М. Лайтман: Я бы сказал, что семья – это основа жизни не в обычном понимании. Первыми представителями жизни на земле были отдельные клетки, существовавшие каждая сама по себе. Затем они совершенствовались, размножались, собирались в колонии, которые в дальнейшем стали организмами, сообществом организмов, системой. Мы вышли из одного источника и, размножаясь, хотим достичь единого. Как мужчина и женщина – два разных существа – порождают одно. Мы всегда разделяемся надвое, соединяемся в одно, чтобы родить. И так повторяется снова и снова во всех формах жизни, начиная от амеб и простейших клеток, которые соединяются для размножения. Поэтому семья – это минимальное естественное соединение. Со стороны природы развилось в нас желание к этому, но сексуального притяжения недостаточно. Таль читала о том, что женатые люди живут дольше. Это неспроста. У холостяка есть женщина, рестораны и прочее обслуживание, но его жизнь короче. Женатого мужчину окружает некая особая атмосфера, благодаря которой он живет счастливо и долго. Так мы устроены – соответствуем природе, если находимся в семье. И дети в нормальной семье получают все, они растут лучше, комфортнее, теплее. Это влияет на характер человека, на его отношение ко всему – это основа основ!
Может, мне и хочется убежать от этого, но я не могу, потому что впитал атмосферу дома, видел отношения отца и матери. В большинстве случаев мы копируем их отношения, как хорошую сторону, так и плохую, продолжаем линию поведения, полученную в детстве. Мы должны обратить особое внимание на потерю семьи, потерю связи между родителями и детьми. Раньше отец работал, мать была дома. Сегодня и мать работает, а дети брошены в детских садах, в школе. Ребенок приходит из школы в пустой дом. Родители возвращаются вечером, быстренько приготовят что-то поесть и отправляют его спать, чтобы не мешал им заниматься домашними делами. Короче говоря, понятие семьи исчезает, вернее, мы специально разрушаем семью. Мне кажется, что у правительств и элит есть всеобщая программа разрушения семьи, снижения рождаемости, чтобы ослабить последствия демографического взрыва ХХ века и прийти к более приемлемому количеству населения. В мире, населенном миллиардами людей, царит безработица. Что делать с этими людьми? Развитие технологии, медицины и других наук привело к тому, что люди живут в два раза дольше. К тому же, численность населения в ХХ веке утроилась. Мы оказываем давление на земной шар в шесть раз больше, чем это было 100 лет назад.
Мы видим, что продолжать привычный нам образ жизни – без правильной связи, правильного общества, правильной семьи, без взаимопомощи и участия, не учитывая влияние на экологию – невозможно. Этим, видимо, объясняется существование особой программы по уменьшению человечества и созданию такого состояния, при котором мы не видели бы в семье, в рождении, в заботе о детях основную роль человека. Сегодня семья не является целью у почти 50% населения. Мы развились как эгоисты, всегда думаем экономически и не считаем, что в это стоит вкладывать. Поэтому мы уже не знаем, что такое семейное счастье. Нужно учить этому людей. Средства массовой информации, фильмы, сериалы готовят нас к неправильным, нехорошим, несчастливым состояниям. Мы деградировали в вопросах семьи, рождаемости детей. Невозможно найти для этого спокойное место, как это было когда-то. И так везде в мире. Согласно исследованию, самые счастливые те люди, которые счастливы в семье. Но чтобы достичь этого, нужно воспитать ребенка в семейном счастье, а такого воспитания у нас нет. И даже те, кто получили что-то в детстве, сейчас они пожилые люди. Я вижу у внуков уже совершенно иное отношение, отрыв между взрослыми и детьми все-таки расширяется.
Т. М.: Развивая тему воспитания, мы хотим узнать, как достичь счастья в семье? Почему семья является элементом счастья в идеальном понимании?
М. Л.: Наша проблема – это достоверность исследования. Где взять человека, не подвластного влиянию средств массовой информации, Голливуда и прочего? Если бы мы нашли такого и проверили его желания к семейному счастью, желание почувствовать себя в самом теплом, заботливом окружении, о котором он тоже заботится, то он бы сказал, что нет больше, чем семья. А мы говорим о таком обществе, где все как один, мужчина, женщина и дети, – как одно целое. Но мы не можем проверить, потому что берем на исследование людей, которые уже подверглись разным влияниям общества и средств массовой информации. Поэтому даже опросы с помощью специальных, предложенных нами тестов, не помогут узнать, есть ли действительно стремление к счастью в семье. Знают ли они вообще, что это такое? То, что они нам ответят, это уже не их мнение. Желание – не их желание, потому что человек все время думает о том, как он выглядит в глазах общества. А в глазах сегодняшнего общества нормально и современно быть холостым, зарабатывать, преуспевать, процветать, занимать какую-то особую должность и, может быть, не в обычной сексуальной ориентации, этим тоже начинают гордиться. Без детей, потому что дети ограничивают в жизни.
Есть разные отклонения, поэтому нужно проверить, можем ли мы сегодня создать правильную семью. Я не совсем уверен. Мы живем 80 лет, а 100 лет назад люди жили 40 лет, в среднем. Что делал человек? В 18–20 лет он женился, рожал детей, растил их до 18–20 лет, чтобы они тоже женились. И умирал, не всегда увидев внуков. Была очень привычная цикличность – всё строилось вокруг семьи и внутри семьи. А сейчас, если мужчины будут делать то же самое, у них останется еще 60 лет жизни, и люди не выдерживают. Поэтому возникает семейный кризис, разводы, отдаление. К тому же, каждый работает в своем коллективе, со своими карьерными проблемами. Многие семейные люди живут отдельно друг от друга или согласны на то, что у них есть еще семьи и так далее. Желая людям счастья, мы должны их воспитывать.
• Читать полностью: Часть 59. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества
Коментарі