Вопрос: что вытащат оттуда? "Противостоять реваншистской России" – ни больше ни меньше. Возникает ощущение, будто читаешь политический памфлет. На самом деле это бюджетный запрос, поданный в Конгресс американской правительственной организацией BBG. контролирующей, в частности, радиостанции "Голос Америки" и "Радио Свобода". Главная расходная статья – контрпропаганда, главный объект – Россия.
И вот какая мотивация: "Россия запустила всемирный механизм дезинформации, подрывающий процессы демократизации, идущие вразрез с узкими интересами Кремля. Кремль использует свободу информации, чтобы вбросить дезинформацию с целью не убедить – как принято в классической общественной дипломатии, – но посеять сомнения с помощью "теории заговора", распространить ложь".
Всемирный механизм дезинформации – надо полагать, камень в огород телеканала Russia Today. Его западные коллеги обвиняют во всех смертных грехах, британские контрольные органы периодически угрожают лишить эфира. Противостоять набирающей популярность альтернативной точке зрения США намерены ударным наращиванием своих видеопроектов, в том числе на YouTube. Но это – вершина айсберга.
Завладеть умами русскоговорящих пользователей планируют через социальные сети: "С целью расширения охвата аудитории при фокусировке на русскоязычных по всему миру, в 2015 году "Радио Свобода" создаст новый цифровой медиаотдел DIGIM, в том числе группу по противодействию дезинформации в социальных сетях, действующих в России, таких как Facebook, Twitter, ВКонтакте и Одноклассники. Специалисты напоминают: социальные сети – новый, но уже эффективно используемый инструмент пропаганды. "То, что написано в Глобальной сети, как раньше на заборе, воспринимается как правда абсолютная, которую не пишут СМИ, а вот тут мы знаем всю правду, которую от нас скрывают. Это достаточно опасно, потому что называется манипулированием сознания человека", – говорит эксперт по информационным войнам и конкурентной разведке Александр Митрофанов. Вещать, постить и твитить DIGIM будет из пражского офиса "Радио Свобода".
В связи со вступлением стран бывшего социалистического лагеря и Прибалтики в ЕС, работы у "Свободы" поубавилось – вещание на эти государства прекратилось, аудитория в других странах уменьшилась. Но сейчас станция вновь открыла вакансии под американский проект. "Это довольно драматичный момент для нашей страны. Американская активность слишком заметна. Это новая холодная война, которую ведут при помощи новых технологических возможностей. Кибервойна, информационная война , борьба за общественное мнение, за изменение взглядов людей в разных странах – американцы занимаются этим уже долго, и они инвестируют в кибервойну действительно большие средства", – отметил Петр Гайек, шеф-редактор интернет-издания "Противоход".
Взглянем на цифры. Из 28 без малого миллионов, которые требуются BBG, на "противодействие России" просят целых пятнадцать! Более половины всей суммы, включая технические расходы; и в 2,5 раза больше, чем отведено на противостояние пропаганде ИГИЛ! Эксперты считают – во-первых, это признак того, что к России стали больше прислушиваться, и это раздражает кое-кого на Западе. Во-вторых, де-факто США расписались в том, что их политика санкций успеха не имеет. "Попытка давить на Россию извне вызвала противоположный эффект. Удар теперь планируется нанести по самой, как считается, уязвимой части населения – по молодежи. Поскольку считается, что молодежь не особо смотрит телевизор, а находится в соцсетях, то именно туда должны быть направлены пропагандистские усилия", – сказал член экспертного совета Фонда "Институт социально-экономических и политических исследований" Леонид Поляков.
Надо, впрочем, отметить, что в поле зрения BBG попала и соцсеть "Одноклассники", чьи пользователи, по статистике, более возрастные, чем у той же "ВКонтакте". Так что, атака ожидается широким фронтом, в том числе с территории наших соседей. Перспективным направлением в США считают Украину, выделяют дополнительные 20 млн долларов в рамках обещанной Викторией Нуланд поддержки русскоязычных средств массовой информации, борющихся с российской пропагандой (это выражение Нуланд). Такие же СМИ – русскоязычные, но вещающие из Вашингтона и той же Праги – заполнили эфир в прибалтийских странах, тональность – соответствующая.
У специалистов в области медиастатистики есть такой термин – "индекс агрессивности". Соотношение негативных и нейтральных публикаций на ту или иную тему. Пропорция 5 к 1 считается информационной войной. Так вот, статистика показывает: за минувший год в западных СМИ индекс агрессивности в отношении России буквально зашкалил. "В два или три раза вырос уровень индекса агрессивности. Если взять Германию, то с 10 года индекс агрессивности вырос со значения 0,5 до 1,5 к 2013 году, а потом произошел сильнейший скачок до значения 7,46. Рост беспрецедентный. США – у них в 2013 году было больше единицы и потом скачок до более чем шести", – привел данные научный сотрудник Российского института стратегических исследований Ярослав Селянин.
Администрации США мало контролировать общественное мнение в своей стране – они стремятся сделать это и в чужой, для чего и планируется весь этот, как выразились в BBG, "цифровой самиздат": вроде как "платформа для инакомыслящих", которым вроде как "не дают высказаться". Впрочем, если бы аналитики BBG внимательно изучили русскоязычный сегмент Интернета, они бы обнаружили, что такого "цифрового самиздата" и инакомыслия, в том числе в соцсетях, и без них достаточно.
Мнение: впору уже американским ястребам начать писать свое издание книги "Mein Kampf", наподобие книги Адольфа Гитлера, о том, как они борются с неугодными народами.
• Источник: индекс агрессивности в соцсетях. Зачем американцы ведут холодную войну?
Коментарі