Сам Палама выказал себя диалектиком, когда снял оппозицию Бога и тварного мира, введя в нее третий член, благодать, совокупность энергий, отличных от Божественной природы, но не отделенных от нее. И тогда, вместо оппозиции возникла
триада: непричастная причина - причастное - причащающееся. Вслед за отцами восточной Церкви Палама описывал
эти энергии («исхождения», «силы», если вспомнить терминологию Ареопагита) следующим образом:
«Мы... видим Божественные силы приобщаемыми и все никогда не начавшимися, но не по действию, а по существованию, хотя и не самостоятельными, - приобщаемыми... в качестве преждесуществующих в Боге; приобщаемое, согласно
божественному Максиму, никогда не начало быть, и "небытие не старше его", но вечно существует от вечно сущего Бога, вечно находясь без отделения вокруг Него и совечно с Ним бытийствуя в Нем» («Триады». III, ч. 2, п. 20; P. 679).
«Максим назвал последнее [обожение] не только воипостасным, но и нерожденным и не только нетварным, но и неограниченным и сверхвременным, так что улучившие его делаются в нем нетварными, безначальными и безграничными, хотя возникли со стороны своей природы из ничего» («Триады». III, ч. 1, п. 31; P. 617).
Григорий Палама
«Поначалу надобно знать, что мудрец и мудрость, правдолюбец и истина, праведник и праведность, блаженный и благостыня друг на друга взирают и так друг к другу относятся: благостыня не сотворена, не создана и не рождена, однако же она рождающа и порождает блаженного. А блаженный, коль он вправду блажен, не созданный и не сотворенный, но рожденный ребенок и сын благостыни. Сама себя и все, что она есть, благостыня порождает в блаженном, сущность, знание, любовь и деяние вливает она с избытком в блаженного. А блаженный берет все свое существо, знание, любовь и деяние из сердца и сокровенных недр благостыни и лишь из нее. Блаженный и благостыня суть не что иное, как единое благо, все во всем, кроме порождения и рождения-становления. И все же порождение, присущее благостыне, и рождение-становление в блаженном суть единая сущность, единая жизнь. Все, что имеет блаженный, он получает от благостыни и в благостыне. Тут он есть, существует и жительствует. Тут осознает он себя самого и все, чт он сознает, и любит все, чт он любит; и творит с благостыней [и] в благостыне, а благостыня с ним и в нем, все их дела сообразно тому, как написано и как
Сын говорит: "Отец, во Мне пребывающий и живущий..."» («Книга Божественного утешения». Гл.1; DW V, S. 9).
Майстер Экхарт
В обоих отрывках благодать предстает как совокупность универсалий. Рассматривая универсалии как сущие «при» Боге и «около» Бога, богословы наполняли их сходным содержанием: мудрость, истина, святость, праведность, благостыня (Экхарт), мудрость, свобода, праведность, святость (Палама), и описывали по 4-м параметрам. Согласно их мнению,
1) универсалии существуют до своих субъектов-носителей,
2) существуют и после них, и, когда те исчезают, они остаются;
3) универсалии не получают от субъектов, а наоборот сообщают им свое бытие;
4) субъекты существуют «постольку - поскольку», лишь в ту меру, в какую способны вневременным образам приобщаться универсалиям, благодати.
Коментарі
Гість: Steel-Rat
114.09.10, 22:38
ой только не надо усложнять
Гість: Fotinia_
214.09.10, 22:57
боюсь что подача, ну уж слишком
Гість: Тираъ
315.09.10, 11:22