Ремонт
- 02.02.11, 16:52
Сам себе сервис, или Как я отремонтировал стиральную машину по интернету
Сам себе сервис, или
Как отремонтировать стиральную машину по Интернету
Случилось непредвиденное… Во время стирки сломалась стиральная машина. Стала «зависать» на одном и том же промежутке времени во всех режимах. Ни для кого не секрет, насколько неприятно, когда что-то внезапно ломается. Особенно, если дело касается стиральной машины, чья работа существенно облегчает труд наших горячо любимых женщин. На первый взгляд, обычное событие. Но когда это случается в самый неподходящий момент, испытываешь яркое чувство досады и неотвратимости последующих хлопот по реанимации этого важного домашнего помощника. В наш век сумасшедшего темпа быстро привыкаешь к техническим удобствам, которые экономят время и силы. Со временем ты полностью полагаешься на их помощь.
Итак, прецедент – стиральная машина «почила в бозе». Казалось бы, что тут сложного – вызвать мастера, устранить дефект, заменив неисправную деталь, и проблема решена ? Но не всё оказалось так просто…
Нынешние зарубежные производители не выпускают одну и ту же модель на протяжении многих-многих лет, как доблестно делали наши предприятия в советские времена. Зарубежный модельный ряд меняется со сказочной быстротой и на смену одной модели в короткое время приходит другая, инженерная мысль не стоит на месте. Конкуренция, борьба за покупателя подталкивают их выпускать каждые несколько месяцев всё новую и новую бытовую технику, отвечающую растущим требованиям потребителей. Несмотря на достаточную молодость (1,5 года от роду) виновника этого опуса – стиральную машину Zanussi, гарантийный срок закончился, и рассчитывать мне можно было только на платный ремонт.
Обзвонив, как полагается, найденные по Интернету, около десятка фирм по ремонту и, описав на словах, как проявляется неисправность, к имеющейся досаде прибавилось ещё больше печали и грусти. Оказывается, что специалистов по ремонту последних поколений стиральных машин, напичканных современной электроникой, близкой к компьютерной, не так то и много. Но даже не это, главное. Уровень специалистов, с которыми удалось пообщаться по телефону, очень быстро перестал внушать доверие. Как оказалось, связываться со стиральной машиной, «нафаршированной» электроникой у них особого интереса нет, потому что если электроника выходит из строя, то не так просто реанимировать стиральную машину по причине долгого ожидания запчастей. Держать запас запчастей на огромный модельный ряд даже одного производителя экономически невыгодно, это замороженные деньги. Серьезно никто статистикой отказов не занимается и прогнозировать выход из строя затруднительно. Поэтому «живые» запчасти на складах – это универсальные или ходовые детали: ТЭНы, клапаны, приводные ремни и пр. Отсюда и слабый интерес к моему случаю, так как расчет за ремонт производится лишь после устранения неисправности. Мастерам, конечно, интереснее быстро отремонтировать и сразу же получить деньги с клиента. Ко всему прочему, если предположить, что потребуется замена какого либо электронного блока (а в моей машине их аж два), то заранее известно, что на складах фирм по ремонту данной детали скорее всего нет, её требуется заказывать у производителя и ждать 1-3 месяца! Дополнительно к этому стоимость этого блока (без замены) составляет по предложениям от разных фирм, до 1/3 стоимости новой стиральной машины! Добавив сюда стоимость работы по установке блока, получаются весьма крупные суммы.
Встал вопрос, что же делать? Может проще купить новую стиральную машину, более низкого класса и получить в пользование совершенно новый агрегат? Затраты на такую покупку будут чуть выше чем на ремонт, но надежность работы, на первый взгляд, должна быть выше, чем у аппарата трудившегося активно два года. К сожалению, это не так… Статистика отказов любых электронных устройств, представляет собой кривую, резко взлетающую вверх именно в первые месяцы работы и плавно ниспадающую вниз к году эксплуатации. Далее, около года ещё один взлет отказов, но уже на уровень менее четверти от первоначального пика этой кривой.
Имея в голове эти данные, известные по роду своей основной работы, принимаю решение взяться за ремонт своими руками! Учитывая, что даже в сложной электронике существуют всего два вида неисправностей – нет контакта там где надо (в простонародье – «обрыв») или есть контакт там где не надо («короткое замыкание») и, взяв на вооружение гениальное изобретение человечества – Интернет, я бросил все силы на ремонт своей несчастной Zanussi.
Быстро выяснил, что существуют специальные форумы специалистов, где мастера и новички, обмениваются информацией по ремонту любой электронной аппаратуры и бытовой техники. Вначале попытался найти то, что касается моей неисправности… Безуспешно. Первые трудности на этом пути не развеяли боевого энтузиазма. Я решил не сдаваться. Создал на форуме тему, привлекая, таким образом, внимание специалистов и не побоявшись выглядеть дилетантом. Отклики были незамедлительные! Спасибо невидимым собеседникам, которые внимательно относятся к чужим проблемам и всегда готовы придти на помощь новичкам в их деле, решившимся на самостоятельные действия по ремонту.
Несколько уточняющих вопросов с их стороны, и вот уже я, вооружившись нехитрым инструментом (недорогой китайский тестер, торцевой ключ, отвертка – всё, что есть в доме у человека, у которого руки растут из правильного места) разбираю стиральную машину. Понятное дело, что все действия занимают у меня намного больше времени, чем у профессионала. Но желание превосходства над техникой, подогревает азарт. Семья незамедлительно реагирует активным уважением и сочувствием к возложенной на себя ответственности вернуть к жизни стиральную машину.
Напрягая мозги и используя тот минимум знаний, а также советы старших товарищей-профессионалов, полученные из интернетовского форума, быстро исключил из потенциальных виновников ряд узлов и устройств. Всё это было необходимо, чтобы локализовать именно тот узел или блок, который вышел из строя. Нехитрыми диагностическими способами удалось оценить работоспособность основных узлов. Оказалось, что это очень просто. Неисправным узлом оказался именно тот, за который я так опасался сразу. Электронный модуль. Более недели кропотливых поисков по Москве увенчались успехом! «Живой» блок куплен. Удивил огромный разброс цен у поставщиков запасных частей - до 25 -30% стоимости блока.
Купив, спешу домой его подключить, и забыть все как страшный сон. Вместе с этим ощущаю себя уже почти мастером по ремонту стиральных машин. Наслаждаюсь собственным достоинством! Пятиминутное подключение всех разъемов (скорость работы уже, наверное, близка к мастеру?) – испытательное включение и…. Сигнальных писк стиральной машины в ответ, запуска программы нет… Всё стало хуже, чем было со старым блоком! С тем хоть стирка начиналась… Передать разочарование на бумаге очень тяжело. Горечь разочарования застилает глаза. Может продали неисправный блок ? Но упаковку вскрывали при мне. Ругать ОТК иностранного производителя и безответственный труд его рабочих? Я понуро бреду к компьютеру. Выхожу снова на связь со специалистами на их форуме. Попутно сожалею о потраченных деньгах, времени и разбившихся надежда на ремонт своими силами. Снова и снова возвращаюсь к мысли о целесообразности покупки новой стиральной машины.
На форуме описываю проявление «неисправности» только что купленного блока. Через некоторое время, получаю ответ с поздравлениями в быстрой покупке от моих горячо любимых специалистов.
Оказывается, блоки поставляются в запчасти с зашитой в память блока универсальной программой работы, которая включает информацию для всего модельного ряда. Это сделано для удобства, чтобы мастер мог сконфигурировать, настроить программы в электронном блоке под конкретную модель стиральной машины. Представьте мой шок…То есть всё, что я делал до этого, оказывается было «детским садом» по сравнению с тем, что ещё предстоит пройти. Конфигурировать блок под мою модель? Как? Снова возник вопрос за вопросом к специалистам. Поняв, что моя настырность довести дело до конца, не вызывая мастера, имеет серьезные основания, отказать в помощи никто не решился Мне присылают выдержку из сервисного материала, инструкцию (мануал) по конфигурированию на английском языке. Короткая инструкция, состоящая из 8-10 пунктов. С лозунгом – «учись студент», углубился в его изучение. Слова – «бинарные коды», по началу ввергали просто в шоковое состояние. Сие забыто напрочь, всё было так давно, в стенах технического ВУЗа и в памяти отложилось лишь смутно. Но необходимость заставляет копаться в самых дальних углах своего мозга. Надо разбираться.
Чтобы провести это пресловутое конфигурирование, то есть включить в процессоре машины нужные программы стирки и режимы, свойственные именно моей модели, нужно выбрать тип программы моей стиральной машины. Это делается путем набора на индикаторе стиральной машины команды электронному блоку в сервисном режиме из 16 пар специальных символов, нанесенных на стикере старой плате!
Казалось бы, на первый взгляд, что для непосвященного человека, это представляет собой нерешаемую задачу и с этим может справиться только профессионал? Нет. Это под силу любому человеку, умеющему обращаться с электронной техникой, компьютером или современным мобильным телефоном. Сделав необходимые операции, код был внесен в блок, согласно инструкции. И, о чудо! Всё заработало так как нужно и моя стиральная машина успешно продолжила свои рабочие будни!
Моя благодарность всем участникам форума, принявшим участие в моей затее, не имела границ. Самое печальное было лишь то, что фирма-продавец запасной части к моим трудностям, как покупателя отнеслась достаточно прохладно. О необходимости конфигурирования блока после установки никто не предупредил, это раз. А, во вторых, те специалисты, к которым меня адресовали, попросту развели руками, и в приватной беседе сказали, что мол, в моей стиральной машине электроники много, и что высококлассных специалистов по этому производителю у них нет, а те немногие кто есть – тот загружен на ближайший месяц полностью. Вот так и пришлось самому разбираться, но я ни грамма не жалею. Время потрачено не зря.
Резюме всей истории с этим ремонтом, на мой взгляд, таково - не всё так страшно, как иногда мы себе представляем. Многие из нас могли бы, при желании и располагая временем, преодолевать технические проблемы с бытовой техникой самостоятельно.
Понятно, что каждый должен заниматься своим делом и нельзя быть профессионалом и специалистом во всем. Конечно, лучше и надежней, когда ремонтом сложной электронной аппаратуры занимается профессионал. Но ведь в повседневной жизни, многие из нас при работе на компьютере устанавливают программы, игры. С этим успешно справляются обычные люди и даже дети. Тем более в ремонте стиральной машины, такой человек разобраться сможет. Было бы желание. Нет никакой уникальной и секретной информации, Интернет позволяет нам иметь неограниченные возможности и общаться с нужными людьми. Задача облегчается тогда, когда в виртуальной среде есть добрые и отзывчивые специалисты, которые всегда готовы помочь любому, несмотря на то, что они живут на другом конце России.
PS. Через пару месяцев, на том форуме по ремонту бытовой техники, я уже выступал в роли консультанта для пары «специалистов», решившихся на самостоятельный ремонт. Слова благодарности от них говорили о том, что у них тоже все получилось.
Юрий Буравлев статья для сайта http://www.service-best.info/