Женской теме в устном народном творчестве уделено немалое внимание, а уж пословиц и поговорок – что называется, не перечесть. Только давайте сразу договоримся, что на пасквильных высказываниях типа «курица не птица…» и «баба – что жаба» останавливаться не будем.
Обратимся лучше к тем характеристикам, которые живописуют женский портрет в объемном плане, отчего он получается то лиричным, то строгим, то забавным или даже карикатурным. Главное: мы посмотрим, какие наиболее типичные черты выделяются в этом портрете.
Женский норовНаши предки говаривали: «На женский норов нет угадчика» (или «еще тот и не родился, кто бы бабий норов узнал»; «на женский нрав не угодишь/не потрафишь»). К этому добавляли: «Женское свойство (норов) и на свинье не объедешь». Порой намекали: «Смирен топор, да веретено бодливо» либо «стели бабе вдоль, она меряет поперек». А иногда в сердцах заявляли: «Куда черт не поспеет, туда бабу пошлет». И наконец – самое откровенное: «Бабе хоть кол на голове теши».
В других странах тоже высказывались по этому поводу. Индийцы, например, вздыхали: «И любовь, и женщина любят против течения плыть». Баски обращали внимание: «Богата и красива – всегда норовлива». Румыны констатировали: «Меж женским «да» и «нет» иголка не пролезет». Англичане предупреждали: «Из непослушной дочки получается своевольная жена». А остроумные французы иронизировали: «Женщина – пища, достойная богов, пока ее не попробует черт».
Женские порокиПриписываемые женской природе пороки часто объединяются в обобщенную характеристику «плохая», и это, как правило, аттестация жены:
Плохая жена, как тесная обувь, – говорят в Афганистане.
У кого плохая жена, тому и пекла не надо, – считают в Болгарии.
Плохая жена – хуже дождя: дождь загоняет в дом, а плохая жена из него выгоняет, – повторяют в Израиле.
Плохой муж – худо, плохая жена – наихудшее, – заявляют в Италии.
Дыня, как жена: когда она хорошая, то наилучшая из всех плодов, а когда плохая – то самая худшая, – утверждают в Испании.
Добрая жена – волшебство, плохая – колдовство, – полагают в Киргизии.
Но бывает, что смысл «плохости» расшифровывается, и тогда худшим из женских качеств называется сварливость. Например, согласно норвежской пословице, «где баба сварлива, там даже кошка труслива», а по ирландскому наставлению, «три наихудших беды могут быть в доме: сварливая жена, угар от печи и дырявая крыша».
Народная мудрость едко высмеивает злобу. Те же норвежцы откровенно заявляют: «Много есть бед на свете, но злая жена – наибольшая из них»; «Злой мужик – как черт, а злая баба – как целое пекло». Интересную особенность подметили казахи: «Любознательная женщина много спрашивает, а злая – много плачет».
Женский языкПожалуй, из всех «достопримечательных» черт женского нрава чаще всего отмечаются особенности речи. Болгары утверждают, что «женский язык острее турецкой сабли». Поляки убеждены, что «держать бабу за язык, а угря за хвост – одинаково трудно». Норвежцы посмеиваются: «Женщины безбороды, потому что рот у них не закрывается на столько, чтобы борода успевала вырасти». Ирландцы не без удивления восклицают: «Мужики свои ошибки при себе держат, а женщины ими делятся». Венгры шутят: «Три бабы – уже целая ярмарка».
У русских об этом – целая россыпь изречений:
бабий язык, куда ни завались, достанет;
волос долог, а язык длинней;
три бабы – базар, а семь – ярмарка;
вольна баба в языке, а черт в бабьем кадыке;
гусь да баба – торг; два гуся, две бабы – ярмарка;
бабьи сборы – гусиный век;
бабий кадык не заткнешь ни пирогом, ни рукавицей;
вольна баба в языке, а черт в бабьем кадыке.
Но народ подметил и другое: «Женское слово, что клей – пристает».
Женские слезыЖенские слезы – притча во языцех. Азербайджанцы говорят: «Сила мужчины – в кулаках, а женщины – в слезах», грузины вторят им: «Слезы – женское оружие» и славяне подтверждают: «Женский обычай – слезами беде помогать». Германцы глубокомысленно замечают: «Бабы плач и смех из одного кошелька достают». Норвежцы сетуют: «Бабе легче заплакать, чем собаке заскулить», и русичи с ними согласны: «У баб да у пьяных слезы дешевы»; «без плачу у бабы дело не спорится».
Женская эмоциональностьПонятно, что слезы – признак эмоциональности. Но ведь они могут появиться от самых разных переживаний. А последствия могут быть самыми радикальными. Китайцы, к примеру, предусмотрительно советуют: «Не ругайся с женой на ночь глядя, – придется одному спать». А каково славянское иносказание: «Тугой лук – коромыслице, калены стрелы – веретеньица»! Или такое: «Баба, что горшок: что ни влей – все кипит»; «женское сердце, что котел кипит»… и потому «лучше раздразнить собаку, нежели бабу».
Огненные ирландцы назидают о трех вещах, «которые не стоит делать: кидать камень на воду, советовать что-нибудь разгневанной женщине и разговаривать с дураком». И румыны с ними солидарны: «Мужик – огонь, а баба – целый пожар». Итальянцы предупреждают: «Женщина в любви и в ненависти готова на все». Немцы обращают внимание на ранимость слабого пола: «Что женщину в сердце разит, то мужику лишь на коже зудит».
Женский ум и женская хитростьОб этом много чего сказано, а больше всего, судя по всему – в русских народных пословицах и поговорках. Зачастую эти высказывания критичны:
долог волос, да ум короток;
бабий ум – что коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца;
девичьи (или бабьи) думы изменчивы или «женские умы, что татарские сумы – переметны).
Тем не менее, есть и иные:
добрая кума живет и без ума;
женский ум лучше всяких дум.
О хитрости пословицы и поговорки гласят:
у бабы столько хитростей, сколько проса в мешке (таджикская);
лукавой бабы и в ступе не истолчешь (русская);
у бабы семьдесят две увертки в день (русская);
баба и с чертом может справиться (ирландская).
Женские достоинстваВ пословицах и поговорках народов мира отмечается женская проницательность. Так, грузинская мудрость, гласящая, что «женщина смотрит внутрь, а мужчина – снаружи» перекликается со шведской: «женское сердце видит больше, чем глаза десяти мужчин».
Высоко котируется преданность и верность. Евреи говорят: «Преданнее родной жены человека не бывает» и наставляют: «Пусть девушка красуется перед чужими парнями, а жена – перед собственным мужем». Китайцы эту же мысль формулируют так: «Порядочная женщина не может есть рис двух мужчин».
А иранцы велят: «Вода – за течением, жена – за мужем». Приветствуется также стыдливость: арабы, в частности, подчеркивают, что «женщина без стыда, как еда без соли». Ну, и трудолюбие, конечно: казахи предупреждают, что «работящая жена одалживает шерсть, а ленивая – воду».
Тамилы возлагают большие надежды на воспитательный потенциал представительниц прекрасного пола: «Распущенного мужика спасет только жена». А еще они утверждают, что «настоящая женщина – это шесть в одной: служанка, советница, богиня, земля, мать и гетера».