Девочка с Земли
- 28.03.14, 23:10
Разбирая книжные залежи на выброс наткнулся на данный совковый фолиант 1974 года издания.
В свое время книги и фильмы про Алису были ценны тем, что они (конечно, далеко не только они) создавали определенный образ будущего. Это было оптимистическое, светлое, гордое и что немаловажно, советское будущее. То есть будущее человечества было в основном русско-советским (хотя на вторых ролях присутствовали и остальные народности) ровно так же, как в американской фантастике будущее человечества основном американское. Само наличие такого образа – есть важное составляющее национальной идеи и проекта развития. Сейчас его нет. Поэтому естественно книги, подобные «Алисе» вызывают либо ностальгию и сожаления по утерянному, либо раздражение и злобу как обратную сторону того самого сожаления. Ведь трудно не замечать современного отсутствия перспектив и убогого положения, в котором находится народ и страна. Как заметил Прилепин, «лимит на эволюцию у русских исчерпан». А психика такому признанию сопротивляется, ибо жизнь вроде как сложилась, куплен айфон, выплаты за форд-фокус уже почти закончены, жене шубу приобрели, да и старшенькому вон поступать скоро куда-нибудь. А если признаться себе, что страна умирает, что перспектив нет, то нужно либо валить, либо шагать на баррикады.
И тут включается компенсаторный механизм. Суть его в том, что бы максимально принизить ту жизнь, в которой возможны величественные проекты будущего и на фоне того что получится сказать себе: «все чепуха, нормально же живем, и форд-фокус к тому же…». Оттуда, из этого психического механизма и рождаются, как символ СССР, замки на кастрюлях с борщом или массово стучащие друг на друга пионеры. Именно потому, что это не за деньги, не по заданию «центра», а по велению собственной психики, несчастные верят в чернушные слова и несут эту чушь совершенно искренне. Вообще большинство бытовых (а не профессиональных) антисоветчиков являются жертвами собственной психики. Их и ругать то довольно бессмысленно. Всегда так было, поэтому революции делаются молодыми.
А книги про Алису, романы Стругацких мира Полдня, фантастика Ефремова и много чего еще – возможно таки помогут нам сочинить новый позитивный образ грядущего, вместо уныло тиражируемой постапокалиптики.
А пока наслаждаемся иллюстрациями Евгения Мигунова.
В свое время книги и фильмы про Алису были ценны тем, что они (конечно, далеко не только они) создавали определенный образ будущего. Это было оптимистическое, светлое, гордое и что немаловажно, советское будущее. То есть будущее человечества было в основном русско-советским (хотя на вторых ролях присутствовали и остальные народности) ровно так же, как в американской фантастике будущее человечества основном американское. Само наличие такого образа – есть важное составляющее национальной идеи и проекта развития. Сейчас его нет. Поэтому естественно книги, подобные «Алисе» вызывают либо ностальгию и сожаления по утерянному, либо раздражение и злобу как обратную сторону того самого сожаления. Ведь трудно не замечать современного отсутствия перспектив и убогого положения, в котором находится народ и страна. Как заметил Прилепин, «лимит на эволюцию у русских исчерпан». А психика такому признанию сопротивляется, ибо жизнь вроде как сложилась, куплен айфон, выплаты за форд-фокус уже почти закончены, жене шубу приобрели, да и старшенькому вон поступать скоро куда-нибудь. А если признаться себе, что страна умирает, что перспектив нет, то нужно либо валить, либо шагать на баррикады.
И тут включается компенсаторный механизм. Суть его в том, что бы максимально принизить ту жизнь, в которой возможны величественные проекты будущего и на фоне того что получится сказать себе: «все чепуха, нормально же живем, и форд-фокус к тому же…». Оттуда, из этого психического механизма и рождаются, как символ СССР, замки на кастрюлях с борщом или массово стучащие друг на друга пионеры. Именно потому, что это не за деньги, не по заданию «центра», а по велению собственной психики, несчастные верят в чернушные слова и несут эту чушь совершенно искренне. Вообще большинство бытовых (а не профессиональных) антисоветчиков являются жертвами собственной психики. Их и ругать то довольно бессмысленно. Всегда так было, поэтому революции делаются молодыми.
А книги про Алису, романы Стругацких мира Полдня, фантастика Ефремова и много чего еще – возможно таки помогут нам сочинить новый позитивный образ грядущего, вместо уныло тиражируемой постапокалиптики.
А пока наслаждаемся иллюстрациями Евгения Мигунова.
6
Коментарі
ёlkа
128.03.14, 23:26
подписываюсь 100500 раз
анонім
228.03.14, 23:41
Здорово, ностальгия прям
Злая_тётка
329.03.14, 00:17
до сих пор люблю К.Булычева
Гість: Шляпник
429.03.14, 00:18
Увы и ах!..
А вот романы Беляева у меня вызывали чувство "плоскостного мира", как дворец на заднике сцены уездного театра.
new breeze
529.03.14, 00:54
"книжные залежи на выброс"......лучше в библиотеку отдать...
Анна-Марія
629.03.14, 07:42
зачем выбрасывать?