Боевые корабли Черноморского флота России вернулись в Севастополь после внезапных учений, о которых объявил Владимир Путин на прошедшей неделе. Маневры продолжались три дня, корабли преодолели 400 миль и вернулись на базу в Севастополе. Военным устроили торжественную встречу и по традиции вручили жареных поросят.
А пока проходили эти учения, совсем рядом - в Новороссийске - проходило заседание Морской коллегии при правительстве России. Морская коллегия, под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина, собралась именно тогда, когда в очередной раз завершился ничем очередной раунд российско-украинских переговоров по вопросам, регламентирующим пребывание Черноморского флота в Крыму.
Украина и Российская Федерация договоривались активизировать переговоры по вопросам, регламентирующим пребывание Черноморского флота России на украинской территории, в том числе о перевооружении и взимании пошлин с грузов для ЧФ. Об этом на пресс-конференции в Москве сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с главой МИД Украины, действующим председателем ОБСЕ Леонидом Кожарой.
«Вопрос перевооружения и таможенных пошлин мы рассматриваем в рамках соответствующей подкомиссии по Черноморскому флоту, которая функционирует в рамках межгосударственной комиссии. Сегодня договорились активизировать ее работу, потому что целый ряд соглашений находится в стадии переговоров», — указал глава российского внешнеполитического ведомства. Лавров напомнил, что в прошлом году был подписан только один документ по этой теме.
Перевооружение ЧФ РФ – это одно из необходимых объективных заданий, указал министр, отметив, что украинская сторона это понимает. Лавров надеется, что будет достигнута договоренность о проведении перевооружения Черноморского флота.
Прослеживая вялую активность Украины, затягивание её переговоров, желание ситуативно использовать Черноморский флот, как средство давления в переговорах с Россией по газовому и другим сложным вопросам двусторонних отношений скорее свидетельствует о том, что Украина не понимает значения перевооружения Черноморского флота. И это может закончиться печально для Украины. Настанет момент, когда цена перевооружения ЧФ станет выше цены Украины.
Поведение украинской власти в вопросе обеспечения функционирования частей российского Черноморского флота сегодня нельзя назвать дальновидным и с точки зрения обеспечения стратегических геополитических интересов государства. Ведь любое препятствование нормальной деятельности Черноморского флота в Севастополе ведет к усилению геополитической активности Турции и внерегионального государства - США.
Тем более что Россия решила вернуть оставленные СССР, в своё время позиции морской державы. Согласно заявлению министра обороны, Сергея Шойгу, у России есть все возможности для обеспечения постоянного военного присутствия в Средиземном море. Соответствующее решение уже принято.
Министр обороны Сергей Шойгу отметил, что «России нужен такой Военно-морской флот, который мог бы эффективно действовать в различных районах мирового океана. Проведенные в январе текущего (2012) года учения в акваториях Черного и Средиземного морей показали, что в целом межфлотская группировка способна выполнять поставленные задачи в дальней морской зоне».
И Россия всерьёз начала строить флот. В конце прошлого года Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект государственной программы развития российского судостроения. А в начале этого года было официально заявлено, что общий объем финансирования программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» составит более 605 млрд. рублей, из которых свыше 337 млрд. рублей выделяются из федерального бюджета.
Россия решает эту проблему комплексно, на основе существующей государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Закладка первой дизель-электрической подводной лодки для Черноморского флота (Б-261 «Новороссийск») состоялась в августе 2010 года, спуск ее на воду запланирован в конце 2013 года. Вторую подводную лодку (Б-237 «Ростов-на-Дону») заложили в ноябре 2011 года, а третью (Б-262 «Старый Оскол») - в августе 2012 года. В общей сложности до 2017 года российский Военно-Морской Флот получит шесть подводных лодок проекта 636.3, которые образуют бригаду.
Осенью на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде начнутся швартовые испытания сторожевого корабля проекта 11356 «Адмирал Григорович». Там же достраивают второй такой же – «Адмирал Эссен». На подходе – «Адмирал Колчак». В строй их введут быстро. Хотя ни одного подобного корабля в составе ВМФ РФ пока нет, сторожевики проекта 11356 уже давно практически серийные. По плану «Адмирала Григоровича» российский флот получит в конце нынешнего года. С интервалом в год – и всех остальных его собратьев. Уже известно, что все три корабли отправят на Черное море. Куда их базировать?
Кроме Севастополя – пока некуда. Да, в Новороссийске с нуля уже много лет спешно строится новая военно-морская база. Под это дело существует Федеральная целевая программа общей стоимостью в 92 миллиарда рублей. Завершение строительства планируется в 2020 году. Сегодня основные усилия Спецстроя направлены на возведение защитного бетонного мола, который должен укрыть корабли от штормов.
К 2014 году мол должен быть готов. Но специалисты сомневаются, что мол сделает стоянку у причалов новой военно-морской базы безопасной. С ноября по март с гор в сторону моря тут дуют ветры сокрушительной силы – печально знаменитая бора. Зимой она несет с собой еще и обледенение, которое панцирем сковывает борта, палубы и надстройки, делает корабли опасно валкими. Но главное – корабли рвет с якорей и швартовов и легко может выбросить на камни.
Возможно, Украина, пытаясь перехитрить Россию по газу заставит «Адмирала Григоровича» предстоящую зиму провести в штормовом Черном море. Но улучшит ли это отношения с Россией? Ведь Россия вполне может посчитать, что дешевле и надёжней сделать Крым российским, чем договорится с Украиной. Такие возможности у России есть. А важность для России Черноморского и Средиземноморского региона трудно переоценить.
Крым это крайнее решение. Но есть и другие более близкие потери Украины без сотрудничества с Россией.
В начале октября 2012 года президент Украины подписал закон № 5199-VI «О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности». Целью настоящего Закона, как сказано в документе, является содействие улучшению финансового положения предприятий судостроительной промышленности, предотвращения их банкротства, потере научно-технического, интеллектуального, технологического и производственного потенциала. Среди других мер по спасению украинского судостроения было названо и «повышение уровня государственных заказов, в том числе государственных оборонных заказов».
На деле дальше текущего ремонта кораблей Военно-морских сил Украины дело не идет. В начале этого года было заявлено, что на корветную программу в 2012 году Кабмин Украины предусмотрел в госбюджете 433 млн. грн. Подобная ситуация с корветом настораживает. Ибо простой арифметический подсчет показывает, что при таких темпах финансирования корветная программа растягивается не на заявленные 10 лет (с 2011 по 2021 годы), а как минимум на 37,5 лет.
Следует отметить, что нынешние украинские верфи и судоремонтные предприятия являются частью некогда единого советского военно-промышленного комплекса, следовательно, для их успешного функционирования, получения и выполнения заказов, необходимо максимальное устранение таможенных барьеров, двойного налогообложения, бесперебойной поставки комплектующих. Практически выгодный для Украины вариант комплексного обеспечения собственных судоверфей российскими заказами можно осуществить лишь при активном участии страны в деятельности Таможенного союза.
Только гарантировав стабильный внешнеполитический курс, государство сможет возродить украинское судостроение. Добиться этого можно только дружественными отношениями с Россией и вступлением в Таможенный союз. Такое заявление сделал народный депутат Украины, первый секретарь Николаевского обкома КПУ Владимир Матвеев в августе 2012 года.
Москва не намерена экономить на судостроении, и об этом свидетельствуют и конкретные шаги. К 2016 г. планируется разработать 1,18 тыс. технологий, на 72% обновить производственные фонды научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. По отношению к показателям 2011 г. предусмотрено: до 2020 г. в 1,4 раза повысить рост фондоотдачи предприятий судостроения; до 2030 г. в 3,2 раза увеличить объем выпуска гражданской продукции российского судостроения, в 4,5 раза повысить производительность труда.
Как видим, масштаб российской программы весьма впечатляет. И участие в ней украинских судостроителей в кооперации с российскими производителями стало бы достойным полем применения того украинского законодательства по поддержке корабелов, которое имеет место сегодня. А в итоге – и сценарием спасения всей украинской судостроительной отрасли.
Кстати, именно на этот вариант и рассчитывают в Украине, предлагая конкретные формы совместной работы. Так, первый вице-президент «Укрсудпрома» Виктор Лисицкий заявлял: «Прежде всего, на украинские верфи должны прийти россияне и на принципах межгосударственных договоренностей создать украинско-российский морехозяйственный комплекс по образцу Черноморского пароходства. На этой основе нужно развернуть программу восстановления флотов на Черном море. У россиян торговый флот старый и большой — более тысячи судов. Поэтому есть что ремонтировать и строить заново». По подсчетам Лисицкого, за пять лет совместной работы в Украине можно построить судов на 5-7 миллиардов долларов.
Что и говорить, подобные цифры впечатляют. Однако здесь заканчивается сфера экономических прогнозов и начинается большая политика. Ведь для того, чтобы эти планы претворились в жизнь, необходимо взаимопонимание и доверие между Киевом и Москвой. А пока этого не будет, все мечты украинских судостроителей так и останутся мечтами. И никакие принятые законы, как бы они ни были хороши, ситуацию не исправят.
Россия за евроинтеграцию Украины платить не будет это должно быть ясно.
В случае же подписания ассоциации с ЕС, украинское судостроение ждёт неминуемая смерть. Стоит на опыт Прибалтийских стран и Польши в развитии собственного судостроения и судоремонта после их вступления в Евросоюз. Результаты развития этих отраслей печальны. Почему? Потому что Европа сама имеет достаточную судостроительную и судоремонтную базу и не очень желает появления лишних конкурентов.
Подписание ЗСТ с ЕС потребует синхронизации отечественного законодательства с европейскими странами, внедрение европейских стандартов для деятельности предприятий. Например, в Европейском союзе с 2010 года вступило в силу новое законодательство, которое ужесточает контроль над соответствием продукции внутренним европейским стандартам. Эти стандарты установлены специальными Директивами, и соответствие им своей продукции обязан подтвердить любой производитель, работающий на рынке ЕС. Для этого необходимо обратиться в одну из Европейских лабораторий или в Международный Центр Сертификации и Качества. Такие испытания сами по себе будут иметь существенную стоимость, при этом стоит учитывать затраты времени и средств на препровождение оборудования до зарубежной лаборатории, оформление на таможне и то, что оборудование может вернуться с замечаниями, а после исправления процедуру придется повторить.
Никакой государственной программы по вопросам синхронизации законодательства (в том числе и технического) и тем более достаточного финансирования на эти цели у Украины нет, и не предвидится.
По состоянию законодательства понятно, что Украина еще не определилась, по какому пути пойдет – в Евросоюз или в ЕврАзЭС. Однако вполне ясно, что возрождение возможно лишь при условии интеграции с Россией, если к моменту, когда украинский выбор будет сделан, Россия еще будет заинтересована в масштабном использовании судостроительной промышленности Украины.
Как довольно точно на этот счет выразился министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт в интервью «Немецкой волне»: «В настоящее время Украина движется вниз, а не на Восток или Запад».
Коментарі
fontain
13.04.13, 09:35
Неминуемо движемся к краху