Н. Мазоз: Первое препятствие, с которым мы сталкиваемся, приходя в организацию – это первичное разъяснение руководству. Они должны понять с первого мгновения или в процессе объяснения, что нам предстоит испытать нечто совершенно особенное. Как известно в настоящее время рынок организационных консультантов пересыщен и страшно тесен. Сегодня вышла статья о том, что люди уже ворчат: "Ну, вот еще один семинар". Как нам найти что-то такое, чтобы показать отличие, специфичность того, что мы предлагаем, чтобы это немедленно убедило директора, руководство в том, что здесь есть нечто иное?
М. Лайтман: Не знаю. Мой ответ – не знаю, потому что я не знаю, что там происходит. Но вы знаете, что там происходит с разными нашими, так сказать, конкурентами и показать, чем мы отличаемся. Если вы скажете, что у вас это происходит так-то, а у них – так-то, то я скажу, что делать. Мы не исследуем то, как организация действовала до сих пор, не стремимся раскрывать отношения, которые существуют между ними; мы полностью игнорируем то, что происходило до сих пор. Мы работаем только над позитивом, только ради того, чтобы поднять организацию на новый уровень отношений. Мы говорим об эгоизме и как им можно правильно и сбалансировано управлять, ничего не разрушаем, никого не заставляем, не насилуем, а даем человеку инструменты для его правильного использования. Мы действуем только в одном направлении, чтобы вся организация стала как одна семья – чтобы у людей появилось такое ощущение. Исходя из этого ощущения, решатся все проблемы между людьми, как на работе, так и дома, потому что они получат не просто хорошее настроение, а новый подход к жизни. Поэтому в каждом месте, где бы они ни были, в банке, супермаркете, дома, с родственникам или с товарищами, направляясь на футбольный матч – теперь везде они будут вести себя иначе.
Мы говорим об изменении отношения человека к жизни. Исходя из этого, мы уверены, что и общее состояние организации будет намного лучше. С точки зрения экономии это, несомненно, выразится в экономии времени, материалов, и, в конечном итоге, денег и рабочих дней. Изменится отношение человека к тому, что он делает, к своему рабочему месту и так далее. Мы работаем только на это! Изменения будут происходить не потому, что он должен себя как-то заставить, в чем-то себя сломать, а благодаря хорошему, доброму окружению он сам в прекрасном отношении и с легкостью будет изменяться в направлении более сбалансированной формы. Так в каждом из работников предприятия будет образовываться позитивный фактор. Наши действия не требуют никаких вложений, кроме оплаты нам – относительно символической. Мы должны только раздать им книги, тетрадки, и нам будет необходимо какое-то место для работы, какой-то конференц-зал, и все – не более того. Желательно, чтобы это было в течение полутора-двух часов два-три раза в неделю. И затем соответственно тому, что мы будем проходить, мы посмотрим, какие еще изменения можно будет сделать. Но изменения очень простые: сделать внутреннее радио, чтобы слушали музыку и хорошую информацию, объявления, позитивные новости и все. Потом нам понадобится, может быть, какой-нибудь маленький фонд, чтобы проводить дни рождения, так, символично, для работников предприятия. Наверняка, уже через несколько семинаров и таких мероприятий вы почувствуете в людях изменения, и в течение месяца-двух это можно будет проверить даже статистически, сколько мы экономим, насколько эффективней работаем.
М. Л.: Когда я играю, это воздействует на меня. Привычка – это первое. Открытость – это второе. Потому что я играю. Мне неважно сейчас сказать: "Ница, я люблю тебя. Можно спеть тебе серенаду? Иначе меня разорвет". Да, я могу. И все понимают, что это игра. Я могу так поступать. Но когда я так говорю, я постепенно изменяюсь, потому что это влияет на меня. Ведь я не актер, который воспринимает это только внешне. И тогда получается, что мы изменяемся, то есть игра изменяет человека. В игре мне легче, потому что я играю не себя самого. Сейчас я играю хорошего Михаила. Я могу играть хорошего Михаила, потому что всем понятно, что это – не мое, что это не я. Этим я не приношу себе вреда, но благодаря этому я постепенно изменяюсь. Как я изменяюсь? Если коллектив начинает относиться ко мне в соответствии с этой новой ролью: "Как ты хорошо поступил! Как тебе это идет!" Я начинаю раздуваться: "Ой, скажите мне это еще раз. Еще! Я не расслышал", – как маленький ребенок. Так это работает. Это второе. Но игра должна быть только при условии, что я играю позитивные роли. Исключительно! И ни в коем случае не наоборот. И это должна быть роль радостная, полезная, а не какая-то драматическая. Ни в коем случае! И не слишком комедийная. Я играю себя хорошего, буквально совершенного, такого праведника, как мы говорим с детьми, если действительно хотим их воспитать. Мы должны привести их к такой модели. Люди, которые проходят у нас курс, потом и дома будут относиться иначе и к жене, и к детям. Они там будут развивать такие отношения, что их домочадцы даже не поймут, как и почему они изменяются. Кроме того игра должна повторяться.
М. Л.: "Вся жизнь – игра", то есть мы растем и изменяемся только за счет игры. И я хочу поймать себя на том, когда эта игра станет реальностью, потому что так и будет. И это до такой степени, что та внешняя реальность, в которую я играю, станет прекрасной, насколько весь мир станет прекрасным и дружелюбным ко мне. Я начинаю так относиться ко всему миру, представлять себе так весь мир, и вдруг чувствую, что это так. Я увижу реально, что это действительно так! Весь мир любит меня. Весь мир прекрасно ко мне относится. Никто не относится ко мне плохо. Все вдруг уступают мне место, дают проехать по шоссе, никто не преграждает дорогу. Я изменяю реальность. И это действительно так.
Н. М.: Раньше вы сказали, что наша жизнь – это игра. Это так. Но в игре нашей жизни всегда есть хорошее и плохое.
М. Л.: Нет плохого! Нет. Каждый судит, исходя из своих недостатков.
Н. М.: В нашей игре остаются только хорошие игроки?
М. Л.: Да. Все хорошие! Тем самым я произвожу изменение. Я не просто так вхожу в какую-то сказку, в некую иллюзию, а изменяю жизнь и воздействую на природу таким образом, что это произойдет на самом деле. Нам нельзя использовать слова не из нашего семинара, но я сказал бы, что таким образом я пробуждаю Высшую силу, и она изменяет реальность. Своим положительным воздействием я влияю на сеть связи между нами. И то, чего я очень хочу таким положительным образом, произойдет на самом деле, потому что Высшая сила природы, система, которую мы создаем, – за меня. И тогда это происходит. Таково влияние человека на окружение, а потом и окружения – на весь мир.
О. Л.: Я хочу спросить кое-что по поводу игры. Вы подчеркнули, что наши ролевые игры отличаются своей целью от любого семинара, от обычной психодрамы, с которыми еще до нас сталкивалась организация. А в последние 20 лет в этой области разворачивалась бурная деятельность ради "улучшения отношений" и прочего. Мы вступаем в игру, чтобы с ее помощью больше сблизиться, соединиться, желая измениться и из состояния изоляции, в котором каждый замкнут в себе, перейти к контакту, к лучшей связи. Мы должны это провозгласить, напоминать об этом перед началом взаимодействий при ролевых играх?
М. Л.: Посмотри, согласно ситуации. Мне кажется, что да. Ты должен быть с ними как можно более открытым, не играть с ними. Они должны знать, что сейчас мы играем. Они должны получить нашу методику таким здравым образом, со всеми основами, всё, что ты можешь им передать на той глубине, которую они способны воспринять. Они должны быть активными партнерами, участвовать в реализации. Они должны знать, почему они это делают: "Я сейчас играю. Почему я играю, для чего? Это действительно игра, это несерьезно, но как с помощью это игры я изменяюсь?" Приводи им разные доказательства из науки о том, как игра меняет человека, как именно, благодаря игре растут все растения, животные. Если бы мы не играли, что бы с нами произошло? Мы остались бы животными. Только наша игра, когда мы хотели уподобиться разным тем или иным, не важно, хорошим или плохим образам, сделала из нас людей, и таким образом мы росли. А сейчас мы представляем себе человека, который становится интегральным со своим окружением. Именно в это мы хотим играть. У нас есть окружение, и в нем я связан наилучшим образом со всеми, и все со мной. Если так я представляю это состояние, то я создаю его, и оно станет таким. И я вдруг почувствую в нашем обществе, что все относятся ко мне с любовью, все хотят объединения. Они изменяют меня, я изменяю их, и мы вдруг достигаем хороших, прекрасных отношений. Вдруг все видят, что всё налаживается: и дома, и с родственниками, и на работе. Улучшается здоровье, снижается давление, меньше нервов, нет успокоительных, нет наркотиков, отчаяния, вдруг нормализуется сахар. Все эти вещи нормализуются. Известно, что все излечивается смехом.
• Источник: Часть 49. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества
Коментарі