Хмара: "В Украине коммунистическая партия не имеет прав

  • 11.06.11, 00:10

Хмара: "В Украине коммунистическая партия не имеет права на легальное существование…" В 1993 году Компартия была незаконно зарегистрирована. Тогда не была проведена экспертиза учредительных документов партии – программы, устава и так далее…

Об этом в комментарии «ForUm’y» заявил украинский политический деятель, советский диссидент, Герой Украины Степан Хмара.

«В Украине коммунистическая партия не имеет права на легальное существование, – говорит господин Хмара. – В 1993 году она была незаконно зарегистрирована. Тогда не была проведена экспертиза учредительных документов партии – программы, устава и так далее». «Я могу напомнить, почему она формально юридически была незаконно зарегистрирована. Тогда менялось очередное правительство, а парламент утвердил среди 6 министров и главу Минюста. Коммунисты, у которых была большая фракция, просто заявили Онопенко, что если он не зарегистрирует за 3 дня Компартию, то за него не проголосуют. Любой министр мог оспорить в суде это нарушение регистрации, чтобы изучили не только документы, но и антигосударственную деятельность коммунистов. Ведь они постоянно занимаются подрывной работой, – поясняет свою точку зрения диссидент. – Если проанализировать, то Компартия себя определяет наследницей КПСС, а это была преступная организация. Коммунисты полностью придерживаются ленинизма. В их документах есть целый ряд таких моментов, которые несовместимы с демократическим строем». «Как можно говорить о построении правового, демократического государства, если у нас есть такая подрывная организация, как Компартия?! Это нонсенс. Это смешно», – подытожил Степан Хмара.

Суд присяжных конституционное право граждан Украины

  • 10.06.11, 11:47
Реализация конституционного права граждан на участие в осуществлении правосудия
Приоритет прав и свобод человека является определяющим принципом взаимоотношений государства и личности. Государство должно быть связано правами человека. Человек является равноправным партнером государства, участвующего в определенных формах контроля за деятельностью властных структур. Об этом свидетельствует конституционное закрепление права граждан на участие в осуществлении правосудия. Данное право призвано обеспечить демократический порядок функционирования судебных органов.

С принятием Конституции Украины в 1996 году в нашем государстве было закреплено новые демократические стандарты в области судебной защиты прав человека, а также установлены новые принципы осуществления правосудия. Реализация этих положений невозможна без институциональных преобразований в судебной системе. В настоящее время задачей реформирования судоустройства в Украине является утверждение самостоятельной судебной власти и беспристрастного и независимого правосудия, направленных на защиту прав человека.

Конституция установила, что народ может реализовать свое право на участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. С этого конституционного определения вытекает возможность законодательному закреплению менее четырех форм судопроизводства, как по уголовным, так и гражданским делам, как единоличной, так и коллегиальных.

На сегодняшний день в Украине реально существует и действует институт народных заседателей. Что же касается суда присяжных, то вокруг данного института бурлит много споров. Анализ юридической литературы и многочисленных публикаций свидетельствуют о том, что на сегодня ведутся дискуссии о необходимости или наоборот бессмысленности создания в Украине суда присяжных. Несмотря на то, что институт присяжных как один из механизмов осуществления правосудия в Украине, закреплено на конституционном уровне (статья 124, часть первая статьи 127 и часть вторая статьи 129 Конституции Украины), до настоящего времени он не нашел своего отражения в процессуальном законе.

Сторонники института присяжных считают его создание весомым шагом вперед к построению демократического, правового государства, беспристрастного и независимого правосудия. Противники - наоборот, отмечают непрофессионализм присяжных и их некомпетентность. В.Т. Маляренко, обосновывая свое негативное отношение к формированию в Украине суда присяжных ссылался на известное высказывание Чезаре Беккариа: «Это - суд простых ситуаций, простого права, где не требуется разъяснений». Кроме того, все это требует значительных финансовых затрат государства .

В защиту данного института, М.И. Серый отмечает, что суд присяжных, является лучшей из форм привлечения к делу правосудия жизненного опыта, здравого смысла и справедливости, которых так не хватает иногда в правоприменительной практике. Ведь суд присяжных является не только разновидностью судебного слушания, но и прежде формой проявления социальной реакции общества на состояние законодательства и судебной системы.

Д. Козлов также отмечал, что порядок в обществе обеспечивается не только нормами права, но и нормами морали, религии, культуры, этики, а порядок в Украинском государстве сегодня обеспечивается в большей степени нормами права, тогда как другие нормы поведения являются преимущественно чужими для нас.

Целесообразность суда присяжных аргументированно доказывалась приват-доцентом М.П. Чубинским, который по этому вопросу в марте 1897 г. сделал доклад на заседании Киевского юридического общества.

На его основе В. Кульчицкий и А. Сидорчук выделили следующие аргументы противников суда присяжных:
назван суд является неспособным решить дело по разумным убеждением за того, что его суть основывается на теории разграничения фактов и права, а эта теория устарела, ведь полное разграничение данных вопросов является невозможным (Ферри - представитель итальянской антропологической школы)
суд присяжных имеет тот недостаток, что через свою особенность он является непредсказуемым - нет возможности заранее утверждать, что виновный будет осужденным, а праведный - оправданным (Гарофало - представитель этой же школы),
указанный суд имеет ограниченную компетенцию за сложности в организации; расширение компетенции требует привлечения большого количества людей к судебной деятельности, а это является негативным для общества (Шварц и Билдинг - представители Германии)
члены суда не имеют осознанной ответственности и не наделены чувством законности, развивается лишь на основе практики, которой не имеют присяжные (Шварц и Билдинг) [6].

Далее эти авторы привели контраргументы по каждому аргументу противников создания суда присяжных, а именно:
для дел более сложных можно, наконец, сформировать суд присяжных из особого списка, так называемых специальных присяжных с повышенным образовательным цензом,
для решения фактических вопросов дела нужно иметь живую совесть и здравый смысл, а данные медицинские, антропологические и юридические могут без особого труда быть восприняты присяжными в судебном заседании,
такой суд не нужен для всех дел, а лишь для наиболее важных, результат которых может существенно повлиять на судьбу подсудимого;
что же касается отсутствия практики у присяжных заседателей, то это замечание мало аргументированным, ведь, во-первых, чувство законности развивается не только благодаря практике, а формируется у человека на основе здравого смысла и моральных принципов, во-вторых, ответственность в присяжных не зависит от их должности, а как убеждает практика этого суда, обусловлено осознанием ответственности перед совестью и общественным мнением.

Как показывает опыт многих стран, где суд присяжных существует, данный институт зачастую является формой уголовного судопроизводства, в которой наряду с профессиональным судьей правосудия осуществляют присяжные заседатели (жюри). Жюри решает в отдельной от судьи коллегии вопрос о виновности или невиновности подсудимого (Англия, США, Россия) или же вместе с судьями - все вопросы уголовного дела (Австрия, Франция, ФРГ). В состав жюри в разных странах входит различное количество присяжных: в Англии, США, России - 12, Франции - 9, Австрии - 8, Италии - 6, ФРГ -2.

По мнению В. Канцира, богатый мировой опыт, с одной стороны, и специфика отечественной правовой системы - с другой, обусловили необходимость отхода от декларативной сути данного положения и дальнейшее законодательное закрепление этого института уголовного судопроизводства.

Защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом невозможно без надлежаще урегулированной и организованной процедуры рассмотрения уголовных дел. Гарантии реализации прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства Украины сейчас является проблемным вопросом. Специфика уголовно-процессуального права состоит в том, что малейшие отступления от демократических или гуманистических принципов может привести к существенному прижатия прав человека, интересов всего общества и причинение вреда авторитету государства в целом. Не случайно основополагающие принципы уголовного процесса продекларировано в ряде международных документов о защите прав и свобод человека.

Существует мнение, что там, где стабильность важнее правды и законности, а следует за справедливость, достаточно лишь судей-профессионалов. Но если вдруг применение закона оказывается более жестоким, чем совершенное преступление, если подсудимый верит в собственную невиновность, если общество не может, самоустранившись, доверить решение наиболее резонансных дел государству - тут поле для деятельности присяжных.

Мы считаем, что вопрос создания в Украине суда присяжных уже решено и нормативно закреплено, следует решительно этот вид судопроизводства внедрять в жизнь. Учитывая опыт стран, где народ участвует в осуществлении правосудия также через институты народных заседателей и присяжных, необходимо решать вопросы формирования, особенности применения и совершенной организации этих видов судопроизводства.

Необходимо отметить, что современная юридическая наука уже делает попытки исследовать особенности судебного разбирательства с участием народных заседателей и осуществления суда присяжных, очертить составляющие понятийного аппарата и организационно-структурные элементы построения этих процессов.

Участие народа в осуществлении правосудия в качестве присяжного является одной из форм прямой демократии. Отдельные ученые в разных странах, даже отрицая целесообразность введения института присяжных, все же сходятся во мнении о его гуманность. Спор же развернулся относительно особенностей применения суда присяжных в условиях отдельно взятого государства, влияния позитивных и негативных черт самого института, особенностей менталитета граждан, экономических и политических предпосылок.

Не вдаваясь в широкой дискуссии по затронутой проблеме, выскажем некоторые соображения относительно ее решения. Как известно, статья 8 Конституции Украины указывает, что в Украине действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, и нормы Конституции являются нормами прямого действия. Эти конституционные принципы конкретизированы Законом Украины "О судоустройстве Украины" от 7 февраля 2002, устанавливающего в ст. 13, что дела в судах первой инстанции рассматриваются судьей единолично, коллегией судей или судьей и народными заседателями, а в случаях, определенных процессуальным законом, - также судом присяжных. Кроме того, этот закон уже заложил основы регламента этого института в судебной системе Украины, определив понятие "присяжные", порядок составления списков присяжных, требования к присяжным, их правах и гарантиях защиты (ст. 68-72), прямо указав о необходимости определения особенностей рассмотрения судебных дел с участием присяжных в процессуальном законе.

С целью утверждения в Украине верховенства права и внедрения европейских стандартов в национальную систему судоустройства и судопроизводства, 10 мая 2006 была одобрена Концепция усовершенствования судейства для утверждения справедливого суда в Украине, согласно которой отмечается, что для второго уровня организации местных общих судов следует образовать (путем выделения из существующих общих апелляционных судов) окружные уголовные суды для рассмотрения дел, которые в настоящее время подсудные апелляционным судам, как судам первой инстанции, и других категорий сложных уголовных дел. В этих судах должен функционировать суд присяжных. Реализация такого подхода обеспечит профессиональное осуществления правосудия по уголовным делам благодаря углублению специализации судов, а также освободит апелляционные общие суды не свойственных им функций суда первой инстанции. При таких обстоятельствах отпадет потребность в существовании Апелляционного суда Украины, что, в частности, позволит избежать значительных затрат на конвоирование подсудимых, содержащихся под стражей, и расходов, связанных с вызовом участников уголовного судопроизводства. Образование окружных уголовных судов станет первым шагом к созданию системы специализированных судов.

Институт народных заседателей в осуществлении правосудия также нуждается в процессуальном оформлении. Для правильного и справедливого решения дел важны не только юридические знания судей, но и жизненный опыт, нравственность народных заседателей. Целесообразным является участие народных заседателей в рассмотрении отдельных дел в административных судах первой инстанции, что обусловлено необходимостью сбалансировать в судебном решении интересы частных лиц и общества.

Таким образом, с учетом конституционного закрепления существования в Украине суда присяжных считается, что обсуждение данной проблематики должно идти в направлении определения особенностей и детализации процесса создания и функционирования суда присяжных для дальнейшего отражения в законодательстве Украины, а не высказывание "за" или "против" существования такого института в Украине. Следует акцентировать внимание на механизме реализации указанных выше положений Конституции Украины и Закона Украины "О судоустройстве Украины".

Следуя нормам, закрепленным Конституцией Украины, государство должно обеспечить гражданам их право на участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Под конституционным правом народа на участие в отправлении правосудия следует понимать предоставленное и гарантированное государством, закрепленное Основным законом и обязательное для исполнительных, законодательных и судебных органов государственной власти субъективное политическое право гражданина Украины в установленных законом формах быть действующим участником отправления правосудия.

В Комитете по вопросам правовой политики находится на рассмотрении проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно расширения участия народных заседателей в осуществлении правосудия)". Законопроектом предполагается расширить возможности граждан в реализации права на участие в осуществлении судопроизводства. Предлагается установить народный контроль за судебными органами и уменьшить возможность судей злоупотреблять своим должностным положением, недопустить принятия ими пристрастных решений в пользу одной из сторон. В частности, предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы по предоставлению право лицам, участвующим в деле (участникам процесса) в суде первой инстанции, подавать ходатайство о привлечении к рассмотрению дела народных заседателей.

В ходе законодательного урегулирования деятельности суда присяжных необходимо предусмотреть его использование только в отдельных категориях уголовных дел. Обвиняемый должен иметь право выбирать, его дело будет рассматривать суд присяжных или коллегия профессиональных судей. Функции присяжных должны быть отделены от функций профессионального судьи. Присяжные решают в своем вердикте лишь вопрос юридического факта, а профессиональный судья на основе вердикта присяжных и норм уголовного права постановляет приговор.

Следовательно, решение этих вопросов на законодательном уровне и внедрение в практику установленных процедур позволит усилить общественный контроль за деятельностью судей и уменьшить возможность принятия предвзятого решения дел в пользу одной из сторон, непосредственно влиять на утверждение справедливого правосудия.

В Одесі під прапорами та гербами Росії зайняли пляжу

  • 26.05.11, 12:21
Одесити ПРОТИ приватного пляжу для московських прихвостнів! В Одесі під виглядом прапорів Росії зайняли половину Найбільшого пляжу Одеси, та одного з найкращих пляжів України- Аркадію! Як відомо мер міста Олексій Костусєв з великим розмахом провів «ревізію» на найкращому пляжі Одеси в Аркадії. Результатом цієї «ревізії стало»- Знесення будки для двірників(де вони зберігали інвертар) а СМІ розповсюдило це як «велике зачищення» Аркадії святим Костусєвим. Після знесення нікому непотрібної будки 2х2. В Аркадії з’явилось більше 20 нових торгових точок, було зайнято найбільшу Паркову Зону! при Самому вході на Пляж! Близько 500м2! Було зруйновано газон, вирвані дерева, і лавки для відпочинку. А на місці паркової зони з’явились огидні і руйнуючі вигляд самого місця «електро розваги» серед них сумно відомі кинь 50 копійок в нікуди. Отже в Аркадії все набагато глибше ніж здається , такий гарний та чудовий пляж, партія регіонів та її місцевий оплот дегенератів за 2 місяці перетворили на жах Одеси! -Найбільшим ударом та останньою крапкою стало- Нахабне зайняття УВАГА! Половини самого! Центрального пляжу Аркадії! Перекриттям вільного проходу для людей, та під цим рейдерським захопленням вивішинням прапорів іншої держави! Це була остання крапля Одеситів. Вже зруйнували обгортку нашої перлини, але забирати вільний доступ людей, та ще й вивішувати прапори Росії на цьому фоні це вже найбільший удар та знущання над Одеситами! Одесити не такі якими їх малюють декілька слабих на голову людей, ми, і сотні інших, тисячі Одеситів обурені, і підписуємось під цим зверненням. Ми вимагаємо негайно зупинити рейдерське захоплення України! Звертаємось до Вас як до останньої інстанції, яка може захистити нас. Та нашу Країну! Підняти це питання на обговорення та надати йому максимальний розголос! Вдячні вам за будь яку допомогу висвітленні і вирішенні цієї події для громадськості Одеси та України! Одесити! Розповсюджуй цю новину! Додай до груп! Та собі на стіну! Зупинимо рашизм РАЗОМ!

Приєднатися до події