице идут два человека, принадлежащие к этим двум  категориям, тогда, придя на то место, где некий третий сделал «по нужде», человек первой категории возьмет палку и станет ковырять нечистоты.

Но когда пройдет другой, второй категории, похожий на пчелу, то постарается найти место и прикопать их землёй, чтобы не почувствовали другие прохожие зловоние, исходящее от грязи...»

Паисий Святогорец

Хрустальным молотком гвозди не заколачивают...

  • 21.12.10, 23:24
«Ожидание неприятностей хуже самих неприятностей», — объясняла мне причину развода знакомая М. После пяти лет в браке она решила развестись, потому что устала от равнодушия мужа, а точнее — от беззащитности.

«Ситуация, в общем-то, стандартная, — говорила М., — ребенок — моя забота, стирка-варка — моя забота, ремонт — моя забота, любая жизненная коллизия или бытовая проблема — тоже моя забота, даже размолвка с его родителями ложится на мои плечи. Ему нет никакого дела до всего этого! У него — свои интересы! Словно мне только то и интересно, что решать всяческие проблемы, словно у меня нет таких же „своих“ интересов, которыми я с удовольствием занялась бы вместо этих заморочек...»

Да, ситуация стандартная и, к сожалению, узнаваемая.Безответственность мужчины и крайняя (до надрыва) ответственность женщины за дом, семью, за благополучие и покой всех вместе и каждого в отдельности домочадцев, включая того же мужчину — главу семьи...когда-то.

Что говорить, испортила нас цивилизация. Особенно наших мужчин. Мы забыли, что вожак потому и вожак, что не только о себе и своем печется. Вождю племени, к примеру, положено приносить лучшие яства не потому что он номинально значится вождем, а потому, что ему нужны дополнительные силы на заботу о племени, он должен справляться с более масштабными и  трудоемкими задачами. То же самое следует сказать и о главе семейства.

Некоторые сегодня спешат обвинить женщин, мол они мешают мужчинам проявлять свои мужские качества. Я этого делать не стану, хотя, конечно,и такое случается. Однако чаще, на мой взгляд, сами мужчины находят более приятным для себя жить за спиной женщины, предоставив ей в одиночку бороться со всеми житейскими трудностями вплоть до материального обеспечения. И при этом они надеются, что в доме у них будет во всем порядок, а жены будут «белыми и пушистыми» кошечками,готовыми в любой момент утешить и ублажить мужа, и страшно удивляются тому, что такого не происходит. А ведь это все равно, что сеять в поле чертополох и обижаться, что не пшеница взошла на нём.С школьных лет помним, что у мужчин даже кожа толще и плотнее, т. е.они более защищены от природы, более приспособлены к функции защитника.

Женщина же — более хрупкое создание. Хрустальным молотком гвозди не заколачивают. А уж  если заколачивают, то нелепо удивляться тому, что при этом во все стороны летят хрустальные осколки. Лопается терпение, обрываются струны души, вместо личностного роста и расцвета подступает  личностная деградация...

Легко давать советы вроде такого: а незачем женщинам надрываться,незачем валить все на свои плечи, незачем становиться «молотками».Верно! Сложность, правда, в том, что речь идёт не о теоретическом решении такой же теоретической задачи, а о реальной жизни семьи. Живые дети каждый день требуют ухода и пищи, они не могут подождать несколько лет, пока у папы проснётся понимание сути вещей и ответственность. «Мы в ответе за тех кого приручаем», даже если речь идёт о собаке или кошке.Тем более, мы в ответе за тех людей, которые промыслом Божиим оказались вверены нам. И вот к этой ответственности чисто биологически более способными оказываются женщины. Материнство научает их.

Тонкая кожа — знак повышенной чувствительности — дана женщинам от Бога именно для внутренней деятельности, для служения внутри семьи. Но она становится «ахилесовой пятой» во время внешних неурядиц. Хрупкая женская натура сразу подвергается непосильным нагрузкам и повреждается: чем дольше длится неправильно устроенная жизнь, тем больше и необратимей повреждения.

И ведь мужчина никак не может вырасти в полноценную личность, если позволит себе спрятаться от жизненных трудностей за бабью спину. Она то,конечно, прикроет: а что ей остается? Ведь и муж для нее — ценность (хоть плохонький, да мой), и семья — убежище. Вот и тянут ярмо хрупкие «хрустальные» женские плечи и, естественно, надрываются. А потом,обессилев, бросают своих мужей, чтобы выжить... хотя бы ради детей,вытравив из сердца все мечты о счастливой семейной жизни.Однако и это иллюзия. Очень редко какая женщина оказывается настолько жизнестойкой, чтобы благополучно в одиночку вырастить детей. Так что от развода она все равно страдает, и страдает больше, чем мужчина — не зря же у него кожа толще.

Беда в том, что толстокожестью своей мужчины неправильно пользуются, защищая ею не домочадцев, а себя от нужд и бед своих домочадцев. Они становятся бесчувственными и равнодушными, замыкаясь на себе и своём, в то время как призваны служить. В условиях цивилизации женщинам оказалось проще сохранить в себе память о своём призвании. Мужчинам сегодня  сложнее вспомнить, что не только ради самоудовлетворения живут они на свете.

Мы любим не тех, кто нам служит, а тех, кому мы сами служим. Путь к любви у семейного мужчины или женщины один — служить нуждам ближних своих теми дарами, которые получены от Бога. Женщине, как дар, дана тонкость и проникновенность, нежность и хрупкость. И сохранить этот бесценный дар в женщине может и должен мужчина, если захочет, конечно.И, тем самым, сохранив женственность в своей жене (для себя же), он взрастит и сохранит свою мужественность.В противном случае, хрустальные молотки, заколачивающие даже не гвозди, а дюбеля в непробиваемые бетонные стены житейской неустроенности — единственная наша перспектива, имя которой — бессмысленность.

Светлана Коппел-Ковтун

о свойствах вещей...

  • 05.12.10, 05:50

Всякой видимой вещи свойственно, если не приходит к ней на помощь другое постороннее естество, самой по себе оставаться бездейственною и неустроенною; потому что неизреченная Божия премудрость в видимых вещах показывает нам тайны и образы, как человеческая природа сама по себе не может показать совершенной красоты добродетелей и духовного благолепия святыни, если не будет ей содействовать Божия рука. Например, земля, оставленная самой себе, если не употребят о ней тщания своего земледельцы, а также не приложат содействия своего дожди и солнце, ни к чему не годна и всего менее способна к плодородию. И всякий дом имеет нужду в этом солнечном свете, который не одинаковой природы с домом, а без света будет он полон тьмы и неудобообитаем. А много увидишь и других вещей, о которых должно сказать что-либо подобное сему. Так и человеческая природа сама по себе не имеет возможности в совершенстве приносить плоды добродетелей, а имеет нужду в духовном Земледелателе душ наших, то есть, в Духе Христовом, Который поистине необычаен для нашего естества; потому что мы тварь, а Он не создан; и Он, искусством Своим возделав сердца, разумею, верных, которые от всего изволения предали себя сему Делателю, приуготовляет их к произращению совершенных плодов Духа, и воссияет свет Свой в омраченном страстями доме души нашей.

      Макарий Египетский

Оранжевые уши

  • 04.12.10, 04:50
                                                     Детектив

Оранжевые ушиВ младшей группе на парапете стояла большая фарфоровая кошка. Один глаз хитрый, прищуренный, другой — открытый, удивлённый. И однажды, то ли ей полетать захотелось, то ли замечталась она, но почему-то на пол свалилась. Полголовы с ухом и глазом откололось. Лежит, растерянно в потолок смотрит.

А рядом — Томочка, Анечка и Петечка.

— Не ты ли, Томочка, ближе всех стояла? — прищурился Петя.

— Что ты! Анечка — гораздо ближе, — ответила Тома, и глаза у неё сделались круглые-прекруглые.

А Вера Сергеевна сказала:

— Что ж, дорогие мои! Вот вам три часа. И пусть мужественный, честный

и смелый человек мне наедине, на ушко, признается. Потому что всё равно тайное станет явным.

И ушла.

А Петя забеспокоился, и снова — к Томочке.

— Что надумала? Я всегда считал: смелая ты и честная.

— Так-то оно так, — хмурится Тома, — да вот беда: признаваться мне не в чем. Ты бы лучше Анечку порасспрашивал.

Но Анечка надулась. Смотрит в пол и молчит.

А все остальные то на одного глянут, то на другого, то на третьего.

И вот усадила Вера Сергеевна детишек на стульчики в рядок и сказала:

— Милые лисички! Любимые хитрюги! Дорогие моему сердцу штирлицы! Наступил момент истины. Сейчас виновник объявится сам. Потому что через три часа у того, кто обманул, уши делаются оранжевого цвета.

Тут и Петя с Аней, и другие дети повернулись и посмотрели на Томочку.

А она покраснела как рак, ойкнула...

И изо всех сил зажала уши руками.

Марина Алёшина

об исповеди (гл.27)

  • 04.12.10, 04:40
Не говорите, о, друзья, Что невозможно никому Святого Духа воспринять! Не говорите никогда, Что можно без Него спастись! Не говорите никогда, Что может человек любой Святого Духа получить, Не сознавая сам того! Не говорите никогда, Что Бог невидим для людей! Не говорите, что они Не могут свет Его узреть, И что по нашим временам Никак нельзя узреть тот свет. Ведь невозможным никогда Все это не было, друзья: Вполне возможно это тем, Кто жаждет Бога всей душой, Кто, жизнь святую проводя И очищаясь от страстей, Соделал чистым глаз ума. Для остальных же грязь грехов Бывает вечной слепотой, Что там и здесь их отлучит От света Божьего навек И - не прельщайтесь! - в темноту

И в вечный огнь их отошлет.

   Симеон Богослов