В иерусалимский институт-музей Яд-вашем не так давно поступил необычный экспонат: срез старой березы, в огромном дупле которой во время войны прятался один еврей. Посетители смотрят, трогают руками, верят и не верят: были же жестокие, бесправные времена, когда от страха человек, как червь, готов был залезть в любую щель! Но жизнь такая непредсказуемая штука, что вероломная опасность всегда грозит еврею (и не только еврею) причем даже и не в странах тоталитарных режимов, а в государствах, гордящихся своей молодой демократией, уверяющих весь мир, что они идут самым, что ни наесть цивилизованным путем.
Подтверждением тому - случай, произошедший год назад в Донецке с одним израильтянином. Таким "экспонатом", где в роковую минуту спрятался наш соотечественник, сегодня можно считать общественную уборную медицинского центра "Он Клиник", где теперь по этому поводу хоть мемориальную табличку вывешивай.
Но с табличкой там не спешат. Дикий случай тот списать в историю пока не получается. Все только началось, продолжается и никак не закончится. Ситуация зависла, потому что никто не хочет объяснить коллективу OOO "Промэксим" и его подразделения "Он Клиник", что вообще произошло и происходит. Женщины судятся, пишут коллективные письма в Киев, называя в них все произошедшее преступлением государственных органов против человеческой личности, просят прислать проверку из столичной прокуратуры…
А было вот что. В один далеко не прекрасный весенний день пришли какие-то люди, назвались налоговой милицией. Поддерживаемые силовиками, устроили обыск, изъяли многие вещи и материальные ценности, вели себя грубо и издевательски, напугали всех, целились из снятого с предохранителя оружия, была даже дана команда стрелять.
У некоторых из пациентов и сотрудников произошли обострения, нарушения здоровья. Наш же соотечественник-израильтянин, волею случая оказавшийся в этом лечебном центре и имеющий за плечами генетический опыт своего многострадального народа поведения в подобных ситуациях, при первых звуках обыска, думая, что это новый "Норд-ост", попросту заперся в туалете и просидел там, пока все ни стихло. То ли до вечера, то ли до утра, точно выспросить не удается, потому что он напуган, ему стыдно, и он отказывается на эту тему говорить.
Кстати обыск, а именно так эти следственные действия названы в составленных следователями протоколах, в соответствии со статьей 177 УПК Украины может быть проведен только после возбуждения уголовного дела, и проводиться обыск должен, само собою, цивилизованно, по правилам, в соответствии с Законом о милиции, без нарушения прав человека, максимально тактично. Ни того, ни другого, ни третьего не было и нет в этом неприятном деле. Уголовное дело не заведено. О цивилизованном обращении с людьми и техникой говорить не приходилось. Коллектив сотрудников, как стадо, грубо согнали и заперли на несколько часов в одной тесной комнате. Из компьютеров с мясом вырывались системные блоки. Слышались издевательские шуточки и реплики.
Что же произошло? Чтобы это выяснить ваш корреспондент находится сейчас в Донецке. И чем дольше он здесь находится, тем интереснее. Тем обширнее и удивительнее материал. По-моему, речь о гигантских, просто безразмерных злоупотреблениях в масштабе не только города, но и области.
Внешне похоже на обыкновенное рейдерство, сейчас в Украине это модно и государству трудно с этим что-либо поделать. Подчеркиваю - похоже внешне. Утверждать не берусь. Что-либо утверждать могла бы комиссия столичной прокуратуры, которую здесь с нетерпением ждут. Из Киева пришло письмо, что дело это в генпрокуратуре на контроле, но и только.
Об этом случае, получившем огласку в Израиле, напоминала украинская репатриантская общественность президенту Украины В.А.Ющенко во время его пребывания в Иерусалиме и на тель-авивской встрече бизнесменов двух стран, руководимой министром экономики Украины, когда шел разговор о широких возможностях всестороннего сотрудничества и инвестирования израильского частного капитала в украинские экономические и гуманитарные проекты. Инвестируй вот так и трясись потом от страха в туалете…
Случившееся в Донецке волнует израильтян, потому что, поверив рекламе, они приезжают по линии лечебного туризма и бывают пациентами центра "Он Клиник". Потому что одним из его учредителей является гражданин Израиля Эфраим Гур, житель Ришон ле-Циона. Должно волновать и украинцев, если они хотят иметь иностранных партнеров и инвесторов, хотят, чтобы к ним относились серьезно и с доверием, в особенности, накануне большого спортивного и культурного международного праздника "Евро-2012". Иначе мировая общественность в праве бойкотировать это долгожданное масштабное спортивное событие, к которому в стране полным ходом готовятся. Я бы лично, например, не советовал никому из иностранных инвесторов рисковать в Украине, пока не будет полной уверенности и гарантий неприкосновенности капиталов и личности.
Некоторое время назад в Донецкой области работал, развивал сельскохозяйственный малый совместный бизнес наш товарищ израильтянин Дани Голани. Его тихо выжили, и ему пришлось вернуться на родину. Вскоре он погиб в теракте в Израиле. Не повезло человеку в жизни. Но, когда в Донецке мне говорят: "У вас там стреляют, у вас опасно", - я обычно отвечаю: "Это у вас стреляют. Это у вас опасно. Лучше наша война, чем ваш мир. У нас, по крайней мере, не стреляет в человека из-за угла из своего кривого ржавого ружья беззаконие".
В Израиле тебе по-честному во двор может упасть "Касам", как это случилось недавно с моим братом в Ашкелоне: взрывом выбило дверь, перекосило окно. На войне как на войне, все открыто и ясно, знаешь, где враг. Но там не ждешь такого подвоха от своих же, от тех, кто обязан тебя охранять и защищать твои права. В Израиле полицейский ни с того ни с сего, без объяснения причин, не прицелится тебе в голову. Поэтому лишний раз призадумаешься, намечать ли деловой вояж в Украину или остаться в Ашкелоне.
В те же весенние дни прошлого года, когда случились все эти неприятности с "Он Клиник", я встретил в Донецке профессорскую чету израильтян из тель-авивской больницы "Ихилов", приехавших в Донецкий медицинский университет для обмена опытом. Раз в неделю прямой самолет привозит в Донецк из Тель-Авива десятки ивритоговорящих израильтян, которых с украинским городом связывает не проведенная здесь юность, как меня, а налаженные деловые контакты. Я всегда смотрю на них с некоторой тревогой. Здесь, как и сто лет назад, в годы реакции, жандармского и полицейского произвола с ними может случиться всякое. Мне бабушка рассказывала про погромы в этом городе, когда полиция стояла и смотрела, а то и сама помогала погромщикам.
Погром в наше время? Звучит дико! И зачем нам старые рассказы о 1937-м? Что былые бесправие и произвол Холокоста и Голодомора, если в цивилизованном и юбилейном 2007-м могут без объяснений к тебе вломиться с оружием, целиться в тебя, запугивать, унижать словом и делом? И теряйся в догадках, что это - нормальный плановый рейд налоговиков или столь популярное теперь в Украине рейдерство. А может быть, антисемитская, антиизраильская акция?
Повторюсь: мое личное мнение таково, что пока иметь дела с Украиной, по крайней мере, с городом Донецком, который наш израильский сатирик Игорь Губерман, побывав здесь, метко назвал городом "злокозненным и неслучайным", преждевременно. Здесь нет уверенности.
Мой опыт ежегодного пребывания по делам в Донецке (иногда по нескольку раз) показывает, что силовые структуры здесь ленивы, непрофессиональны, они не желают выполнять свои прямые служебные обязанности, могут повернуть дело так, как им это нравится. Чтение составленных ими документов веселит массой фактических, взаимоисключающих одна другую ошибок. Впечатление такое, что их составляют просто неграмотные люди, нежелающие к тому же вдаваться в суть дела.
Обращаещься в органы с официальным письмом-жалобой - не отвечают, отмалчиваются. Вызываешь по телефону милицию, когда на главной улице куражатся хулиганы - не приезжают. Потом трусливо перезванивают: "Что у вас там случилось?" "Это не у меня случилось, это у вас". Узнав в тебе иностранца, может подойти пьяный милиционер и при своих коллегах вымогать бутылку водки…
…Есть понятие у журналистов на нашем профессиональном жаргоне - "унитазная публицистика". Это, когда нечего писать. Сидишь на унитазе и вымучиваешь тему. А здесь, наоборот, есть, что писать. Тут писать и писать, море тем и целина не паханная. Думается, тому бедолаге-соотечественнику, который, придя в медицинский центр подправить свое здоровье, услышал вдруг: "Всем оставаться на своих местах!" и успел в страхе захлопнуться в туалете, было бы, что рассказать журналистам.
Передумал он немало в "кабинете задумчивости", и публицистика на этом материале получилась бы богатая, живая, поучительная. Может быть, она помогла бы силовикам избавиться от случайных людей в своих рядах, от непрофессионалов. Можно было бы опубликовать в СМИ многие из документов по делу. Они интересны, если ими заняться. Только вот, для кого вся эта беллетристика? Будет ли от этого толк? Пришлет ли Генеральная прокуратура проверку в Донецк, которой здесь давно ждут, чтобы расставить все точки над "i"?
А ведь ситуация в сущности очень проста. Если "Промэксим" и "Он Клиник" в действительности не правильно вели свои дела, можно по закону прекратить их деятельность, арестовать банковские счета, привлечь к уголовной ответственности руководителей. Чего не происходит вот уже год. Ситуация зависла. Предприятия работают, как и работали, но с большим трудом. Нанесен серьезный ущерб их деловой репутации. А заодно и имиджу Украины.
Если же неправомочным и необоснованным было вторжение силовых структур, нужно извиниться, вернуть все, изъятое во время обысков, и наказать инициаторов и исполнителей. Напомнить им, что дело, которому они служат, должно делаться чистыми руками.
Как будет - неизвестно. Пока же я попросту не советую израильтянам рисковать в таком экономически привлекательном и перспективном, но неготовом к цивилизованной работе с западными партнерами регионе, как донбасский. Здесь нет для этого нормальных условий. И если еще раз президент В.А.Ющенко призовет наших бизнесменов инвестировать средства в экономику Украины, а нашу общественность - развивать всесторонние контакты, я готов ответить ему: пусть сначала разберутся с ситуацией в Донецке в таком простом деле предприятий "Промэксим" и "Он Клиник".
Иерусалим-Донецк.