Как должно выглядеть высшее образование в Украине?
- 20.02.13, 15:58
Что бы достигнуть места назначения, для начала нужно знать куда вообще идти.
Сфера образования должна перестать быть бесполезным гуманитарным вопросом, который финансируется и обсуждается по остаточному принципу. Образование это тот продукт, с которым Украина может выходить на международные рынки и успешно конкурировать с ведущими игроками из Европы и США. Цель кажется слишком амбициозной, но, тем не менее, у нашей страны есть все необходимое – богатая образовательная традиция, разветвленная сеть высших учебных заведений и социальный запрос на формальное обучение. Каким же должно быть украинское высшее образование, что бы бросить вызов Гарварду и Оксфорду?
Блок первый. Студенческий.
Билл Гейтс прав, когда говорит о том, что в современных условиях единственное что важно для обучения это мотивация студента. В сети сейчас можно изучить все, начиная теорией посмотдернизма и заканчивая физикой атомных частиц. Только захочет ли студент это учить?
Любимый вопрос педагогов и родителей, которые они адресуют психологам «Как заставить ребенка учится?». Да, никак. Если вы будете пихать еду в сытого человека, тем более невкусную то все чего вы добьетесь – его вырвет, и вряд ли он будет испытывать к вам и к этим блюдам позитивные чувства. То же самое и с обучением.
Не буду разводить широкую демагогию, а просто скажу, что на мой взгляд нужно сделать что бы эта мотивация присутствовала. Самое важное в этом вопросе – хотя бы слабый, но осознанный выбор будущей профессии.
Тут поможет качественная профориентационная работа школьного психолога и администрации. В западных странах это поставлено на поток: дни профессии в школе, когда родители учеников приходят и рассказывают о своих специальностях, всевозможные тесты и собеседования, которые проводит психолог с выпускниками, ярмарки работодателей и т.д. Студенту важно хотя бы отдаленно понимать, чем он будет заниматься, поступая на инженера, врача или маркетолога. Без этого понимания обучение превращается в заучивание бесполезных огромных массивов данных.
Сразу после поступления студентов нужно отправлять на реальные предприятия с целью ознакомления. По некоторым специальностям студенты их видят, уже когда сами начинают искать работу и понимают что ничего не умеют.
Кроме того, на первом курсе еще не поздно понять что собрался заниматься не тем и использовать возможность поменять специальность. Сейчас это очень сложная бюрократическая процедура, которую нужно упрощать.
Обучение должно неотрывно идти с практическим применением теоретических знаний. Реальные ситуации из производства, кейсы, домашние проекты и деловые игры – вот основа успешной подготовки специалиста.
И естественно, нужен еще один пункт, который существенно уравняет в шансах на трудоустройство вчерашнего студента и опытного работника. Это дисциплина «Введение в рынок», которая должна читаться на старших курсах, и включать изучение реальных расстановок сил, основных игроков, типов потребителей продукта и т.д.
Часть этих пунктов уже может реализовать учебное заведение. Примерами могут служить Могилянка, Богомольца, КПИ и КРОК. Часть требует юридического регулирования, но само по себе оно тоже не появится. Для него нужен запрос от учебных заведений, которого пока не хватает.
0
Коментарі