Три составляющих убийства Е.Щербаня. 1. Экономика
- 01.07.12, 00:13
- Твоя Україна
Экономическое и политическое становление молодой донецкой бизнес-элиты пришлось на период первого восшествия на президентский престол Леонида Кучмы. Подсидевший его до этого в премьерском кресле Ефим Звягильский вынужден был скрываться в Израиле. Его империя «красного директората» рухнула в одночасье. Однако Донбасс бесхозным не остался. Контроль над ситуацией в области перешел от директорского корпуса "крепких хозяйственников" к "коммерсантам". А конкретнее - к весьма разнородному конгломерату структур, подконтрольных Евгению Щербаню, Ахатю Брагину (к тому времени, помимо всего прочего, он уже стал президентом футбольного клуба "Шахтер") и Владимиру Щербаню, избранному в 1994 году губернатором области. Основной соперник последнего - ставленник традиционной донецкой номенклатуры Владимир Логвиненко эти выборы проиграл, уйдя затем на должность исполнительного директора в концерн "Энерго", красноречиво, таким образом, обозначив смену "хозяев" региона.
Эта "большая тройка" в течение 1995 года "переключила" на себя управление большинством промышленных предприятий Донбасса (благо Киеву, где шла нешуточная борьба между президентом Кучмой и руководством парламента, по-прежнему было не до регионов)".
(Александр Мищенко, агентство журналистских расследований, Донецк)
http://4vlada.net/politika-i-biznes/pechalnyi-rytsar
Тема убийства политика и бизнесмена Евгения Щербаня является ключевой для понимания короткой 20-летней истории современной независимой Украины. Три составляющих этого дела: экономическая, политическая и криминальная – переплелись в единый клубок. Попробуем рассмотреть и проанализировать каждую из них по отдельности на основе открытых источников информации, доступных каждому.
Газ, металл и уголь. История приватизации по-украински.
Экономическая ситуация, которая сопутствовала развалу СССР и образованию Украины, была следующей:
”В середине 1990-х “Газпром” стоял на двух льдинах: российские потребители были должны $15 млрд, а страны бывшего СССР — $7 млрд. Ни у тех ни у других не было денег. У российских потребителей выбивать деньги было невозможно по политическим причинам. А в СНГ царил бартер. На Украине схему «газ в обмен на товары» запускал некто Игорь Бакай. «Инициатива исходила от туркменских чиновников - они решили, что им удобнее работать не с украинским государством, а с частной компанией», - вспоминает он. В марте 1994 г. правительство Украины приняло постановление, по которому фирма «Республика» Бакая получила эксклюзив на поставки туркменского газа и все расчеты (в том числе за транзит с «Газпромом»). В Туркмению пошли эшелоны с валенками и галошами.
В 1994 г. украинские долги за газ перед Туркменией достигли почти $800 млн и туркмены прекратили поставки. По расчетам AHT Consulting, при посредничестве «Республики» на Украину пришло 10 млрд куб. м туркменского газа, на котором она заработала $500 млн. Благодаря «Республике» задолженность Украины увеличилась на $100 млн. Фирму и обвинить-то было не в чем: никаких гарантий от нее в правительственном постановлении не требовалось, гарантом выступало украинское правительство.”
http://www.compromat.ru/page_22476.htm
Из истории РАО Газпром:
“В отношении соседей действия «Газпрома» определялись и экономическими соображениями, и желанием сохранить влияние России в бывших союзных республиках. Особо сложно ситуация складывалась с Украиной, через которую на запад шло 95% российского экспорта газа и на территории которой расположены примерно половина ПХГ. В феврале 1993 года «Газпром» впервые отключил Украину за неплатежи. Ограничение поставок длилось всего сутки. Газовый долг Украины тогда превышал 138 млрд рублей, но на угрозы Москвы Киев отвечал, что перекроет трубу, по которой Россия поставляет газ в Западную Европу. В марте 1994 года «Газпром» снова прекратил поставки газа на Украину – она задолжала концерну более 1 трлн рублей. «Газпром» требовал быстрого погашения долга и настаивал, чтобы Киев уступил Москве часть прав на газопроводы и украинские промышленные предприятия. Украина на это не пошла и в 1995 году покрыла свою задолженность на 1,4 млрд долларов государственными облигациями, которые «Газпром» пустил на расчеты с налоговиками. “
http://www.vestnikevropy.com/all-articles/2011/3/10/i.html
Рассказывает бывший премьер Украины (06.03.1995 - 27.05.1996) Евгений Марчук: «надо вспомнить, какое наследство я получил. Инфляция – в несколько тысяч процентов в год! Денег своих нет, есть купонокарбованцы. Долг за газ перед Россией – миллиард долларов. А миллиард долларов в 1995 году – это как несколько миллиардов сегодня. И еще полтора миллиарда долларов – долги предприятий Советского Союза.»
http://uc.kr.ua/fresh3601/
[ Читати далі ]