Происходящее в медицине сводится к одной проблеме: где бы сократить расходы так, чтобы меньше было шума и публичного неодобрения. В результате «реформаторы» решили, что можно сократить медицинское обеспечение села, жители которого полностью лишаются медобслуживания — закрываются пункты медпомощи, сокращаются ставки врачей и медсестер и расходы на медицинский транспорт. Под красивыми лозунгами реформы жителей глубинки лишают элементарной медицинской помощи.
После принятия Налогового кодекса и заявленной пенсионной реформы Украину ждет еще одно потрясение — реформирование системы здравоохранения. Цели благие — сделать медицинские услуги качественными и доступными по цене
Бесплатное, но дорогое
То, что систему здравоохранения страны нужно реформировать, стало очевидно еще лет десять назад, когда появились первые частные клиники. Сквозь советскую систему здравоохранения (по которой мы, в общем-то, до сих пор и живем) тогда начали пробиваться первые ростки капитализма.
Медицинские услуги условно разделились на две категории: «для бедных» и «для богатых». Впрочем, бесплатная государственная медицина тоже стала недешевым удовольствием: ведь больной должен заплатить и официально в кассу за целый список медуслуг, и неофициально врачу, а также купить все, включая перевязочные материалы.
Почему решили реформировать здравоохранение именно сейчас?
Главный аргумент — население в стране сократилось. По мнению инициаторов реформ, это позволяет закрыть больницы в районах с небольшим количеством жителей и перенаправить деньги и пациентов в более перспективные клиники. В Минздраве не скрывают, что отрасль получает из бюджета всего лишь половину необходимых средств.
Поэтому реформа позволит не распылять финансирование. Сегодня же 90% средств, выделенных на медицинскую отрасль, по старинке расходуются на заработную плату врачей, коммунальные платежи и т.д. И всего 10% средств остается собственно на лечение людей и обновление медицинского оборудования.
Чиновники от медицины также говорят о том, что украинцы часто лечатся в стационарах без направления врача. «Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что более 70% пациентов лечатся не по профилю и тяжесть их состояния не требует лечения на более высоком уровне, где помощь более дорогая», — объяснил первый заместитель министра здравоохранения Александр Анищенко. По его данным, до 85% больных должны начинать и заканчивать лечение на первичном уровне — у семейного врача или педиатра.
Слишком много койко-мест
О необходимости сокращения стационарных отделений говорит вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко. По его словам, на 100 тысяч населения в Украине приходится 910 больничных коек, что почти вдвое превышает аналогичный показатель в большинстве стран Европы. А избыток учреждений приводит к недофинансированию каждого из них.
«Главная проблема заключается в том, — считает Сергей Тигипко, — что в Украине на первичную медицинскую помощь — это поликлиники, участковые или семейные врачи — приходится 30% финансирования, а на вторичную, стационары, — 70%. А должно быть наоборот». Предложения вице-премьера основаны на мнении, что во многих случаях больные в Украине могли бы пройти лечение дома или в поликлинике. Но система государственной медицины построена сейчас так, что практически каждый четвертый-пятый заболевший попадает в стационар, койко-место в котором обходится бюджету около 150 грн. в сутки.
Еще одна проблема — в том, что у государства не хватает средств для оснащения современным оборудованием всех лечебных учреждений. По данным Минздрава, в 2010 году в Украине насчитывалось 2853 больницы, часть из них будет превращена в амбулатории или вовсе закрыта.
В Минздраве не рассказывают, когда и сколько больниц будет закрыто и сколько врачей уволено. Там предпочитают говорить не о ликвидации медучреждений, а о предстоящем «перепрофилировании» и «оптимизации». Но заявления некоторых чиновников проливают свет на истинные планы властей. «Вместо четырех районных больниц с плохими условиями создадим одну с современным оборудованием и высокими зарплатами у медиков», — приоткрывает планы властей губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук.
При этом чиновники не объясняют, куда деваться тем врачам, больницы которых будут закрыты. Или же, если таким специалистам будет предложена работа в другом районе, как им ежедневно добираться на работу или решать вопрос с жильем.
Помощь селу
Принцип «одна «хорошая» больница вместо четырех «плохих» на деле означает, что жители трех районов могут вовсе остаться без медицинской помощи. В первую очередь речь идет об украинской глубинке. Именно оттуда начинается «оптимизация» — закрытие психоневрологических диспансеров в маленьких городках, амбулаторий в поселках.
Врачи, комментируя инициативы власти, предпочитают не представляться. Они тоже считают, что от такой реформы пострадают жители сельской местности. «Закрытие больниц может привести к тому, что люди не смогут получить элементарную первичную помощь, например при отравлении, сердечном приступе. Обещают, правда, что в сельской местности скорая помощь будет приезжать за 20 минут (в городе — за 10 минут), но, во-первых, надо посмотреть, как эти обещания будут выполняться, а во-вторых, 20 минут — это не так уж мало», — говорит заведующий отделением одной из киевских больниц.
Николай Хобзей, директор департамента развития медицинской помощи Минздрава, ранее признавал, что автопарк в больницах изношен на 80% и нуждается в обновлении. Исходя из этого, прежде чем закрывать районные и сельские больницы, государству следовало бы создать систему оказания экстренной медицинской помощи, которая выполняла бы функции диспетчера, и обновить парк машин скорой помощи.
Бывший министр здравоохранения Василий Князевич тоже считает, что в первую очередь при реформе нужно учитывать потребности сельских жителей. В частности, в селах должны быть созданы медицинские пункты, где фельдшер или медсестра смогут оказывать людям неотложную помощь.
Вице-спикер Николай Томенко не исключает, что сокращать или объединять будут те учреждения, руководители которых конфликтуют с местной властью, или же реформу используют для того, чтобы приватизировать здания закрытых больниц, которые обычно находятся в центральной части города и села.
По следам оптимизации
Местные чиновники не исключают, что, если реформа стартует, скорее всего, часть освобожденных помещений в городах займут частные клиники, а в селах — бары и кафе.
Все положения предстоящей реформы системы здравоохранения пока находятся в стадии разработки. Однако трем регионам суждено выполнить роль площадки для медицинского эксперимента. В Донецкой, Винницкой и Днепропетровской областях уже запущены пилотные проекты, и через несколько месяцев можно будет узнать, насколько жизнеспособной окажется предложенная реформа.
«Мы хотим при существующем финансовом и кадровом обеспечении сделать систему более компактной и доступной, что приведет к положительным изменениям в ближайшие четыре-пять лет», — уверяет первый заместитель министра здравоохранения Александр Анищенко.
И последнее. Украинские чиновники неоднократно заявляли о том, что во всем мире большая часть средств тратится не на лечение заболеваний, а на их профилактику. Но именно о профилактике пока никто не говорит. Видимо, все-таки решили лечить. Так дороже.
ВАЖНО
Реформа предполагает, что вся медицинская помощь будет распределена по трем уровням. Первый уровень — это общение больного с терапевтом, семейным врачом или педиатром в поликлинике. Второй — лечение в стационаре, консультации профильных специалистов и обследования. Третий уровень — лечение в специализированных медицинских центрах. Первичная медицинская помощь будет финансироваться из бюджетов районов.
Остальные — из бюджетов областей. Лечиться бесплатно в стационаре или специализированном центре больной сможет только в том случае, если его туда направит семейный врач. Иначе за все оказанные услуги придется платить из собственного кармана. Бесплатно обещают лечить только детей от года до трех лет и инвалидов. Детям от трех до шести лет, поступившим на лечение без направления, государственные клиники должны будут предоставить 50-процентную скидку на лекарства.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В Польше реформа медицинской сферы прошла еще в конце девяностых. Их нынешняя система во многом похожа на ту, которую сейчас предлагает украинский Минздрав: закрепление пациента за «врачом первого контакта» и только по его рекомендации — возможность попасть к профильному врачу.
Сами поляки считают, что их медицинская система имеет два существенных недостатка: забюрократизированность (запись к врачу осуществляется за несколько дней, а то и недель) и невозможность получить бесплатную медицинскую помощь вне места постоянного проживания. Все расходы, связанные с пребыванием пациента в больнице, оплачивает Kasa Chorych (Касса больных), которая занимается распределением средств между лечебными учреждениями. С 2003 года в Польше введено обязательное медицинское страхование. Малоимущих страхуют за счет госбюджета.
КОММЕНТАРИЙ
Светлана Солонская, директор Института политического консалтинга:
Все, что называется реформами, — это поиск, откуда достать деньги и куда их положить. Происходящее в медицине и образовании можно свести к одной проблеме: где бы сократить расходы так, чтобы меньше было шума и публичного неодобрения. В результате решили, что можно сократить медицинское обеспечение села. Поскольку село у нас и так вымирает, экономить в первую очередь решили под красивыми лозунгами высокотехнологической медицины. Под этим предлогом сельские жители полностью лишаются медицинского обслуживания — закрываются пункты медпомощи, сокращаются ставки врачей и медсестер и расходы на медицинский транспорт.
КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ РЕФОРМА
Для обеспечения больных лечением второго уровня (в стационарах) каждая область будет разбита на госпитальные округа.
В каждом таком округе будут объединены больницы нескольких соседних районов (или городов). Численность населения, которое будет обслуживаться в рамках одного госпитального округа, составит как минимум 100 тысяч жителей и будет определяться с учетом местной специфики (плотность и характер расселения, состояние дорог и т.п.).
Больницы на территории каждого из округов будут четко профилированы. В результате в рамках каждого госпитального округа будут созданы: одна многопрофильная больница интенсивного лечения (здесь будут оказывать круглосуточную помощь пациентам, требующим интенсивного лечения в условиях стационара), больницы для планового лечения хронических больных и долечивания пациентов, выписанных из больниц интенсивной помощи, больницы сестринского ухода, хосписы, больницы восстановительного лечения (реабилитационные центры) и консультативно-диагностические центры.
В больницы интенсивного лечения больных может доставить служба скорой помощи, пациент может обратиться самостоятельно в санпропускник без направления в случае нужды в неотложной помощи, во всех остальных случаях — по направлению семейного врача или врача-специалиста поликлиники.
В областные больницы пациенты могут быть направлены врачами любого уровня.
Кроме того, за пациентом должно остаться право быть принятым в стационарах без направления на платной основе.
Автор: Наталья Талалай, Weekly.ua
http://weekly.ua/pulse/theme/2011/03/10/112231.html