Современный человек, который звучит гордо, инстинктивно не желает признавать свою принадлежность к животному миру. Но именно инстинкт превращает его в животное, стоит только homo sapiens оказаться в толпе. Инстинкт прямо-таки тянет и толкает его туда, где он в здравом уме и твердой памяти никак не хотел бы оказаться. У нас проявляется инстинкт, присущий волчьей стае, стаду оленей, стаду баранов, стаду бизонов... «Широк человек, широк, - сказал Достоевский, - я бы сузил».
Люди и звери
Мы не ругаем животных за то, что они живут стаями и совершают стадные поступки. Почему же так стыдно человеку (или другим за него стыдно), когда он ведет себя как скотина? Ведь человек действительно наполовину животное, а не чистый дух и разум.
Да потому, что в толпе нарушается иерархия в составе личности человека, в его психофизической структуре. Потому что высшее оказывается подчиненным низшему, человек — животному.
Ученые — антропологи, социопсихологи, историки, теологи — много лет пытаются объяснить этот феномен, но задача пока далека от разрешения.
Человек проявляет себя как коллективное, социальное существо уже в первые годы своей жизни. Но природная, изначальная способность к коммуникации, к совместному творчеству, строительству и обучению очень далеко отстоит от крайних проявлений духа толпы. Нерукотворным памятником, воспевающим такой дух коллективизма, является русская народная песня «Из-за острова на стрежень». Ее неизбывная популярность объясняется архетипичностью образа княжны — девушки, принесенной в жертву идолу толпы. Эти жертвы приносились тысячелетия назад — в первобытных племенах — и будут приноситься до той поры, пока неандерталец будет властвовать над homo sapiens.
Глас народа?
Особая притягательность эффекта толпы объясняется состоянием глубокого коллективного транса, владеющего людьми в момент спонтанного объединения. Это состояние часто превосходит алкогольный и наркотический «кайф»! Многие такие «наркоманы» бегают с презентации на презентацию, чтобы получить свою «дозу» от профессиональных манипуляторов, рекламирующих свои товары и умело «подкачивающих» аудиторию эмоциями: в определенном ритме, с определенными интонациями и характерной лексикой — «загрузочным» языком.
Люди в подобной ситуации попадают в психический и физический резонанс — и это позволяет испытывать эмоции, недоступные в обыденной жизни. Тот, кто не забыл школьную физику, наверное, вспомнит, что резонанс возникает при совпадении волновой частоты, и это увеличивает амплитуду колебаний в несколько раз. Звук в несколько раз усиливается, волны в океане превращаются в цунами, а люди — в толпу: огромное животное, стихию «бессмысленную и беспощадную». Это животное стоит на низшей ступени социального развития, лишено индивидуальности, разума и способности к рассуждению, совести, ответственности.
Талантливые дети тоталитарного государства, не желавшие подчиниться «гласу народа», давлению масс, чаще всего в этом государстве не выживали. Но они оставили нам замечательные «портреты» толпы — в красках, музыке и стихах: «И ты поймешь, что нет над тобой суда,// Нет проклятия прежних лет, // Если вместе со всеми ты скажешь «Да!» // И вместе со всеми «Нет!», — пел Александр Галич.
Страшнее всего, что стихией толпы поглощаются не одни лишь глупцы. В этот поток может попасть кто угодно, от мальчика из церковного хора до высоколобого профессора, — по воле случая или по собственному безволию. Наиученейший совет может вдруг превратиться в толпу варваров и в одночасье завалить неординарный проект, заклевать инакомыслящего.
Но так ли уж ужасен пресловутый дух толпы? Ведь оборотной стороной этого феномена является патриотизм, массовый героизм, трудовой энтузиазм. Ведь благодаря этому духу воздвигались такие Вавилонские башни, что небеса тряслись! Можно сколько угодно рассуждать на эту тему — правда, лишь до того момента, когда лично вы окажетесь втянутым в преступление (или окажетесь жертвой преступления), совершенного многоголовым чудовищем
Жертвы стихии
Животные инстинкты часто находятся в некоей психофизической спайке, так сказать ходят парой. Все они сводятся в конечном счете к инстинкту сохранения рода. Недаром подростки начинают «сбиваться в кучки» в период полового созревания. Какого рода эти инстинкты, каковы эти спайки и какие «кучки» они после себя оставляют, думаю, пояснять не надо. Некоторые на таком этапе застревают и «кучкуются» всю жизнь — не потому что это диктуется жизненной необходимостью, а потому что высшее в человеке оказывается подавленным или невостребованным. И человеку просто не приходит в голову попробовать отделить один инстинкт, потребность, желание от другого.
Но просто подавлять животные инстинкты нельзя. Лучше признать себя животным, чтобы вести себя как человек, чем почитать себя за венец мироздания и в момент пробуждения в себе низших сил оказаться перед ними беспомощным. Лучше признавать свою слабость, чтобы заранее найти для себя варианты выбора, чем, пребывая в неведении о самом себе, кичась своей силой, быть внезапно поглощенным разбушевавшейся стихией собственного подсознания.
Не относитесь с пренебрежением к этому совету, не говорите себе: я цивилизованный человек! История знает множество примеров гибели цивилизаций, взорванных изнутри дремавшей до поры до времени звериной силой толпы.
Тест для ротозея
Спросите себя: любите ли вы сенсации? Есть ли у вас кумиры — в кино, в политике, в спорте, все равно где? Нравится ли вам состояние «отключки», пустой головы, бездумного веселья? Любите ли вы ходить на дискотеки, тусовки, футбольные матчи, презентации и т. д.? Верите ли вы рекламе? Часто ли вы соглашаетесь с общим мнением, потому что так проще и неохота «шевелить плавниками»? Есть ли у вас склонность заражаться общим настроением?
Я ни в коем случае не хочу сказать, что все это плохо. Но если вы на большинство вопросов ответили положительно — вы в группе риска. Риска попасть в толпу, что подчас может обернуться гибелью — и моральной, и физической.
Берегите себя!
Если вы находитесь в месте большого скопления народа (это еще не толпа, но может ею стать), чтобы не подвергать себя опасности, постарайтесь соблюдать определенные правила.
1.Важно не терять собственной идентификации, осознания себя как уникальной личности. Будьте готовы в любой момент хотя бы назвать себя по имени (поверьте, многие в разбушевавшейся толпе уже не способны это сделать). Повторяйте мысленно молитву или то, что является жизненно важным, ценным именно для вас (хорошо бы про это подумать заранее).
2.В спокойном состоянии заметьте и запомните, как вы дышите: насколько глубоко, насколько часто, насколько свободно. В любой критической ситуации, стоит только воспроизвести этот алгоритм дыхания, вы сумеете вернуть себе состояние равновесия.
А следовательно, сможете, не теряя головы, оценивать обстановку как бы со стороны, увидеть возможные варианты выхода из создавшегося положения.
3. И помните: лучший способ избежать магнетизма толпы — туда не лезть.
Бояться стоит «не себя в толпе, не толпы в себе», — сказал замечательный психолог и социолог XIX века Гюстав Лебон. Он считал, что «как только нравственные силы, на которых покоилась цивилизация, теряют власть, дело окончательного разрушения завершается бессознательной и грубой толпой». «Обезбожение» сыграло решающую роль в начале конца: нашей цивилизации в этом году исполнилось 2005 лет от Рождества Христова. Как ни вышучивали христианство, называя его «опиумом для народа», одной из его главных ценностей была и остается человеческая личность, а одной из основных добродетелей — трезвение: адекватная оценка себя, своих поступков, своих возможностей.
В сталинских и фашистских концлагерях выживали отнюдь не самые сильные и выносливые, а часто, наоборот, физически слабые люди. Но сильные духом, сохранившие в себе личность, искру Божью.
Убить дракона в себе, пока он не сожрал тебя. Сохранить в себе образ и подобие Человека — ради себя, ради близких, ради жизни вообще. Чтобы наша гуманистическая, индивидуалистическая, научно-техническая цивилизация не уподобилась стае китов, которая, подчиняясь неведомому инстинкту, выбрасывается на берег и издыхает в чуждой для нее стихии.
Мария МИРОНОВА,
психолог