Вместо предисловия.
Я вполне сознательно не стану показывать лиц героев этого репортажа и номера их машин. Хотя и имею на это полное право. Но я постараюсь быть максимально этичным по отношению к этим людям. Несмотря на то, что они нарушают закон. Несмотря на то, что делают это, по всей видимости, постоянно. Я поступаю так не из жалости к ним, а по той простой причине, что дело в этом случае вовсе не в конкретных личностях. Дело в том, что данное правонарушение не имеет конкретного лица. Зато имеет устойчивую тенденцию: последнее время таких правонарушителей становится все больше. Впрочем, узнать некоторых персонажей при желании все же можно. Но обо всем по порядку.
(материал взят из журнала onreal)
Любой журналист знает: сотрудники ФСБ идут на контакт с прессой неохотно. Еще менее охотно идут на это работники службы безопасности этой структуры. Тем удивительнее, что приглашение поучаствовать в этом рейде исходило именно от них. Как выяснилось, в Федеральной службе безопасности решили объявить войну владельцам незаконных удостоверений и пропусков. Такие зачастую показывают сотрудникам ГИБДД нарушившие правила автовладельцы.
Подобными удостоверениями, как правило, не тыкают госавтоинспекторам в лицо. Но, предъявляя права, как бы невзначай показывают и эти документы. В этой машине сидит как раз владелец таковых:
В руках у работника ФСБ "корочки", в которых написано "генерал-полковник". Правда, не указано, какого рода войск. Хотя, может это генерал милиции? Сам владелец этого чина рассказал, что он генерал-полковник казачьих войск. Правда, столь важное уточнее сделал не сразу. Зато вел себя весьма заносчиво, кому-то звонил, кого-то просил подъехать, переговорить с кем-то по телефону предлагал сотрудникам правоохранительных органов.
Это - "добыча" покрупнее. Заместитель одного из начальников отделов Министерства регионального развития:
Я не брал должность этого господина в кавычки, потому что она вполне себе реальная. Правда, у него оказалось еще одно удостоверение - сотрудника некоей комиссии по противодействию коррупции. Документ оформлен, как надо, - российский триколор, печать. Но реальность существования такой комиссии сразу же вызвала сомнения. Не знаю, излишним ли будет упомянуть, что как и любой добропорядочный чиновник, он ездит на Mercedes Gelandewagen, стоимостью от пяти миллионов рублей, и носит с собой травматический пистолет.
Продолжаем общаться с нарушителями ПДД. Аббревиатуры МВД и ФСБ - самые популярные у владельцев таких вот документов:
А на лобовом стекле автомобиля такой вот пропуск:
Тут я сделаю небольшое лирическое отступление. Дело в том, что эти люди вовсе не выдают себя за сотрудников силовых ведомств. Как правило, они якобы являются членами всевозможных якобы ассоциаций, фондов, советов помощи сотрудникам/ветеранам/инвалидам (нужное подчеркнуть) ФСБ/МВД/спецназа/боевых действий (нужное также подчеркнуть). Правда, при этом название госучреждений написано большими буквами, а наименование организации - мелкими где-нибудь внизу. При этом на бумаге, как правило, красуется триколор и гербовая печать. По закону, использование госсимволов, ровно как и наименований государственных учреждений в названиях организаций запрещено. Кстати, правонарушителей в ходе этого рейда не задерживали. Если, конечно, они добровольно расставались с "корочками". В противном случае предлагали проехать в отделение и оформить административное правонарушение. Желающих не оказалось.
Закон, как известно, "что дышло". Вот и Министерство юстиции с чьей-то легкой руки обзавелось собственным "Комитетом защиты прав потребителей".
А если судить по некоторым бумагам, борьба с коррупцией в нашей стране идет не жизнь, а на смерть:
Подлинность документов, кстати, устанавливают тут же. С помощью приглашенного эксперта-криминалиста. Подобные удостоверения, по его словам, не доллары, их изготовители особо не утруждают себя. Полевой набор оптической техники для определения фальшивок уменьшается в небольшую сумку:
Экспертиза проходит одна за другой. Владельцев всевозможных "ксив" так много, что специалисту приходится практически бегать от одной машины к другой. Еще одного обладателя заветной "корочки" просматривают насквозь.
Да, и это тоже общественная организация. Данный "судья" мало того, что долго спорил с сотрудниками ФСБ и ГАИ, так еще и решил, что я, снимая на улице, нарушаю неприкосновенность его частной жизни. Плоховато со знанием законов у выпускника юридического факультета. Надеюсь, выпускника.
В этой машине сидит еще один "генерал". У него сразу несколько удостоверений, подтверждающих свой статус. Очередная общественная организация, разве что в названии которой имеется слово "международная". Как и полагается генералу, управляет он Mersedes S-класса, стоимостью от четырех с половиной миллионов рублей.
Этот солидный чин тоже первым делом начал кому-то названивать:
А вот здесь уже все серьезнее. В удостоверении молодого человека в черной куртке значилось, что его зовут Сергей Владимирович, и он - следователь отдела расследований преступлений экономической направленности Следственного комитета при прокуратуре РФ. И если предыдущие правонарушения карались в соответствии с Административным кодексом, то это - уже уголовное преступление.
Кстати, один из немногих водителей, что не стал спорить с работниками правоохранительных органов и тут же признался, что купил этот документ в подземном переходе за тысячу рублей. На лобовом стекле красовалась такая вот бумага:
Участники рейда шутили, что им еще не попадались разве что ветераны Куликовской битвы.
Сотрудникам ГАИ, кстати, не чужда жалость. На этот раз девушка на Peugeot. Если судить по бумагам, трудится в должности помощника руководителя "Бюро правовой защиты ветеранов ФСБ и МВД". Вспомнить имя своего шефа почему-то не смогла. Несмотря на это, инспектор ГИБДД попросил не показывать фотографию и имя дамы даже на фальшивке. Я не черствый человек, поэтому указал инспектору, куда положить пальцы:
На пропуске указано - "Правительство Москвы". Это на самом деле дама-чиновник из правительства Москвы. Думаю, нет ничего предосудительного в том, что в правительстве Москвы разбираются в автомобилях, цена которых от трех миллионов рублей и выше.
Еще один чиновник. Машина поскромнее, ну да это и не столичное правительство, а так - одна из префектур:
По закону, на лобовом стекле нельзя вывешивать подобный пропуск, даже если он является пропуском всего лишь на какую-то определенную стоянку. Но что поделать, человек просто так любит свою работу, что не может не поделиться этой любовью с окружающими:
Еще одно небольшое отступление от темы. У владельца этого шикарного Jaguar не было пропуска или удостоверения, наподобие упомянутых выше. Его остановили, что называется, по наитию. Инспекторы не промахнулись. Водитель оказался без водительского удостоверения (!), на руках было какое-то временное, да и то просроченное - цифры оказались исправлены от руки.
Вообще, во время этого рейда я для себя открыл много нового. В частности, узнал наименования немалого количества организаций:
Типичный автомобиль владельца такого вот удостоверения:
На этот раз обошлось без эксцессов. Хотя во время прошлого подобного рейда пришлось вызывать группу захвата. Водитель Audi Q7 заперся в своей машине и не желал ни с кем общаться и выходить. Подействовал только приехавший спецназ, сотрудник которого предупредил, что на счет "три" разбивает стекло прикладом автомата.
Через пару часов количество "трофеев" насчитывало десятки. Инспекторы не знали, куда их сложить, в бардачок машины эта кипа могла не поместиться.
Самое сладкое оставляю на конец: в этом автомобиле никто иные, как разведчики!
Правда, до сих пор не могу понять, зачем разведчику удостоверение, в котором написано, что он "разведчик"? Может, лучше сразу пойти сдаться с поличным? Кстати, разведка оказалось непростой. В данном господине что-то есть от Бэтмена, не находите?
Вместо послесловия.
Я не встаю на сторону ни одной из сторон данного репортажа. Я это делаю сознательно, как журналист. И, чтобы быть справедливым, добавлю одно замечание. Все люди, о которых говорится в репортаже, стремятся не просто выделиться из толпы, но и возвысить себя над окружающими, получить какие-то дополнительные льготы и привелегии. Они уверены, что существуют структуры, причастность к которым гарантирует безопасность и поможет избежать наказания, скажем, в случае нарушения правил дорожного движения. Герои этого репортажа выбирают для этой цели наименования конкретных организаций. Почему они делают такой выбор, выводы, естественно, каждый делает самостоятельно.