Об этикете за столом мы узнаем еще с раннего детства, позже учимся вежливости во взаимоотношениях с людьми, особенно старшими по возрасту и рангу, на собственном опыте познаем дресс-коды, принятые на различных мероприятиях. Но правила поведения в святая святых – храме, месте совершенно особом, для многих так и остаются тайной на всю жизнь, что порождает немало проблем. Кто-то не знает, как подойти и обратиться к священнику, кто-то стесняется приложиться к иконе. Другому однажды грубо сказали, что «в таком виде к Богу не приходят», и теперь он храм обходит стороной. Но откуда же человеку, воспитанному вне Церкви, узнать обо всех нюансах поведения в храме? Завесу над ними мы приоткроем вместе с протодиаконом Духосошественского кафедрального собора г. Саратова Михаилом Беликовым. Так что теперь не стесняйтесь, приходите!
– Отец Михаил, пролейте, пожалуйста, свет на болезненный для многих вопрос: действительно ли в стенах храма существует свой строгий этикет, и его важно обязательно придерживаться?
– Этикет – слишком серьезное, безапелляционное слово. Скорее есть традиции, принятые в христианстве, и правила поведения в храме, выработанные в течение многих веков.
– Они касаются в основном одежды?
– Как таковой обязательной формы одежды специально для христиан нет. Вспомним, например, что в средневековье и мужчины, и женщины носили туники, в этой же одежде они приходили и в храм. Так что христиане одеваются соответственно времени и нравам общества, в котором живут. Но одежда православного человека не должна быть вызывающей, и это правило имеет отношение прежде всего к облику женщины. Современная мода часто предполагает некоторую долю откровенности, броскости. Но верующему человеку лучше одеваться просто, без излишеств. Объясню, с чем это связано. Никто не будет отрицать, что женская одежда часто имеет элементы для привлечения мужского внимания, что вступает в противоречие с христианским учением и нормами поведения. Христос сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Поэтому женщина не должна одеваться вызывающе, и особенно в церкви отвлекать людей от молитвы. И, конечно, каждая христианка уже подсознательно помнит об этом и ведет себя соответствующим образом.
Также неправильно разделять жизнь в Церкви и вне ее и одеваться соответствующе только тогда, когда идешь в храм. Это лицемерие перед Богом. Получается, мы идем к Нему в одной одежде, а потом выходим и переодеваемся в другую. Но Господь везде нас видит. Поэтому воцерковленные христиане стараются подобающе вести себя и соответствующе одеваться в любые моменты жизни.
– А пока еще невоцерковленным женщинам надо также помнить о том, что в церковь нельзя заходить в брюках и обязательно быть с покрытой головой в отличие от мужчин?
– В обществе православных принято, что женщина носит не брюки, а юбку. Считается, что брюки – мужская одежда. Еще с древнейших времен христиане придерживались запрета переодевания в чужие одежды, которое соотносится с некоторыми языческими ритуалами. Поэтому, естественно, что Церковь была против. Сейчас запрет не так суров, но воцерковленная женщина уже по своему убеждению не наденет брюки.
– А необходимость покрывать голову женщине – это лишь дань традиции?
– Апостольские писания говорят: платок для замужней женщины – знак подчиненности мужу. В этом нет ничего зазорного, в христианстве так принято. Отношения между супругами уподобляются отношениям Христа и Церкви. Господь пожертвовал собой ради нас, ради Церкви. Также и супруг должен любить жену, относиться к ней как к хрупкому сосуду и беречь ее, а супруга – почитать мужа. Платок на голове женщины – это знак высоких отношений. Но если женщина зашла в храм, пусть даже в брюках и не имея при себе головного убора, для нее там всегда найдется платок или накидка, которую можно повязать как юбку. Мужчине в церкви необходимо снимать головной убор, это символизирует его уважение к Богу, открытость, то, что он не стыдится чела своего, не имеет греховных мыслей.
– Наличие косметики на лице, яркий макияж принципиально недопустимы?
– Церковь не настаивает жестко на том, что косметикой нельзя пользоваться вообще. Хотя древние отцы были против, и в апостольских писаниях указано, что православной женщине уместнее украшать себя добродетелью, а не «плетением волос». Переизбыток косметики на лице тоже приравнивается к наследию язычества, когда во время ритуальных обрядов тела раскрашивались яркими красками. Поэтому Церковь неодобрительно смотрит на чрезмерное употребление косметики. При этом православные женщины не теряют своей красоты. В храме косметика не приветствуется в силу объективных причин: во время причащения на священном сосуде могут остаться следы губной помады, то же самое, если женщина приложится к иконе.
– Бывает, некоторые люди, зашедшие в храм, слышат гневные выпады в свой адрес: пришли-де в неподобающем виде. Разве правильно одергивать их по этому поводу?
– Если человек идет мимо Церкви и решает зайти, это не просто так. Значит, Божья искорка зажглась в его сердце, и мы не вправе ее гасить, пусть даже человек зашел в неподобающей одежде. Ведь если он по-настоящему придет к Богу, то затем сам примет установленные в храме правила поведения. Конечно, мы внушаем постоянным прихожанам и работникам храмов правильное отношение, призываем их не упрекать людей за внешний вид. Если такое произошло, совет только один – не расстраиваться по этому поводу, ведь вы приходите в храм к Богу, а не к людям. Поэтому в Церковь может зайти каждый, кто почувствовал такую потребность.
Хотя, конечно, надо помнить, что недопустимо появляться в храме в одежде, не соответствующей святости места. Если человек идет на прием к начальнику, у него и мысли не возникнет прийти в одежде, в которой он был на пляже, например. А к Богу – источнику всего в этом мире – люди дерзают войти в таком виде.
Немаловажно, чтобы одежда христианина была чистой и опрятной. Это общепринятая норма, но в Церкви она особенно важна. Божественная служба весьма символична и таит в себе особый смысл. И чистота тела является символом душевной чистоты.
– Хорошо, а как себя вести, заходя в храм? Как следует обращаться к священнику, здороваться с ним?
– По обычаю над входом в храм находится изображение креста, фреска либо установлена надвратная икона. Перед ними положено совершить поклон и крестное знамение.
Если что-то нужно спросить у батюшки, то так и следует сказать: «батюшка», и формулировать свой вопрос, либо «отец» и далее имя священника. Обращение «святой отец» больше присуще персонажам латиноамериканских сериалов. По правилам при встрече со знакомым вам священником следует поклониться и, сложив определенным образом руки, попросить благословения. После того как батюшка благословит, христианин целует ему руку. По этому поводу у невоцерковленных людей часто возникают сомнения, но у писателя Николая Лескова в повести «Соборяне» хорошо описан эпизод, говорящий сам за себя. Священник смутился подать руку для лобызания знатной дворянке. На что та сказала: «Чего стесняешься, не твою руку целую, а сана твоего». Лобызание руки – это не преклонение, не унижение, а знак уважения перед саном. И для православных это действие – норма.
В целом между христианами в церкви и вне ее принято приветствовать друг друга легким поклоном, близкие друзья могут обняться троекратно или однократно, поцеловаться – женщина с женщиной, мужчина с мужчиной. Это так называемые братские лобызания. Традиция пошла еще со второго века н. э.
– Во время богослужения к поведению христиан тоже есть требования? Когда необходимо совершать поклоны, крестное знамение?
– У богослужения есть свой устав и, конечно, свои правила для прихожан. Ведь они – не зрители, а участники, они молятся, совершают поклоны, крестные знамения. Поклоны бывают земные – до пола, поясные – человек нагибается по пояс, эти поклоны еще называются глубокими, и легкие – это поклон головы. Конечно, всё в храме во время богослужения делается в определенном порядке и в определенные моменты. Человек, участвующий в церковной жизни, в скором времени сам поймет необходимую последовательность.
– А если кто-то стесняется вставать на колени?
– На колени в храме христиане опускаются довольно редко, только тогда, когда это по ходу службы предписывается богослужебным уставом (например, во время Великого поста). Если человек немощен и не может выполнять поклоны и просто долго стоять на ногах, то ему дозволяется сидеть на скамье. Разговоры в храме во время богослужения недопустимы, только по необходимости и шепотом.
– Пройти и поставить свечу во время богослужения можно?
– Нежелательно, когда идет служба, передвигаться по храму, прикладываться к иконам. Это может отвлечь кого-то от сосредоточенной молитвы. Но если нужно, душа требует, то, конечно, можно попытаться сделать это тихо и незаметно. Если же в храме многолюдно, то лучше не идти к иконе самому, а передать свечу через людей.
– Прикладываться к иконам нужно по-особому?
– Иконы, по правилам, принято почитать крестным знамением, поклонами и целовать в знак нашей любви и почтения к тем, кто на них изображен – Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святым. Прикладываться к иконе нужно следующим образом: совершить два поклона (земной или поясной) с крестным знамением и поцеловать, но только не в лик. Если изображение в рост, то лучше приложиться к ноге, если по пояс – к руке, а если на иконе один лик, то следует приложиться к косам волос. После целования совершается последний третий поклон.
– Простите, но у меня такой вопрос: к иконам прикладываются десятки и сотни людей, причащаются из одного сосуда тоже. Что делать, если человек брезглив?
– А давайте вспомним себя в детстве. Когда мама кормила вас с ложечки, то сама могла попробовать на вкус, а потом отдать вам. Вы же не брезговали, вы – родные люди. Христиане тоже одна большая семья, поэтому о брезгливости нет и речи. Если же она есть, то это повод преодолеть себя. И ни разу за всю историю христианства не было ни одной эпидемии, связанной с целованием святынь.
– Отец Михаил, а как быть, если во время нахождения в храме человек ненароком задел что-то, уронил, произнес про себя матерное слово или чертыхнулся?
– Если уронил что-то из церковного инвентаря, то на исповеди можно покаяться – был небрежен. Но в этом ничего страшного нет, с кем не бывает. Сквернословить и чертыхаться вообще недопустимо, считается большим грехом, даже в мыслях.
Апостол Павел учит, что человек в Судный день даст ответ за всякое праздное, т.е. бесполезное, пустое слово. Естественно следует из этого, что за всякое скверное слово отчет будет гораздо строже. Тяжкий грех – произнесение слов, подразумевающих оскорбление матери. Поскольку есть Святая Матерь Божья, и к ней эти слова тоже относятся.
– Спасибо, благодаря вам мы узнали много нового, но разве можно самостоятельно постичь все церковные правила и традиции, и что нужно делать, чтобы пробелов в этих познаниях становилось все меньше?
– Люди, желающие войти в церковную жизнь, не должны бояться трудностей. Как говорит известная пословица: пусть глаза боятся, а руки делают. Если регулярно в течение года посещать богослужения, изучать многочисленную литературу на эту тему, то можно будет быстро освоиться. Задача всей нашей жизни – учиться быть настоящими христианами.
Беседовала Виктория Федорова
Взгляд-Православие+