Наткнулся сегодня на эту статью и решил выложить в своем блоге. Пусть это и copypust, но мне очень интересно Ваше мнение (моих здесь друзей, жителей i.ua)
Власть не может отмыть свою почерневшую репутацию. Поэтому
решила поднять расценки на компенсацию морального ущерба, пишет в своей колонке обозреватель журнала Корреспондент Александр Пасховер.
Ударными темпами возводится Великая китайская стена между украинским народом и его слугами. Еще один кирпич в этот железобетонный занавес вложили идеологические антагонисты Александр Лавринович (Партия регионов) и Андрей Портнов (БЮТ). 17 ноября 281 член парламента проголосовал за их поправку к Гражданскому кодексу Украины. Поправка не простая, а золотая. Верховная Рада установила, что отныне размер компенсации морального ущерба зависит от "статуса лица, которому нанесен такой ущерб" и не зависит "от степени вины обидчика".
Проще говоря, теперь не так уж и важно, что ты сделал, - важно, на кого тявкнул. Для наглядности иллюстрация.
"Александр и Андрей, вы бесчестные люди", - говорите вы. Если адресаты критики, например, учитель пения и продавец мороженого, подадут в суд, требуя компенсировать душевную травму, дадите им пятак на водку, и пусть катятся. Если это Лавринович и Портнов, придется за исковерканную репутацию выложить сотню тысяч гривен, возможно не одну.
"Я считаю, что это справедливо, - цитирует интернет-издание Остров Анну
Герман, зампреда главы фракции ПР. - Потому что если это, скажем, президент страны, или премьер-министр, у них ставки очень высоки, и они потратили много сил для того, чтобы достичь своего положения. И тот, кто несправедливо попытается их столкнуть с высоты, должен будет компенсировать этому человеку ущерб соответственно".
Не перестаю восхищаться украинской властью. Перед выборами она притворяется, что восходит на Голгофу. В результате оказывается на Олимпе. Когда ее просят спуститься вниз, к народу, снова пытается надраить себе нимб. Два года назад депутаты шли на выборы под лозунгом "Снимем с себя неприкосновенность". Во что же вылился этот политический стриптиз? Неприкосновенность осталась, да еще теперь ее пытаются защитить повышенными тарифами.
Новый закон джунглей ровным счетом ничего не прибавляет для правовой защиты 46 млн нестатусных украинцев. Зато цементирует личную безопасность власти и фактически вводит запрет на публичную критику. Во всяком случае превращает ее в дорогое удовольствие.
Поправка к Гражданскому кодексу воссоздает в Украине феодализм. На этот виток общественного развития Европа взобралась более чем 800 лет назад. Тогда правовые нормы Средневековья предполагали, что размер компенсации монарху, землевладельцу, вассалу и крестьянину определяет их социальный статус и не определяет степень вины обидчика.
С этим пережитком феодализма раз и навсегда покончили публичным отсечением головы королю Людовику XVI и его супруге Марии-Антуанетте. Оба к концу XVIII века отрастили себе такой огроменный статус - едва на гильотину уместился.
С тех пор западная цивилизация постоянно пересматривала свои взгляды на статусность и элитарность. Публичность не дает фору, она обязывает - вывод цивилизации. В 2006 году палата лордов, высшая судебная инстанция Великобритании, приняла решение: публикации, представляющие общественный интерес, не должны подпадать под действие законодательства о клевете.
К такому выводу лорды пришли после того, как саудовский миллиардер Мухаммед Джамиль через суд потребовал оштрафовать на 40 тыс. фунтов газету The Wall Street Journal. В материале на семью Джамиля легла тень подозрения в поддержке терроризма. По решению палаты лордов взыскать компенсацию с СМИ, которые ответственно подходят к работе, нельзя даже в том случае, если истец докажет недостоверность информации. Опровергнуть можно.
Эта норма XXI века политически и экономически развитой страны, где невозможно позвонить из Букингемского дворца и потребовать от судьи Печерского района города Лондона назначить компенсацию за моральную травму королеве, которую она получила, прочитав вечерний The Sun или утренний The Times.
Другое дело Украина. С ее судебной системой власть может позволить себе немножечко феодализма. Тем более в пылу политической борьбы на все статусные головы страны излито такое количество компромата, что самое время для моральных потрясений. То главу поселкового совета Партенита (Крым) ловят на взятке $ 5,2 млн, равной годовому бюджету небольшого районного центра. Его арест показывали по всем телеканалам, и вот две недели назад тихо отпустили домой.
Министр внутренних дел публично лупит градоначальника Киева. Затем устраивает нетрезвый дебош в аэропорту Германии. Судится с немецкой газетой Bild. Правда, не требует компенсации. Депутаты на глазах у телезрителей рвут галстуки, блокируют трибуну, ломают микрофоны, воруют друг у друга карточки для голосования, отстреливают население.
Чиновники с зарплатой мелкого клерка рассекают на ленд-крузерах и застраивают личными дворцами пригород столицы. Мэр Киева через прессу требует от бизнесменов $ 50 тыс. за совместный с ним обед. В это время страна, кажется, навечно застывает в мировом рейтинге коррупции на 146-м месте.
И вот наконец-то наступает момент, когда репутация всего этого бомонда
нуждается в компенсации.
Например, Игорь Зварич, председатель Львовского апелляционного суда, у которого дома и в кабинете обнаружили бесхозные $ 1,9 млн и 2 млн грн. Появление сокровищ этот человек в мантии объяснил традицией украинцев засеивать кабинет. После серии статей в прессе Зварич потребовал от суда взыскать с газеты Экспресс компенсацию в 50 тыс. грн., а с Высокого замка - 100 тыс. грн. за попранную честь и достоинство.
1 декабря Президент Украины наложил вето на дискриминационную поправку к
Гражданскому кодексу. Чтобы его преодолеть, Раде не хватает всего-то 19
голосов. А обиженных и ущемленных там - полный сессионный зал. Продолжение
следует.
http://korrespondent.net/opinions/1024126