Как возникает в человеке грех?

  • 13.02.12, 07:38

Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или пораже­нием, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета — прилог; потом принятие его — сочетание; далее согласие с ним — сложение; за ним порабощение от него — пленение; и наконец — страсть.

                                                             Прилог

Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие прилогом называют всякий простой помысл или воображение какого-либо предмета, внезапно вносимое в сердце и предстоящее уму. Святой Григорий Синаит говорит, что прилог есть происходящее от врага внушение: делай то или другое, как это было сделано Самому Христу Богу нашему: «Рцы, да камение сие хлебы будут» (Мф. 4:3); или проще сказать — это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум. И, как таковой, прилог называют безгрешным, незаслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не зависит от нас, ибо невозможно, чтобы не было приражения к нам вражеских козней, после того, как диавол с бесами получил доступ к человеку, за прослушание удаленному из рая и от Бога: в этом состоянии удаления он (диавол) может уже колебать мысли и ум всякого, — говорит Симеон Новый Богослов. Разве одни совершенные и восшедшие на высокую степень духовной жизни могут пребыть непоколебимыми, и то на время, — добавляет святой Исаак.

                                                                       Сочетание

Сочетанием святые Отцы называют собеседование с пришедшим помыслом, т. е. как бы тайное от нас слово к явившемуся помыслу, по страсти или бесстрастно; иначе, принятие приносимой от врага мысли, удержание ее, согласие с ней, и произвольное допущение пребывать ей в нас. Это святые отцы почитают уже не всегда безгрешным, но оно может быть и похвально, если богоугодно разрешится. Богоугодно же разрешается так: если кто немедленно не отразит лукавого помысла, но несколько с ним собеседует — удержит его в себе на некоторое время, и враг уже будет налагать на него страстное помышление, то пусть всячески старается противопоставить ему помыслы противные — благие, или — преложить его на благое. А каким средством, мы о том скажем впоследствии.

                                                                       Сложение

Сложением святые отцы называют уже благосклонный от души прием помысла, в нее пришедшего, или предмета, ей представившегося. Это бывает, например, когда кто-либо порожденную врагом мысль или представленный от него предмет примет, вступит с ним в общение через мысленное разглагольствование и потом склонится или расположится в уме своем поступить так, как внушает вражий помысл. О вменяемости сего святые отцы рассуждают применительно к той степени и мере духовного возраста, в которых находится подвизающийся. А именно: если кто достиг некоторого преуспеяния и удостоился получить от Бога помощь и силу отревать лукавые помыслы, но не отженет их по лености и небрежению, — такому сие не безгрешно. Если же кто, новоначальный, и к отреянию прилогов и наведении еще бессильный, склонится несколько на сторону лукавого помысла, но вскоре, раскаиваясь и зазревая себя, исповедает сие Господу и призовет Его на помощь, по слову Божию: «Исповедайтеся Господеви и призывайте Имя Его» (Пс. 104:1), то Бог прощает ему, по милосердию Своему, ради немощи его. Вот что сказали отцы о сложении мысленном, об уступке, о склонении на сторону помысла: иногда кто-либо из подвизающихся хотя бывает побежден в мысли, но корень ума его — в глубине сердца его — твердо стоит в том, чтобы самым делом не согрешить и беззакония не совершить. Это есть первый вид сложения. А второй вид сложения, по словам святого Григория Синаита, состоит в следующем: «Когда кто волей своей принимает от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается ими так, что уже не только не противоборствует страсти, но и решается все сделать по внушению ее, и если не исполняет своих решений на самом деле, то не почему-либо другому, как только по неполучению на то времени или места, или по иной причине, непозволяющей совершить преднамеренное. Такое состояние души весьма виновно и подлежит запрещению», т. е. церковной епитимии.

                                                       Пленение

Пленение есть невольное увлечение нашего сердца к нашедшему помыслу, или постоянное водворение его в себе — совокупление с ним, отчего повреждается наше доброе устроение. В первом случае, когда умом твоим овладевают помыслы, и он насильно — против твоего желания — уносится лукавыми мыслями, — ты вскоре, с Божией помощью, можешь удерживать его и возвращать к себе и к делу своему. Второй случай бывает тогда, когда ум, как бы бурею и волнами подъемлемый и отторженный от благого своего устроения к злым мыслям, уже не может придти в тихое и мирное состояние. Это обыкновенно происходит от рассеянности и от излишних неполезных бесед. Вменяемость в этих случаях различна, смотря по тому, когда и как помысл внедряется в душу и действует: во время ли молитвы — келейной или соборной, или не во время молитвословия, — средний ли то — безразличный — негреховный помысл или прямо — злой... Если ум находится в плену лукавых помыслов во время молитвы, — это очень виновно и осудительно, потому что во время молитвы ум должен быть весь обращен к Богу и внимать молитве, отвращаясь всячески и всяких сторонних мыслей. Если же не во время молитвы и в необходимых для жизни потребностях входят в душу и в ней остаются мысли, то такое состояние безгрешно, ибо и святые необходимое для жизни телесной исполняли благословно и безвинно. Во всяком этого рода помысле, говорят отцы, ум наш, если соблюдает себя в благочестивом устроении, бывает с Богом — неразлучен; от лукавых же мыслей отвращаемся.

                                                                              Страсть

Страстью называют такую склонность и такое действие, которые долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми. Это бывает тогда, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь, или лицо, питающее страсть, и воспламеняет его к исключительному люблению их, так что — волею или неволею — человек мысленно порабощается ими. Причиной сего бывает, как сказано, по небрежению и произволению, долговременное занятие предметом. Страсть во всех ее видах непреложно подлежит или покаянию, соразмерному с виной или будущей муке. Итак, подобает каяться и молиться об избавлении от всякой страсти, ибо всякая страсть подлежит муке не за то, что подвергались брани от нее, но за нераскаянность. Если бы было это (т. е. мука) только за брань врага, то некоторые, не достигнув еще совершенного бесстрастия, не могли бы получить избавления, как говорит Петр Дамаскин. Обуреваемому же какой-либо страстью подобает всеми силами противиться ей, — сказали отцы. Возьмем, например, страсть блудную: кто борим этой страстью к какому-либо лицу, тот пусть всячески удаляется от него, удаляется и от собеседования и от сопребывания с ним, и от прикосновения к его одежде и от запаха ее. Кто не соблюдает себя от всего этого, тот образует страсть, и любодействует мысленно в сердце своем, — сказали отцы: он сам в себе возжигает пламя страстей и, как зверей, вводит в душу свою лукавые помыслы.

Преподобный Нил Сорский

3

Коментарі

Гість: чубатий

113.02.12, 08:10

просто треба жити,а не виводити формули грiха. людинi в першу чергу необхiдно пiзнати радiсть, а не починатии залюкувати.

    213.02.12, 08:41

    Классификация верная и ясная, но язык...
    Написана так витиевато, с применением такого количества сложносочиненных предложений, что пробраться сквозь них ой как непросто.
    Заметка так и просит перевода на современный язык.
    Поскольку она направлена на разумение, то каноничность должна поступиться доходчивости. В противном случае здравые мысли не только не найдут внимания, но и даже не удостоятся прочтения.

      313.02.12, 08:41Відповідь на 1 від Гість: чубатий

      грех это погрешность,потеря целостности.и неважно изза чего эта целостность утрачена: изза уныния или эйфорической радости.всё это крайности...лишь мера ведёт к СПАСению ибо страсть это необузданная эмоция и неважно какой полярности она,ведь каждую страсть пасёт бес.т.е сколько страстей в человеке - столько и бесов. благодарю за внимание...

        413.02.12, 08:44Відповідь на 2 від RomahaN

        согласен,что коррекция имеет место,но разве современная обработка песни "Белые розы" даёт большее понимание текста,ведь вибрация мелодии уже либо легла на душу либо нет...

          513.02.12, 08:51Відповідь на 4 від krir

          согласен,что коррекция имеет место,но разве современная обработка песни "Белые розы" даёт большее понимание текста,ведь вибрация мелодии уже либо легла на душу либо нет...Песня не несет такой нагрузки. Ей не присуща подобная миссия. Потому и требования к ней сведены к минимуму. Кроме того, песня многократно дублируется другими способами и средствами. В то время как к теме статьи обращаются не часто. Тяжеловата тема. Как для изложения так и для восприятия. Вот потому-то и нужно приложить намного больше усилий для изложения темы самыми различными средствами внушения.

            Гість: чубатий

            613.02.12, 08:57Відповідь на 3 від krir

            коли з ранку я бачу сонце яке пробивається крiзь морозну димку моє серце починає битися сильнiше, бо мене зачаровує вiдблиск сонячних променiв яки падаючи на снiг i перетворються на тисячи рiзних кольорiв.
            коли я повертаюсь до дому моя дитина не може втримати своїх радощiв i стрибає навколо мене, чипляється за ноги, смiється...
            коли я перед сном вмиваюсь моя дружина пiдходить з заду i обiймає мене з усiх сил що в неї є, але я вiдчуваю вiд неї не стримну нiжнiсть.
            ГОРIТИ НАМ ВСIМ У ПЕКЛI

              713.02.12, 16:56Відповідь на 6 від Гість: чубатий

              человек без эмоций и человек,контролирующий оные выглядят одинаково...проявленный мир вторичен ибо царь мира сего сам знаешь кто.и ад и рай это проэкции ума

                813.02.12, 16:56Відповідь на 5 від RomahaN

                  Гість: чубатий

                  913.02.12, 18:27Відповідь на 7 від krir

                  так завжди. починаю приводити конкретнi приклади, а отримую якусь узагальнювальну абстракцію.

                    1013.02.12, 21:32Відповідь на 9 від Гість: чубатий

                    « Дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин.16,33)

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна