Кино в Южной Пальмире начали снимать еще в начале XX
века, когда в 1907 г. в городе появилась первая частная киностудия
Мирона Гроссмана. «Предприниматели поняли, что кино — дело прибыльное,
и уже через год в Одессе было целых 6 киностудий! — рассказывает
директор Одесского музея кино Вадим Костроменко. — Владелец одного из
киноателье, господин Харитонов, решил, что у конкурентов выиграет тот,
кто пригласит лучшего актера. Он поехал в Москву и позвал на съемки
видных артистов, в том числе Веру Холодную». Королева немого кино
снялась в Одессе в 17 фильмах. А в 1919-м Михаил Корчинский создает в
Одессе большую киностудию на Французском бульваре и занимается ее
раскруткой. Среди прочих в те годы на его студии работал Александр
Довженко. «У нас осталась камера, с которой работал режиссер. Он стал
знаменитым после «Звенигоры», — говорит Костроменко. — А его картину
«Арсенал» до сих пор показывают в вузах как пример образцовой
режиссуры».
БЕНДЕР И ПРОТИВОГАЗЫ. Знаковым
фильмом нашей киностудии стал «Весна на Заречной улице». И хотя в
основном «натуру» снимали в Запорожье, зрители могут увидеть в фильме и
Одессу. Например, прогулка по парку, когда герой Рыбникова толкает в
озеро задиристого гитариста Журченко, снималась в Дюковском саду.
Достаточно Южной Пальмиры и в «Золотом Теленке» с Юрским. В Аркадии,
где раньше был бельведер (беседка с колоннами), Паниковский и Шура
Балаганов обсуждали, как добыть теленка. А в одной из сцен с Козлевичем
и «Антилопой Гну» за спинами героев виднеется Приморский бульвар. «Одну
сцену снимали в районе Сабанеева моста, — вспоминает Вадим Костроменко.
— В одном из домов под мостом, по замыслу режиссера, размещалась
«почта». Там и произошла химическая тревога, когда все носились в
противогазах, и Остап «среди одинаковых резиновых харь» никак не мог
отыскать господина Корейко.
400 БЛИЗНЕЦОВ. В Одессе снимали и
большинство кадров «Приключений Электроника», несмотря на то, что
события в фильме происходят в Москве. На роль Сережи Сыроежкина и
Электроника пробовались дети со всего Союза! Кастинг прошли почти 400
близнецов, пока режиссер не остановился на двух московских парнях —
Вове и Юре Торсуевых. Альбом с кинопробами до сих пор хранится в архиве
Одесской киностудии. В картине встречаются парк Победы, Дворец спорта,
политех и бывший «Детский мир» на Ришельевской. Дом Сыроежкина снимали
на Канатной, 29. А первая встреча Сережи с Электроником состоялась
рядом со зданием облгоса на Канатной, 83 (в народе стекляшка. — Авт.).
Когда у главного героя на ул. Бунина ломается мопед, в кадре видны
гостиница «Красная» и «Эпсилон» на Польской. Кстати, ремонтом
двухколесника Сережа занимается уже на Соборке, а также у музея
Морфлота. Немногие знают, что и в «Приключениях Шурика» можно увидеть
одесские кадры. Так, например эпизод, когда Шурик кормит собаку
колбасой, усыпанной таблетками со снотворным, снимали у одного из
подъездов на Французском бульваре, 22, что напротив киностудии.
РУИНЫ КИРХИ. Директор музея кино
снял в Одессе фильм «Секретный фарватер» — в День Победы без него не
обходится эфир ни одного телеканала. «Снимали в разрушенной Кирхе,
когда герой шел через горящий город и искал, где живет жена немецкого
подводника, — рассказывает режиссер ленты Вадим Костроменко. — Тогда
Кирха была единственной хорошей руиной. Мы ее еще подкоптили и белилами
написали на стене: «Дойдем до Берлина!». Один из эпизодов снимали... в
пруду парка Победы. «Герой должен был проникнуть в подземный подводный
ангар для лодок, – вспоминает Вадим Васильевич. — В парке
задекорировали мост над озером, сделали дверь, и артист забегал в нее.
А внутри они уже были в Севастополе».
ВЕРТИКАЛЬ. Не стоит забывать, что в
Одессе началась кинокарьера В. Высоцкого. «Пока Говорухин не пригласил
Высоцкого в «Вертикаль», последний появлялся на экране только в
эпизодах, — рассказывает Костроменко. — К тому же именно в этом фильме
впервые зазвучали песни Высоцкого». Кстати, некоторые кадры картины
также снимались в Одессе, например, возвращение альпинистов. Они
выходят из поезда на Одесском вокзале. Потом Кира Муратова пригласила
Высоцкого в «Долгие проводы» — съемки фильма тоже проходили в Одессе.
Несколько кадров последнего фильма Владимира Семеновича — «Место
встречи изменить нельзя» — снимали в павильонах нашей киностудии, а в
музее в память о Высоцком осталось пальто Жеглова.
КРАСНЫЙ" КАДР "БРОНЕНОСЦА" И СЛУЧАЙНАЯ ПОТЕМКИНСКАЯ
Один из самых знаковых объектов Южной Пальмиры
засветился и в легендарной киноленте «Броненосец «Потемкин». Как
рассказывают эксперты, Потемкинская лестница появилась в фильме
совершенно случайно. В 1925-м «Мосфильм» получил заказ снять картину к
20-летнему юбилею русской революции 1905 года. Сюжет по сценарию Нины
Агаджановой-Шутко включал революционные события в Москве, Питере, на
Урале, на заводах и в селах разных уголков страны, картина должна была
называться «1905». Одессе в ней отводилось 54 кадра — «Потемкин» входит
в Одесский порт и поднимает красный флаг. Фильм должны были
презентовать 24 декабря 1925 г. в московском Большом театре. «На съемки
оставалось всего полгода, и все профессиональные режиссеры отказывались
от работы, потому что объехать полстраны за это время было нереально! —
рассказывает директор Одесского музея кино Вадим Костроменко. —
Согласился лишь молодой режиссер Сережа Эйзенштейн, на счету которого к
тому времени была только одна картина».
Отсняв московский эпизод картины, Эйзенштейн едет в
Ленинград, но плохая погода помешала работе в Питере, и он вместе с
группой рванул в солнечную Одессу. Эйзенштейн поселился в гостинице
«Лондонская» на Приморском бульваре. «Сережа вышел прогуляться и увидел
Большую городскую лестницу. Она его просто поразила! — вспоминает Вадим
Костроменко. — Он стал бегать по ней с оператором, оценивать разные
ракурсы. И хотя этого не было в сценарии, он, на свой страх и риск,
настоял, чтобы снимали на лестнице». В итоге сюжетная основа фильма
круто изменилась, главным в нем стали броненосец и душераздирающая
сцена с несущейся вспять коляской.
Картину сняли вовремя, но Эйзенштейну вдруг
захотелось флаг на броненосце сделать... красным. Цветной пленки тогда
еще не существовало, и кадры пришлось раскрашивать вручную на
Московской киностудии. По словам Костроменко, последний «красный» кадр
привезли на показ за несколько минут до премьеры! За неимением клея,
Эйзенштейн склеил пленку, смочив слюной, и боялся, что она разорвется.
Но премьера прошла на ура! Ленту стали показывать по всему миру, а ее
директора Михаила Корчинского на некоторое время... посадили в тюрьму
за нарушение финансовой дисциплины. Дело в том, что за этот фильм он
выдал Эйзенштейну 900 рублей премии, а в 20-е года это была заоблачная
сумма. «Когда картина появилась на экранах, Большую городскую лестницу
все начали называть Потемкинской, — говорит Вадим Костроменко. — Для
этого даже никаких решений о переименовании не принималось».
НА СЪЕМКАХ "МУШКЕТЕРОВ" ОБОКРАЛИ Д'АРТАНЬЯНА
Немало Одессы и в культовой экранизации
«Трех мушкетеров» 1979 г. Чего стоит только сцена, где знаменитая
четверка поет «Пора-порадуемся», двигаясь на лошадях по ныне уже
заасфальтированной Приморской улице и Воронцовскому переулку. «В
переулке раньше лежал булыжник, не было рекламных вывесок, и снимать
было удобно», — говорит Вадим Костроменко. А большинство дворцовых сцен
снимали в Доме ученых и Оперном театре.
Так, парадная лестница оперного отчетливо видна во
время бала, где звучит вторая часть «Марлезонского балета». «Много
работали в центре города, снимали в Санжейке, — поведал нам главный
Д’Артаньян СНГ Михаил Боярский. — Долго готовились к сценам — художник
украшал улицы телегами, дровами, мешками, закрывал водосточные трубы».
А в 1992 г. под Одессой снимали «Мушкетеров. 20 лет спустя». «...В
качестве Атоса на пару с Арамисом... мы зашли в лавочку у моря,
обнаружили кефир, водку и хлеб. По тем временам это была большая
удача... — вспоминает в своей книге «Театр моей памяти» актер Вениамин
Смехов. — Помню холод, ветер, мы снимаемся по пояс в воде, а на берегу
— красные носы рыбаков... В гостинице, вернувшись со съемок, узнаем,
что у Миши Боярского украли сумку, где были и деньги, и документы.
Поставлена на ноги милиция. Лень было отвечать на их вопросы, надежд
никаких. Потерпевший и его сосед оставили требуемые отпечатки пальцев.
Уникальные автографы Д’Артаньяна и Портоса». А в 2007-м на Фонтанке,
где построили декорации, воссоздающие Францию XVII в., и в Аккерманской
крепости снимали «Возвращение мушкетеров».
"ТРУПЫ" ИЗ "ЛИКВИДАЦИИ" ДОВЕЛИ ДО АВАРИИ
В 2007-м в Одессе шли съемки нашумевшего сериала
«Ликвидация». В фильме нужно было показать полуразрушенную Молдаванку,
и основным местом съемок стал двор на Колонтаевской, 21. Здесь, по
замыслу режиссера, жил главный герой, следователь УГРО Давид Гоцман. За
счет бюджета фильма во дворе установили ворота, которые там и остались,
на радость жильцам. А во время съемок похоронной процессии, которая
двигалась вдоль Дюковского парка, киношники невольно спровоцировали...
ДТП. В сцене участвовали 400 человек, в гробах лежали загримированные
актеры. Как только прозвучало «Стоп! Снято!», «мертвые» зашевелились,
начали вставать и разминаться. Увидев это, проезжающий мимо водитель
врезался в идущую впереди машину, вслед за этим «паровозик» догнало еще
одно авто. А вот чтобы снять, как на 16-й ст. Фонтана купается маршал
Жуков, пришлось «материально отблагодарить» одного одессита, который
категорически отказывался уйти с пляжа. Еще один интересный факт:
«Ликвидацию» и «Золотого теленка» снимали в одном и том же дворе на
Колонтаевской, а друг Гоцмана, Фима, «жил» в одном доме с подпольным
миллионером Корейко.
В павильонах Одесской киностудии снимали последний
эпизод сериала, где Гоцман и Кречетов падают с балкона музея кино. «На
земле были сложены коробки из-под обуви — самая лучшая среда для
приземления. Правда, актеры работали со страховкой», — вспоминает
киновед Вадим Костроменко.
БУДУЩИЙ ШТИРЛИЦ И ОБЖИГАЮЩАЯ ЖАЖДА
Одним
из культовых фильмов Одесской киностудии по праву называют «Жажду»
1959-го. Главную роль в картине играет в будущем заслуженный Штирлиц
Советского Союза Вячеслав Тихонов. Именно здесь он впервые примеряет
немецкую форму. В то же время «Жажда» — последняя операторская работа
Петра Тодоровского. Фильм основан на реальных событиях (их пережил
сценарист фильма Григорий Поженян) и повествует о начале Великой
Отечественной. Немцы, подступая к Одессе, захватили насосную станцию в
с. Беляевка и перекрыли доступ воды в город. Группа советских матросов
прорывается в деревню и на время отвоевывает станцию, обеспечивая город
влагой. «Огромные очереди за водой снимали на спуске Маринеско
(Софиевский спуск), 22, — рассказывает Вадим Костроменко, который под
началом Петра Тодоровского работал в фильме оператором. — Мы выстроили
людей к одной из подворотен». А сцену пожара снимали у старой водокачки
неподалеку от Чумки на ул. Водопроводной. «В этом районе есть большая
квадратная труба, — говорит Костроменко. — Мы выдавали это место за
Беляевку». Были во время съемок и смешные эпизоды. Один из них
произошел, когда киношники снимали, как немцы стягивают войска.
«Тодоровский позвал меня и попросил снять немецкие грузовики «большими
и страшными», — вспоминает киноэксперт. — Я решил взять нижнюю точку —
сел с камерой на лист железа, прикрепленный тросом к грузовику, и мы
поехали. Минут через пять я понял, что сижу «на сковороде». От трения
железо раскалилось, а съемку останавливать нельзя. Я тогда так
поджарился, что неделю не мог присесть — все было в волдырях».
"ПЕРЕВОЗЧИК-3" НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ
Одесса
засветилась и в голливудском экшене «Перевозчик-3» с Джейсоном
Стэтхэмом в главной роли. По сюжету, водила должен доставить в Южную
Пальмиру дочь украинского министра
по охране окружающей среды. В ходе съемок, в мае 2008-го, в Одессу
приехала съемочная группа Люка Бессона из 40 человек во главе с
режиссером фильма Оливье Мегатоном. Правда, Одесская киностудия к
съемкам «Перевозчика» никакого отношения не имела. Французы
сотрудничали с киевской кинокомпанией, а в наш город приехали со своей
аппаратурой. Киношники остановились в гостинице «Черное море» и в
течение недели снимали виды Одессы и некоторые трюки — съемки проходили
в 28 локациях по всему городу. В результате в фильме можно увидеть
Свято-Пантелеймоновский монастырь, Воронцовский дворец, Высокий
переулок и эстакаду морпорта. На последней французы снимали общие планы
и «проезды» (вид из окна движущейся машины). Неожиданнее всего Одесса
появляется в фильме, когда, по сюжету, герои въезжают в Будапешт — на
кадрах отчетливо видна Привокзальная площадь и одесская маршрутка №175.
Правда, самого «перевозчика» Пальмира так и не увидела — вместо
Стэтхэма к нам приехал его дублер. Еще один эпизод фильма должны были
снять в море под Одессой. «К нам обратилась съемочная группа. Просили у
нас катер морской охраны и досмотровую группу пограничников для участия
в съемках, чтобы снять эпизод с захватом судна, — рассказывает
руководитель пресс-центра ЮРУ Госпогранслужбы Андрей Белобородченко. —
Мы были готовы предоставить все необходимое, но у киношников что-то
сорвалось, и эти съемки отменили».