хочу сюди!
 

Ліда

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 46-56 років

Немного о музыке

  • 27.01.10, 11:12
Чет меня рвет каждый раз, когда перечитываю этот отрывок. Для тех кто понимает:
Разговор графа Козио с маленьким Паганини
отрывок из книги Анатолия Виноградова
"Осуждение Паганини"(с)

Козио показывал мальчику скрипку за скрипкой.

-Один и тот же мастер, посмотри, никогда не делал скрипок одной и той же формы. Они все разные, взгляни. Если ты возьмешь циркуль и измеришь расстояние между эфами, то заметишь, что все эфы во всех скрипках расставлены по-разному и наклон их к оси скрипки тоже разный. А что это значит? Это значит, что скрипичные мастера владели тайной дерева. Они знали, что разные породы дают разный звук, и вот по тому, как они вычерчивали эфы, ты видишь, как глубоко они проникли в тайны своего ремесла. Эфы дают у них в каждом случае особо высокое качество звука. — Он осторожно вынул еще одну скрипку. — Вот эту я снимаю очень редко. Это — «Лебединая песнь». Так называется она потому, что это — последняя скрипка, сделанная Страдивари перед смертью, на сто седьмом году жизни. Старик работал лучше, чем в молодости.

Страдивариеву скрипку старый граф называл серебряной, звуки альтов сравнивал с золотом, виолончель, по его мнению, давала бронзовый тон, а контрабас звучал медью.

Однажды, в минуту откровенности, Козио признался мальчику, что он разломал четыре скрипки Страдивари. На цыпочках, говоря шепотом, словно боясь, что его услышат посторонние люди, граф подвел мальчика к низенькой двери. Зажег свет в полутемной комнате и с видом человека, совершающего неизбежное преступление, указал на четыре деревянные пластинки привинченные к столу. Смахнув пыль со старинного камертона, Козио ударил им о стену.

-Слышишь? - шепотом спросил старик.

Мальчик ответил:

-Да.

-А это похоже?

-Да.

Но ты понимаешь? Поет камертон, и одинаково поет деревянная пластинка, вырезанная из скрипки Страдивари. Этот звук дает пятьсот двенадцать колебаний... Ну, а это? - старик тронул другую пластинку. Мальчик кивнул головой.

Они перепробовали все пластинки, и каждый раз маленький Паганини кивал головой:

-Это тоже! И это тоже!

Звуки были равной высоты и частоты.

Видишь, сказал старик, - это все пятьсот двенадцать колебаний в секунду. У тебя хороший слух, мальчик! Так вот, смотри: это — деревянная пластинка из скрипки Страдивари, сделанной им в тысяча семьсот восьмом году, а рядом я заставил звучать кусок дерева из скрипки, сделанной тем же мастером в тысяча семьсот семнадцатом году. Это волнистый клен. А вот, рядом-пластинка из ели. Скрипка сделана в тысяча шестьсот девяностом году. А вот тут — последняя пластинка: тоже из ели. Скрипка сделана в тысяча семьсот тридцатом году.

Приступим к опыту.

Глаза старика загорелись молодым огнем. От тихих, едва заметных ударов пластинка запела. Мальчик назвал:

-Ля диез!

-Хорошо! — сказал Козио.

Вторая пластинка дала ту же ноту. Третья и четвертая — то же. Под ударами опытной руки одновременно запели все четыре пластинки сразу.Мальчик стоял молча и слушал, широко раскрыв глаза, не отрывая их от кусочков дерева. На лице его учителя застыла улыбка маньяка. Наконец старик продолжал:

-Для того, чтобы получить такой серебряный звук, нужно сочетать природные свойства клена и ели. Звуки всегда живут в природе, но звук надо поймать, его надо приручить, как птицу, порхающую по этим деревьям в молчании. Ее надо приручить настолько, чтобы она запела. Заметь, мальчик, верхняя дека скрипки всегда делается из ели, нижняя — всегда из клена. И еще. я высчитал, что ель обладает способностью в шестнадцать раз быстрее порождать звук, чем воздух. Звук, рожденный в скрипке из сочетаний малой скорости колебаний клена и большей чувствительности ели, получит соотношение двенадцать к шестнадцати. Но многие думают, что звук родится однотонным в верхней и нижней деках. Это два различных звука. Благозвучность природы состоит в том, что они сливаются в единый, цельный, совершенный, нераздельный звук. Однажды я заказал скрипку сплошь из клена, с деками одинаковой толщины. Эту скрипку нельзя было слушать, у нее был отвратительный глухой тон. Природа не терпит однообразия, мальчик. Верхняя и нижняя деки должны звучать по-разному, и разница должна равняться целому тону. Чистый и неделимый звук, рождающийся из этого, совершенно подобен сплаву двух благородных металлов, из которых каждый порознь слаб и мягок, а в сочетании с другим дает твердость и крепость. Из двух слабостей родится сила. Помни, что размеры скрипки нельзя ни увеличивать, ни уменьшать. Как только количество воздуха в скрипичной коробке увеличится, так шантрель начнет визжать, как собачонка, которой наступили на хвост, а звук басовых нот станет слабым, глухим и сиплым, как бред пьяного человека. Если уменьшить коробку, получится обратное явление. Заглохнет четвертая струна, а бас закричит сипло. Но не думай, что все это остается неизменным. Меняется природа, меняются люди. У каждого поколения новые уши. Камертон нынешнего века звучит иначе, нежели камертон прошлых столетий. Когда будешь играть перед большим скопищем людей, настраивай скрипку иначе, чем настраивал бы ее, играя перед семьей в пять человек. Твои дед и прадед иначе слышали звуки природы, им нравилось слушать одно и закрывать уши на другое, и это делалось невольно, без всяких ухищрении с их стороны. В этих делах человек не может лгать сам себе, нельзя уговорить нынешнее поколение настраиват музыкальные инструменты по камертону прошлого столетия. Вот старый Тартини шестьдесят лет тому назад измерил давление натянутых струн на скрипичную коробку. Тогда он получил цифру шестьдесят три фунта. Но помни, что струны тогдашнего времени были тоньше, а подставка, держащая струны, была ниже, струны тесней прилегали к верхней деке. Поколение нынешних людей предъявляет другие требования, они не слышат старой скрипки, и вот пришлось повысить камертон, колебание струн тоже увеличилось, и подставка под струнами стала выше, струны натянулись горбылем на верхней деке. Подставка поддерживает струны так, что мышь может пробежать между шантрелью и верхней декой. Знай, мальчик, что диапазон по сравнению с прошлым веком повысился на полтона, а давление струн на деку теперь не шестьдесят, а восемьдесят фунтов. Человек стал натягивать струны сильнее, и нервы людей напрягаются больше. Время летит быстро, дни сменяют другие, и непрестанно меняются люди. Что будет дальше, где остановится изменение человека? Уже теперь я замечаю, мир меняет свои краски, ухо ловит иные звуки, и думается мне, что тускнеет солнечный свет...

Козио сел на маленький диван. Вынув платок, он порывисто вытер слезы. Потом поднялся и за руку вывел Паганини из комнаты.

-Пойдем, мальчик, — проговорил он. — Никому не рассказывай, что ты от меня слышал. Природа не любит выбалтывать свои тайны, она мстит любопытным.

6

Коментарі

127.01.10, 11:32

512 колебаний в секунду - это какая нота?

    227.01.10, 11:32

      327.01.10, 11:33Відповідь на 1 від CKB

      А там написано - ля диез

        427.01.10, 11:42Відповідь на 3 від Olenevod

        А там написано - ля диезКамертонное ля - это 440 в секунду. Октавой выше - 880. Получается примерно 37 колебаний на полтона. Получается чуть выше, чем си.

        "Когда будешь играть перед большим скопищем
        людей, настраивай скрипку иначе, чем настраивал бы ее, играя перед
        семьей в пять человек"

        А это вообще очень странный совет

        "Знай, мальчик, что диапазон по сравнению с прошлым веком повысился на полтона"

        Человек разбирающийся в музыке, не мог сказать подобную чепуху

          527.01.10, 11:53Відповідь на 4 від CKB

          С частотой спорить не буду, лень искать да и мерять они тогда не умели, а в остальном, занимаясь озвучкой, согласен с автором. Есть индивидуальное восприятие звука. Всегда находятся консерваторы, требующие дотошного воспроизведения материала, но большинству нравится аранжировка с более быстрым, громким. окрашенным звучанием.

            627.01.10, 12:02Відповідь на 5 від Olenevod

            С частотой спорить не буду, лень искать да и мерять они тогда не умели, а в остальном, занимаясь озвучкой, согласен с автором. Есть индивидуальное восприятие звука. Всегда находятся консерваторы, требующие дотошного воспроизведения материала, но большинству нравится аранжировка с более быстрым, громким. окрашенным звучанием.Честно говоря, ничего не понял из сказанного. Какая аранжировка?

              727.01.10, 12:23Відповідь на 6 від CKB

              Переделка исходных нот, если угодно.

                827.01.10, 12:24

                Человек стал
                натягивать струны сильнее, и нервы людей напрягаются больше.

                  927.01.10, 12:29Відповідь на 7 від Olenevod

                  Переделка исходных нот, если угодно.Погоди. Мы вроде говорили о настройке скрипки. Ее аранжировкой никогда не называют. Исполнение музыки - другое.
                  В общем, мысль моя такая, что Виноградов не был в материале, и потому написал много красивых слов и фраз. Сейчас так часто делают в американских фильмах, когда сценаристу некогда изучать предметную область

                    1027.01.10, 12:35Відповідь на 9 від CKB

                    Мне трудно судить именно о скрипке, Но любой музыкальный инструмент устроен примерно одинаково, в том числе и колонка муз центра. Это всегда резонансная камера (корпус колонки или скрипки) и источник колебаний (струна или динамик), так вот с динамиками нечто подобное 100% происходит. народ ищет не честного, а модного звучания. Опять же, настройка под зал, машину. Сейчас все радиостанции перестраивают АЧХ звучания, чтоб оно интересней было в салоне средненького автомобиля. Виноградов безусловно не профи, так же как и граф Козио, последний просто не мог знать что такое 512Гц и отличить тон от тембра, но смысл передан эмоционально и в сути правильно.

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна