«Понимаете... каждый год мы с друзьями ходим в баню...» — вновь и
вновь повторяет трогательный, милый Женя. Каждый раз мы верим ему, а
девушка Надя — не очень. Она громко возмущается, скандалит, не понимая,
что этот странный тип делает в ее родной питерской хрущевке. Мы же с
радостью, замешанной на внутреннем ожидании чуда и романтическом
настрое, наблюдаем за их странным, немного несуразным романом. Кажется,
что «Ирония судьбы» столь же органично вошла в новогоднюю программу,
как елка, оливье и поздравление президента. Представить без нее
праздник сегодня довольно сложно.
"Я восхищен людьми, которые каждый год 31 декабря смотрят мою
картину", — сказал однажды в интервью Эльдар Рязанов. Конечно, какой
Новый год без "Иронии судьбы".
Изначально "Ирония судьбы..." должна была быть односерийной. Но
"Госкино" и "Мосфильм" не хотели запускать картину, в крайнем случае,
предлагали сделать ее короткометражной. Тогда Рязанов отправился на
телевидение. Там сценарий одобрили, и лента стала двухсерийной. Правда,
все же некоторые коррективы в сценарий известному режиссеру
рекомендовали внести: смягчить, изменив кое-какие фразы, перепалку
пьяного Жени и возмущенной Нади, которая обнаруживает его у себя в
постели. Сократили и сцену потасовки Ипполита и Лукашина в начале
второй серии.
Примечательные факты
Стоимость фильма «Ирония судьбы» — 372 000 руб. Гонорар авторам
сценария Э. Рязанову и Э. Брагинскому — 9 тыс. руб. на двоих. (В 1975
году за 6 тысяч рублей можно было купить «Жигули».) Тиражные за каждый
показ фильма выплачиваются до сих пор.
Польскую актрису Барбару Брыльску в фильме дублировала Валентина
Талызина, однако это не указано в титрах. Ранее Талызина пробовалась на
роль Нади Шевелёвой, но не была утверждена. Талызина играет также одну
из заметных ролей в фильме, но талант актрисы создал у зрителя
впечатление, что слышны два разных голоса, настолько различаются их
интонации.
Алла Пугачева и Сергей Никитин, исполнившие песни за героев Барбары Брыльской и Андрея Мягкова, не упомянуты в титрах фильма.
Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него
эпизодических режиссёрских ролей — раздражённого пассажира в самолёте,
на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.
В одном из эпизодов фильма по Надиному телевизору идёт фильм
«Соломенная шляпка». В частности, на экране видна Людмила Гурченко,
которую Эльдар Рязанов снимал во многих своих фильмах. В «Иронии
судьбы» для Гурченко роли не нашлось, но Рязанов всё же «снял» её в
фильме таким оригинальным способом. В этом же эпизоде вместе с Людмилой
Гурченко можно увидеть и Андрея Миронова, который пробовался на роль
Жени, но не был утверждён.
В 1992 году фильм "Ирония судьбы." был впервые показан на Тайване. С
тех пор каждый Новый год тайваньские зрители вместе с нами следят за
развитием отношений Жени и Нади — фильм так полюбился тамошним жителям,
что в новогоднюю ночь его показывают одновременно по всем центральным
каналам.
А в декабре 2003 года в Москве на Проспекте Вернадского на доме N125
открылась мемориальная доска в честь фильма "Ирония судьбы, или С
легким паром!" Ее установили прямо на фасаде этого обычного панельного
дома. На доске запечатлены герой Андрея Мягкова и его возлюбленная
Надя. Акт открытия доски тоже был срежиссирован. Скромную алюминиевую
пластину на фасаде панельного дома сначала прикрыли желтым банным
полотенцем. Когда его убрали, взорам собравшихся открылись лица
исполнителей главных ролей — Барбары Брыльской и Андрея Мягкова на фоне
елки, гитары и шампанского. Банкет устроили прямо на ступеньках
подъезда. До этого Эльдар Рязанов собственноручно полил мемориальную
доску водкой.
Киноляпы
В самом начале фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» мы можем
заметить первый ляп, который стал самым обсуждаемым за всё время.
Произошло это из-за того, что он очень заметен и сразу бросается в
глаза:
Когда фильм только начинается и мы наблюдаем титры, нам пишут:
Самолёты в картине постоянно меняются. Мы можем заметить, что во время посадки Жени в самолёт, — это ИЛ-62.
Когда нам показывают самолёт в полёте, мы видим ТУ-134.
А уже на земле (когда Женя прилетел) нам показывают ТУ-154.
Нужно упомянуть и тот факт, что пассажиров, которые находятся в таком состоянии как Женя, на самолёт просто не пустят.
Не пустили бы его ещё и по той причине, что все билеты именные и для
прохода на борт самолёта ему нужно было иметь паспорт на имя человека,
который приобрёл билет ранее.
Когда к Жене приходит Павлик, мама открывает дверь, берёт бутылку шампанского, что принёс Павлик:
Затем беседует с ним и, перед тем как закрыть дверь, берёт бутылку
ещё раз. Получается, что Павлик, который пришёл с одной бутылкой, отдал
её два раза.
Герой Ширвиндта покупает шампанское и апельсины рядом с
Новочеремушкинским рынком. Разворачивается на 180 градусов и идет по
проспекту Вернадского, что в нескольких километрах от рынка.
Таксист, который вёз Надю, тоже к концу поездки сменился. Садилась Надя в машину к брюнету с бакенбардами:
А выходила из машины, водителем которой был блондин:
Расстроенная Надя гуляет в предрассветной мгле по Санкт-Петербургу,
по набережным Невы в районе Петропавловской крепости. "Впрочем, ее
прогулка — с подвохом, — отмечает краевед Калашников, — на пару секунд
в кадре за ее спиной мелькает Москва. А именно — 1-й Краснокурсантский
проезд в Лефортово в районе Екатерининского дворца. За спиной актрисы
проезжает типичный московский трамвай серии МТВ-82. В Питере такие
тогда не ездили".
Женя выбрасывает фото Ипполита в окно. Когда оно падает на снег, мы видим Ипполита:
А когда Надя спускается за фотографией и поднимает её, мы можем
заметить, что на фотографии не Яковлев, а Басилашвили, который ранее
был утверждён на роль, но не смог её сыграть из-за семейных
обстоятельств.
Женя просит Надю исполнить песню и даёт ей гитару (гриф в правую руку):
Следующий кадр и Надя уже держит гитару грифом в другую сторону:
Телефон аварийной службы в доме где живёт Надя состоит из 7-ми цифр. Это мы можем заметить на этом кадре:
А её домашний телефон: 14-50-30 (6 цифр).
Женя открывает дверь квартиры ключом, но когда заходит, оставляет её открытой.
Надя же, когда приходит домой, снова открывает дверь ключом.
Машина у Ипполита постоянно самоочищается и пачкается. Когда женя
выбегает за Ипполитом, машина вся в снегу. Особенно заднее стекло:
Однако это не мешает нам видеть из машины как Женя бежит сзади:
А в следующем кадре машина так и вовсе чистенькая:
В одном из кадров (во время первого ухода Ипполита) мы можем увидеть
ящик (коробку) от коньяка «Camus», который является не самым дешевым
коньяком на планете. Ящик стоит на чемодане.
Во всех последующих сценах, которые будут происходить в этой комнате, на чемодане стоит уже совершенно другая коробочка:
Когда Надя собирается взять чайник и полить Женю холодной водой, она
проходит мимо стенки, на которой мы можем увидеть верхнюю пластинку, у
которой наклейка белого цвета.
Затем, когда Женя подойдёт к этой стенке и захочет послушать музыку,
он возьмёт верхнюю пластинку, которая окажется с красной наклейкой.
Позже, когда Женя будет звонить по телефону, проигрыватель будет с пластинкой, которая будет иметь синюю наклейку.
А когда Надя вернётся с фотографией Ипполита, которую Женя выкинул
ранее, проигрыватель будет с пластинкой, на которой будет наклейка
красного цвета.
Телефон в Надиной квартире постоянно меняет цвет. Он то зеленый, то
красный. На самом деле телефонов в новостройке еще не было. Свидетели
съемок помнят, как Юрий Яковлев без конца бегал к телефонной будке
звонить домой — предупредить, что задержится еще на пару дублей.
Когда Ипполит смотрит телевизор (Надя в это время надевает платье),
мы можем заметить участника (скорее всего участницу) съёмочной группы,
который случайно попал в кадр. Оператор (Нахабцев Владимир Дмитриевич)
это замечает и резко делает "наезд", что позволяет убрать человека из
кадра.
У Жениной мамы полотенце то пропадает с плеча, то снова появляется.
Знаменитые цитаты:
Каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню.
Это ужасно — водку после пива.
Я не пьянею... никогда.
Давайте взвесимся... на брудершафт.
3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, первый подъезд, третий этаж...
Я тут спим.
— А куда вы подевали мою люстру?
— Отвезла в комиссионку!
— Зачем?!
— А потом вся школа будет говорить, что я провела ночь с каким-то походимцем.
— Я не проходимец, я несчастный человек.
— Как будто несчастный человек не может быть проходимцем.
— Куда вы меня несете?
— Навстречу твоему счастью.
— Мы не будем полагаться на случай. Мы пойдем простым логическим путем.
— Пойдем вместе.
Но нашлись добрые люди: обобрали, подогрели... Нет – подобрали, обогрели.
Ну что вы меня все время роняете?
Осторожно, ты ему руку сломаешь!
Сам сломаю, сам и починю.
Пить меньше надо. Надо меньше пить.
Поете вы действительно здорово, а вот готовить вы не умеете.
Я в следующий Новый год обязательно пойду в баню.
Зачем же ждать целый год?
И ширму нашу фамильную умыкнули.
-- Я приду, но с милиционером... — Приводите все отделение.
Это вот не рыба, не заливная рыба, это стрихнин какой-то.
Слушайте, вы просто мегера.
Какая гадость, эта ваша заливная рыба.
О, горяченькая пошла!
Потрите мне спинку, пожалуйста.
Не надо меня поливать!
Ну что вы меня все время роняете?
Только смотрите, чтобы к моему приходу не завелся тут кто-нибудь третий.